Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное образование городской округ города Пыть-Яха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Практико-ориентированный проект
Государственная символика в школе
Автор проекта: Газин Олег Азатович, учащийся 9 а класса МБОУ СОШ № 4 г.Пыть-Ях ХМАО-Югры
Руководитель:
Аллахвердиев Аслан Гасанович,
учитель технологии
2018-2019 учебный год
Информационная карта проекта «Государственная символика в школе»
Проект «Государственная символика в школе» посвящен проблеме гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Проект направлен на формирование гражданственности, патриотизма, информационной и технологической культуры. Я считаю, что одним из важнейших показателей форсированности, гражданственности и патриотизма является уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства.
Цель проекта: разработка макетов гербов формирование России, ХМАО-Югры, города Пыть-Ях, создание герба МБОУ СОШ №4 и уважительного отношения у учащихся к государственным символам Российской Федерации.
Задачи проекта:
ознакомиться с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
провести социологический опрос среди учащихся, педагогов, родителей «Государственная символика»;
разработать и изготовить для образовательного учреждения макеты гербов России, ХМАО, города Пыть-Ях, создать герб МБОУ СОШ №4;
формировать у учащихся школы уважительное и бережное отношение к государственным символам России, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны
содействовать росту уважения к культурному наследию России, гордости за свою страну, патриотических чувств, сознания посредством знакомства с государственными символами Российской Федерации.
Работы над проектом:
I . Поисково-исследовательский этап
II . Технологический этап
III . Заключительный этап
Целевая аудитория: учащиеся образовательных учреждений, педагоги, родительская общественность.
Ожидаемые результаты:
- макеты гербов России, ХМАО, города Пыть-Ях, герб МБОУ СОШ №4;
- сформированность уважительного отношения у учащихся школы к государственным символам Российской Федерации.
Порядок управления проектом:
Общее руководство проектом осуществляет администрация МБОУ СОШ №4. Руководитель проекта – Аллахвердиев А.Г., учитель технологии. К оперативному руководству проектом привлекаются учителя истории и обществознания, учителя русского языка и литературы, совет старшеклассников.
Показатели эффективности проекта:
Эффективность реализации проекта выражается в создании условий для осознания учащимися значимости государственной символики, расширении кругозора учащихся в области государственной символики.
Обоснование актуальности проекта
Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе является одной из самых актуальных, поскольку последнее десятилетие XX и начало ХХI века в России связано с восстановлением исторической российской государственности и соответственно восстановлением российской символики.
По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, к своему государству и к своей Родине. Именно поэтому важно как можно раньше знакомить молодежь с важнейшими символами своей, и других стран мира, воспитывать бережное отношение к ним.
Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности гражданственности и патриотизма. Раннее знакомство детей с разной символикой способствует восприятию, пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности. Ознакомление с символами своего государства - гербом, флагом, гимном - традиционно является одним из элементов воспитания молодежи в духе здорового патриотизма. На основе этого происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории, поскольку современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития подрастающего поколения. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
На основании вышесказанного считаем данный проект актуальным.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи. Государственные символы России — это сокровища национальной культуры, утверждающие преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти.
К государственным символам любой страны относится прежде всего государственный герб, флаг, гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражения настоящего, как выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.
У нашей страны есть свои государственные символы: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел.
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Герб России представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Всё важное о государственных символах: флаге, гербе: как они должны выглядеть и как их правильно использовать – записано в специальном законе.
Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая понять, что они важные и государственные. Государственный герб украшает все указы президента России. Также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Есть герб и на всех государственных печатях. Еще герб помещается на пограничных знаках. Которые в просторечье называются пограничными столбами и на денежных знаках, которые в просторечье называются деньгами, и на государственных орденах и медалях.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, разъяснение их сущности и значения, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании детей – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Приобщение подрастающего поколения к государственной символике является одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, которое основывается на принципе единства гражданско-патриотического сознания и гражданско-патриотической деятельности.
Формирование гражданско-патриотического сознания включает в себя различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.)
Программа действий, которую предлагает группа
Организационный план работы над проектом
| Мероприятия |
| I.Поисково-исследовательский этап |
| Постановка проблемы |
| Определение целей и задач проекта |
| Изучение законодательных актов |
| Проведение социологического опроса среди учащихся, педагогов, родителей «Государственная символика» |
| Сбор информации |
| Изучение использования государственных символов в учреждениях города |
| II.Технологический этап |
| Разработка макетов России, ХМАО, города Пыть-Ях, МБОУ СОШ №4 |
| Изготовление макетов России, ХМАО, города Пыть-Ях, МБОУ СОШ №4 |
| III. Заключительный этап |
| Выпуск буклетов, размещение информации на официальном сайте школы |
| Подготовка и проведение презентации проекта в МБОУ СОШ №4 |
| Выступление с проектом на классных часах, родительских собраниях. |
| Участие в городском конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России» |
Реализация плана действий
I.Поисково-исследовательский этап
Основная задача: поиск, подбор и систематизация информации
В ходе работы над проектом:
изучены конституционные законы о государственных символах, правила использования государственных символов;
собрана информация о наличии государственной символики в учреждениях города;
проведено анкетирование учащихся с целью выявления их знаний в области государственной символики РФ.
С целью недопущения искажений и неточностей при воспроизведении гербов Российской Федерации, ХМАО-Югры и города Пыть-Ях были изучены конституционные законы о символах государства, правила использования государственных символов.
С целью анализа наличия государственной символики в образовательных учреждениях города были посещены 8 учреждений. Во всех учреждениях имеются в наличии государственные символы РФ. Все символы являются печатными изданиями и имеют стандартные форматы А4, А3 или выполнены в виде рисунков.
С целью выявления значимости государственной символики в жизни школьников и взрослого поколения был проведен социологический опрос среди учащихся, педагогов, родителей «Государственная символика».
Учащимся 3-4 классов были предложены вопросы:
Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?
Назовите цвета флага Российской Федерации?
Какими словами начинается Гимн Российской Федерации?
Результаты анкетирования показали, что 93,5% из 31 опрошенного третьеклассника и 92,9% из 84 опрошенных четвероклассников знают символы государства.
3- классы
4-е классы
Учащимся 9, 11 классов были предложены следующие вопросы:
1.Что символизируют двуглавый орёл, три короны, скипетр и держава, всадник на щите на гербе Российской Федерации?
2.Что означают цвета флага и герба ХМАО-Югры?
3.Напишите припев гимна Российской Федерации.
Результаты анкетирования показали, что 48,2% из 56 опрошенных девятиклассников и 51% из 56 опрошенных одиннадцатиклассников знают, что символизируют двуглавый орёл, три короны, скипетр и держава, всадник на щите на гербе Российской Федерации. 94,6% респондентов продемонстрировали знание Гимна Российской Федерации.
9-е классы
11-е классы
По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся старших классов имеют недостаточный уровень знаний государственных символов, в связи с чем возникает необходимость в систематической работе по использованию государственных символов в воспитательном процессе.
II. Технологический этап
Основная задача: разработка макетов гербов Российской Федерации, ХМАО-Югры, города Пыть-Яха, создание герба МБОУ СОШ №4, разработка положения о гербе МБОУ СОШ №4.
Для изготовления гербов потребуется выполнение изученных операций, таких, как разметка, выпиливание, резьба по дереву, зачистка, шлифование, окраска, сборка и отделка.
Каждая операция важна и требует точности выполнения:
качественное выполнение разметки и выпиливания увеличивает точность сборки, уменьшает время на зачистку торцов и кромок;
качество шлифования влияет на внешний вид изделия
на окрашенной поверхности не допускаются неточности при разметке и выполнении резьбы из-за невозможности последующего шлифования и исправления дефектов резьбы.
Стадии изготовления гербов
1. Выбор варианта с габаритными размерами, по чертёжу.
2. Подготовка материалов для изготовления деталей с учётом размеров и припусков для распилки и шлифовки.
3. Выпиливание элементов гербов по заданным параметрам чертежа и шаблонов.
4. Художественная обработка (контурная резьба) символов гербов.
5. Раскрашивание мелких элементов герба.
6. Покраска и лакирование.
7. Сборка.
Инструменты и приспособления
При изготовлении гербов применяются следующие инструменты и приспособления:
ножовка;
струбцины;
кисть;
полукруглый напильник;
шлифовальная шкурка;
карандаш, линейка;
ножницы;
циркуль;
нож-косяк;
10) прибор для выпиливания ни хромовой нитью
Разработка технологической карты
Следующий этап работы – составление технологической карты и изготовление гербов.
Технологическая карта
№ | Последовательность и содержание операций | Графическое изображение | Инструменты приспособления |
1 | Выбор материала | | Карандаш, линейка, пенопласт, самоклеющаяся бумага, фанера |
2 | Разметка символа (двуглавый орел) | | Карандаш, линейка, циркуль, шаблон |
3 | Выпиливание символов | | Набор резцов по дереву, мелкозернистая наждачная бумага |
4 | Разметка герба Ханты-Мансийского округа и герба города Пыть-Ях | | Карандаш, линейка, фанера, столярный уголок, циркуль |
5 | Художественная отделка символов (резьба по дереву) | | Набор резцов по дереву, мелкозернистая наждачная бумага |
6 | Отделка символа двуглавого орла -шлифование, -прорисовывание всадника -лакирование | | мелкозернистая наждачная бумага, набор акриловых красок |
9 | Изготовление геральдического щита для гербов | | электролобзик, фанера, карандаш, линейка, столярный уголок |
10 | Отделка геральдического щита -шлифование | | электрошлифовальная машинка, самоклеющаяся бумага |
11 | Разметка короны герба Ханты-Мансийского округа и герба города Пыть-Ях | | Карандаш, линейка, фанера, столярный уголок |
12 | Отделка корон -шлифование -прорисовывание красками | | Набор акриловых красок, мелкозернистая наждачная бумага, кисть |
13 | Сборка геральдических щитов и символов | | Клей ПВА «Столяр», шаблон, кисть |
Изготовление герба МБОУ СОШ №4 производится по той же технологии.
Техника безопасности
При изготовлении гербов необходимо обязательно соблюдать технику безопасности
- при пилении столярной ножовкой;
- при выпиливании лобзиков;
- при работе с резцами по дереву;
- при выпиливании нихромовой нитью;
-при работе с лакокрасочными материалами.
III. Заключительный этап
На данном этапе были подведены итоги работы над проектом, оформлены буклеты с информацией и государственных символах Российской Федерации, а также размещена информация на официальном сайте школы.
По итогам работы над данным проектом подготовлены и проведены выступления на классных часах в 4-11 классах, на общешкольном родительском собрании, участие в городском конкурсе «Шаг в будущее».
Цели и задачи, которые были поставлены в начале нашего проекта, достигнуты и решены:
макеты гербов России, ХМАО, города Пыть-Ях, герб МБОУ СОШ №4 заняли достойное место в музее школы;
проведена большая работа по формированию уважительного отношения у обучающихся к государственным символам Российской Федерации.
Заключение.
Символы государства Российского - важные элементы государственности, признаки независимости и суверенитета, престижа страны.
Символы государства - это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках.
Я считаю, что опыт работы над данным проектом можно распространить и на другие школы, поскольку вопрос о патриотическом воспитании учащихся как будущих активных субъектов правовой и политической жизни страны является актуальным не только для всех образовательных учреждений, но и государства в целом.
13