СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: «Если есть на свете Рай — это Воронежский край» организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Если есть на свете Рай — это Воронежский край» организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Русанова Ольга Ивановна

воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад № 5

Воронежской области.

Почта [email protected]

Проект: «Если есть на свете Рай — это Воронежский край» организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Лежит привольно над рекою

У белых скал и берегов,
Умыт прохладную зарёю
Мой тихий Павловск средь лугов.

М. Кулешова


Паспорт проекта

Тип проекта: краткосрочный, коллективный, практический.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: с 18.04-20.04.2018 г. (3 дня)

Этапы проекта:

1 этап организационно- подготовительный

2 этап практический

3 этап заключительный

Участники проекта: дети и родители второй младшей группы, воспитатели.

Возраст детей: 3 – 4 лет Количество участников проекта: 20 человек

Авторы проекта: Русанова О.И.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: проживая в городе Павловске Воронежской области, на территории уникальных мест, мы не только мало посещаем их, но и недостаточно знаем о них.

Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения к своей малой родине, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края.

Задачи

формировать представления детей о Воронежском крае и родном городе: история, символика, достопримечательности;

- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

- расширить представления о тех людях, чьими именами названы улицы нашего города;

- расширить представления детей о флоре и фауне Воронежского края; формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- познакомить с культурой и традициями Воронежского края;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно находить информацию о родном крае;

Актуальность проекта

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Знакомство с историей родного города будет способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю. Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор интересного материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей и память о далеких событиях во время ВОВ.

Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем и формировали гражданскую позицию наших детей. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своего края.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Повышение интереса к познавательной деятельности;

  • Усвоение необходимых понятий по теме «Мой город»

  • Приобретение детьми опыта работы рядом друг с другом, умение повторять за взрослым и действовать совместно с ним.

Для педагога:

  • повышение профессионализма;

  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

  • личностный и профессиональный рост;

  • самореализация.

Формы работы:

С детьми: беседы; организованная образовательная деятельность; рассматривание картин, иллюстраций по проекту «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, совместная деятельность с родителями.

С родителями: беседы и консультации; совместная деятельность с ребенком.

Продукты проекта:

-для детей:

  • Изготовление фотоальбома: «Мой город Павловск».

-для родителей:

Коллаж «Мой город»

-для педагогов:

  • сбор и накопление материалов по теме проекта.

Этапы реализации проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»:

1 этап – организационно-подготовительный (18.04.2018 г.).

На первом этапе разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи, определены участники проекта, определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, подобрана наглядная информация: иллюстрационный материал, литературные произведения, репродукции картин, дидактические игры.

2 этап - основной (19.04.2018 г.).

Цель: Формировать у детей интерес к родному городу, воспитать уважение и любовь к родному краю. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную и совместно-партнерскую деятельность (игровая деятельность, творческая деятельность, сотрудничество с семьей, познавательно-речевая деятельность). Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Работа педагога с детьми:

  • Рассматривание книг о Павловске (знакомство с литературой).

Цель: Учить детей пользоваться книгой, как источником получения информации.

  • Знакомство с историей города, памятниками архитектуры

(виртуальная экскурсия)

Цель: расширить представления детей о истории и памятниках архитектуры родного города, поддерживать познавательный интерес к истории родного города.

Дидактическая игра:

«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».

Работа педагога с родителями включает в себя проведение консультаций и бесед:

  • «Улицы нашего города»;

  • «История г. Павловска».

3 этап – заключительный.

Цель: анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»

Перспективный план группового проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»

Первый день 18.04.2018 г.

1) Рассматривание книг о Павловске (знакомство с литературой).

Цель: Показать детям, как пользоваться книгой, как источником получения информации.

2) Знакомство с историей города, памятниками архитектуры

(виртуальная экскурсия)

Цель: Расширить представления детей о истории и памятниках архитектуры родного города, поддерживать познавательный интерес к истории родного города.

Непосредственно образовательная деятельность.

ООД в рамках образовательной области «Познание» для детей второй младшей группы «Транспорт нашего города»

Цель: Формирование у детей интереса к различным видам транспорта города Павловска.

Дидактическая игра: «Собери из разрезанных картинок виды нашего города».

День второй 19.04.2018 г.

Беседа природа Воронежского края

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе Воронежского края.

Художественно-эстетическое развитие «День Подснежника»

Цель: Продолжать обогащать знания детей о весенних изменениях природы, формирование познавательного интереса у детей к изучению первых весенних цветов – подснежников.

Задачи: Познакомить детей с первоцветами (подснежниками) родного края.

-Закреплять представления детей о весне, её приметах.

-Развивать речь, мелкую моторику рук, расширять словарный запас.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Третий день 20.04.2018

Презентация «Мой город»

Создание книги-самоделки:

Цель: отбор материала и оформление.

Анализ мероприятия:

В результате работы над проектом: у детей сформировалось представление о Воронежском крае и родном городе: истории, символики, достопримечательности. Сформировалось понятие, что он неотъемлемая часть малой родины. Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу.

Родители: стали проявлять интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному городу, принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Педагог: моя деятельность была направлена на формирование у детей чувство любви и патриотизма к родному городу

Вывод: любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – к месту, где родился человек. Таким образом, заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем возрасте.

В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с Воронежским краем и родным городом и формировать гражданскую позицию чувство патриотизма, гордость за свой народ и его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своего края.

Приложение.

Стихи о Павловске.

Город мой любимый,

Город мой родной,

Ты зеленый летом,

Осенью цветной.

Чистый, белоснежный

Ты стоишь зимой,

А весной ты нежный…

Я горжусь тобой!

Пусть ты не столица,

Но люблю тебя,

И знакомых лица радуют меня.

На большой планете

Городов не счесть,

И на нашем Доне

Самый лучший есть!

***

Этот знак есть у любого.

И у города большого,

У района и страны,

Знать его мы все должны.

Формой он похож на щит,

И цвета здесь яркие.

Символ этот так речист,

Многое узнаем мы:

Чем гордится город наш,

Чем он прославляется.

Этот символ - знак

Гербом называется!

***

Вот площадь "Молодежная"

В городе нашем -

Здесь мы играем,

Гуляем и пляшем.

Здесь елка зимою

Растет до небес.

И площадь становится

Местом чудес!

***

О вечно юный милый град,

Мой Павловск! Краше тебя нет.

С тобою встрече каждый рад

И счастлив передать привет.

Живи, цвети и расширяйся!

И празднуй славный юбилей,

Чтобы всегда могли мы наслаждаться

Красою твоих улиц и аллей!


Итоговое мероприятие.

Виртуальная экскурсия по городу Павловск.

Цель: формирование первичных представлений о малой родине.

Задачи:

- обогащать представления детей о родном городе: история, символика, достопримечательности;

- формировать любовь к родному краю;

- развивать интерес, любознательность к своему родному краю;

- расширять и обогащать словарный запас детей;

- развивать логическое мышление, воображение:

Предварительная работа: экскурсии по городу Павловску, рассматривание презентации, фотографий и открыток с достопримечательностями города, чтение стихов и рассказов.

Оборудование: презентация «Мой город», фото с видами города Павловска.

Словарная работа: Павловчане, культурный, цветущий, праздничный, спортивный, зеленый, героический, весенний и любимый.

Ход ООД:

(Дети входят в зал и встают в круг).

Воспитатель:

Станьте дети, станьте в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Что вы чувствуете?

(ответ детей)

Воспитатель: Это тепло наших добрых рук, наших сердец.

Давайте поделимся этим теплом друг с другом. (Дети соединяют ладошки).

Молодцы! Ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками на нашем занятии.

Только такие дружные, добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.

Какие замечательные слова были сказаны А.С. Пушкиным:

Любите свой край!

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

Наша Родина называется… (Россия)

Ребята, мы знаем, что наша стана Россия, она очень большая. И в России много городов (показать политическую карту России). Что означает слово малая Родина? (малая Родина — это место, где человек родился и вырос.)

Наша Родина называется… (Россия)

Жители России называются… (россияне).

Кстати, а вы знаете как называется наш город?

(ответы детей)

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

(ответы детей)

Знаете ли вы, сколько лет нашему городу? (ответы)

Наш город образовался в 1709 году. Посмотрите вот фотографии города старого и нового. (слайд 1, 2)

У нашего города есть отличительный знак.

Этот знак есть у любого.

И у города большого,

У района и страны,

Знать его мы все должны.

Формой он похож на щит,

И цвета здесь яркие.

Символ этот так речист,

Многое узнаем мы:

Чем гордится город наш,

Чем он прославляется.

Этот символ - знак

Гербом называется!

Городской герб чаще всего отображает особенность края, заботы, которыми живет население. Рассмотрите внимательно и попробуйте назвать, что изображено на гербе города? (ответы детей)

Наш город очень красивый, самый лучший!

Давайте и мы скажем красивые слова о нашем городе Павловске ?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

В нашем городе наступила весна, значит наш город какой…. (весенний)

В нашем городе есть музеи, кинотеатры, значит наш город какой?

(культурный)

В нашем городе много людей занимается спортом, значит наш город какой? (спортивный)

К празднику город всегда украшают флагами, шарами и город становится какой? (праздничный, красивый)

В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город какой? (зеленый)

В нашем городе цветет много цветов, значит наш город какой?

(цветущий)

Мы все очень любим наш город, значит он какой? (любимый).

Теперь все вместе скажем, какой город Павловск у нас получился?

(ответы детей)

Сегодня я приглашаю вас экскурсия по городу Павловск. (просмотр видео)

-Что вам больше всего нравится в нашем городе? (ответы)

- Что вы видите на этой фотографии?

-Что нового вы узнали сегодня о родном городе?

-Что понравилось на нашей выставке?

-Хотели бы вы еще попасть на выставку? Почему?

Наш город Павловск – красивый, уютный, в нем живут славные люди!

Ты вырос в поле, как цветок,

Потом забытый в новых планах.

Но крепким выдался росток.

И вот теперь ты – город славный!

любовью ты не обделён –

Тобой гордиться каждый житель.

И мы навеки влюблены

В тебя, любимый город наш!