ГБОУ гимназия № 397 Кировского района Санкт-Петербурга
им. Г.В.Старовойтовой
Проект
«Фестиваль детского и юношеского творчества
«Рождественские звездочки»
Автор проекта:
Сачкова Светлана Капитоновна,
учитель музыки ГБОУ гимназии № 397
Кировского района Санкт-Петербурга
им. Г.В.Старовойтовой
Санкт-Петербург
2019
… «Создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных возможностей,
является одной из приоритетных
социальных задач современного общества».
Федеральная целевая программа
«Одаренные дети»
Аннотация
Данный проект посвящен такой актуальной проблеме, как выявление, развитие, поддержка одаренных детей и сотрудничество школы и семьи в работе с одаренными детьми. Представлена одна из форм работы с одаренными детьми на базе ГБОУ гимназии № 397 Кировского района Санкт-Петербурга имени Г.В.Старовойтовой - «Фестиваль детского и юношеского творчества «Рождественские звездочки»
Вид проекта – практико – ориентированный;
по содержанию – социально-педагогический;
по числу контактов – массовый;
по времени – долгосрочный
Участники проекта (фестиваля):
Обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет
взрослые ( члены семей, педагоги и сотрудники гимназии, выпускники)
Инновация проекта:
Совершенствование системы работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей школьного возраста на основе сотрудничества семьи и общеобразовательного учреждения
Ключевые слова:
Одаренные дети, фестиваль детского творчества, сотворчество взрослых и детей, сотрудничество педагогов и родителей.
Введение
На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.
Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Поддержка творческой активности как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, и так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности
Проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми :
1. Субъективизм в оценках одаренности (таланта) обучающихся со стороны педагогов.
2. Неразвитость механизмов выявления одаренности (таланта), форм и методов поиска, воспитания и поддержки талантливых детей школьного возраста
3. Низкая психологическая и педагогическая компетентность и мотивация родителей и педагогов в выявлении и поддержке одаренных (талантливых) обучающихся
4. Отсутствие в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста.
Цель проекта –
развитие творческого потенциала ребёнка и создание условий для его самореализации
Задачи проекта:
1. Повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей и сотрудников гимназии, оптимизация партнерства семьи и школы, развитие инновационных потенциалов их взаимодействия;
2. Оказание консультативной помощи родителям по развитию творческих способностей обучающихся;
3. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми и активного включения в воспитательно-образовательный процесс;
4. Формирование у одаренного ребенка мотивации к самосовершенствованию;
5. Создание ситуации успеха, чувства психологического комфорта у детей
Ожидаемый результат:
Обучающиеся:
Положительная динамика в развитии одаренных детей, в развитии творческих способностей детей;
Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность
Родители:
Повышение интереса к развитию способностей одаренного ребенка;
Заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами образовательного учреждения ;
Обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям
Педагоги:
- Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач
развития одаренных детей;
- Активность во взаимодействии с родителями;
Учитель музыки:
- Организация работы с одаренными детьми с учетом детских интересов,
возможностей и способностей.
- Проектирование индивидуальных маршрутов музыкально-одаренных
детей
- Помощь педагогам и родителям в развитии музыкально-одаренных
детей.
Образовательное учреждение:
- Создание новой традиции гимназии – ежегодный фестиваль детского
творчества.
- Внедрение новой формы работы по развитию творческих способностей
одаренных детей на основе индивидуализации образования
- Усовершенствование системы работы по успешному развитию и
поддержке одаренных детей, по мере становления их личности, за
счет обеспечения сотрудничества школы, семьи и других социальных
институтов
Критерии результативности проекта:
1. Увеличение % выявления одаренных детей школьного возраста
2. Дополнение системы работы с одаренными детьми новой формой работы
3. Диагностика удовлетворенности родителей, как заказчиков образовательной услуги.
4. Диагностика удовлетворенности одаренных детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
5. Увеличение количества детей – участников и победителей различных конкурсов на разных уровнях
6. Создание базы данных творческого роста одаренных детей дошкольного возраста села.
7. Увеличение дополнительной заработной платы (стимулирующей части или премиальных выплат) педагогам, работающим с одаренными детьми
8 Составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:
- мониторинг количества детей, семей, принявших участие в фестивале;
- видео и фотоматериалы фестиваля;
- мастер-классы, выступления на семинарах, конференциях, концерты и др.
- оценка презентации Портфолио фестиваля;
- оценка презентации Портфолио детей - участников фестиваля;
- награды, полученные участниками фестиваля на конкурсах различных
уровней.
Показатели качества работы фестиваля:
1) Высокий уровень психологического комфорта обучающихся;
2) Яркая выраженность индивидуальность способностей детей (семьи);
3) Положительная динамика личностного роста ученика
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап:
1.Создание нормативно-правовой базы- положения о проведении фестиваля;
2. Разработка финансового обеспечения проекта;
3. Разработка маркетинговой и PR-службы;
4. Прогнозирование предполагаемых результатов;
5. Продумывание рисков и компенсационных механизмов;
6. Создание творческой группы по реализации проекта;
7. Разработка примерного перечня материального оснащения
фестиваля;
8. Уточнение поля проблем, связанных с опытом работы с одарёнными детьми. 9. Корректировка карт психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в целях обеспечения индивидуализации обучения. |
|
Работа с родителями: А) Проведение родительских собраний по взаимодействию семьи и школы при поддержке одаренных детей; Б) Анализ уровня компетентности родителей в сфере выявления и развития одарённости детей (анкетирование, беседы) В) Информация для родителей: -консультация "Развитие творческих способностей детей"; - памятка "Несколько простых советов, которые помогут поддержать одаренного ребёнка "; - круглый стол для родителей "Творить всегда, творить везде!"; - выставка детских и семейных работ "Творческая семья "; - дискуссии педагогов с родителями"; - подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящих в сети Интернет; - пополнение копилок "творческих идей и находок" Работа с педагогами : А) Выявление имеющегося позитивного опыта работы с одарёнными детьми; Б) Круглый стол для педагогов «Шаги развития ребенка - школьника» - опыт тьюторского сопровождения развития одарённых детей; В) Формирование базы данных о методах, приёмах создания ситуаций успеха, развития творческих способностей детей в образовательной деятельности Г)Разработка программ индивидуальной работы с одарёнными детьми(семьями); Д)Разработка памяток по созданию психолого-педагогических условий поддержки одарённости ребёнка в семье. Практический этап: Форма проведения фестиваля – очная; 1 тур – в каждой возрастной категории; 2 тур – галла-концерт. Фестиваль проводится в двух возрастных категориях — младшая (1-4 класс), старшая ( 5-11 класс) в следующих жанрах по номинациям: Вокальный номер (соло, дуэты, ансамбли, хоры): Инструментальный номер (на любом музыкальном инструменте соло или в ансамбле) Танцевальный номер (балет, хореография, современный танец соло или в ансамбле) Номер на иностранном языке (театрализация, вокал, хореография и пение и т.д.) Технические условия и требования к исполнению. Номера должны соответствовать теме фестиваля. Подготовленный номер, оценивается жюри по 5-ти балльной системе. Жюри отбирает победителей в номинации по каждой возрастной группе и по направлениям. Критерии оценки. При подведении итогов жюри оценивает выступление участников по основным критериям: - соответствие произведений содержанию фестиваля, а так же возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей; - сценическая культура; - актерское мастерство; - музыкальное оформление; - свободное владение исполняемым материалом, степень самостоятельности, эмоциональной отдачи участников; - чистота интонации; - характерность и органичность применяемых элементов хореографии, инструментального сопровождения, эстетика костюма, декораций. Подведение итогов и награждение победителей. По результатам фестиваля в каждой номинации, для каждой возрастной группы учреждаются победители фестиваля «Рождественские звездочки». Победители награждаются «Дипломами победителя» и подарками. Все участники фестиваля награждаются «Дипломами участника». Из числа победителей фестиваля жюри отбирает лучшие номера в каждой номинации для участия в Гала-концерте, но не более 15. Заключительный этап -проведение мониторинга участия одаренных детей и их семей в фестивале, результатов уровня развития детей. - анализ диагностики удовлетворенности родителей в реализации проекта -анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта. - оформление Портфолио фестиваля; - оформление фотоотчета по каждому дню фестиваля; - статьи на сайт гимназии : - представление победителей и участников фестиваля на конкурсы разного уровня; - создание методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми (семьями); - издание электронного пособия из опыта работы «Методы работы с одаренными детьми» Литература: Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон «Об образовании РФ» Федеральная программа «Дети России» (18.08.94) Федеральная целевая программа «Одаренные дети» «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003 Г. Бурлянская «Одаренные дети», М. 91 Н. Лейтес «Легко ли быть одаренным», «Судьба вундеркиндов», журнал «Семья и школа», 6,12 – 90, «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» М. 97 Ю. Гильбух «Внимание: одаренные дети» М. 91 О. Дьяченко «Одаренный ребенок» М. 97 К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998 www.int-edu.ru, www.standart.edu.ru, www.prosv.ru, www.do.isiorao.ru, www.centr-bo.ru, www.menobr.ru, www.dovosp.ru |
Приложение 1
Положение фестиваля детского и юношеского творчества
«Рождественские звездочки»
Цели фестиваля:
- Создание условий для воспитания и развития личности
ребенка, приобщение его к духовно-нравственным и культурным
ценностям;
- Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в вопросах развития творческого потенциала ребёнка и создание условий для его самореализации
II. Задачи фестиваля:
- Творческое развитие личности ребенка;
- Воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальным культурам и народным традициям;
- Выявление лучших творческих коллективов гимназии и творчески одаренных детей;
- Распространение опыта педагогов, повышение их профессионального мастерства;
- Формирование устойчивого интереса к профориентации и выбору будущих профессий.
III. Условия проведения фестиваля.
В фестивале принимают участие обучающиеся 1-11 классов ГБОУ гимназии № 397 им. Г.В.Старовойтовой.
Форма проведения фестиваля – очная;
1 тур – в каждой возрастной категории;
2 тур – галла-концерт.
Фестиваль проводится в двух возрастных категориях —
младшая (1-4 класс), старшая ( 5-11 класс)
в следующих жанрах по номинациям:
Вокальный номер (соло, дуэты, ансамбли, хоры):
Инструментальный номер (на любом музыкальном инструменте соло или в ансамбле)
Танцевальный номер (балет, хореография, современный танец соло или в ансамбле)
Номер на иностранном языке (театрализация, вокал, хореография и пение и т.д.)
Технические условия и требования к исполнению.
Номера должны соответствовать теме фестиваля. Подготовленный номер, оценивается жюри по 5-ти балльной системе. Жюри отбирает победителей в номинации по каждой возрастной группе и по направлениям.
Критерии оценки.
При подведении итогов жюри оценивает выступление участников по основным критериям:
- соответствие произведений содержанию фестиваля, а так же возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей;
- сценическая культура;
- актерское мастерство;
- музыкальное оформление;
- свободное владение исполняемым материалом, степень самостоятельности,
эмоциональной отдачи участников;
- чистота интонации;
- характерность и органичность применяемых элементов хореографии, инструментального сопровождения, эстетика костюма, декораций.
Подведение итогов и награждение победителей.
По результатам фестиваля в каждой номинации, для каждой возрастной группы учреждаются победители фестиваля «Рождественские звездочки».
Победители награждаются «Дипломами победителя» и подарками.
Все участники фестиваля награждаются «Дипломами участника».
Из числа победителей фестиваля жюри отбирает лучшие номера в каждой номинации для участия в Гала-концерте, но не более 15.
Приложение 2
ЗАЯВКА
На участие в фестивале детского и юношеского творчества
«Рождественские звездочки»
1. Номинация
2. Название номера
3. Название возрастной группы
4. Фамилия, имя и возраст участника (участников для группового номера)
5. Фамилия, имя, отчество педагога или ФИО членов семьи, если они принимают участие в фестивале вместе с ребенком )
6. Телефон и e-mail для связи