СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Формирование основ логического мышления у дошкольников" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Формирование основ логического мышления у дошкольников" (из опыта работы)»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» Формирование основ  логического мышления у дошкольников   Из опыта работы педагога-психолога Сметаниной М.В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

Формирование основ

логического мышления у

дошкольников

Из опыта работы

педагога-психолога Сметаниной М.В.

 Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.  Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.  Развитие мышления у дошкольника происходит в несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления , т.е. все мыслительные операции у ребенка происходят через действие.  Затем идет развитие элементов наглядно-образного мышления , т.е. ребенок мыслит при помощи образов.  А к концу старшего дошкольного возраста формируется словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.

Развитие мышления у дошкольника происходит в несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления , т.е. все мыслительные операции у ребенка происходят через действие.

Затем идет развитие элементов наглядно-образного мышления , т.е. ребенок мыслит при помощи образов.

А к концу старшего дошкольного возраста формируется словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

 Для развития логического мышления необходимо: развивать у старших дошкольников логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию); формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения; формировать элементарные математические представления у детей.  Эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным и доступным.  Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы и обобщения.

Для развития логического мышления необходимо:

  • развивать у старших дошкольников логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию);
  • формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
  • формировать элементарные математические представления у детей.

Эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным и доступным.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы и обобщения.

Логические приемы умственных действий – анализ и синтез  Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Для конструирования используются мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.

Логические приемы умственных действий – анализ и синтез

Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Для конструирования используются мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.

«Собери пазлы»

«Собери пазлы»

«Сложи квадрат»  Квадраты Никитина

«Сложи квадрат»

Квадраты Никитина

«Танграм»

«Танграм»

Мыслительная операция - сравнение  Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Мыслительная операция - сравнение

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

«Весёлая и грустная гусеница» «Большой-маленький» «Широкий-узкий»

«Весёлая и грустная гусеница»

«Большой-маленький»

«Широкий-узкий»

«Весы»

«Весы»

Мыслительная операция - систематизация  Систематизация – расположение отдельных предметов, явлений в определенном порядке по какому-то признаку. «Продолжи ряд» Гирлянда из осенних листьев Треугольные елочки

Мыслительная операция - систематизация

Систематизация – расположение отдельных предметов, явлений в определенном порядке по какому-то признаку.

«Продолжи ряд»

Гирлянда из осенних листьев

Треугольные елочки

Мыслительные операции – классификация и обобщение  «Фруктовая башня»

Мыслительные операции – классификация и обобщение

«Фруктовая башня»

Игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу Дидактическая игра  «Найди пару»

Игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу

Дидактическая игра

«Найди пару»

Игры, направленные на установление причинно-следственных связей между предметами по смыслу  Дидактическая игра «Что было сначала, а что потом»

Игры, направленные на установление причинно-следственных связей между предметами по смыслу

Дидактическая игра

«Что было сначала, а что потом»

 В своей работе по развитию логического мышления, я широко использую песочную терапию.  Песочная терапия может помочь освоить понятия на классификацию и обобщение (фрукты, овощи, животные, насекомые и т.д.).

В своей работе по развитию логического мышления, я широко использую песочную терапию.

Песочная терапия может помочь освоить понятия на классификацию и обобщение (фрукты, овощи, животные, насекомые и т.д.).

 Игры с песком позволяют более интересно и легко изучить счетные операции с предметами, написание цифр, ориентировку в пространстве.

Игры с песком позволяют более интересно и легко изучить счетные операции с

предметами, написание цифр, ориентировку в пространстве.

 На песке детям нравится выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).

На песке детям нравится выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).

 Один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах – это вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов: - репродуктивно-мнемические: (Что это такое? Какого цвета флажки? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);  - репродуктивно-познавательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?); - продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?). ? ? ?

Один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах – это вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов:

- репродуктивно-мнемические: (Что это такое? Какого цвета флажки? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);

- репродуктивно-познавательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

- продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).

?

?

?

Дидактические игры с использованием ИКТ :  «Четвертый лишний»,  «Продолжи ряд»,  «Почини забор»,  «Ближе - дальше»,  «Виды транспорта»,  «Времена года».

Дидактические игры с использованием ИКТ :

«Четвертый лишний»,

«Продолжи ряд»,

«Почини забор»,

«Ближе - дальше»,

«Виды транспорта»,

«Времена года».

 Работая над темой «Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста», я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры; игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу; вопросы детям; игры, с использованием ИКТ, которые эмоционально воздействуют на детей.  Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Работая над темой «Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста», я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры; игры, направленные на установление связей между предметами по смыслу; вопросы детям; игры, с использованием ИКТ, которые эмоционально воздействуют на детей.

Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!