Проект
«Я хочу расти здоровым"
Чуркина В.А., воспитатель Вострокнутова И.С., воспитатель МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида» г. Ухта |
Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться.
Описание проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Место проведения: МДОУ «Д/с № 28», подготовительная группа № 8.
Сроки проведения: в течение года
Режим работы: во время и вне непосредственно образовательной деятельности.
Количество участников проекта:
Воспитатели, дети- 24 чел., родители- 24 семьи, инструктор по физической культуре
Возраст детей: 6-7 лет
Информация о проекте
Актуальность реализации проекта:
В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Но очень часто родители, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.
Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.
Чтобы помочь понять родителям и детям, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, понять важность здорового образа жизни, мы, воспитатели подготовительной группы, решили запустить проект «Я хочу расти здоровым ».
Цель:
Формирование представлений о здоровье, создание у детей и родителей мотивации заниматься физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни как семейной традиции.
Задачи (в работе с детьми):
Обучающая:
Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
Познакомить детей с понятиями о здоровом образе жизни, здоровом питании.
Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Помочь воспитанникам лучше узнать себя, свой организм, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, использовать возможности своего организма.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.
Воспитательная:
Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
Воспитывать целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Задачи (в работе с родителями):
Создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей.
Проблема:
Наша группа готовилась к неделе «Здоровья», в ходе бесед дети пришли к выводу, что некоторые дети часто болеют. Ребята стали выяснять, почему же они болеют и что надо делать, чтобы не заболеть. И они захотели узнать, как укрепить свое здоровье. Лиза рассказала детям, что она ходит в бассейн это очень полезно для нашего здоровья. Даша поделилась с детьми, что в некоторых семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое, а это пища не полезная и она предложила питаться правильно и исключить вредные продукты. Настя поделилась со своими сверстниками о том, что ей мама говорила: если не хочешь болеть следи за личной гигиеной.
У детей было очень много вопросов по данным темам. Почему мы болеем? Что надо делать, чтобы быть здоровым?» Наша группа решила реализовать проект «Я хочу расти здоровым». Детям стало интересно, какими путями можно сохранить свое здоровье.
В ходе проекта нами была использована методика трех вопросов. Дети друг у друга брали интервью и получали интересные ответы. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать?
Что мы знаем? Есть полезная еда. Есть вредная еда . Бывают полезные и вредные микробы. Молоко полезно! Бывают кисломолочные продукты. Гулять на свежем воздухе полезно. Чтобы не болеть, надо заниматься спортом. | Что мы хотим узнать? Где живут микробы? - Что делают? -Как выглядят? Почему мы болеем? Что надо делать, чтобы быть здоровым? Чем полезно молоко? Какую пользу приносит? Как укрепить свое тело? Что находится внутри человека? Какие продукты вредят нашему здоровью? | Как узнать? Прочитать в книге; спросить у мамы, папы; - прочитать в энциклопедии; -спросить у друга; -спросить у взрослого; -узнать у специалиста; -посмотреть видеофильм, мультфильм; -провести эксперимент; |
Ожидаемые результаты:
От детей:
Систематизация знаний детей о полезных и вредных для здоровья продуктах.
Проявление интереса и осознанного отношения детей к здоровому образу жизни, правильному питанию.
Сформированная гигиеническая культура.
Наличие потребности в здоровом образе жизни, изменение отношения к своему здоровью.
От родителей.
Активная жизненная позиция у участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Активное участие в жизнедеятельности группы.
От педагогов.
Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей. доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Форма проведения:
Работа с детьми:
1. Опрос в форме беседы.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Беседы "Я и дома и в саду с физкультурою дружу", «Все части тела важны, все человеку нужны», «Да здравствует мыло душистое».
5. Рисунки детей на тему «Здоровое сердце», «Больной и здоровый ребенок».
6. Чтение: стихи, пословицы, загадки о здоровье.
7. Театрализованная деятельность.
8. Слушание записей песен (диски).
9. Дидактические игры «Этикет – школа изящных манер», «Полезная и вредная еда», «Путешествие хлебного комочка», «Что ты знаешь?», «Подбери предметы», «Как вырасти здоровым»
10. Просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр», «Смешарики» серии «Здорово быть здоровым!», «Королева Зубная щётка».
Работа с родителями:
1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
2. Консультации «Как закалять ребенка», «Зачем нужно соблюдать режим дня».
3. Фото отчет «Как мы оздоравливаемся в детском саду»
3. Папка — передвижка на тему: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья».
4. Информация для родителей в родительском уголке «Значение пальчиковой гимнастики для развития ребенка» - повысить грамотность родителей в вопросах укрепления здоровья детей..
5. Конкурс «Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками» - Привлечение и участие родителей в обогащении физкультурного уголка нетрадиционным оборудованием.
6. Изготовление альбома загадок о видах спорта.
7. Вернисаж фото-коллаж « Моя спортивная семья ».
8. Создание группового семейного альбома «Со спортом я дружу, здоровьем дорожу!».
9. Групповое родительское собрание «Развитие здорового ребенка. Что это?».
10. Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный | - ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта - опрос детей: «Что знаем о…. , что хотим узнать о? - домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы , рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок - подбор художественного материала (стихи, загадки, рассказы, пословицы.) педагогами - подбор дидактического и методического оснащения проекта |
2 этап: Практический | - НОД - игровые упражнения, игры, инсценировки, чтение по ролям, выставка книг, творческие работы детей - мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта |
3 этап: Заключительный | - родительское собрание - спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья» - выпуск семейного альбома «Со спортом я дружу, здоровьем дорожу!». - выставка поделок - фотоотчет о реализации проекта (полученный материал по проекту) - презентация проекта |
План реализации проекта
I этап.
Подготовительный.
Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление с планом реализации проекта, с его условиями, домашнее задание (рассмотреть с детьми энциклопедии, иллюстрации, найти и прочитать художественную литературу по теме, выучить стихи и загадки)
В группе разработали консультации для родителей, подобрали дидактическое и методическое оснащение проекта, создали книжную выставку, подобрали художественный материал для реализации проекта(с помощью родителей).
II этап.
Практический
Мотивационный этап:
Проблемная ситуация:
В гости приходит грустный Буратино. И делится с ребятами своей проблемой: его выгнали из театра Карабаса-Барабаса, из-за того, что он постоянно болеет и не может принимать участие в спектаклях, где играет главную роль. А произошло это все из-за того, что он не соблюдал режим дня, кушал все подряд, не знал что такое закаливание и как этим заниматься. И практически не занимался спортом. Поэтому он часто болел, и его прогнали из театра. Он просит помочь ему понять, почему он так часто болеет; что ему нужно сделать, чтобы вернуться обратно в театр (так чтобы его взяли).
Вопросы для обсуждения:
- Что произошло с Буратино? (выгнали из театра)
- Почему с ним это произошло? (потому что он часто болел)
- Что ему надо сделать, чтобы его взяли обратно в театр? (научиться быть здоровым, соблюдать все правила ЗОЖ)
- Мы можем помочь Буратино?
- Что мы можем сделать, чтобы Буратино перестал болеть?
Понедельник «Я и моё тело»
Утро:
1. Утренняя гимнастика
Цель: укреплять здоровье детей; закрепить умение детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Привести мышцы в тонус, развивать двигательную активность, внимание; поднять настроение; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
2. Беседа «У кого что есть? »
Цель: формировать у детей элементарные представления о частях тела и их функционировании.
3. Дидактическая игра: «Моё тело»
Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,
формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.
4. Гимнастика для глаз «Муха»
Цель: Формировать умение детей самостоятельно снимать зрительное напряжение
НОД: «Помоги Буратино сберечь здоровье»
Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; на основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.
НОД: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»
Цель: продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте при ознакомлении с художественной литературой на примере сказки; воспитывать бережное отношение к домашней утвари.
Прогулка:
Игры с бегом: "Быстро возьми, быстро положи"; игры с прыжками: "Лягушки и цапли"; игры с бросанием и ловлей мяча - "Кого назвали - тот и ловит".
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.
II Половина дня
1. Комплекс упражнений для пробуждения «Просыпайтесь глазки»
Цель: способствовать коррекции психофизического здоровья детей, повысить иммунитет, снять напряжение и раздражительность, восстановить спокойное дыхание
2. Д/ игры «Скажи, что не так?»«Где живет витаминка?» (к картинке подобрать карточки с витаминами)«Закончи предложение»,«Сложи картинку» установление причинно следственных связей с пояснением из ряда сюжетных картинок
3. Слушание детских песен - музыкотерапия
Цель: развивать слух, разучивать песни, с помощью музыкальных произведений положительно влиять на настроение детей, воспитывать интерес к музыкальным произведениям положительного настроения, учить определять настроение в музыке.
4. Игра «Строение тела»
Цель: формировать умение детей правильно называть части тела, находить правую и левую стороны; воспитывать бережное отношение к своему организму.
Вторник: «Чистота – залог здоровья» "
Утро:
1. Утренняя гимнастика
Цель: укреплять здоровье детей; формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности.
2. Конкурс на звание "Самый чистый и опрятный" (в течение дня).
3. Беседа «Предметы гигиены», рассматривание иллюстраций
Цель: закрепить знания о назначении предметов гигиены; систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь.
4. Массаж лица «Умывалочка»
Цель: познакомить с приемами массажа биологически активных точек. Комплекс упражнений для пробуждения «Просыпайтесь глазки» - способствовать коррекции психофизического здоровья детей, повысить иммунитет, снять напряжение и раздражительность, восстановить спокойное дыхание.
5. НОД: Социальный мир «Окно в мир»
Цель: вызвать у детей желание к здоровому образу жизни, беречь и преумножать своё здоровье.
Прогулка:
Подвижные игры: "Хитрая лиса», "Третий лишний".
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.
II Половина дня
1. Беседа «Да здравствует мыло душистое».
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
подвести детей к понятию, что «Чистота — залог здоровья».
2. Просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр», «Смешарики» серии «Здорово быть здоровым!», «Королева Зубная щётка».
Цель: продолжать прививать культурно-гигиенические навыки детям; вызвать у воспитанников желание следить за собой, за чистотой своего тела.
Среда: "Я и дома и в саду с физкультурою дружу"
I Половина дня
Утро:
1. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение
Цель: укреплять здоровье детей, продолжать учить выполнять движения под музыку. Ходьба по массажным дорожкам - профилактика плоскостопия.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте и спортсменах
Цель: знакомство с различными видами спорта.
3. Беседы "Моя семья и физкультура"; «Здоровье в порядке — спасибо зарядке»
Цель: закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной
активности; воспитывать желание быть здоровым. Внимательно относиться к себе.
4.Разучивание речёвок, загадок на спортивную тематику.
НОД: Развитие речи: «Все части тела важны, все человеку нужны»
Цели: активизировать и расширять словарь по теме, формировать умение детей различать и называть части тела человека;
- формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;
- развивать общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Прогулка:
П/игры «Ниточка и иголочка», «Чай - выручай»
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.
II Половина дня
1. Оформление альбома «Хочу быть здоровым! » (рисунки детей)
2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье и спорте.
3. Чтение художественной литературы: "Вовкина победа" А. Кутафин.
Цель: познакомить детей с произведением, способствовать восприятию и пониманию детьми, вызвать у детей желание заниматься спортом.
Четверг: «Я здоровье берегу»
I Половина дня
Утро:
1. На зарядку становись!
Цель: укреплять здоровье детей, продолжать формировать умение детей выполнять движения под музыку.
2. Беседа «Полезные и вредные продукты»
Цель: формирование представлений о здоровой и вредной пище; дать представление о витаминах и их содержании в продуктах; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
3. Дидактическая игра «Полезное - вредное»
Цель: развивать внимание, быстроту мышления; продолжать формировать умение детей делить предметы на две категории.
4. Массаж глаз - снятие зрительного напряжения.
5. Организация трудовой деятельности "Красиво сервируем стол".
6. Беседа: «Здоровая пища».
Цель: расширить и углубить знания детей о здоровой пище, ее разнообразии
и ее значении для человека.
Прогулка:
Игры с маленьким мячом: "Парашютисты"
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.
II Половина дня
1.Чтение К. Ушинский «Лекарство»
2. Беседа: «Здоровая пища».
Цель: расширить и углубить знания детей о здоровой пище, ее разнообразии
и ее значении для человека.
3. Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника» или «Аптека», «На прием к окулисту».
Цель: закрепить представление детей о профессии работников аптеки;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии
окружающего; упражнять в распределении ролей, подготавливать условия игры.
4. Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»
Цель: продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами, развивать умение их отличать; формировать познавательный интерес к правильному питанию.
Пятница: "В здоровом теле - здоровый смех! "
I Половина дня
Утро:
1. Веселая гимнастика под музыку
Цель: укреплять здоровье детей; выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.
2. Дидактическая игра «Учимся доставлять радость другим»
Цель: воспитывать культуру общения и поведения, формировать умение детей понимать и выражать словами свое настроение.
3. Утро шуточных загадок
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки; обогащать и активизировать словарь детей.
4. Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»
Цель: на примере произведения воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
Прогулка:
П.игры "Кролики", "По ровненькой дорожке", "Бегите к флажку", "Попади в круг".
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление; дышать свежим воздухом; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, поднятие настроения.
II Половина дня
1. Дыхательная гимнастика
Цель: стимулировать работу легких, развивать умение действовать по команде, поднять настроение, помочь пробудиться после сна.
2. Дидактические игры: "Угадай вид спорта" (загадки) , "Спортивное домино";
3. Итоговое мероприятие: «Сердце своё сберегу, сам себе помогу»
Цель: Закрепить знания о различных органах, в том числе о работе сердца; формировать основные физические качества; воспитывать доброе отношение к людям и животным.
Продукты проекта
1. Выставка рисунков на тему «Мой любимый вид спорта»
2. Нетрадиционное оборудование в физкультурном уголке.
3. Изготовление альбома «Загадки о видах спорта».
4. Подбор консультаций для родителей;
6. Выставка детских рисунков на тему: «Мы со спортом дружим».
7. Оформление альбома «Я хочу расти здоровым! »
8. Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»
Итог проекта
Подводя итоги всей проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель была достигнута: у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, повысилась выносливость, развились физические качества, дети стали более активными, подвижными, строгими в соблюдении правил гигиены. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья.
У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Данный проект показал заинтересованность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада сблизили семьи воспитанников. Родители осведомлены о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о физических умениях и навыках детей; у родителей создана активная позиция в совместной двигательной деятельности с детьми; родители заинтересованы в укреплении здорового образа жизни в семье, они стали активными участниками образовательного процесса.
На консультациях с родителями мы помогли оценивать здоровье ребенка, советовали литературу, брошюры. Для родителей был оформлен уголок «Мы за здоровый образ жизни». Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей в рамках проекта дала положительные результаты.
Таким образом, мы пришла к выводу, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к сотрудничеству родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Список используемой литературы:
1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004-№17.
2. Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8.
3. Казаковцева Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ "Здоровье с детства" Киров - 1997г.
4. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ. - 2004. - №3.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста, М. :2004г.
6. Семенова А. Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ /А. Ю. Семенова, Т. В. Карасева, С. Ю. Толстова // Наука и Школа. - 2008. - №1.
7. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений / – М. : АСТ, 1998г.
8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
9. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве
10. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М. ; изд-во АСТ 2000. – 456.
11. "Подвижные и дидактические игры на прогулке" НВНищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011.
12. .«Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г.
13. .«Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г.
14. .«Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г.
15. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Изд. : «Учитель». – Волгоград., 2012
16. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. Изд. : «Артель». –М., 2005
17. Интернет ресурсы.
13