МКДОУ «Детский сад п. Солнечный»
Проект
«Формирование экономической
грамотности детей 5-7 лет»
Срок реализации проекта: 1 год.
Руководитель проекта: старший воспитатель Никишанова Н. В.
Разработчик проекта: воспитатель Панькова О. В.
2019 – 2020 г.
Паспорт проекта
Название проекта:
Содержание.
«Формирование экономической
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность проекта.
грамотности детей 5-7 лет»
3. Проблема.
Тема проекта:
Формирование финансово-экономической грамотности участников образовательных отношений.
4. Идея решения проблемы.
Направление проекта:
3. Цель и задачи проекта.
4. Ожидаемые результаты.
Социально-коммуникативное, познавательное развитие детей 5-7 лет.
5. Этапы реализации проекта.
Тип проекта:
6. Мероприятия по обобщению.
Педагогический, практико-ориентированный, долгосрочный.
результатов реализации проекта.
Участники проекта:
Воспитатели, воспитанники старшей, подготовительной групп, группы комбинированной направленности, родители.
Актуальность проекта.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания и навыки. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Поэтому работа в ДОО должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Проблема.
С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений, закладывается основа для будущего экономического мышления, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию финансовой грамотности, неподготовленность педагогических кадров к решению новых задач, недостаточная оснащенность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Идея.
Включить в образовательную деятельность детского сада работу по формированию финансовой грамотности участников образовательного процесса, так как это послужит организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром и сформирует у него реальное экономическое мышление.
Цель.
Формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников через систему взаимодействия между педагогами ДОО, воспитанниками и их родителями.
Для достижения цели необходимо решить
Ожидаемые результаты.
следующие задачи:
- Выбрана примерная парциальная образовательная программа по
1 . Определить содержание и средства экономического воспитания и образования детей в возрасте 5-7 лет.
экономическому воспитанию дошкольников.
2. Обеспечить программно-методическое оснащение образовательного процесса по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Разработано комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5-7 лет к примерной парциальной программе.
3. Организовать работу по включению семьи в процесс экономического воспитания детей.
3. Актуализировано методическое оснащение педагогического процесса.
4. Повысить компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.
4. Разработана система мероприятий по организации работы с родителями.
5. Повышена компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.
5. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.
6. Сформировать у воспитанников основы экономических знаний и нравственных качеств через реализацию принципа тесной взаимосвязи задач нравственно-трудового и экономического воспитания.
6. Модернизирована развивающая предметная пространственная среда, способствующая решению задач экономического воспитания.
Реализация проекта позволит:
Родителям:
1. Получить знания по финансово-экономическому воспитанию детей.
2. Приобрести умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
3. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни).
Педагогам:
Воспитанникам:
1 . Получить систему работы по формированию финансовой грамотности детей.
1. Приобрести первичный финансовый опыт, учиться устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
2. Вовлечь в образовательный процесс родителей (законных представителей).
2. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы финансовой грамотности, посредством разнообразных видов детской деятельности.
3. Повысить уровень собственной финансовой грамотности.
3. Совершенствовать коммуникативные качества.
4. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач финансово-экономического воспитания.
4. Использовать проявление интереса к профессиональной деятельности взрослых для получения новых знаний.
5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями) в различных видах деятельности .
Администрации ДОО:
1. Разработать систему образовательной деятельности по формированию основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста, адаптированную к условиям ДОО.
2. Ввести новое направление в образовательной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения.
3. Достигнуть целевых ориентиров в рамках реализации ФГОС ДО.
4. Использовать возможности интегрированного подхода путём включения тем по финансовой грамотности в вариативную часть программы.
Прогнозируемые результаты освоения парциальной программы.
В ходе освоения программы у детей сформируются следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
4. Деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги являются объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не всё продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Этапы реализации проекта.
1-й этап- диагностико-прогностический :
Март-май 2019 г.
- анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания дошкольников;
- постановка проблемы и обоснование ее актуальности;
- сбор и систематизация материала по проблеме исследования;
- выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации
проекта;
Для реализации задач первого этапа была сформирована творческая группа. Была выбрана и принята на педсовете парциальная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», ориентированная на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Программа разработана Банком России и Минобрнауки РФ и дополняет такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие». С ее помощью можно решить задачи создания условий в детском саду для формирования у детей представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран, формирования экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
В программе даны методические подходы, как познакомить детей с финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие. Отдельный блок программы посвящен рекламе — для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме.
Основные задачи Программы.
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
2-й этап: проектировочный
Август, сентябрь 2019 г.
- постановка цели проекта, определение задач;
- прогнозирование ожидаемых положительных результатов;
- разработка и корректировка комплексно-тематического планирования;
- разработка планирования работы с родителями по каждой группе.
- внедрение инновационной технологии в практику.
В августе было разработано комплексно-тематическое планирование работы по формированию финансово-экономической грамотности детей 5-7 лет, намечены мероприятия по работе с родителями в каждой группе. В ходе реализации Программы планирование работы с родителями корректировалось и дополнялось новыми мероприятиями: ярмарка, КВН, обсуждение и распределение семейного бюджета, использование информационных и рекомендательных буклетов и пр. В сентябре на родительских собраниях одним из вопросов повестки дня была информация о введении в вариативную часть программы ДОУ парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников» для детей 5-7 лет.
3-й этап - практический.
октябрь 2019 г. – март 2020 г.
Включает следующие виды деятельности участников образовательных отношений:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя и детей, привлечение семьи к подготовке и проведению некоторых из этих мероприятий;
- популяризация знаний по экономическому воспитанию среди родителей;
-изготовление пособий, раздаточного материала, атрибутов для образовательной и игровой деятельности;
-чтение художественной литературы, беседы, просмотр мультфильмов, презентаций, видеороликов;
- экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
Воспитание основ финансово-экономической грамотности у дошкольников невозможно без участия родителей , их заинтересованности, понимания важности проблемы. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитуемых, при наличии взаимопонимания в решении любой поставленной задачи воспитания и обучения. Понятно, что объединение двух форм экономического воспитания, дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития.
Поэтому вначале мы провели работу среди родителей с целью выявления отношения к данному направлению в воспитании их детей.
Формы работы с родителями:
- групповые родительские собрания;
- консультации, беседы;
- размещение информации в папках-передвижках, на стендах;
- информационные и рекомендательные буклеты;
- совместное проведение мероприятий;
- анкетирование.
В результате выяснили, что родители , в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания , обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики . Большинство считают своевременным и полезным развивать и воспитывать в детях качества, которые в последствии сыграют важную роль для их социальной адаптации в обществе. В тоже время, родители почти не уделяют внимания данному направлению в воспитании детей в силу разных причин: одни считают, что дети ещё малы, другие не представляют чему учить и какие качества воспитывать, третьим в силу занятости вообще нет времени вникать в это. В результате полученных данных нами были выработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников .
Анкетирование родителей.
Повышение компетентности педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.
Деловая игра «Использование игровых технологий для формирования основ финансовой грамотности детей 5-7 лет»
Знакомство с трудом, как средством заработка и получения продукции.
Формы работы с детьми.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотры мультфильмов, презентаций, видеороликов.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Моделирование ситуаций.
- Дидактические и настольно-печатные игры.
- Экскурсии.
- Ярмарки.
Дидактические игры, экскурсии, беседы
Экономические категории: труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга.
Социально-личностные качества: уважительное отношение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам чужого труда, трудолюбие, стремление к самостоятельности.
Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.
Трудовое воспитание через знакомство с профессиями родителей
Рассказы детей о профессиях своих родителей.
Дидактическая игра «Бюджет семьи»
Экономические категории: деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата, личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство.
Социально-личностные качества: трудолюбие, целеустремлённость, умение соизмерять желания и возможности, бережливость, аккуратность в ведении домашнего хозяйства. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Знать откуда поступают деньги в семью, на какие нужды тратятся. Уметь устанавливать приоритеты: траты на общие нужды и личные траты. Траты постоянные и непредвиденные расходы. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. Знать на чём можно экономить деньги: разумное использование электроэнергии, воды, бережное отношение к одежде, игрушкам, собственному здоровью.
Распределение семейного бюджета.
Экономические категории: планирование, экономия, поступления, расходы, распределение денежных средств, накопления. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
Социально-личностные качества: укрепление взаимоотношений взрослых и детей, формирование се мейных традиций, опыт делового сотрудничества при решении важных для всей семьи задач, повышение собственной самооценки.
Знакомство с копилкой.
Экономические категории: сбережения, копилка, кошелек, потребность.
Личностные качества: капризы, желание, возможность.
Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить, как лучше потратить накопленные деньги, (например, купить подарок близкому человеку и порадовать его), различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать возможности: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
Моделирование ситуации «Покупатель – продавец»
Разбираем цепочку «продажа-товар-цена-покупка»
Экономические категории:
Социально-личностные качества:
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево.
взаимная вежливость и уважение, аккуратность, честность, уверенность в себе, деловитость
Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги:
торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки, почта, парикмахерские и пр.
Экскурсия в супермаркет.
Экономические категории: товар, деньги, цена, ценник, акции, реклама, дорого, дёшево, покупка, расходы, выгодно, невыгодно.
Социально-личностные качества:
отношение к рекламе (нужна ли эта вещь и можешь ли ты её купить); соблюдение определённых правил поведения при посещении подобных мест
Экскурсия в банк.
Экономические категории: долг, должник, заём, кредит, ипотека, выплата, обязательства.
Социально-личностные качества: разумность, ответственность, осторожность, осмотрительность, деловитость.
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что получится отдать долг, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
Совместное с родителями мероприятие игра «КВН»
Закреплялись ранее изученные экономические понятия. При подготовке инсценировки по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал» подробно рассматривалось понятие «реклама». Дети узнали, что такое реклама и какое влияние она может на них оказать. Социально-личностные качества: взвешенное, осознанное отношение к рекламе.
«Ярмарка»
с участием педагогов, детей и родителей старшей, подготовительной групп и группы компенсирующей направленности.
Дети вместе с родителями готовили товары для ярмарки, оценивали их, придумывали рекламу, продавали.
Модернизация предметно пространственной среды.
Изготовление атрибутов для игр и занятий.
4-й этап – обобщающий.
- соотнесение полученных результатов проекта с поставленными
целями;
- завершение проекта, подведение его итогов;
Результаты:
1. Определены содержание и средства экономического воспитания и образования детей в возрасте 5-7 лет.
2. Разработана программно-методическое пособие по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Разработана система экономического просвещения родителей.
4. Повышена компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников.
5. Модернизирована развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.
Полученные результаты.
В ходе освоения программы у детей сформировались следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
4. Деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно!