СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Гордись своим именем, улица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  «Гордись своим именем, улица»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Гордись своим именем, улица»»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №44






Проект по теме

«Гордись своим именем, улица»


информационно - творческий















Выполнили учащиеся 3 «г» класса.

Руководитель Данилова В. В.,

учитель начальных классов



Иваново 2020 г.


1

Содержание


1. Введение. Актуальность проекта

2. Паспорт проекта

3. Идея проекта

4. Основная часть.  

4.1 Информационный этап.

4.2 Определение понятия «улица» в справочной литературе

4.3 Классификация и типы улиц

4.4 Что могут рассказать  названия улиц 

5. Заключение

6. Литература, источники

7. Приложения.

























2

1. Введение. Актуальность проекта


«Есть улицы центральные, высокие и важные, 
С витринами зеркальными, с гирляндами огней.
А мне милей бесшумные, милей – одноэтажные.
От их названий ласковых становится светлей».

Юрий Антонов


Человек рождается на свет и получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку, прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своём сердце. Для нашего многонационального народа, каждый уголок нашего Отечества – свой дом, одна общая Родина. Хотя мы не все родились в Иванове, этот город стал для нас самым родным и любимым. Актуальность  проекта  заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. Улицы – это лицо любого города, его своеобразный внутренний мир. Каждая улица по-своему уникальна, неповторима.

Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем: «Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей, деятелей культуры, науки, современников и личностей из давно прошедших времен». Не исключение и наш город. В нашем городе много больших и маленьких улиц. Улицы носят имена известных и неизвестных нам людей, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.

Если каждый человек России будет помнить и знать историю своего города, поселка, села и будет передавать ее своим детям, то никто и никогда не сможет нас назвать «Иванами, не знающими родства».




















3

2. Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Гордись своим именем, улица»

Учебный предмет

Внеклассная работа, литературное чтение, окружающий мир

Адресация

Обучающиеся начальных классов

Участники проекта

Учитель, дети, родители

Тип проекта

Информационно - творческий

Цель проекта

  • изучить историю вопроса: «Что называют улицами, и какие они бывают»;

  • познакомиться с названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них.

  • укрепить нравственно-патриотические чувства через внеклассные мероприятия.

Задачи проекта

  • узнать, откуда происходит название улицы,

и таким образом изучать историю и географию своего края;

  • выяснить в честь кого названы улицы;

  • узнать, какие улицы сменили своё первоначальное название;

  • сравнить старые и современные фотографии улиц;

  • распределить названия улиц по темам;

  • провести анкетирование среди учащихся класса с целью выявления знаний учащихся о названии улиц;

  • Создать:

презентацию, содержащую сведения об улицах;

буклет «Улицы нашего города».

Предмет исследования

История создания улиц и их название

Методы исследования


1. Изучение литературы.

2. Беседа с родителями;

3. Поиск информации в Интернете;

4. Прогулка по улицам города

5. Сбор информации из литературных источников, анализ и обобщение.

6. Посещение библиотеки











4



1 этап: подготовительный

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

Планирование, определение источников информации.

2 этап: сбор материала

Беседа с родителями, чтение литературы, поиск теоретического материала по теме в Интернете.

3 этап: систематизация и оформление добытых при исследовании материалов

Совместная работа с родителями (организация экскурсий по улицам города) и классным руководителем в оформлении собранного материала, написание творческих работ учащимися,

4 этап: защита проекта

  • Подготовка сообщений. Отчёт учащихся по исследованию определённой улицы.

Проведение классных часов.

Творческие работы обучающихся.

Презентация результатов:

в классе;

  • на школьной научно - практической конференции.

Планируемый результат

Конечным результатом работы будет:

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
    расширение знаний о людях, в честь которых названы улицы нашего города;
    развитие чувства патриотизма, уважения к памяти героев.

  • создание:

презентации, содержащей сведения об улицах Иванова;

буклета «Улицы нашего города».












5

3. Как и когда возникла идея этого проекта. Как мы выбирали тему проекта

Для каждого человека город, в котором он родился - это особенный город. В 2021 году Иванову будет 150 лет. Это значимое событие для всех ивановцев. А для нас повод задуматься, а много ли мы знаем о городе, о его улицах? В преддверии юбилея города мы хотим узнать как можно больше о малой родине и рассказать об этом другим.

Ежедневно мы идём по родным улицам. У каждой улицы есть левая и правая сторона, тротуар, проезжая часть. Мы видим дома, магазины, учреждения. И, кажется, что улицы отличает только названия. Но ведь это не так! Каждая улица хранит свой секрет! Об истории улиц Иванова и о том, какие тайны хранит каждая улица, мы решили узнать более подробно в классе.

Так появился коллективный проект 3 «г» класса.

4. Основная часть

4.1 Информационный этап.

В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с понятием улица. В ходе работы над проектом, мы узнали, что традиция давать названия улицам появилась давно. Имена великих полководцев и философов, знаменитых политиков и поэтов остаются в названиях улиц и площадей каждого города. Имя улицы – это не только дань уважения к человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Улицы, парки, проспекты и площади – это визитная карточка города.

В давние времена, когда человек попадал в какой-то незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все казалось для него чужим: другие дома, улицы и другая жизнь. Зато теперь всё по-другому. Человек может попасть в совершенно незнакомый город, но чувствовать себя там как дома. Во многих городах стоят похожие дома, есть огромное количество магазинов и улиц с одинаковыми названиями. Например, проспект Ленина есть в каждом городе, как в крупном мегаполисе, так и в маленьком городке.  Нам стало интересно: «А какие улицы есть в нашем городе, и много ли их?»

Прежде чем приступить к работе, мы провели опрос одноклассников и учеников нашей школы по следующим вопросам:

  1. Знаете ли Вы, что называют улицей?

  2. Какие улицы в городе Иванове Вы знаете?

  3. Знаете ли Вы откуда пошло название улиц?

Нами были получены следующие результаты:

По первому вопросу:

  • знаю – 72%

  • не знаю- 28%

По второму вопросу:

  • от 1 до 5 улиц – 64%

  • от 6 до 10 улиц – 24%

  • от 11 до 15 улиц – 11%

  • свыше 16 улиц – 1%

По третьему вопросу:

  • знаю – 15%

  • не знаю – 85%

Вывод: одноклассники и ученики 3 классов нашей школы знают, что называют улицей, но мало кому известно какие улицы есть в городе, и более того не знают откуда пошло их название.





6

4.2 Определение понятия «улица» в справочной литературе

Наш родной город – Иваново. Мы очень любим свой город и нам хочется знать о нём ещё больше."Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране" – сказал академик Д.С. Лихачев.

Впервые слово «улица» было упомянуто в «Изборнике Святослава» 1076 года. По мнению одних учёных, оно произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других — речь изначально шла о фасадах. Наши предки говорили: «Улица домов». «Улица» – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов. (В. Даль). В толковом словаре С. И. Ожегова мы нашли определение: «Улица — пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода».

4. 3 Классификация и типы улиц

Названия улиц и их типы весьма условны. Кроме того, с развитием населённого пункта и новостройками меняется внешний вид улиц. Переулок, например, может перестать быть переулком, но название может не меняться. На некоторых улицах может быть запрещён проезд автомобилей и мотоциклов, на других — движение разрешено лишь в одну сторону. Названия улиц изучает топонимика.

В ходе изучения литературных источников мы узнали о количестве улиц Иванова, о том, в честь кого они названы, а также составили небольшую классификацию названия улиц нашего города. Имена великих полководцев и философов, знаменитых политиков и поэтов остаются в названиях улиц и площадей каждого города. Имя улицы – это не только дань уважения к человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Улицы, парки, проспекты и площади – это визитная карточка и нашего города.

По последним данным, что нам удалось найти в городе - 1178 улиц, проспектов, площадей, парков, скверов, проездов и переулков.

Некоторые из улиц мы попытались разбить  на разные группы.

Условно разделили улицы города на следующие группы:

  • улицы, в которых отражается героическое прошлое нашего города и нашей страны и улицы, в которых увековечены имена выдающихся людей (улица Белороссова, Суворова, Якова Гарелина, Генерала Хлебникова, Лётчика Лазарева, Марии Рябининой, Бубнова, 8 Марта, Советская, Смирнова, Красногвардейская, Куконковых, Степанова, Громобоя, Станко, Ермака, Некрасова, Полка Нормандия – Неман, Красной Армии, пл. Победы, пл. Революции, пл. Пушкина, пр. Шереметевский, пр. Ленина, сквер Десантников, ).

  • улицы, связанные с особенностями географического положения, а так же названия улиц, связанные с реками, протекающими или некогда протекавшими вблизи данной улицы (бульвар Кокуй)

  • названия улиц, связанные с трудовой деятельностью и общественными ролями, например профессиями тех, для кого улица строилась (пр. Строителей)

  • названия улиц, характеризующие природу (улица Садовая, Крутицкая)

  • названия улиц, отражающие названия ближайших городов, сёл (Лежневская).





7

4.4 Что могут рассказать  названия улиц 

В ходе работы над проектом мы неоднократно посещали библиотеку, ходили на экскурсию по улицам города, готовили сообщения, пробовали свои силы в создании презентаций, делились полученной информацией с ребятами, создали буклет с названиями улиц, о которых хотелось бы нам рассказать. (см. Приложение «История одной улицы»)

5. Заключение

Проведённая работа подтвердила, что названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом. В их названиях отражается история не только города и его жителей, но и история страны. Поэтому мы должны знать, какие события происходили в городе и в стране, чьим именем названы улицы города, как их жизнь отразилась в истории и сохранить это знание для будущих поколений. 

Теперь каждый из нас знает, сколько улиц в нашем городе; может рассказать об истории своей улицы и постарается сохранить полученные сведения об истории города.

Изучив материалы по проекту, мы нашли одно общее сходство - безусловно, главным украшением улицы являются люди, строившие, работающие и живущие на ней. В ходе работы над проектом, раскрывая секрет улиц Иванова, пришли к выводу, что наши улицы – это лицо нашего города, красивого и молодого.

Какой интересной и увлекательной оказалась работа над проектом. Конечно, это лишь самая малая часть, но с малого начинается великое. Мы захотели узнать, что же обозначают другие имена улиц нашего города. Так что впереди нас ждут новые открытия!

С праздником, тебя, любимый город!

Считаем, что данный проект будет полезным и познавательным. Его материалы можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов и викторин.

6. Литература, источники

1. Википедия – свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Улица

2. Имена улиц города Иваново. Алфавитный указатель. 1981

3. Ожегов С.И. // Под ред. Н.Ю.Шведовой. Словарь русского языка : М.; Рус.яз., 1988.

4. Околотин, В.С. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны.– Иваново : А-Гриф, 2016

5. По земле Ивановской. Историко – краеведческие очерки. Ярославль, 1983

6. Словопедия большой энциклопедический словарь http://www.slovopedia.com/

7. Тихомиров А. М. Иваново. Иваново – Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. – Иваново: ИД «Референт», 2011

8. Фото из семейного архива.