Русанова Ольга Ивановна
воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад № 5
Воронежской области.
Почта [email protected]
Проект: «Если есть на свете Рай — это Воронежский край» организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Лежит привольно над рекою
У белых скал и берегов,
Умыт прохладную зарёю
Мой тихий Павловск средь лугов.
М. Кулешова
Паспорт проекта
Тип проекта: краткосрочный, коллективный, практический.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: с 18.04-20.04.2018 г. (3 дня)
Этапы проекта:
1 этап организационно- подготовительный
2 этап практический
3 этап заключительный
Участники проекта: дети и родители второй младшей группы, воспитатели.
Возраст детей: 3 – 4 лет Количество участников проекта: 20 человек
Авторы проекта: Русанова О.И.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: проживая в городе Павловске Воронежской области, на территории уникальных мест, мы не только мало посещаем их, но и недостаточно знаем о них.
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения к своей малой родине, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края.
Задачи
формировать представления детей о Воронежском крае и родном городе: история, символика, достопримечательности;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- расширить представления о тех людях, чьими именами названы улицы нашего города;
- расширить представления детей о флоре и фауне Воронежского края; формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- познакомить с культурой и традициями Воронежского края;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно находить информацию о родном крае;
Актуальность проекта.
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Знакомство с историей родного города будет способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю. Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор интересного материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей и память о далеких событиях во время ВОВ.
Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем и формировали гражданскую позицию наших детей. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своего края.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Повышение интереса к познавательной деятельности;
Усвоение необходимых понятий по теме «Мой город»
Приобретение детьми опыта работы рядом друг с другом, умение повторять за взрослым и действовать совместно с ним.
Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
Формы работы:
С детьми: беседы; организованная образовательная деятельность; рассматривание картин, иллюстраций по проекту «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, совместная деятельность с родителями.
С родителями: беседы и консультации; совместная деятельность с ребенком.
Продукты проекта:
-для детей:
-для родителей:
Коллаж «Мой город»
-для педагогов:
Этапы реализации проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»:
1 этап – организационно-подготовительный (18.04.2018 г.).
На первом этапе разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи, определены участники проекта, определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, подобрана наглядная информация: иллюстрационный материал, литературные произведения, репродукции картин, дидактические игры.
2 этап - основной (19.04.2018 г.).
Цель: Формировать у детей интерес к родному городу, воспитать уважение и любовь к родному краю. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную и совместно-партнерскую деятельность (игровая деятельность, творческая деятельность, сотрудничество с семьей, познавательно-речевая деятельность). Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Работа педагога с детьми:
Цель: Учить детей пользоваться книгой, как источником получения информации.
Знакомство с историей города, памятниками архитектуры
(виртуальная экскурсия)
Цель: расширить представления детей о истории и памятниках архитектуры родного города, поддерживать познавательный интерес к истории родного города.
Дидактическая игра:
«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
Работа педагога с родителями включает в себя проведение консультаций и бесед:
«Улицы нашего города»;
«История г. Павловска».
3 этап – заключительный.
Цель: анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»
Перспективный план группового проекта «Если есть на свете Рай — это Воронежский край»
Первый день 18.04.2018 г.
1) Рассматривание книг о Павловске (знакомство с литературой).
Цель: Показать детям, как пользоваться книгой, как источником получения информации.
2) Знакомство с историей города, памятниками архитектуры
(виртуальная экскурсия)
Цель: Расширить представления детей о истории и памятниках архитектуры родного города, поддерживать познавательный интерес к истории родного города.
Непосредственно образовательная деятельность.
ООД в рамках образовательной области «Познание» для детей второй младшей группы «Транспорт нашего города»
Цель: Формирование у детей интереса к различным видам транспорта города Павловска.
Дидактическая игра: «Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
День второй 19.04.2018 г.
Беседа природа Воронежского края
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе Воронежского края.
Художественно-эстетическое развитие «День Подснежника»
Цель: Продолжать обогащать знания детей о весенних изменениях природы, формирование познавательного интереса у детей к изучению первых весенних цветов – подснежников.
Задачи: Познакомить детей с первоцветами (подснежниками) родного края.
-Закреплять представления детей о весне, её приметах.
-Развивать речь, мелкую моторику рук, расширять словарный запас.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Третий день 20.04.2018
Презентация «Мой город»
Создание книги-самоделки:
Цель: отбор материала и оформление.
Анализ мероприятия:
В результате работы над проектом: у детей сформировалось представление о Воронежском крае и родном городе: истории, символики, достопримечательности. Сформировалось понятие, что он неотъемлемая часть малой родины. Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу.
Родители: стали проявлять интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному городу, принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Педагог: моя деятельность была направлена на формирование у детей чувство любви и патриотизма к родному городу
Вывод: любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – к месту, где родился человек. Таким образом, заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем возрасте.
В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с Воронежским краем и родным городом и формировать гражданскую позицию чувство патриотизма, гордость за свой народ и его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своего края.
Приложение.
Стихи о Павловске.
Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя,
И знакомых лица радуют меня.
На большой планете
Городов не счесть,
И на нашем Доне
Самый лучший есть!
***
Этот знак есть у любого.
И у города большого,
У района и страны,
Знать его мы все должны.
Формой он похож на щит,
И цвета здесь яркие.
Символ этот так речист,
Многое узнаем мы:
Чем гордится город наш,
Чем он прославляется.
Этот символ - знак
Гербом называется!
***
Вот площадь "Молодежная"
В городе нашем -
Здесь мы играем,
Гуляем и пляшем.
Здесь елка зимою
Растет до небес.
И площадь становится
Местом чудес!
***
О вечно юный милый град,
Мой Павловск! Краше тебя нет.
С тобою встрече каждый рад
И счастлив передать привет.
Живи, цвети и расширяйся!
И празднуй славный юбилей,
Чтобы всегда могли мы наслаждаться
Красою твоих улиц и аллей!
Итоговое мероприятие.
Виртуальная экскурсия по городу Павловск.
Цель: формирование первичных представлений о малой родине.
Задачи:
- обогащать представления детей о родном городе: история, символика, достопримечательности;
- формировать любовь к родному краю;
- развивать интерес, любознательность к своему родному краю;
- расширять и обогащать словарный запас детей;
- развивать логическое мышление, воображение:
Предварительная работа: экскурсии по городу Павловску, рассматривание презентации, фотографий и открыток с достопримечательностями города, чтение стихов и рассказов.
Оборудование: презентация «Мой город», фото с видами города Павловска.
Словарная работа: Павловчане, культурный, цветущий, праздничный, спортивный, зеленый, героический, весенний и любимый.
Ход ООД:
(Дети входят в зал и встают в круг).
Воспитатель:
Станьте дети, станьте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся.
Что вы чувствуете?
(ответ детей)
Воспитатель: Это тепло наших добрых рук, наших сердец.
Давайте поделимся этим теплом друг с другом. (Дети соединяют ладошки).
Молодцы! Ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками на нашем занятии.
Только такие дружные, добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.
Какие замечательные слова были сказаны А.С. Пушкиным:
Любите свой край!
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
Наша Родина называется… (Россия)
Ребята, мы знаем, что наша стана Россия, она очень большая. И в России много городов (показать политическую карту России). Что означает слово малая Родина? (малая Родина — это место, где человек родился и вырос.)
Наша Родина называется… (Россия)
Жители России называются… (россияне).
Кстати, а вы знаете как называется наш город?
(ответы детей)
Воспитатель: Как называют жителей нашего города?
(ответы детей)
Знаете ли вы, сколько лет нашему городу? (ответы)
Наш город образовался в 1709 году. Посмотрите вот фотографии города старого и нового. (слайд 1, 2)
У нашего города есть отличительный знак.
Этот знак есть у любого.
И у города большого,
У района и страны,
Знать его мы все должны.
Формой он похож на щит,
И цвета здесь яркие.
Символ этот так речист,
Многое узнаем мы:
Чем гордится город наш,
Чем он прославляется.
Этот символ - знак
Гербом называется!
Городской герб чаще всего отображает особенность края, заботы, которыми живет население. Рассмотрите внимательно и попробуйте назвать, что изображено на гербе города? (ответы детей)
Наш город очень красивый, самый лучший!
Давайте и мы скажем красивые слова о нашем городе Павловске ?
Игра «Я начну, а ты продолжи».
В нашем городе наступила весна, значит наш город какой…. (весенний)
В нашем городе есть музеи, кинотеатры, значит наш город какой?
(культурный)
В нашем городе много людей занимается спортом, значит наш город какой? (спортивный)
К празднику город всегда украшают флагами, шарами и город становится какой? (праздничный, красивый)
В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город какой? (зеленый)
В нашем городе цветет много цветов, значит наш город какой?
(цветущий)
Мы все очень любим наш город, значит он какой? (любимый).
Теперь все вместе скажем, какой город Павловск у нас получился?
(ответы детей)
Сегодня я приглашаю вас экскурсия по городу Павловск. (просмотр видео)
-Что вам больше всего нравится в нашем городе? (ответы)
- Что вы видите на этой фотографии?
-Что нового вы узнали сегодня о родном городе?
-Что понравилось на нашей выставке?
-Хотели бы вы еще попасть на выставку? Почему?
Наш город Павловск – красивый, уютный, в нем живут славные люди!
Ты вырос в поле, как цветок,
Потом забытый в новых планах.
Но крепким выдался росток.
И вот теперь ты – город славный!
любовью ты не обделён –
Тобой гордиться каждый житель.
И мы навеки влюблены
В тебя, любимый город наш!