СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Фабрика мастеров"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект "Фабрика мастеров" - программа работы по создании детско-взрослого образовательного производства на базе летнего многофункционального лагеря и мастерских по интересам.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Фабрика мастеров"»

Проект ««Фабрика мастеров»

Пояснительная записка

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования – повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина.

Одним из направлений реализации федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., принятой распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 163-р, является совершенствование трудового воспитания учащихся на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора.

Система мероприятий, направленных на создание условий для практико-ориентированной деятельности учащихся через организацию детско-взрослого образовательного производства, в котором детский коллектив в учебно-воспитательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их проектировании и перепроектировании.

Роль учителя заключается в организации учебно-производственной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Участники проекта - дети, родители, учителя, специалисты. Повышение уровня их сотрудничества, степени вовлеченности в общую деятельность, эффективность взаимодействия является не только основным принципом реализации проекта, но и главным критерием его педагогической результативности.

Образовательная проблематика проекта

Смена приоритетов в современном российском образовании:

-отход от ЗУН-овой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторону компетентностного образования школьника.

-Переход от «школы накопления знаний» - к модели «школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном подходе.

Содержание проекта по решению проблемы

Ключевой смысл: создание в школе детско-взрослого образовательного производства. В ходе производства складывается определенная детско-взрослая образовательная общность, задача которого состоит в том, чтобы сориентировать учащихся относительно тех новых типов труда, на основе которых через проводимые образовательные программы будут решаться конкретные проблемы социума, развития ребенка, образовательного учреждения.

Обоснование актуальности проекта

На сегодняшний день нужны новые подходы, формы и методы в социализации учащихся, в строительстве отношений школы и социума, в обогащении содержания образовательной и воспитательной работы, в обновлении методов работы. Новая образовательная среда предполагает новые социальные роли для учителей и учащихся, новые социальные позиции, новый кодекс поведения, новый набор правил в деятельности школы, новую систему работы школы.

В силу названных обстоятельств возникает необходимость в новой парадигме профильно-ориентированного трудового воспитания, отражающей потребности личности и социума, ориентирующей современную общеобразовательную школу на создание условий для жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Это предполагает теоретическое обоснование и разработку эффективной модели профильно-ориентированного трудового воспитания, направленного на личностное и профессиональное саморазвитие и становление учащихся, формирование личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, таких как потребность в труде, трудоспособность и ответственность, уважение к людям труда, конкурентоспособность.

Данный проект - следующий шаг школы в расширении сферы своего действия, со-действия, со-творчества с социумом, который даст возможность формирования единого воспитательного и образовательного пространства, создания институтов гражданского общества в виде творческих и иных объединений людей разных поколений, разных социальных статусов, посодействует решению насущных проблем села и улуса с участием широких слоев населения.

Цель : обеспечение открытой индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка на основе разработки личностно-ориентированного содержания дополнительного образования и возрастной диагностики развития универсальных умений, мыследеятельностных способностей, компетенций развития.

Задачи:

• Создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся;

• Способствовать выработке у учащихся знаний, умений и навыков интеллектуальной и производственной деятельности, самореализации и саморазвитии.

• Активизировать сотворчество детей и взрослых через создание ДВОП.

Принципы деятельности Фабрики:

• Учить, чтобы «научить учиться».

• Учить, чтобы «научить зарабатывать на жизнь».

• Учить, чтобы «научить организовывать свой быт».

• Учить, чтобы «научить общению».

Сроки реализации проекта: 2013-2019гг.

Методы работы:

Для решения задачи №1- разработка проектов мастерских по интересам учащихся. Создание творческих групп из взрослых и детей.

Для решения задачи №2 – проведение элективных курсов, факультативов, кружков, организация летних профильных лагерей, производственных бригад, консультации специалистов, организация работ мастерских по профилям. Привлечение социальных партнеров к реализации проекта.

Для решения задачи № 3 – участие в конкурсах, НПК, стимулирование, поощрение.

Рабочий план

1 этап – организационный – май 2013 г. 2 этап – основной – 2013- 2018г. 3 этап – подведение итогов – 2019г.

Механизм реализации:

мероприятие

Вид работы

срок

Ответственные

1

оргмомент

Разработка плана работ, проектов мастерских. Обсуждение в коллективе.

Май 2013

Творческая группа авторов.

2

Школьный социальный проект «Фабрика мастеров»

Создание творческих групп по интересам.


июнь-сентябрь 2013

Творческие группы мастерских ДВП (детско-взрослое производство).

3

Реализация проектов по группам.


Работа мастерских:

-«Детская редакция «Далбарай», «Юкул»

-мастерская столяров «Сатабыл»;

- мастерская «Арт-дизайн»;

- актерская мастерская «Мюзикл»;

- мастерская «Фото-видео-студия»;

- мастерская «Юный фермер»;

- мастерская «Вернисаж»;

- мастерская «Золотая нитка»;

-мастерская «Цветочный перезвон»;

-мастерская «Школа молодого предпринимателя».

- мастерская «Музей-клуб».

Животноводческий лагерь «Юный фермер».

Овощеводческий лагерь «Березка».

Индивидуальные предпринимательские проекты.

Летние лагеря, производственные бригады.

2013 - 2019

Творческие группы ДВП (детско-взрослое производство).

Социальные партнеры.

Персонал летнего многопрофильного лагеря «Арчы»


Активизация работы «Фабрики мастеров»

участие в конкурсах, НПК, стимулирование, поощрение.

В течение работы проекта

Руководители мастерских

5

Отслеживание хода проекта

Промежуточный результат

сентябрь 2014, 2015

Руководители мастерских, лагерей

6

Заключительный этап.

Отчет по проекту

Сентябрь 2016.

Творческая группа



ДВОП как форма деятельностного обучения в нашей школе реализуется через производство интеллектуального и производящего труда в учебное и во внеучебное время .

До проекта

В проекте:

мастерские, профильные смены летнего лагеря

Фотокружок

«Школьная фото-видео-студия»

Редакция школьной газеты

«Детско-взрослая редакция улусного журнала «Алаьа»

Школьный музей

«Детско-взрослый музей-клуб»

Профильный курс «Столяр»

«Сатабыл» по производству детской мебели

Профильный курс «Швея»

«Золотая нитка» по пошиву одежды

Кружок «Цветовод»

«Цветочный перезвон»

Кружок дизайна

«Детско-взрослая проектно-дизайнерская группа «Арт-студия»

Компьютерный кружок

«Детско-взрослый центр ИКТ-сопровождения»

Кружок «Основы предпринимательской деятельности»

«Школа молодого предпринимателя», «Юный фермер»



Принципы работы мастерских:

 -направленность обучения на развитие личности учащегося;

 -субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

 -стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

 -развитие адекватной самооценки;

 -обеспечение мотивированности, осознанности;

 -деятельностный и компетентностный подход;

 -ориентация на сотрудничество;

 -поэтапность формирования знаний, умений;

 -использование жизненного опыта учащихся;

 -ориентация на посильность,научность знаний;

 -комфортность участников образовательного процесса.



Управление проектом:

Продукция «Фабрики мастеров»

Интеллектуальный продукт:

• улусный журнал «Алаьа» (детское приложение «Далбарай»,

• журнал для подростков «Юкул»

  • Школьная газета «Школьный вестник»

• Издательская деятельность (книги «Кынаттаах атым», «Сунтар: прошлое, настоящее, будушее», «Первая улусная школа»)

• Виртуальный музей истории школы

• Музей под открытым небом «Первая улусная школа республики»

Производственный продукт:

• детская мебель

• верхняя и рабочая одежда

• Дизайн одежды

• выращивание овощей

• разведение комнатных цветов

• оформление школы, издание буклетов

• презентации, слайды

  • Ознакомление с основами животноводства в лагере «Кустук» в сайылыке «Хаахынай» в течение 3-х лет.

• Предпринимательские индивидуальные ученические проекты «Разведение коз в частном хозяйстве», «Выращивание огурцов в закрытом грунте».

Модель выпускника «Фабрики мастеров»

– личность, способная к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни, обладающая ключевыми компетенциями, твердыми жизненными принципами и моральными устоями.

Материально – техническая база:

• 3-хэтажное каменное здание школы, гараж с 3 боксами, УПМ, зимняя оранжерея, автобус ПАЗ, Интернет, DVD, 2 компьютерных класса, видеопроекторы, интерактивные доски, принтеры и т.д.

• Производственные помещения КХ «Лоцкур», Сунтарского технологического колледжа для профориентации, допрофессиональной подготовки участников проекта.

Социальное партнерство:

 Школа Бизнеса РС (Я)г. Якутска;

 КХ «Лоцкур»;

 ООО «Новый стиль»;

 Фонд развития предпринимательства в Сунтарском улусе;

 ИП «Никифоров Л.Г.»

 Отдел по молодежной политике администрации улуса;

 Управление культуры и духовного развития;

 Школа Искусств с. Сунтар;

 Улусный архив.

Новизна и практическая значимость

Программа проекта ориентирована на реальные запросы социума и относится к активным формам обучения и воспитания и позволяет уже в школьном возрасте дать ориентиры успешного поведения, предоставить возможность на практике попробовать себя в новых социальных ролях, самореализоваться.

В проекте решаются образовательные запросы руководства улуса, заинтересованного в привлечении в село молодых специалистов сельского хозяйства, способных поднять его на новый уровень, активной части населения и группы активных отцов, а также основной идеи ФГОС - подготовка активной, компетентностной, коммуникабельной, деятельной, конкурентноспособной личности, способной решать возникающие трудные ситуации самостоятельно.

Ожидаемые результаты:

• разработка и реализация проекта обеспечивает работу школы в режиме продуктивного взаимодействия и социального партнерства с местным сообществом, обеспечивает активное и деятельное участие школы в жизни социума;

• ДВОП при правильной организации становится механизмом развития школьного образования, обеспечивающей работу школы в инновационном режиме, т. к. в школе образуется новая образовательная среда.

• обновляются методы обучения и воспитания, происходит смена педагогической парадигмы (переориентация на компетентностный подход);

  • создание условий для подготовки к жизни личности, ориентирующейся в современной экономической ситуации, способной к самореализации, обладающей трудолюбием, понимающей нравственную ценность труда, конкурентоспособной .

  • обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста.

  • Обеспечение возможностей для профессионального выбора (экономическое, техническое, гуманитарное, художественное и другие направления), на базе теоретических знаний основ, практических навыков и профессиональных намерений.

  • Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью реализации дифференцированного подхода к организации профильно-ориентированного трудового воспитания.

  • организация учебно – производственных и социально – партнерских отношений на основе трехсторонних трудовых договоров между учащимися, администрацией школы предприятиями, в рамках образовательного кластера.

  • организация учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение познавательного интереса учащихся, воспитание у них профессиональных качеств и компетенций.

Критерии оценки эффективности проекта:

• Умение субъектов обучения проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;

• эстетика высокоорганизованного и технологичного труда;

• трудовая дисциплина, понимаемая как добровольное самоограничение в процессе труда;

• дух сотворчества, соработничества в общем коллективном деле.

• удовлетворенность участников ДВОП своей деятельностью;

• производительность ДВОП;

• общественное признание продуктов ДВОП;

• успешность ДВОП.