МАОУ «Саган-Нурская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации учащихся»
Руководитель проекта Бухарова М.Л., учитель начальных классов
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро
Актуальность
Проблема, на решение которой направлен проект, это низкий уровень читательской грамотности
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.
По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции учащихся. Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Цель проекта: Создание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности.
Выявление приемов, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.
Задачи:
1) способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;
2) развивать у учащихся потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) как в источнике дальнейшего личностного совершенствования через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
3) подобрать комплекс заданий и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;
4) использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, обучения на основе «учебных ситуаций», ИКТ, технология оценивания учебных достижений, диалоговое обучение.
5) приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения в начальной школе.
6) развивать семейное чтение
Ресурсы: учителя, библиотекарь, родители и учащиеся школы.
Сроки осуществления проекта
Май 2019 – май 2021г.
Ожидаемые результаты
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Реализация проекта предполагает:
1) информирование и привлечение родителей;
2) создание домашних уголков чтения в классных кабинетах;
4) разработка и ведение единых дневников внеклассного чтения;
3) создание в библиотеке книжных выставок и «рекламных» полок;
4) проведение общешкольной Недели литературного чтения (2 раза в год);
5) организация работы школьных тематических конкурсов и фестивалей по чтению;
6) организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с сельской библиотекой);
Ожидаемые продукты деятельности:
1) методические, дидактические, оценочные материалы;
2) методические рекомендации (брошюра) с приложением фрагментов занятий.