СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Есенинская песня"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит 15 стр. Рассказывает о творчестве Есенина. О популяризации его творчества с помощью музыки.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Есенинская песня"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учереждение

«Средняя образовательая школа «Агалатовский центр образования»















ЕСЕНИНСКАЯ ПЕСНЯ













Автор проекта:

Жилина София Денисовна 11Б

Руководитель проекта:

Никитина Лариса Петровна

Д. Агалатово

2019


Паспорт проекта


Название проекта

«Есенинская песня»

Авторы проекта

Жилина София Денисовна

Руководитель проекта

Никитина Лариса Петровна

Название образовательной организации

МОБУ «СОШ

«Агалатовский ЦО»

Год разработки проекта

2018-2019

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:

Литература, музыка

Тип проекта

Творческий

Проблема (гипотеза для исследовательского проекта)

Не достаточно уроков в школе на которых идет развитие эмоциональной сферы человека.

Цель проекта:

Создание песни на стихотворение С.Есенина

Задачи проекта:

-выбрать стихотворение

-проанализировать с точки зрения интонирования

-разделить стихотворение на части

-подобрать мелодию к каждой части

- выучить песню

-исполнить песню

Аннотация проекта

Проект содержит 15 стр. Рассказывает о творчестве Есенина. О популяризации его творчества с помощью музыки.

Форма продукта проекта

Песня на стихи Есенина

Презентация (представление проекта)

Концертное исполнение


Осмысление и оценка проекта

Для меня эта работа стала творческой и познавательной. Благодаря этому проекту я ближе познакомилась со многими произведениями Есенина. И еще больше полюбила его творчество.

Считаю, что цель моего проекта достигнута полностью.

Необходимое оборудование и ресурсы

Интернет-ресурсы, гитара



Содержание работы

Введение …………………………………………………………………4 стр.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Сергей Есенин………………………….……………………………6 стр.

1.2. Поэзия С. Есенина………….………....………………….……….…7 стр.

1.3. Творчество Есенина в музыке…….…………………………..…….8 стр.

1.4. Аккордовая система гитары………..………...………………..……9 стр.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Постановка проблемы…………………...……………...………….10 стр.

2.2. Планирование продукта……………….……...……………………11 стр.

2.3. Создание песни………………….....……………….……………….11 стр.

2.4. Исполнение песни…………………………….…………………….12 стр.

Заключение………………………………..……………………………...14 стр.

Список используемой литературы…………..………………………….15 стр.




Введение

Один из самых популярны и скандальных поэтов 20 века, да и русской литературы, чье имя звучит в учебнике литературы разных классов, есть С. Есенин. Его произведения трогают сердца многих читающих. Он затрагивает очень многие темы: любовь, одиночество, родина, смысл жизни и многое другое, почти не осталось той сферы жизни, которой он не затронул.

Главной целью своего проекта я вижу изучение творчества Есенина и популяризация его творчества с помощью музыки, что бы смогло привлечь учеников моей школы к самостоятельному изучения творчества поэта.

Мой проект актуален на уровне школы, благодаря ему учащиеся смогут получить дополнительные знания в области искусства и, возможно, заинтересуются данным автором или же игрой на гитаре.

Проект содержит в себе изучение истории жизни Есенина и его творчества, а также детальное изучение самостоятельного составления мелодии на гитаре и применение на практике.

Цель: изучение творчества С. Есенина, изучение способа написания мелодии и выступление с собственной песней перед публикой.

Чтобы достичь цели, били поставлены следующие задачи:

- изучить теорию по игре на гитаре

-разобрать приемы игры

-отобрать приемы для своего произведения

-выбрать стихотворение

-выучить произведен6ие

-сыграть его на публике

Проект может иметь продолжение, основанное на той же концепции, но с другой главной темой, стихотворением и более сложной мелодией.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Сергей Есенин

Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

(имажинизм -

Родился Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина.


В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. А в 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв»

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. Последнее стихотворение поэта — «До свиданья, друг мой, до свиданья…»



    1. Поэзия Сергея Есенина

В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».


В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

1.3. Творчество Есенина в музыке

Муслим Магомаев — «Королева»,1971 г. (музыка — Геннадий Подэльский, стихи — Сергей Есенин)

«Королева»

Стихотворение относят к 1913–1915 годам. Эта пора крестьянского Есенина, который пару лет назад покинул родное село Константиново и переехал в Москву. В этот период в его стихах много сказочного и былинного. Как рассказывал сам поэт, народные мотивы появились в его творчестве под влиянием бабушки, знавшей много народных песен, частушек и сказок.

В 1915 году Есенин переехал в Петербург и познакомился с Александром Блоком. Тот оценил дар молодого поэта, назвав его стихи свежими, чистыми и голосистыми. А вскоре Есенин стал желанным гостем всех литературных салонов.

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.


Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.


«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» в исполнении инди-группы The Retuses.:

Зимой 1924 года Есенин жил в Батуме и познакомился там с молодой учительницей Шаганэ Тальян. В одну из их встреч поэт передал ей свой сборник с дарственной надписью. После отъезда из Батума их знакомство оборвалось, но имя Шаганэ возникало в его стихах несколько раз.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


«Заметался пожар голубой…»

Есенин посвятил это стихотворение известной московской актрисе Августе Миклашевской. Он познакомился с ней после возвращения из заграничного путешествия в августе 1923 года.

К этому времени за спиной Есенина — основание литературной группы имажинистов в 1919 году. Ее участники провозглашают главенство образа над содержанием и склонны к эпатажу. Также поэт уже разочарован в советской власти, которую вначале восторженно принял, надеясь на построение крестьянского рая на Земле и новую справедливую жизнь.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.


Был я весь — как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Это далеко не все песни на стихи Есенина. Его поэзия так разнообразна и злободневна, что нашла место в музыке разных жанров. Любовная лирика и стихотворения крестьянской поры звучат в эстрадных песнях, бунтарские и горькие сочинения зрелого поэта заинтересовывают рок-музыкантов.

1.4.Аккордовая система гитары

Человек, который начал осваивать гитару и уже знает с десяток аккордов, рано или поздно задаётся вопросом: что такое CAGED? Если говорить простыми словами, то CAGED — это пять аккордов, с которыми знакомы, наверное, все, кто когда — либо пытался освоить гитару.



Глава 2. Практическая часть

2.1. Постановка проблемы

Люди, умеющие играть на гитаре чужие произведения, наверное, не раз задавались вопросом, как написать песню под гитару? Ведь исполнять свою написанную песню гораздо приятнее, чем воспроизводить чью-то. Итак, какими же необходимо владеть знаниями для того чтобы написать свою песню под гитару? А ничего сверхъестественного знать не требуется. Достаточно владеть основной базой аккордов и уметь играть их боем либо перебором. Ну и ещё немного владеть рифмой и иметь представление о стихотворных размерах.

Изначально нужно определиться со структурой песни, то есть куплеты и припевы. Обычно бывает 2-3 куплета и между ними повторяющийся припев, который может отличаться от куплета по ритму и стихотворному размеру. Далее необходимо написать текст к песне, если не удаётся, не беда, можно взять уже готовое стихотворение и разбить его на куплеты, выбрать припев. Следующим шагом будет подбор аккордов под текст. Сильно экспериментировать не стоит, можно выбрать простые аккорды, а впоследствии уже добавить им красок дополнительными нотами.

Напевая куплет, следует перебирать аккорды, пока результат не покажется вам удовлетворительным. По ходу подбора можно поэкспериментировать с различными видами боя, попробовать несколько переборов. Итак, с куплетом разобрались, переходим к припеву. В нём можно поменять ритм или перебор, можно добавить пару новых аккордов, а можно вообще сыграть на других, нежели куплет. Единственное чем стоит руководствоваться, подбирая музыку под припев это то, что он должен быть ярким и более выразительным по звучанию, чем куплет.

На всех вышеперечисленных этапах под рукой всегда должен иметься диктофон, иначе можно упустить хорошую мелодию, которая как обычно приходит неожиданно. Если диктофона нет, напевать придуманную мелодию нужно постоянно, чтобы не забыть мелодию. Иногда в такие моменты самопроизвольно могут добавиться какие-то изменения в мотив песни. Все это положительные моменты. На следующем этапе необходимо соединить куплеты с припевом. Следует пропеть всю песню целиком, если требуется, доработать отдельные моменты. Теперь можно перейти к вступлению и конечной части песни.

В основном вступление играется на тех же аккордах что и припев, чтобы подготовить слушателя к главному настроению песни. Концовку можно сыграть также как и куплет, замедляя темп и завершить её первым аккордом куплета.

2.2. Планирование продукта

Для песни я выбрала одно из стихотворений поэта посещенное родине «Я покинул родимый дом» написанное им в 1918 году и с помощью своего руководителя по проекту подобрала подходящие аккорды, сочинила мелодию песни.

Стихотворение Сергея Есенина "Я покинул родимый дом..." очень трогательное, написано с большой нежностью к родному краю.

Уже само название этого стихотворения Сергея Есенина - "Я покинул родимый дом" преисполнено грусти. Ведь не может человек покидать родимый дом испытывая при этом какие-то радостные чувства. Это всегда разлука с родными и любимыми.

Поэт с чувством говорит в стихотворении, что вернется не скоро и создает трогательные образы матери и отца. Он упоминает материнскую грусть и седину отца. Все это никак не может создавать веселое настроение.

Это стихотворение пронизано ностальгией, тоской по родному дому, по родине, в которой такая чудесная природа, в которой все свое, любимое, милое, и даже простой клен кажется поэту похожим на него самого.

2.3. Создание песни

Сочиняя свою мелодию я следовала определенному плану.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ ПЕСНИ:

  1. Выбрать стихотворный текст.

  2. Сочинить мелодию на этот текст, желательно красивую, яркую, запоминающуюся.

  3. Подобрать гармонию к мелодии (аккорды на гитаре)

  4. Можно добавить другие инструменты (ударные, духовые, струнные), то есть сделать инструментовку песни.

В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда.

2.4. Исполнение песни

Премьера песни состоялась в классе.

Фото 1 и 2. Исполнении песни перед своим классом.

Ребята тепло приняли песню.

Так же эта песня была исполнена на сцене нашей школы.



Заключение



Сергея Есенина знает каждый, но не каждый знаком с его творчеством. В школе мы не один год знакомимся с его творчеством и учим стихотворения. По моим наблюдениям, не многим детям удается с легкостью выучить стихотворение, многим из них гораздо легче учить текст песни.

Я не могла запоминать стихи. Доходило до того, что приходилось рассказывать их учителю после уроков. Как на уроке спросят у доски - не помню, как после уроков рассказываю - на отлично. И это при всем при том, что у меня по литературе "хорошо" Так как я в тесной дружбе с музыкой, то решение проблемы пришло помощью моего учителя и руководителя проекта и тема проекта вдруг преобразовалась в "Есенинская песня".

Именно работа над этим проектом помогла мне легко выучить один из его стихотворений.

Для меня эта работа стала творческой и познавательной. Благодаря этому проекту я ближе познакомилась со многими произведениями Есенина. И еще больше полюбила его творчество.



Список литературы

  1. Аккордовая система CAGED Электронный ресурс. Режим доступа свободный http://maestrobryansk.ru/2017/07/05/akkordovaya-sistema-caged/ Дата обращения (23.03.19)

  2. Есенин, Сергей Александрович Электронный ресурс. Режим доступа свободный https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дата обращения (19.11.19)

  3. Как сочинить песню? Электронный ресурс. Режим доступа свободный https://yandex.ru/znatoki/question/leisure/kak_sochinit_pesniu_0c40074a/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#340c30f4-fb99-4a3b-b209-b9b509e02c46 Дата обращения (17.09.19)

  4. Музыкальный класс. Школа онлайн. Электронный ресурс. Режим доступа свободный https://music-education.ru/kak-napisat-pesnyu-pod-gitaru/ Дата обращения (12.08.190

  5. Сергей Есенин. Биография. Электронный ресурс. Режим доступа свободный

https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin Дата обращения (13.09.19)



12