Министерство образования Омской области
Бюджетное образовательное учреждение Омской области
Дополнительного профессионального образования
Институт Развития Образования Омской области
Бюджетное образовательное учреждение «Орловская основная общеобразовательная школа» Калачиснкого района Омской области
Областная краеведческая конференция «Моя Сибирь – мой край родной»
Фольклорный ансамбль «Сибирячки» - духовный источник нашего села
Направление: «Культура Омской области»
Исследовательский проект
Выполнили: Алексеева Александра Анатольевна
Ардашова Алина Викторовна
Учащиеся 6 класса БОУ «Орловская ООШ» Калачинского района, Омской области
Руководитель: Дмитриева Виктория Александровна,
[email protected] , 89081130431
Учитель начальных классов БОУ «Орловская ООШ»
с. Орловка, 2020г.
Введение.
Многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но есть то, о чем забывать нельзя. Это историю родного края, традиции и культуру народов, проживающих в этой местности.
Зародившись во времена глубокой древности, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью для людей о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.
Наш фольклорный ансамбль «Сибирячки» образовался в 1984 году. В течении 35 лет многое изменилось в селе: распался колхоз, молодежь в поисках работы выехала в город, школа стала малокомплектной, разрушилось здание старого клуба. Только ансамбль до сих пор остается цетром культуры села. А на праздники спешит сюда молодежь и люди, которые давно покинули родные края, на концерт и народные гуляния.
В чем же живительная сила этого ансамбля «Сибирячки»? Поставив перед собой эту проблемы . мы отправились в исследовательскую экспедицию
Цель исследования: Фольклорный ансамбль «Сибирячки» - духовный источник нашего села.
Предмет исследования – деятельность фольклорного ансамбля «Сибирячки».
Задачи:
1. Расширение знаний о творческой деятельности фольклорного ансамбля родного края «Сибирячки»,
2. Формирование навыков исследовательской, самостоятельной работы с источником информации ,
3. Оформление наиболее интересных образцов в виде сборников народных песен, обрядов, праздников.
Уточнив тему и изучив необходимую литературу, выдвинули гипотезу:
Гипотеза: Если мы изучим творческую деятельность фольклорного коллектива «Сибирячки», то можно узнать много интересного о жизни, традициях и обрядах наших предков.
Методы исследования: посещение ветеранов творческого коллектива, старожилов, известных людей села, анкетирование, опрос с целью отзыва о деятельности ансамбля, наблюдение, сравнение, визуализация данных. Фиксация звукового, видео и фотоматериала на технических носителях.
Основная часть.
Основные понятия: методы исследования, фольклор.
Что такое «Фольклор»?
Фольклор – это народное творчество, словесный фольклор, танцевальный фольклор. Совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явления народного быта.
В начале 1984 года в ДК молодыми специалистами , художественными руководителями Тинт Зинаидой и Орловой Еленой, был организован ансамбль любителей песни.
Из воспоминаний Тинт Зинаиды Петровны:
«Приехав работать по направлению работником культуры в незнакомое село, я увидела как богата Орловская земля многонациональными традициями и обычаями. Передо мной встала проблема, как расширить и углубить знания односельчан о культурном наследии их предков и сохранить для потомков? Выходом я считала: объединить культуру всех проживающих народов в селе в единую с помощью фольклорного ансамбля.
Пригласили на посиделки старожилов, много интересного они рассказали. Вспоминали старожилы свое детство и молодость, как пережили тяжелые годы коллективизации и ВОВ. Был голод, а тут еще репрессированных привезли: немцев, финнов, латышей, эстонцев. Расселяли, как могли и последним куском хлеба делились.
Вместе восстанавливали после войны колхозное хозяйство. Жили бедно, но интересно. Работали много, но и отдыхать умели!!! После работы собирались на вечерки, где делились опытом своего рукоделия и ремесла, угощали друг друга национальными блюдами и напитками. А какое было интересное общение: с шутками да прибаутками. Но самые веселые были народные гуляния: частушки, пляски, игры и песни лились по всем просторам земли родной.
Вечер затянулся, от тяжелых воспоминаний слезы текли рекой, а сколько было прожита прекрасных моментов: праздники, свадьбы, рождение детей и нельзя было удержаться от плясок и песен: веселых частушек – прибауток и спокойных, душевных произведений .
На таком большом совете поддержали мое предложение: создать фольклорный ансамбль.»
Началась поисковая работа по изучению культуры и традиций народов поселения. Провели смотр национальных костюмов, песен, частушек и прибауток, устраивали народные гуляния, где представлялись национальные костюмы, игры, блюда. В ДК была открыта комната-музей декоративно-прикладного искусства. Основу экспозиции составили предметы народного быта, костюмы, музыкальные инструменты, многие привезенные из мест переселения, а также собранные активными жителями села.
И начались бесконечные репетиции. Несмотря на занятость, все с большим увлечением, спешили в Дом культуры.
Тематика и жанровое разнообразие репертуара, включающего игровые, обрядовые, шуточные, хороводные, лирические, фольклорные песни в современных обработках, способствовало воплощению творческих талантов каждого участника коллектива.
9 мая 1984 года состоялся первый концерт.
Песни звучали на русском, украинском эстонском, латышском, финском, немецком языках. По имевшимся образцам старинных костюмов участницы сами сшили себе сарафаны, бархатники, изготавливали украшения.
В 1985 году, назначенный председателем колхоза Маркварт Эдуард Эвальдович, был очарован талантами односельчан и пригласил для работы с коллективом художественного руководителя Омского народного хора Попова Алексея Алексеевича. Скоро слава об Орловских певуньях неслась уже по просторам Омской области и выходила за пределы.
В 1988 году коллектив побывал в Венгрии, специально для этой поездки, были выучены песни на венгерском языке.
В 1989 году ансамбль участник фестиваля фольклорных коллективов малых народов СССР «Венок Дружбы» в городе Москва, где исполняли песни на немецком языке. В том же году ансамблю «Сибирячки» было присвоено звание «Народный Коллектив».
Далее, песни в исполнении ансамбля «Сибирячки» звучали на международном Сибирском марафоне, на фестивалях народного творчества «Живой родник», «Душа России», «Егорий Хоробный», «Фестивале Калача», Фестивале национальных культур «Единение», международных фестивалях приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», «Калачинские самоцветы», Фестивале «Национальных культур», на фестивале «В русской песне живет Россия», на форуме «Россия – это мы». Празднике «Лиго», на фестивале марафоне «Песни России»».
Не многие могут похвастаться тем, что пели на одной сцене с Надеждой Бабкиной.
25 марта 2010 года, за работу по сохранению народной песни, участие в областных и международных мероприятиях ансамбль «Сибирячки» был внесен в книгу почета отрасли культуры Калачинского района.
За время существования коллектив был неоднократно был награжден благодарственными письмами, дипломами и грамота Дома Дружбы, министерства культуры Омской области, администрацией и комитетом по культуре Калачинского района.
Состав коллектива с годами меняется, а слава ансамбля сохраняется и заключается она в том, что он умело осваивает традиции нашего многонационального поселения и последовательно занимается проблемами сохранения и возрождения уникальных народных фольклорных традиций.
Сейчас и деятельность коллектива изменилась, больше внимания уделяется жителям поселения.
На протяжении многих лет ансамбль организовывает проведение церковных праздников, которые стали любимыми для жителей поселения и несут большой душевный заряд всем орловцам!!!
Устраивались они в зависимости от обычая, времени года, массовости и популярности. «Рождество» с посиделками, гаданиями, колядками.
Накрывают рождественский стол. Умелые хозяюшки приносят на дегустацию свою кутью.
Ряженные колядуют:
«Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок,
Или вилы в бок!»
С большим нетерпением у нас ожидают Масленицу. Это самый веселый, всеобщий праздник. Масленичная неделя буквально переполнена праздничными событиями. Но главное - последний день праздника «Прощание с Масленицей»: катание на лошадях наперегонки, под песни и гармонь.
Главной фигурой все же является сама Масленица – кукла из соломы. Чучелу «Зимы-Масленицы» отводится почетное место на высокой снежной горке. Под всеобщие восклицания «гори, гори ясно» оно, по древней традиции, сжигается, ведь считается: вместе с жарким огнем зимушка уходит. Участники гулянья тут же затевают шумный хоровод вокруг костра вместе с задорными зазывалами. И ноги сами несутся в пляс. Некогда мерзнуть!!!
Затем начинается перетягивание каната, лазание на столб, поднимание гири.
Пляски, песни, конкурсы... Скучать не приходится, но всегда можно перевести дух и немного подкрепиться вкусными блинами, домашней выпечкой и ароматными шашлыками. После активного времяпровождения на свежем воздухе люди отправляются в зал для просмотра театрализованного спектакля, являющегося изюминкой праздника.
Большое значения фольклорный ансамбль уделяет историческим праздниками.
На страницах летописи почетное место заняли и воспоминания о военных годах, рассказы «детей войны» о своих родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу.
Ансамбль «Сибирячки» заботятся о преемственности фольклорных коллективов. Организованы детские фольклорные ансамбли из детей дошкольников «Солнышко» и школьников «Гори, гори ясно».
Сегодня ансамбль «Сибирячки» - активный участник районных праздников песни и труда, смотров-отчётов и конкурсов коллективов художественной самодеятельности с хорошим исполнительским уровнем и умением лаконично воплощать на сцене традиционные местные обряды.
Коллектив и солисты ансамбля желанные гости праздничных, юбилейных программ, вечеров отдыха в поселении. Ведут шефскую работу в школе, передают свое мастерство молодому поколению, являются членами жюри творческих конкурсов и игровых программ.
Отчетные концерты, подготовленные Народным ансамблем «Сибирячки» — это образец высокого профессионального мастерства исполнителей, а также умелого и чуткого руководства его руководителя Тинт З.П. и помощника Сеппенен Н.А.
По результатам опроса, анкетирования, отзывам жителей поселения мы можем сделать вывод, что культурные мероприятия ансамбля важны и нужны для жителей нашего села.
Фольклорный ансамбль объединяет людей поселения и тех, кто покинул родные места, но душа осталась на своей малой родине.
В 2020 году ансамбль «Сибирячки» отметил свое 35-летие. Много теплых слов, пожеланий и замечательных отзывов получили в награду коллектив ансамбля и всеобщее признание: «Фольклорный ансамбля «Сибирячки» - духовный источник нашего села».
Заключение.
Цели и задачи, поставленные в исследовательской работе, на наш взгляд, решены.
Была изучена и проанализирована деятельность Орловского фольклорного ансамбля «Сибирячки», провели опроса членов коллектива ансамбля, населения, анкетирование, записали их воспоминания.
Почетное место заняли воспоминания о создании и деятельности ансамбля, исторический музей с материалами о культуре народов проживающих в нашем поселении и рассказы «детей войны» о своих родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу и сохранении ими культуры в те тяжелые времена.
Анкетирование помогло в системе собрать обширные сведения о деятельности и значении фольклорного ансамбля «Сибирячки» для жителей поселения.
Данная деятельность позволила нам развивать самостоятельность, навыки планирования и моделирования, исследовательские и коммуникативные. Получили много знаний о жизни, традициях, обрядах наших предков. Мы испытали только позитивные чувства при работе. Вместе с тем, возникали и трудности. Не все информанты охотно шли на разговор, так как
многое подзабылось с течением лет. Мы научились терпению в общении с пожилыми людьми, приёмам вести беседу. Эти умения очень важны в дальнейшей жизни.
В ходе проведенной работы мы собрали следующие материалы:
-информацию о зарождении и деятельности фольклорного ансамбля «Сибирячки»;
- фото и награды ансамбля «Сибирячки» в разные годы его существования;
- сборник материалов о традициях, костюмах, блюдах, играх народов, проживающих на нашей территории;
-отзывы людей о деятельности ансамбля.
Подводя итоги, мы делаем выводы:
1. Жители села сумели сохранить своё фольклорное богатство и бережно передают это богатство из поколения в поколение. В настоящее время этому способствует деятельность фольклорного ансамбля «Сибирячки».
2. Народная песня в селе всегда была частью быта, повседневной жизнью нашего народа. Праздники, обряды, игры всегда являлись той жизненной средой, где человек имел возможность проявить себя как личность. Фольклорные песни учат нас любить свою Родину, свой народ, природу, формируют гуманное отношение к людям, ко всему живому, воспитывают чувство коллективизма, развивают музыкально-поэтический вкус, пробуждают творческие способности.
Считаем, что фольклорный ансамбль «Сибирячки» есть духовный источник нашего села, он имеет будущее и оно продолжается талантливыми руководителями ансамбля при поддержке односельчан.
А, значит, фольклору на селе жить и развиваться! Мы продолжим работу по данному направлению.
«Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей, а село — это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково - свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. Начало искусства слова — в фольклоре”, — писал М.Горький.
Литература
1.Словари:
Словарь русского языка (С.И.Ожегов.).
Школьный словообразовательный словарь русского языка ( А.Н.Тихонов.).
Словарь иностранных слов по редакцией (Л.Н.Комаровой.).
Советский энциклопедический словарь (А.М.Прохоров.)
2.Учебники по литературе 5-9 класс. Автор Т.Ф. Курдюмова.
3. «Устное народное творчество» Кравцов, Лазутин (учебник для пед. институтов).
Приложение
Руководитель: Орлова Елена Константиновна
Тинт Зинаида Петровна
Поездка в Венгрию
Детский ансамбль «Гори, гори ясно»
Праздник «Святой Богородицы»
День матери
Анкета для выявления реальных потребностей и оценки деятельности фольклорного ансамбля «Сибирячки»
Начало формы
Из каких источников Вы узнаете о предстоящих культурных мероприятиях? *
из объявлений
из сети Интернет
сайты учреждений культуры
от знакомых
из других источников
Как часто Вы посещаете учреждения культуры? *
иногда, несколько раз в месяц
редко, несколько раз в год
Что мешает Вам посещать учреждения культуры чаще? *
отдаленность учреждения культуры от дома
плохое качество услуг
режим работы учреждения
усталость после работы
недостаток свободного времени
состояние здоровья
семейно-бытовые проблемы
затрудняюсь ответить
другое:
Достаточно ли тех услуг, что сегодня оказываются учреждениями культуры, для удовлетворения всех Ваших культурных потребностей? *
перечень оказываемых учреждением услуг совершенно не удовлетворяет мои потребности
перечень услуг достаточен для удовлетворения моих основных социокультурных потребностей
ассортимент услуг столь разнообразен, что значительно превышает мои потребности
затрудняюсь ответить
Оцените стремление персонала учреждения идти навстречу пожеланиям посетителей в получении качественных и разнообразных услуг *
персонал учреждения способен понять пожелания посетителей и скрупулезно относится к их исполнению
персонал учреждения не испытывает желания понимать запросы посетителей и с надлежащим качеством исполнять их
затрудняюсь с ответом
Насколько Вы удовлетворены качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры? *
полностью удовлетворен
скорее удовлетворен, чем не удовлетворен
скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
совершенно не удовлетворен
затрудняюсь ответить
не посещал это учреждение
Ваши пожелания по улучшению качества услуг учреждений культуры
Ваш пол:
женский
мужской
Ваш возраст:
до 18 лет
от 18 до 30 лет
от 30 до 45 лет
от 45 до 60 лет
старше 60 лет
Ваше образование:
общее среднее образование
среднее профессиональное образование
среднее профессиональное образование в сфере культуры
неполное высшее образование
высшее профессиональное образование
высшее профессиональное образование в сфере культуры
другое
Чем Вы занимаетесь?
работаю
работаю в сфере культуры, образования
не работаю
временно не работаю, ищу подходящую работу
нахожусь в отпуске по уходу за ребенком или дек5ретном отпуске
занимаюсь домашним хозяйством
получаю пенсию и работаю
неработающий пенсионер
учусь
учусь и работаю
другое
Конец формы
14