СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Я Гамлет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презенитация приурочена дню рождения Высоцкого. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Я Гамлет"»

Центр АРТ – образования,  Всероссийский конкурс «Гордость отчизны»  (история и культура)   Презентация к классному часу «Я Гамлет» (к 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого) Преподаватель: Яковлева О.В. , Предмет: литература, Учащаяся 8в класса: Парфенова Ю. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 43» ул. Носова, д. 49, г. Иваново, 153030 тел./факс 37-14-55 E-mail: school43@ivedu.ru

Центр АРТ – образования, Всероссийский конкурс «Гордость отчизны» (история и культура)

Презентация к классному часу

«Я Гамлет»

(к 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого)

Преподаватель: Яковлева О.В. ,

Предмет: литература,

Учащаяся 8в класса: Парфенова Ю.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 43»

ул. Носова, д. 49, г. Иваново, 153030 тел./факс 37-14-55 E-mail: [email protected]

«Я Гамлет…»  В непрочный сплав меня спаяли дни —  Едва застыв, он начал расползаться. В.С.Высоцкий

«Я Гамлет…» В непрочный сплав меня спаяли дни — Едва застыв, он начал расползаться.

В.С.Высоцкий

… человеческая личность  Владимир Семенович объяснял: «Я вначале играл комедийные роли и пел под гитару всевозможные шуточные песни, вдруг сыграл Галилея и Гамлета. Я думаю, что это получилось не вдруг, ведь режиссер долго присматривался – могу я или нет. Мне кажется, что есть тому две причины: для Любимова основным является даже не актерское дарование  (хотя и актерское  дарование тоже),  но больше всего  его интересует  человеческая личность...»

… человеческая личность

Владимир Семенович объяснял: «Я вначале играл комедийные роли и пел под гитару всевозможные шуточные песни, вдруг сыграл Галилея и Гамлета. Я думаю, что это получилось не вдруг, ведь режиссер долго присматривался – могу я или нет. Мне кажется, что есть тому две причины: для Любимова основным является даже не актерское дарование

(хотя и актерское

дарование тоже),

но больше всего

его интересует

человеческая личность...»

… дайте мне сыграть Гамлета  В статье «Трудный путь спектакля»  В. Золотухин вспоминает: «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета». Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой. «И в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир - поэт, Гамлет - поэт, Высоцкий - поэт.  Тут все связалось в один узел...»

… дайте мне сыграть Гамлета

В статье «Трудный путь спектакля»

В. Золотухин вспоминает: «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета». Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой.

«И в свое время

он не знал себе равных в Европе.

Шекспир - поэт,

Гамлет - поэт,

Высоцкий - поэт.

Тут все связалось в один узел...»

… дозреет та безумная идея  Еще Театра на Таганке нет  Резвится Гамлет со скакалкой на аллее,  А через двадцать восемь - тридцать лет  Дозреет та безумная идея.  Он как репей к Любимову пристал,  Почти на авантюру в театре всех подначил.  И режиссер его поднял на пьедестал,  И на роль Гамлета Высоцкого назначил.  Он в этой пьесе, как никто, его играл,  Премьера удалась, успех подобен грому.  И Гамлета - Высоцкий не отдал  Ни Золотухину и никому другому!

… дозреет та безумная идея

Еще Театра на Таганке нет Резвится Гамлет со скакалкой на аллее, А через двадцать восемь - тридцать лет Дозреет та безумная идея. Он как репей к Любимову пристал, Почти на авантюру в театре всех подначил. И режиссер его поднял на пьедестал, И на роль Гамлета Высоцкого назначил. Он в этой пьесе, как никто, его играл, Премьера удалась, успех подобен грому. И Гамлета - Высоцкий не отдал Ни Золотухину и никому другому!

… вероятно этого захотел бы сам Шекспир    Премьера «Гамлета» на Таганке состоялась 19 ноября 1971 года, когда Владимиру Высоцкому было около 34 лет.  В одном из интервью B.C. Высоцкий сказал так: «Мне повезло, что я играл Гамлета, находясь именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Мне это помогло. Я думал: может быть, мировоззрение людей в сущности складывается одинаково. Мой возраст помогал мне правильно оценить поступки и мысли принца.  Мы ставили «Гамлета» так,  как вероятно этого захотел  бы сам Шекспир.»

… вероятно этого захотел бы сам Шекспир

Премьера «Гамлета» на Таганке состоялась 19 ноября 1971 года, когда Владимиру Высоцкому было около 34 лет.

В одном из интервью B.C. Высоцкий сказал так: «Мне повезло, что я играл Гамлета, находясь именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Мне это помогло. Я думал: может быть, мировоззрение людей в сущности складывается одинаково. Мой возраст помогал мне правильно оценить поступки и мысли принца.

Мы ставили «Гамлета» так,

как вероятно этого захотел

бы сам Шекспир.»

… был трудный путь к себе  « Конечно, эта роль нелегко мне далась. Больше трех часов на сцене непрерывной работы. Я не играю принца Датского. Я стараюсь дать современного человека. Да, может быть себя. Но какой же это был трудный путь к себе. Одну только сцену с отцом Гамлета Любимов пробовал в девятнадцати вариантах!  Он заставил меня  раскрываться полностью,  когда казалось уже дальше  некуда...»

… был трудный путь к себе

« Конечно, эта роль нелегко мне далась. Больше трех часов на сцене непрерывной работы. Я не играю принца Датского. Я стараюсь дать современного человека. Да, может быть себя. Но какой же это был трудный путь к себе. Одну только сцену с отцом Гамлета Любимов пробовал в девятнадцати вариантах!

Он заставил меня

раскрываться полностью,

когда казалось уже дальше

некуда...»

… закрепил за собой право  носить джинсы и свитер  Алла Демидова рассказывает: «Не знаю кому пришла в голову мысль сделать костюмом Гамлета джинсы и свитер. Думаю, это произошло потому, что в это время мы все так одевались. А Володя за время двухлетних репетиций «Гамлета» окончательно закрепил за собой право носить джинсы и свитер. Только цвет костюма в спектакле был черный –  черные вельветовые  джинсы, черный свитер  ручной вязки,  открывающий мощную  шею.»

… закрепил за собой право носить джинсы и свитер

Алла Демидова рассказывает: «Не знаю кому пришла в голову мысль сделать костюмом Гамлета джинсы и свитер. Думаю, это произошло потому, что в это время мы все так одевались. А Володя за время двухлетних репетиций «Гамлета» окончательно закрепил за собой право носить джинсы и свитер. Только цвет костюма в спектакле был черный –

черные вельветовые

джинсы, черный свитер

ручной вязки,

открывающий мощную

шею.»

… это наш Гамлет, человек нашего времени  Вспоминает Александр Аникст: « В центре всего был Высоцкий. Гамлет. Он сидел на полу у задней стены ярко освещенной сцены, весь в черном; в руках у него была гитара. Если датский принц ассоциируется с каким-нибудь музыкальным инструментом, то может быть с флейтой. Но - гитара?!  Так сразу определилась  сущность нового Гамлета.  Для тех, кто жил современностью,  спектакль и образ героя  сразу обретали определенность.  Это наш Гамлет,  человек нашего времени.»  

… это наш Гамлет, человек нашего времени

Вспоминает Александр Аникст: « В центре всего был Высоцкий. Гамлет. Он сидел на полу у задней стены ярко освещенной сцены, весь в черном; в руках у него была гитара. Если датский принц ассоциируется с каким-нибудь музыкальным инструментом, то может быть с флейтой. Но - гитара?!

Так сразу определилась

сущность нового Гамлета.

Для тех, кто жил современностью,

спектакль и образ героя

сразу обретали определенность.

Это наш Гамлет,

человек нашего времени.»  

… в главном оставался одним и тем же  Образ Гамлета имел для актера важнейшее исповедальное значение. И потому с течением времени Гамлет, как и Высоцкий, становился иным - взрослел, набирался опыта, мужал, хотя и в главном  оставался одним и тем же –  волевым, решительным,  с первого появления на сцене  знавшим о своей судьбе,  своем предназначении. 

… в главном оставался одним и тем же

Образ Гамлета имел для актера важнейшее исповедальное значение. И потому с течением времени Гамлет, как и Высоцкий, становился иным - взрослел, набирался опыта, мужал, хотя и в главном

оставался одним и тем же –

волевым, решительным,

с первого появления на сцене

знавшим о своей судьбе,

своем предназначении. 

… абсолютный философ  А. Демидова: «Начал он играть Гамлета с такой крепкой взрывной пластикой, для которого не существовало вопроса не быть, только быть, прорыв, неисчерпаемый оптимизм, а закончил он эту роль  абсолютным философом,  мудрецом с четкой  ответственностью перед жизнью,  людьми, перед неразрешимыми  вопросами быть или не быть?»  Последнего Гамлета он играл  18 июля 1980 года.

… абсолютный философ

А. Демидова: «Начал он играть Гамлета с такой крепкой взрывной пластикой, для которого не существовало вопроса не быть, только быть, прорыв, неисчерпаемый оптимизм, а закончил он эту роль

абсолютным философом,

мудрецом с четкой

ответственностью перед жизнью,

людьми, перед неразрешимыми

вопросами быть или не быть?»

Последнего Гамлета он играл

18 июля 1980 года.

… ведет войну не на жизнь  «Выбор Высоцкого на роль Гамлета – счастливый и точный выбор, — писал критик В. Гаевский. - Гамлет Высоцкого ведет войну не на жизнь, а на смерть, а эльсинорский свет приходит в ужас от его манер и не может простить Гамлету его гитары. Высоцкий играет иссякающую энергию души, которая взметнулась чудесным усилием и  вот-вот сорвется кубарем вниз.  Сама поэзия для Высоцкого  не холодное ремесло,  но срыв, срыв вниз или вверх,  срыв в бездну  или в бессмертие.»

… ведет войну не на жизнь

«Выбор Высоцкого на роль Гамлета – счастливый и точный выбор, — писал критик В. Гаевский. - Гамлет Высоцкого ведет войну не на жизнь, а на смерть, а эльсинорский свет приходит в ужас от его манер и не может простить Гамлету его гитары. Высоцкий играет иссякающую энергию души, которая взметнулась чудесным усилием и

вот-вот сорвется кубарем вниз.

Сама поэзия для Высоцкого

не холодное ремесло,

но срыв, срыв вниз или вверх,

срыв в бездну

или в бессмертие.»

… то для него цель жизни  Более всего удивляют поэтические монологи Высоцкого – сны. Это сны, ставшие явью, ставшие словом. Гамлет Высоцкого говорит о своих снах с загадочной полуулыбкой. Что для других сон,  то для него цель жизни.  Гамлет Высоцкого  не хочет допустить,  чтобы свобода  и возмездие оставались  несбыточными мечтами.

… то для него цель жизни

Более всего удивляют поэтические монологи Высоцкого – сны. Это сны, ставшие явью, ставшие словом. Гамлет Высоцкого говорит о своих снах с загадочной полуулыбкой. Что для других сон,

то для него цель жизни.

Гамлет Высоцкого

не хочет допустить,

чтобы свобода

и возмездие оставались

несбыточными мечтами.

… и правых, и виноватых, и положительных, и отрицательных  С увлечением и восторгом рассказывает о занавесе Владимир Высоцкий: «Главное назначение занавеса «Гамлета» — это судьба, потому что в этом спектакле много разговоров о Боге, хотя это спектакль и не религиозный. Но почти все нанизано на это. С самого начала Гамлет заявляет: «О, если бы Предвечный не занес в грехи самоубийства!..». Все время на сцене очень ощущается присутствие смерти. И этот занавес,  быстро двигаясь,  сбивает в могилу всех  персонажей – и правых,  и виноватых, и положительных,  и отрицательных. В общем,  всех потом равняет могила…»

… и правых, и виноватых, и положительных, и отрицательных

С увлечением и восторгом рассказывает о занавесе Владимир Высоцкий: «Главное назначение занавеса «Гамлета» — это судьба, потому что в этом спектакле много разговоров о Боге, хотя это спектакль и не религиозный. Но почти все нанизано на это. С самого начала Гамлет заявляет: «О, если бы Предвечный не занес в грехи самоубийства!..». Все время на сцене очень ощущается присутствие смерти. И этот занавес,

быстро двигаясь,

сбивает в могилу всех

персонажей – и правых,

и виноватых, и положительных,

и отрицательных. В общем,

всех потом равняет могила…»

… не только стала для него театральной судьбой  Сложность положения Владимира в театре заключалась в том, что он вырастал в огромную величину, а оставался членом труппы… А в театре – репертуар, дисциплина... И у многих актеров жизнь – это только театр. А у Владимира жизнь вне театра тоже была, и жизнь значительная и интересная...  Ему нужна была свобода,  как человеку и как вольному  художнику… И дисциплина  мешала... но и спасала его.  Роль Гамлета не только  стала для него театральной  судьбой, она продлила ему жизнь... 

… не только стала для него театральной судьбой

Сложность положения Владимира в театре заключалась в том, что он вырастал в огромную величину, а оставался членом труппы… А в театре – репертуар, дисциплина... И у многих актеров жизнь – это только театр. А у Владимира жизнь вне театра тоже была, и жизнь значительная и интересная...

Ему нужна была свобода,

как человеку и как вольному

художнику… И дисциплина

мешала... но и спасала его.

Роль Гамлета не только

стала для него театральной

судьбой, она продлила ему жизнь... 

… был для него важнее благ и доводов  «Гамлет», видимо, был для него важнее благ и доводов, — пишет Вениамин Смехов в своей книге «Живой, и только». — Он бы с края земли вырвался играть его – даже если б уже совсем ни с кем не общался в театре. Он и прилетал, приплывал, он и больным «приползал» к любимой роли. Он был отходчив, его не назовешь упрямцем. Многим прощал, кому и прощения нету. Он умел и повиноваться –  пусть кратко, «через губу»,  он не был гордецом.  Но за Гамлета Высоцкий  мог даже впасть в грех  злопамятства. И – впадал.»

… был для него важнее благ и доводов

«Гамлет», видимо, был для него важнее благ и доводов, — пишет Вениамин Смехов в своей книге «Живой, и только». — Он бы с края земли вырвался играть его – даже если б уже совсем ни с кем не общался в театре. Он и прилетал, приплывал, он и больным «приползал» к любимой роли. Он был отходчив, его не назовешь упрямцем. Многим прощал, кому и прощения нету. Он умел и повиноваться –

пусть кратко, «через губу»,

он не был гордецом.

Но за Гамлета Высоцкий

мог даже впасть в грех

злопамятства. И – впадал.»

нет, это в последний раз, больше не выдержу…  Не играл Владимир Семенович, а боролся за жизнь. Как чувствовал, что однажды не сыграть ему «последнего «Гамлета»...  Высоцкий: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь  выкладываешься каждый раз  на пределе. Иногда кажется:  нет, это в последний раз,  больше не выдержу…»

нет, это в последний раз, больше не выдержу…

Не играл Владимир Семенович, а боролся за жизнь. Как чувствовал, что однажды не сыграть ему «последнего «Гамлета»...

Высоцкий: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь

выкладываешься каждый раз

на пределе. Иногда кажется:

нет, это в последний раз,

больше не выдержу…»

… вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса  «… Я играю: «Быть или не быть – вот в чем вопрос, — достойно ли терпеть безропотно позор судьбы иль нужно оказать сопротивленье...» Это давно всем ясно и решено, почему же мы все время об этом задумываемся?.. А вовсе не вопрос в том жить — ему или нежить...  Вопрос в том, чтобы  не вставало этого вопроса.»

… вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса

«… Я играю: «Быть или не быть – вот в чем вопрос, — достойно ли терпеть безропотно позор судьбы иль нужно оказать сопротивленье...» Это давно всем ясно и решено, почему же мы все время об этом задумываемся?.. А вовсе не вопрос в том жить — ему или нежить...

Вопрос в том, чтобы

не вставало этого вопроса.»

… жизнь и смерть, разговор с вечностью  Под занавес жизни актера международный театральный фестиваль назвал первым из лучших – нашего «Гамлета»: трагедия Шекспира, перевод Пастернака, в главной роли – Владимир Высоцкий.  Не роль это для  него была,  а жизнь и смерть,  разговор  с вечностью.

… жизнь и смерть, разговор с вечностью

Под занавес жизни актера международный театральный фестиваль назвал первым из лучших – нашего «Гамлета»: трагедия Шекспира, перевод Пастернака, в главной роли – Владимир Высоцкий.

Не роль это для

него была,

а жизнь и смерть,

разговор

с вечностью.

 «МОЙ ГАМЛЕТ»  Но гениальный всплеск похож на бред,  В рожденье смерть проглядывает косо.  А мы все ставим каверзный ответ  И не находим нужного вопроса... В. Высоцкий

«МОЙ ГАМЛЕТ»

Но гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса...

В. Высоцкий

Ссылки на использованную литературу и интернет - ресурсы http://irrkut.narod.ru/stati/Kulgavov/Glava-Kulgavov-7.htm http://www.agesmystery.ru/node/923 http://www.odin-fakt.ru/vysockii/gamlet_s_taganki_k_dvadc/ http://www.rus-shake.ru/criticism/Antsyferov/Hamlet-Vysotsky http://cwer.ws/node/232022/ http://vagant2003.narod.ru/2001143013.htm

Ссылки на использованную литературу и интернет - ресурсы

  • http://irrkut.narod.ru/stati/Kulgavov/Glava-Kulgavov-7.htm
  • http://www.agesmystery.ru/node/923
  • http://www.odin-fakt.ru/vysockii/gamlet_s_taganki_k_dvadc/
  • http://www.rus-shake.ru/criticism/Antsyferov/Hamlet-Vysotsky
  • http://cwer.ws/node/232022/
  • http://vagant2003.narod.ru/2001143013.htm