Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №152»
Эколого-познавательный проект
«Эти удивительные
камни!»
Автор проекта: воспитатель
Рогова Светлана Александровна,
дошкольники группы «Ромашки»
и их родители.
Оренбург, 2024г
ВВЕДЕНИЕ.
Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.
Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.
Что определяет, характеризует человека и общество прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.
Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия камней и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомились с миром камня, особенностями их происхождения, использование камня человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Актуальность проекта:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний
об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности..
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о разнообразии камней , будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
Цель:
Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.
Задачи проекта
Образовательные:
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Учить детей классифицировать камни по происхождению.
-Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
-Развивать умение сравнивать и анализировать.
-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
-Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
-Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Предполагаемые результаты:
-Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»
-Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.
-Создание коллекции камней «Эти Удивительные камни»
Методы проектной деятельности:
-Познавательные беседы
-Экологические занятия
-Рассматривание
-Просмотр видеоматериалов
-Чтение художественной литературы
-Игровая деятельность дошкольников
-Художественно – творческая деятельность с детьми
-Исследовательская деятельность
Этапы эколого-познавательного проекта «Эти Удивительные камни»
1 этап Выявление первоначальных знаний детей о камнях.
Что мы знаем о камнях? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
*Камни твердые, а еще они разные. * Из них делают дома, дворцы, мосты и для опытов. *Из них делают браслеты, бусы и берут для изучения. *Бывают каменные дороги и стены. *Из них делают колонны, серьги. * Я знаю мрамор, из него бывают ступеньки и чаша. Я видела в музее. * Я знаю гранит. Он есть у меня дома. * У меня дома есть каменная фигурка. | *Почему камни бывают красивые и блестящие? *Как из них делают драгоценности? *Какие бывают камни? *Как появились камни? *Как из камней получают украшения? *Почему камни такие разные? *Откуда взялись камни? *Почему камни такие разные? | *Спрошу у мамы и папы. *Расскажет воспитатель. *Нужно посмотреть в книжке. *Есть все в компьютере. *Посмотреть в журнале. *Найти картинки про камни. |
2 этап. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Цель: Заинтересовать и увлечь детей и их родителей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
Продукт проекта: коллекция камней.
Задачи:
1. Расширить знания детей об окружающем мире.
2. Развивать мышление, активизировать речь.
3. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
4. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
3 этап. Разработка проекта.
Задачи:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы для коллекции, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5.Проведение первоначальной диагностики уровня экологических знаний дошкольников
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность.
-Дидактические игры: «На что похож?», «Сосчитай-ка», «Составь картинку из камней», «Игра с ящиком ощущений», «Камни, ножницы, бумага», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»,
- Сюжетные игры: «Ювелирный магазин», «В поисках клада».
- Подвижная игра: «Гора и камешки»
Продуктивная деятельность.
- Рисование:
«Ожившие камни», «Печатаем узор на камне» ;
- Лепка
Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка), Отпечатки на пластилине;
- Конструирование
Создание объемных конструкций из камней с использованием пластилина. «Весёлые зверюшки из камней»;
Выкладывание из камней мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность:
-Обследование камня посредством органов чувств.
-Рассматривание камней под лупой.
-Знакомство со свойствами камня.
-Создание «Мини энциклопедии камней».
Речевая деятельность:
-Составление описательных рассказов о камне.
-Речевые упражнения «Какой камень?»
-«Вспомни сказку»
Экологические занятия из цикла «Песок, глина, камни».
«Самый главный минерал в жизни» (соль)
«Камни из растений и животных»
«Подземная кладовая»
«История солнечного камня»
«Тайна лесного муравья»
«Лечебные свойства янтаря»
«Янтарь в руках человека»
«История солнечной комнаты»
«Великолепие благородных камней» (знакомство с полудрагоценными и драгоценными камнями)
«Что такое горы»
«Почему разрушаются горы»
«Дымящиеся горы»
«Кто живет в горах»
«Растения гор»
«Как человек использует камни»
Наблюдения на прогулке
Отпечатки на песке; Весёлые мухоморчики.
Чтение художественной литературы:
-Знакомство со сказками Бажова
-Стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная гора»
-Стихотворение Р. Сефа «Камень»
-Сказка «О чем шептались камешки»
Формы и методы работы с родителями.
Родительское собрание с родителями о важности реализации данной проблемы через педагогику.
Привлечение к участию в выставке камней
Привлечение родителей к пополнению коллекции новыми экспонатами.
Придумывание сказок и историй.
Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями «Ожившие камни»
4 этап. Презентация проекта.
1. Представление коллекции камня.
2. Выставка совместных с родителями поделок из камней «Ожившие камни»
3. Итоговое экологическое занятие «Удивительные камни».
4. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию дошкольников по блоку программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой «Песок, глина, камни».
5 этап. Показ всем дошкольникам, педагогам и родителям воспитанников детского сада коллекции камней.
Результаты проведения эколого-познавательного проекта «Эти Удивительные камни».
На заключительном этапе проекта нами проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.
По итогам начальной диагностики:
Дошкольники называют небольшое количество свойств камней.
Дети не знают что такое кристаллы.
Дошкольники называют 1 – 2 драгоценных камней.
Затрудняются ответить на вопрос, как могут помочь камни человеку.
Дошкольники не точно дают определение, что такое горы.
Возникают затруднения назвать горы нашей страны.
Называют 2 – 3 животных, обитающих в горах.
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики по проектной деятельности выявил положительную динамику усвоения детьми знаний по проекту «Удивительные камни»:
Все дошкольники перечисляют 6-7 свойств камней.
Большинство дошкольников знают, что такое кристаллы.
Перечисляют 5-6 драгоценных камней.
Знают, как камни помогают человеку.
Дошкольники уверенно дают ответ, что такое горы.
Перечисляют достаточное количество животных, живущих в горах.
В результате реализации экологического проекта «Удивительные камни»:
-Значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Песок, глина, камни».
- Углублены знания дошкольников о свойствах камней, о горах, животных, живущих в горах.
- Сформировано представление о кристаллах, драгоценных камнях.
- Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, сказок, аудиозаписей).
- Пополнена эколога – развивающая среда группы : создана коллекция камней.
- Разработаны игры для дошкольников по проекту «Эти Удивительные камни».
-создана «Мини энциклопедия камней».
На основании выше сказанного можно сделать
ВЫВОД: Цель проекта достигнута в полном объёме.
Список литературы
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
Дыбина «Опыты и эксперименты в детском саду».
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.
Николаева С.Н. Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод.матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.
Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.
Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1986.
Фотоматериалы