Центр АРТ – образования, Всероссийский конкурс «Гордость отчизны» (история и культура)
Презентация к классному часу
«Я Гамлет»
(к 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого)
Преподаватель: Яковлева О.В. ,
Предмет: литература,
Учащаяся 8в класса: Парфенова Ю.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 43»
ул. Носова, д. 49, г. Иваново, 153030 тел./факс 37-14-55 E-mail: [email protected]
«Я Гамлет…» В непрочный сплав меня спаяли дни — Едва застыв, он начал расползаться.
В.С.Высоцкий
… человеческая личность
Владимир Семенович объяснял: «Я вначале играл комедийные роли и пел под гитару всевозможные шуточные песни, вдруг сыграл Галилея и Гамлета. Я думаю, что это получилось не вдруг, ведь режиссер долго присматривался – могу я или нет. Мне кажется, что есть тому две причины: для Любимова основным является даже не актерское дарование
(хотя и актерское
дарование тоже),
но больше всего
его интересует
человеческая личность...»
… дайте мне сыграть Гамлета
В статье «Трудный путь спектакля»
В. Золотухин вспоминает: «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета». Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой.
«И в свое время
он не знал себе равных в Европе.
Шекспир - поэт,
Гамлет - поэт,
Высоцкий - поэт.
Тут все связалось в один узел...»
… дозреет та безумная идея
Еще Театра на Таганке нет Резвится Гамлет со скакалкой на аллее, А через двадцать восемь - тридцать лет Дозреет та безумная идея. Он как репей к Любимову пристал, Почти на авантюру в театре всех подначил. И режиссер его поднял на пьедестал, И на роль Гамлета Высоцкого назначил. Он в этой пьесе, как никто, его играл, Премьера удалась, успех подобен грому. И Гамлета - Высоцкий не отдал Ни Золотухину и никому другому!
… вероятно этого захотел бы сам Шекспир
Премьера «Гамлета» на Таганке состоялась 19 ноября 1971 года, когда Владимиру Высоцкому было около 34 лет.
В одном из интервью B.C. Высоцкий сказал так: «Мне повезло, что я играл Гамлета, находясь именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Мне это помогло. Я думал: может быть, мировоззрение людей в сущности складывается одинаково. Мой возраст помогал мне правильно оценить поступки и мысли принца.
Мы ставили «Гамлета» так,
как вероятно этого захотел
бы сам Шекспир.»
… был трудный путь к себе
« Конечно, эта роль нелегко мне далась. Больше трех часов на сцене непрерывной работы. Я не играю принца Датского. Я стараюсь дать современного человека. Да, может быть себя. Но какой же это был трудный путь к себе. Одну только сцену с отцом Гамлета Любимов пробовал в девятнадцати вариантах!
Он заставил меня
раскрываться полностью,
когда казалось уже дальше
некуда...»
… закрепил за собой право носить джинсы и свитер
Алла Демидова рассказывает: «Не знаю кому пришла в голову мысль сделать костюмом Гамлета джинсы и свитер. Думаю, это произошло потому, что в это время мы все так одевались. А Володя за время двухлетних репетиций «Гамлета» окончательно закрепил за собой право носить джинсы и свитер. Только цвет костюма в спектакле был черный –
черные вельветовые
джинсы, черный свитер
ручной вязки,
открывающий мощную
шею.»
… это наш Гамлет, человек нашего времени
Вспоминает Александр Аникст: « В центре всего был Высоцкий. Гамлет. Он сидел на полу у задней стены ярко освещенной сцены, весь в черном; в руках у него была гитара. Если датский принц ассоциируется с каким-нибудь музыкальным инструментом, то может быть с флейтой. Но - гитара?!
Так сразу определилась
сущность нового Гамлета.
Для тех, кто жил современностью,
спектакль и образ героя
сразу обретали определенность.
Это наш Гамлет,
человек нашего времени.»
… в главном оставался одним и тем же
Образ Гамлета имел для актера важнейшее исповедальное значение. И потому с течением времени Гамлет, как и Высоцкий, становился иным - взрослел, набирался опыта, мужал, хотя и в главном
оставался одним и тем же –
волевым, решительным,
с первого появления на сцене
знавшим о своей судьбе,
своем предназначении.
… абсолютный философ
А. Демидова: «Начал он играть Гамлета с такой крепкой взрывной пластикой, для которого не существовало вопроса не быть, только быть, прорыв, неисчерпаемый оптимизм, а закончил он эту роль
абсолютным философом,
мудрецом с четкой
ответственностью перед жизнью,
людьми, перед неразрешимыми
вопросами быть или не быть?»
Последнего Гамлета он играл
18 июля 1980 года.
… ведет войну не на жизнь
«Выбор Высоцкого на роль Гамлета – счастливый и точный выбор, — писал критик В. Гаевский. - Гамлет Высоцкого ведет войну не на жизнь, а на смерть, а эльсинорский свет приходит в ужас от его манер и не может простить Гамлету его гитары. Высоцкий играет иссякающую энергию души, которая взметнулась чудесным усилием и
вот-вот сорвется кубарем вниз.
Сама поэзия для Высоцкого
не холодное ремесло,
но срыв, срыв вниз или вверх,
срыв в бездну
или в бессмертие.»
… то для него цель жизни
Более всего удивляют поэтические монологи Высоцкого – сны. Это сны, ставшие явью, ставшие словом. Гамлет Высоцкого говорит о своих снах с загадочной полуулыбкой. Что для других сон,
то для него цель жизни.
Гамлет Высоцкого
не хочет допустить,
чтобы свобода
и возмездие оставались
несбыточными мечтами.
… и правых, и виноватых, и положительных, и отрицательных
С увлечением и восторгом рассказывает о занавесе Владимир Высоцкий: «Главное назначение занавеса «Гамлета» — это судьба, потому что в этом спектакле много разговоров о Боге, хотя это спектакль и не религиозный. Но почти все нанизано на это. С самого начала Гамлет заявляет: «О, если бы Предвечный не занес в грехи самоубийства!..». Все время на сцене очень ощущается присутствие смерти. И этот занавес,
быстро двигаясь,
сбивает в могилу всех
персонажей – и правых,
и виноватых, и положительных,
и отрицательных. В общем,
всех потом равняет могила…»
… не только стала для него театральной судьбой
Сложность положения Владимира в театре заключалась в том, что он вырастал в огромную величину, а оставался членом труппы… А в театре – репертуар, дисциплина... И у многих актеров жизнь – это только театр. А у Владимира жизнь вне театра тоже была, и жизнь значительная и интересная...
Ему нужна была свобода,
как человеку и как вольному
художнику… И дисциплина
мешала... но и спасала его.
Роль Гамлета не только
стала для него театральной
судьбой, она продлила ему жизнь...
… был для него важнее благ и доводов
«Гамлет», видимо, был для него важнее благ и доводов, — пишет Вениамин Смехов в своей книге «Живой, и только». — Он бы с края земли вырвался играть его – даже если б уже совсем ни с кем не общался в театре. Он и прилетал, приплывал, он и больным «приползал» к любимой роли. Он был отходчив, его не назовешь упрямцем. Многим прощал, кому и прощения нету. Он умел и повиноваться –
пусть кратко, «через губу»,
он не был гордецом.
Но за Гамлета Высоцкий
мог даже впасть в грех
злопамятства. И – впадал.»
нет, это в последний раз, больше не выдержу…
Не играл Владимир Семенович, а боролся за жизнь. Как чувствовал, что однажды не сыграть ему «последнего «Гамлета»...
Высоцкий: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь
выкладываешься каждый раз
на пределе. Иногда кажется:
нет, это в последний раз,
больше не выдержу…»
… вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса
«… Я играю: «Быть или не быть – вот в чем вопрос, — достойно ли терпеть безропотно позор судьбы иль нужно оказать сопротивленье...» Это давно всем ясно и решено, почему же мы все время об этом задумываемся?.. А вовсе не вопрос в том жить — ему или нежить...
Вопрос в том, чтобы
не вставало этого вопроса.»
… жизнь и смерть, разговор с вечностью
Под занавес жизни актера международный театральный фестиваль назвал первым из лучших – нашего «Гамлета»: трагедия Шекспира, перевод Пастернака, в главной роли – Владимир Высоцкий.
Не роль это для
него была,
а жизнь и смерть,
разговор
с вечностью.
«МОЙ ГАМЛЕТ»
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса...
В. Высоцкий
Ссылки на использованную литературу и интернет - ресурсы
- http://irrkut.narod.ru/stati/Kulgavov/Glava-Kulgavov-7.htm
- http://www.agesmystery.ru/node/923
- http://www.odin-fakt.ru/vysockii/gamlet_s_taganki_k_dvadc/
- http://www.rus-shake.ru/criticism/Antsyferov/Hamlet-Vysotsky
- http://cwer.ws/node/232022/
- http://vagant2003.narod.ru/2001143013.htm