| Как показывают специальные исследования, правовая культура народов Кавказа выработала весьма разнообразные методы и формы преодоления конфликтных ситуаций. Необходимость сосуществования в условиях культурного, социального, этнического многообразия способствовала возникновению у народов Кавказа институтов, назначением которых было преодолевать существующее обособление и отчуждение этнических и социальных миров, с помощью которых удавалось налаживать связи и контакты, устанавливать пути взаимного общения и доверия между разными народами и разными группами одного народа. Наш проект предусматривает возвращение и тщательное внедрение в современную жизнь школьника традиционных институтов, как гостеприимство, куначество, аталычество, побратимство и другие формы установления родственных отношений. Гостеприимство и куначество В традиционно-бытовой культуре народов Кавказа институт гостеприимства осуществлял важную социальную функцию: он позволял поддерживать интенсивные связи и контакты не только внутри одного этноса, но и между представителями разных народов. Автор начала XX века писал о Дагестане: «Можно смело утверждать, что только священный обычай гостеприимства дает возможность проникнуть в эту почти недоступную страну». Характерно, что у большинства народов существовала пословица: Дальний гость почетней ближнего. Именно в силу подобного убеждения с наибольшей пышностью и вниманием встречали на Кавказе путешественников-иностранцев, которые и оставили нам многочисленные восторженные отзывы о гостеприимстве кавказских народов. С обычаем гостеприимства был тесно связан институт куначества, повсеместно распространенный на Северном Кавказе. Куначество, по сути, было дальнейшим развитием обычая гостеприимства: частое гостеванье одного человека в семье другого сближало их и в конце концов могло сделать их кунаками. Если обычный гость оказывался под покровительством хозяина лишь на тот период, пока он находился в его доме, то кунаки были связаны между собой постоянными и нерушимыми узами дружбы, которой они должны были быть верны при любых обстоятельствах. Исследователи справедливо подчеркивают, что одно из основных значений обычаев гостеприимства и куначества - их роль в установлении добрососедских отношений и сохранения мирных отношений между народами, общинами. Хан-Гирей (XIX в.) отмечал относительно адыгов, что «каждый старается иметь кунака в отдаленной стране и прибегает к нему в случае нужды, а посредством связей, каковые каждый имеет в чуждой земле, сближаются между собою все народы или по крайней мере есть возможность к взаимному их сообщению. Только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности. Покровительство Родственным гостеприимству и куначеству можно считать известный у ряда народов Кавказа институт покровительства, связывавший или различные группы одного народа (например, у адыгов) или разные народы (абхазов и грузин, грузин ибалкарцев и т.д.). Хан-Гирей так характеризует этот институт: «По введенному в Черкесии обыкновению слабый человек, находя свое положение опасным, ограждает себя посредством покровительства могущественной особы». Лицо, принятое под защиту, поступает уже под покров Аталычество Аталычество – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи, приводивший к установлению искусственного родства – был известен практически всем народам Северного Кавказа, но в «классической», наиболее яркой форме аталычество наблюдалось у адыгов, относительно которых Хан-Гирей в первой половине XIX века писал: «Не видано в Черкесии примера, чтобы дети человека значительного воспитывались в родительском доме, под надзором родителей; напротив, по рождении младенца немедленно отдают его на воспитание в чужие руки» Связи воспитанника с семьей аталыка на протяжении всей его жизни были очень тесными, аталык по обычаю считался главным советчиком и руководителем воспитанника. Обратим внимание на одну из социальных функции аталы-чества – установление тесных связей между фамилиями и даже целыми народами. В XIX в. у адыгов детям нередко давали имена по названиям племен, в которых они воспитывались: Убых, Бесленей и др. Среди адыгов воспитывались наследники Крымских ханов, которые, в случае необходимости, всегда находили убежище в Черкесии. Побратимство, усыновление и другие виды искусственного родства Наряду с аталычеством, у народов Северного Кавказа существовали и другие, весьма многообразные, формы заключения искусственного родства. Так, установление искусственного родства было связано с некоторыми обрядами детского цикла (прием родов, первое кормление грудью, наречение имени, первая стрижка волос), свадебного цикла (помещение невесты в «промежуточный дом», пребывание жениха в «другом» доме). Характерно для Кавказа существование таких понятий, как «адыгагъэ» (букв. «адыгство»), «апсуара» (букв. «абхазство»), служащих для обозначения кодекса нравственного поведения соответственно адыгов и абхазов. Эти понятия включали в себя все мыслимые добродетели, традиции и ценности данных народов. Так, адыги считались на Северном Кавказе законодателями в области этикета. Желая похвалить человека, творили: Благородный, как черкес или Гордый, как кабардинец. Имея в вооружении такой великий опыт предков, зачем искать другие приемы и методы для решения злободневного вопроса. Ведь такого рода предания, нормы, представления – отражение ценностных ориентаций представителей народов Кавказа, ориентации на толерантность. В качестве примера истинной толерантности, уважительного отношения к чужим традициям можно привести поведение Шамиля в годы его пребывания в Калуге. Шамиль говорил приставу А. Руновскому, сопровождавшему всюду имама: «Хотя государь и позволил мне жить по моим обычаям, но я буду пользоваться этой его милостью только у себя дома. В обществе же, с которым я очень желаю вести знакомство, я не могу, как мне кажется, поступать по моим обычаям, а должен придерживаться ваших обычаев». На протяжении всей истории, живя в постоянных контактах с другими народами, знакомясь с их бытом, традициями, культурой и образом их жизни, народ мудро видел, что счастье не на пути вражды и зла к другим народам, а на пути добра и братства». Хан-Гирей отмечал, что «соблюдение вежливости в обращении есть непременная обязанность каждого черкеса. Не только князья и дворяне, которые по всей строгости подчинены закону благопристойности, но даже и простой народ между собою следует этому прекрасному правилу, облагораживающему человека». Касаясь религии, следует отметить, что сегодня мы слышим разные истолкования мировых религий, особенно ислама. Любая религия учит миролюбию, человечности, терпимости. Учебный курс «Основы религии и светской этики», преподаваемый в нашей школе, под особым присмотром администрации школы. Лишь изучение других культур, других религий делает людей чище, выше и красивее. Стоит обращать внимание учащихся на интересные факты, получаемые из введенных в практику нашего образовательного учреждения бесед со старожилами. Например, у нас в селе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. Изучение опыта ведущих российских и зарубежных педагогов Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности: 1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений; 2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие эмоционально-психологических характеристик; 3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения. Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе. Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения. Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных национальностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого переноса жизненного опыта на внутренний мир человека, преобразования социальных норм и ценностей -в личное. Личность - продукт развития психики человека в определенных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда. Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения. Важнейшей задачей школы становится сообщение детям определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности. Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу: · Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом; · Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности; · Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»; · Изучение прав и обязанностей человека; · Правила общения, конфликты и способы их разрешения; · Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края; · Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др. Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: -Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; - Национальный состав коллектива учащихся; -Проблемы в отношениях между детьми и их причины; -Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Анализ решения проблемы в нашей школе. В нашей школе учатся дети всего трех национальностей, с высоким преобладанием кабардинцев. В мнонациональных школах к проблемам толерантности прибегают уже с 1 класса и , поэтому, опыт поведения их детей в чужой среде начинает вырабатываться очень рано. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее остро проявляет себя после окончания школы, когда выпускники школы поступают в различные учебные учреждения. Многие выезжают за пределы республики. И вот там же в спины наших детей начинают сыпаться брань и проклятья. «Понаехали», «Россия для русских» и т.д. – с этими обидными словами знаком, пожалуй, каждый из кавказев. Вот поэтому наши учителя стараются создать культурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции всех народов, а не только тех, представители которых учатся в школе. Учебный процесс, и развлекательные мероприятия строят исходя из задач формирования толерантности как условия выполнения культурологической миссии школы. Приходится вносить изменения и в содержание некоторых предметов, дополнить его информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках музыки поют песни балкарцев и татар. На занятиях по изобразительному искусству осваивают азы гжельской росписи. А на физкультуре играют в различные народные спортивные игры. Педагогические коллективы школы понимают, что воспитание культуры толерантности начинается с самых первых дней обучения. В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен. Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых • снимается страх перед самостоятельным высказыванием; • проявляется готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; • развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру; • формируется умение ценить свою и чужую работу; • закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели. . Прогнозируемые результаты программы: Толерантное поведение детей в их практической деятельности; Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей; Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения; Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; Проект предполагает реализацию таких форм воспитания, как: Формы (внутренние с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор) Беседы Дискуссии Игровые тренинги Коммуникативные тренинги Праздники Игровые и конкурсные программы Игры имитационные, деловые, драматизации Викторины, познавательные игры На данные формы деятельности необходимо инвестирование образовательных учреждений. (внешние) Основная цель фестивалей содружества культур в области искусства и с помощью искусства. Главная идея Организаторов собрать творческие коллективы, занимающиеся фольклорным и национальным творчеством (танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы и прикладные ремесла) из разных стран мира и разных городов России для тесного общения, представления своей культуры и знакомства с культурой других стран мира, с целью дальнейшего взаимообогащения культур, содействие международному культурному сотрудничеству. А также идеей фестивалей является передача народных традиций подрастающему поколению, с целью возрождения и дальнейшего развития национальных достижений, развитие новых форм коммуникации и межкультурного общения Праздники национальные, межнациональные Участники лагеря каждый день погружаются в атмосферу национальной жизни, обычаев, языка, музыки и танцев, изучают национальные ремесла, едят национальную пищу. Личное знакомство с представителями другой национальности способствует самоидентификации, персонализации ощущений, помогает преодолеть имеющиеся стереотипы в восприятии другого народа, снизить уровень безразличия, агрессивности и даже страха, наладить дружеские отношения между представителями разных этносов. Экскурсии по городам России, в национальные деревни, города – столицы разных республик и краев России Встречи с представителями различных общин и диаспор В данных формах программы требуется финансовая поддержка всех заинтересованных сторон, и в первую очередь государства. Результаты проекта можно будет увидеть уже через несколько лет, когда подрастет новое, воспитанное в интернациональном духе, поколение. Для этого руководству страны, политическим партиям, общественным организациям, образовательным учреждениям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации. Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии Мы утверждаем, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания. |