МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»
Формирование основ
логического мышления у
дошкольников
Из опыта работы
педагога-психолога Сметаниной М.В.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Развитие мышления у дошкольника происходит в несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления , т.е. все мыслительные операции у ребенка происходят через действие.
Затем идет развитие элементов наглядно-образного мышления , т.е. ребенок мыслит при помощи образов.
А к концу старшего дошкольного возраста формируется словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Для развития логического мышления необходимо:
- развивать у старших дошкольников логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию);
- формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
- формировать элементарные математические представления у детей.
Эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным и доступным.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы и обобщения.
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Для конструирования используются мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.
«Собери пазлы»
«Сложи квадрат»
Квадраты Никитина
«Танграм»
Мыслительная операция - сравнение
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
«Весёлая и грустная гусеница»
«Большой-маленький»
«Широкий-узкий»
«Весы»
Мыслительная операция - систематизация
Систематизация – расположение отдельных предметов, явлений в определенном порядке по какому-то признаку.
«Продолжи ряд»
Гирлянда из осенних листьев
Треугольные елочки
Мыслительные операции – классификация и обобщение
«Фруктовая башня»
Игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу
Дидактическая игра
«Найди пару»
Игры, направленные на установление причинно-следственных связей между предметами по смыслу
Дидактическая игра
«Что было сначала, а что потом»
В своей работе по развитию логического мышления, я широко использую песочную терапию.
Песочная терапия может помочь освоить понятия на классификацию и обобщение (фрукты, овощи, животные, насекомые и т.д.).
Игры с песком позволяют более интересно и легко изучить счетные операции с
предметами, написание цифр, ориентировку в пространстве.
На песке детям нравится выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).
Один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах – это вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов:
- репродуктивно-мнемические: (Что это такое? Какого цвета флажки? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);
- репродуктивно-познавательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);
- продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).
?
?
?
Дидактические игры с использованием ИКТ :
«Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд»,
«Почини забор»,
«Ближе - дальше»,
«Виды транспорта»,
«Времена года».
Работая над темой «Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста», я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры; игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу; вопросы детям; игры, с использованием ИКТ, которые эмоционально воздействуют на детей.
Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Спасибо за внимание!