СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы»»

Проект «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы» выполнила учитель русского языка и литературы МОУ Больше-Зерентуйской СОШ Азарёнок Елена Егоровна

Проект

«Формирование коммуникативных

компетенций на уроках

русского языка и литературы»

выполнила

учитель русского языка и литературы МОУ Больше-Зерентуйской СОШ Азарёнок Елена Егоровна

Актуальность  Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт обращает особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Актуальность

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт обращает особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Противоречия  В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется позиция учителя . Он перестает быть носителем

Противоречия

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется позиция учителя . Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности . Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Проблема  Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе  не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.  Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

Проблема

Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе  не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

Цель Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Цель

  • Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Задачи 1.Овладеть общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими  успешное изучение русского языка и литературы. 2.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке. 3.Формировать мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. 4.Развивать коммуникативную компетенцию в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи

1.Овладеть общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими  успешное изучение русского языка и литературы.

2.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

3.Формировать мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

4.Развивать коммуникативную компетенцию в урочной и внеурочной деятельности.

Основные направления работы Научно-методологическое направление. Апробирование темы инновационного педагогического опыта на уроках. Проведение открытых уроков. Выступление с опытом работы. Экспертно-оценочная деятельность учащихся. Экспертно-оценочная деятельность учителя.

Основные направления работы

  • Научно-методологическое направление.
  • Апробирование темы инновационного педагогического опыта на уроках.
  • Проведение открытых уроков.
  • Выступление с опытом работы.
  • Экспертно-оценочная деятельность учащихся.
  • Экспертно-оценочная деятельность учителя.
План мероприятий по реализации проекта   Мероприятия Сроки Научно-методологическое направление. Подборка и изучение методической литературы по данной инновационной теме. Обучение на курсах повышения квалификации при ЗабКИПКРО. Создание информационной карты инновационного опыта по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы» в системе Апробирование темы инновационного педагогического опыта. Проведение рабочих уроков. декабрь, 2009 год 2010-2014 гг. Проведение внеклассных мероприятий. 2010-2014 гг. 2010 год

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Научно-методологическое направление.

  • Подборка и изучение методической литературы по данной инновационной теме.
  • Обучение на курсах повышения квалификации при ЗабКИПКРО.
  • Создание информационной карты инновационного опыта по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы»

в системе

Апробирование темы инновационного педагогического опыта.

  • Проведение рабочих уроков.

декабрь, 2009 год

2010-2014 гг.

  • Проведение внеклассных мероприятий.

2010-2014 гг.

2010 год

План мероприятий по реализации проекта   Мероприятия Сроки Проведение открытых уроков Урок русского языка по теме: «Обучение сжатому изложению» (9 класс). Урок русского языка по теме: «Неопределённое местоимение» (6 класс) – использование системно-деятельностного подхода. Урок русского языка по теме: «Правописание не с деепричастием» (7 класс) – использование системно-деятельностного подхода. 2010-2011 уч. год Выступление с опытом работы Педагогический совет. Тема выступления «Формирование коммуникативных компетенций на уроках литературы» 2011-2012 уч. год 15.12.2011 года 2012-2013 уч. год

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Проведение открытых уроков

  • Урок русского языка по теме: «Обучение сжатому изложению» (9 класс).
  • Урок русского языка по теме: «Неопределённое местоимение» (6 класс) – использование системно-деятельностного подхода.
  • Урок русского языка по теме: «Правописание не с деепричастием» (7 класс) – использование системно-деятельностного подхода.

2010-2011 уч. год

Выступление с опытом работы

  • Педагогический совет. Тема выступления «Формирование коммуникативных компетенций на уроках литературы»

2011-2012 уч. год

15.12.2011 года

2012-2013 уч. год

План мероприятий по реализации проекта   Мероприятия Экспертно-оценочная деятельность учащихся Сроки Мониторинг обученности. Экспертно-оценочная деятельность учителя Создание и защита проекта по научно-исследовательской деятельности. ЕГЭ по русскому языку. Участие в предметных олимпиадах на уровне школы, района. В течение Результаты ЕГЭ. Результаты олимпиад. Обобщение инновационного опыта работы по теме «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». учебного года  год 2013, 2014 гг. апрель, 2013 год  год май, 2013 год ноябрь-декабрь 2013, 2014 гг.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Экспертно-оценочная деятельность учащихся

Сроки

  • Мониторинг обученности.

Экспертно-оценочная деятельность учителя

  • Создание и защита проекта по научно-исследовательской деятельности.
  • ЕГЭ по русскому языку.
  • Участие в предметных олимпиадах на уровне школы, района.

В течение

  • Результаты ЕГЭ.
  • Результаты олимпиад.
  • Обобщение инновационного опыта работы по теме «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы».

учебного года

  • год

2013, 2014 гг.

апрель, 2013 год

  • год

май, 2013 год

ноябрь-декабрь 2013, 2014 гг.

Ожидаемые результаты На уровне учащихся На уровне учителя Интерес к русскому языку и литературе. Повышение качества обученности по предметам. Создание творческих работ. Участие в олимпиадах школьного и районного уровней. Участие в научно-практической конференции «Шаг в науку». Успешная сдача ЕГЭ в 11 классе. Повышение профессионального мастерства. Работа над мониторингом по русскому языку и литературе (отслеживание повышения качества обученности по предметам). Результаты ЕГЭ. Результаты олимпиад. Обобщение инновационного опыта

Ожидаемые результаты

На уровне учащихся

На уровне учителя

  • Интерес к русскому языку и литературе.
  • Повышение качества обученности по предметам.
  • Создание творческих работ.
  • Участие в олимпиадах школьного и районного уровней.
  • Участие в научно-практической конференции «Шаг в науку».
  • Успешная сдача ЕГЭ в 11 классе.
  • Повышение профессионального мастерства.
  • Работа над мониторингом по русскому языку и литературе (отслеживание повышения качества обученности по предметам).
  • Результаты ЕГЭ.
  • Результаты олимпиад.
  • Обобщение инновационного опыта
Риски и затруднения Стереотипы в профессиональном мышлении Недооценка учебных возможностей школьников Отторжение нового и нежелание участвовать в освоении технологии системно-деятельностного метода

Риски и затруднения

  • Стереотипы в профессиональном мышлении
  • Недооценка учебных возможностей школьников
  • Отторжение нового и нежелание участвовать в освоении технологии системно-деятельностного метода