Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 236 г. Омска
Проект «Фантики»
Никитина Надежда Ивановна,
Воспитатель старшей группы
«Солнышко»
От автора: идея рассмотрения фантиков от конфет как предмета, из которого можно создавать поделки пришла случайно, тому способствовала придуманная сказка для детей, направленная на развитие умения видеть в простом полезное и невозможное на первый взгляд, и на развитие чувства ценности проживаемых моментов.
По сюжету сказки брошенный фантик от конфеты ничего не значил для того, кто ту конфету съел, но как много он значил для волшебного существа, которое куталось в эти фантики и согревалось в них! В самом деле, так часто ли мы ценим то, что имеем, видим пользу от того, что нам дается просто так жизнью, без затрачивания каких-либо усилий? Развивая эту тему была рождена неожиданная, удивительно интересная идея реализации проекта под названием «Фантики» в группе старших дошкольников.
Актуальность. Фантикам от конфет более 150 лет, история зарождения их весьма необычна и относится ко времени Томаса Эдисона, создавшего впервые парафиновую бумагу, ставшую родоначальником для конфет тех времен, впоследствии фантики претерпели существенные преобразования как с структуре, так и в оформлении, но как в те времена, так и сегодня находятся люди, коллекционирующие фантики не один десяток лет и могущие похвалиться своей поистине изысканной коллекцией, от просмотра которой старшее поколение легко погружается в счастливую ностальгию, а молодое с интересом знакомится с искусством прошлых лет. Именно искусством, ведь красивая обертка должна была привлечь внимание покупателя, и диву даешься, на какие ухищрения только не шли конфетные магнаты в намерении продать конфеты ненавязчиво, привлекая красивой оберткой в первую очередь тех, для кого эти конфеты и создавались – детей!
Современная индустрия не стоит на месте и на смену парафиновой бумаге пришли обертки фольгированного типа. Они красочнее, прочнее, что немаловажно при оформлении конфетной продукции, ее транспортировке, распечатывании и хранении (для коллекционеров) и… нежелательные с экологической точки зрения, потому как разложение подобных бумаг в природе занимает довольно продолжительное время и, являясь по сути, мусором, вредит окружающей природе. Кто из детей и взрослых задумывается о том, какой вред наносится природе одной брошенной бумажкой от фантика, а учитывая культуру поведения и отношения к природе в современном обществе, стоит ли удивляться, что таких бумажек за день оказывается брошено тысячи?
Таким образом возникает противоречие между недостаточностью мероприятий по развитию экологической грамотности среди детей и взрослых и необходимостью бережного отношения к природе и окружающему миру. Противоречие определило проблему: какие мероприятия должны быть проведены, чтобы дети бережнее относились к природе, какие способы творческой реализации можно использовать для соблюдения чистоты в своем городе или поселке?
Желание познакомить детей с историей возникновения фантиков, их эволюцией за 150 лет и разнообразием сейчас скупе с намерением привлечь детей к проблеме экологии, вызвать чувство желания беречь природу и намерение развить творческие способности детей подтолкнули к разработке и реализации проекта «Фантики».
Практическая значимость. Фантики позволяют детям наглядно познакомиться с оформлением и сравнить его с фантиками прошлых лет, изготовление из фантиков поделок, закладок и пошив нарядов привлекает внимание детей, те бережно собирают и хранят обертки в намерении в дальнейшем использовать их для поделок и совместного творчества с родителями или воспитателями, кроме того, сбор фантиков формирует интерес к ним, что может привести к желанию коллекционировать их, отбирая красивые и необычные, что так же позволит уменьшить риск загрязнения природы и бережного к ней отношения.
Инновационная направленность. Реализация проекта позволит не только воспитателям, но и детям и их родителям по-новому взглянуть на фантики, рассмотреть их как предмет коллекционирования, как материал для творческой работы или развивающего пособия (например, развивающего коврика из фантиков или альбома по развитию мелкой моторики), будет способствовать бережному отношению к природе.
Стратегическая цель проекта:
Развитие экологической культуры поведения и бережного отношения к природе.
Тактические цели:
Информирование воспитателей всех групп о запуске проекта и сборе фантиков от конфет; поиск родителей, готовых выполнить пошив изделий из фантиков по технике «лоскутное шитье».
Разработка мероприятий, направленных на развитие экологической грамотности, ознакомление с историей фантиков, интересных фактах о фантиках и конфетах.
Организация насыщенного и творческого взаимодействия участников друг с другом через совместную деятельность в изготовлении альбома «Коллекционер» по развитию мелкой моторики и представлений об окружающем мире.
Организация открытых мероприятий для воспитанников детского сада.
Ожидаемые результаты тактических целей:
Желание родителей принять участие в проекте, пошив платьев для мероприятий, сбор фантиков и их принесение в группу для реализации в творческой деятельности воспитателями совместно с детьми.
Проведение открытых мероприятий с презентацией для воспитанников всех возрастных групп.
Создание альбома «Коллекционер» для развития мелкой моторики и представлений об окружающем мире, наряды из фантиков для выступления на мероприятиях.
Создание коллекции «Волшебные наряды» из фантиков.
Продуктом проекта является наряды их фантиков для выступления на мероприятиях и развивающий мелкую моторику альбом «Коллекционер».
Участники и их роль в реализации проекта. Миссия по сбору фантиков полностью возложена на детей и родителей. В том есть и скрытый смысл: наглядно наблюдать, сколько сладостей потребляется детьми, что возможно, поможет снизить число потребления сладостей, и тем самым позволит снизить уровень заболевания кариесом у детей. к сожалению, среди родителей не оказалось добровольцев, могущих выполнить задание по пошиву платьев, потому данную функцию взяли на себя воспитатели.
Родители: сбор фантиков, пополнение общей копилки фантиков.
Дети: сбор фантиков, пополнение общей копилки фантиков, изготовление поделок из фантиков для альбома «Коллекционер», выступление в платьях, конкурс «Волшебные наряды».
Воспитатели: организация ООД, проведение занятий по изготовлению поделок из фантиков для развивающего мелкую моторику альбома, разработка и проведение мероприятий по проекту, разработка презентаций по истории фантиков, экологической грамотности и бережного отношения к природе.
Тип проекта: творческо – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (12 марта – 6 апреля),
Возраст детей: 5-7 лет, старшая и подготовительная группы
Механизмы реализации проекта:
- изучение методической литературы
- работа с родителями и детьми
- разработка презентаций и мероприятий, затрагивающих фантики и экологическую проблему.
- индивидуальная работа с родителями, с детьми в режимных моментах, репертиция стихотворений к мероприятиям.
План реализации проекта:
№ | Мероприятия | Участники | Ожидаемый результат, продукт деяельности |
Подготовительный (организационно - диагностический) |
1 | Анализ воспитательного процесса по данной теме. | воспитатели | Подбор |
2 | Информирование родителей о начале сбора фантиков, назначение ответственных за пошив платьев. | Воспитатели, родители | Коллекция фантиков, ответственные за шитье нарядов. |
3 | Организация развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта в группе | Воспитатели, дети, родители | Приобщение всех детей к сбору фантиков. |
4 | Создание компьютерных презентаций, посвященных теме проекта | воспитатели | Разработка беседы («История фантиков», Занятия «Удивительные птицы», «Удивительные деревья», «Удивительные животные», развлечения «День Земли» и пяти презентаций «Не рвите цветы», «Наша Планета Земля», «Цветотепия (природа, животные, птицы, насекомые)», «Птицы», «Удивительные деревья». |
5 | Создание наглядно – дидактического пособия для проведения ООД |
6 | Разработка мероприятий и занятий по проекту |
Практический (деятельностный) этап |
1 | Социально – коммуникативное развитие Рассматривание фантиков разных компаний, по сюжету, по картинкам Подвижные игры «Баба - Яга», «Чистюли», «Фантик». Изготовление из фантиков закладок, поделок для альбома «Коллекционер» | Воспитатели, дети | Знакомство с разными картинками на фантиках, акцент на массовые выбросы оберток, составление рассказов по фантикам по примеру и наводящим вопросам. Изготовление закладок для альбома. |
2 | Познавательное развитие и развитие речи Чтение художественной литературы по экологической тематике (В. Бианки «Оранжевое горлышко», «Друг детства» Драгунский, «Осенние листья» В. Осеева и др.) Составление картинок из фантиков, рассказ по красочным картинкам, придумывание сюжета п двум и более фантикам. Пересказ рассказов на экологические темы «Мышонок Пик» В. Бианки, «Притча о заблудившейся песчинке», «Сказка о муравье» В. Бианки и др.) Заучивание чистоговорок, артикуляционная гимнастика | Воспитатели, дети | Закрепление знаний детей о роли человека в экологической катастрофе, понимания о необходимости защиты природы, бережного к ней отношения. Развитие навыков пересказа, логического повествования знакомого материала, навыков слушания, составления рассказов. |
3 | Художественное – эстетическое развитие ООД «День Земли» - досуг, заучивание детьми стихотворений. ООД «Удивительные птицы» - прослушивание голосов птиц. ООД «Удивительные деревья» - прослушивание музыки, звуков природы (звучание леса, моря, красивые голоса животных и птиц) | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | Чувство радости и желания оберегать природу, в которой живет человек, гордость за разнообразие окружающего мира, вызвать интерес к окружающему миру. |
4 | Физическое развитие Физкультминутки Подвижные игры «Колокольчик», «Фантики», «Чистюля» и др. | Воспитатели, дети | Развитие интереса к подвижным играм, игры на свежем воздухе и в группе. |
| Заключительный (итоговый этап) |
11 | Открытое мероприятие (беседа с элементами презентации) «История Фантиков» | Воспитатели, дети | Вовлечение в беседу детей старшей и подготовительной групп. |
12 | Открытое мероприятие (досуг с элементами игровой деятельности) «День Земли» | Воспитатели. дети | Все группы (ясельная, младшая, старшая, подготовительная) |
13 | Изготовление альбома «Коллекционер», в который входят разные фантики в единственном числе, обрамленном лентой из фантиков, сделанных детьми с родителями и на занятиях совместно с педагогом. | Воспитатели, дети, родители | Развивающий альбом «Коллекционер» |
14 | Обобщение опыта работы по проекту | воспитатели | Создание презентации по реализации проекта. Публикация материалов на сайте детского сада, на сайте автора проекта |
Работа с родителями по проекту: Согласование сроков сбора фантиков, консультирование по проекту об участниках мероприятия, назначение ответственных за заучивание стихотворений ко Дню Земли.
Итоги реализации и результаты проекта: Проект реализован успешно, с интересом для детей и взрослых, и судя по тому, что продолжаются поступления фантиков и просьбы родителей реализовать другие мероприятия с затрагиванием выступлений детей в нарядах фантиков можно предположить, что не только желание родителей видеть своих детей в необычных костюмах подогревает интерес к проекту, а и любопытство самих детей, готовых экспериментировать.
Критерием эффективности проекта является число заинтересованных детей и родителей в реализации проекта, а также количество приносимых фантиков и сроки их поступления, активность в сборе оберток, активность в повседневной работе по фантикам и экологической тематике.
Перспективы дальнейшего развития: Как бы не были подкованы в техническом вопросе современные дети, особенно дошкольники, они по-прежнему остаются детьми, которые с жадностью поглощают интересную и необычную информацию, и с большим азартом верят в сказку, если она поставлена грамотно, легко и непринужденно. Проект показал, что его реализация будет интересна для всех периодов дошкольного образования и станет интересна не только педагогов дошкольного образования, но и для родителей, чьи дети задействованы в театрализованных выступлениях.
Используемая литература:
Бессонова О.Р. «Искусство творить». Омск, 2007 г. – 137 с.
Могила Л.М. «Бросовый материал в ДОУ», Изд. «Эксмо», 2001г, - 248 с.