Авторская разработка представляет собой курс мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни учащихся школы. Создание цикла занятий для школьников продиктовано необходимостью целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в жизни учащихся по разным причинам.
В настоящее время не существует целостной системы мероприятий, которая противостояла бы отрицательному влиянию социальной среды, способствующей появлению подобных привычек. Навыки здорового образа жизни формируются стихийно и, в лучшем случае, усваиваются в ходе семейного воспитания. Популяционные исследования, проведенные в последнее время, отмечают рост распространенности среди учащихся общеобразовательных учреждений таких вредных привычек, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
В понятие здорового образа жизни включается отсутствие вредных привычек (как вышеуказанных, так и некоторых других), обладание прочными навыками поддержания и сохранения здоровья (правильное питание, закаливание, физические упражнения, навыки психической саморегуляции и др.), умение противостоять отрицательному влиянию социальной среды (выработка соответствующих психологических навыков), общая гигиеническая грамотность, сознательное предпочтение здорового образа жизни.
Программа по профилактике и формированию здорового образа жизни «Я свободен!» ориентирована на учащихся среднего и старшего звена и построена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Известно, что в подростковом возрасте происходит формирование собственного стиля жизни, закладываются привычки, которые сохраняются в течение всей жизни. В это время для подростка особую значимость приобретает группа сверстников, которая зачастую является основным источником информации о стиле общения, способах проведения досуга, в ней формируется самооценка подростка. Именно поэтому проблема первичной профилактики употребления ПАВ в подростковой среде является актуальной.
1. формирование у подростков личностных качеств, позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам и обеспечивающих успешную социальную адаптацию.
2. Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков, подготовка к ситуациям риска в подростковой и взрослой среде.
1. Сформировать у подростков навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений.
2. Представить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс.
3.Содействовать развитию детского движения за здоровый образ жизни.
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
- развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации;
№ занятия | Тема и цель занятия | Содержание |
1 | Вводное. выявить ожидания и представления участников как они переживаются в настоящем. Осознание участниками понятия временной перспективы. | -упр. «Шкала времени» -игра «Гости из будущего» |
2 | выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. | -упр. «Разминка» -Игра "Полет" -Игра «В открытом будущем» - "Большая книга идей" |
3 | знакомство с причинами возникновения зависимостей, осознание необходимости удовлетворения жизненных потребностей, как средства профилактики зависимостей. | Упр.1 «Нет!» Упр.2 «Блокировка!» |
4 | знакомство с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения; учимся свободно выражать негативные эмоции. | -Упр. Объединяет несомненно всех нас настроение (рисуем настроение) -Обсуждение темы "Физические возможности" |
5 | знакомство с физическими потребностями человека и способами их удовлетворения. | Беседа-информирование -Игра "Вечеринка" |
6 | знакомство с социальными потребностями и способами их удовлетворения. Желательно поставленную цель обсудить с участниками занятия. | -Упр (разминка) -Игра «Покажи себя в выгодном свете» -Игра "Инсценированная песня" |
7 | знакомство со способами удовлетворения творческих потребностей. | Игра" Кто быстрее?" |
8 | знакомство с интеллектуальными потребностями и способами их удовлетворения. | -Игра "Кто больше?" -Групповая дискуссия |
9 | знакомство с духовными потребностями и способами их удовлетворения. | Экскурсия |
10 | осознание жизненных целей и путей их достижения. | -упр. «Чего я хочу?» |
11 | Тема: является ли здоровье ценностью, которую нужно беречь смолоду? Цель: Способствовать сознанию учениками важности сохранения и поддержания здоровья. | -«Мини-сочинение» -Упражнение «Важное и второстепенное» |
12 | Тема: Наркотики, их применение и вред для человека. Цель: Предупредить детей об опасности применения наркотиков. | -Рассказ учителя о наркотиках -Дискуссия: нужны ли наркотики человеку. |
13 | Тема: Групповое давление, виды группового давления. Умение сопротивляться групповому давлению Цель: показать подросткам, как окружающие люди влияют на принятие ими решений. | -упражнение-активатор "сядь в круг» Игра «Давление-сопротивление» -информирование |
14 | Тема: ближайшие последствия употребления алкоголя. Цель: способствовать осторожному отношению подростков к потреблению алкоголя. | «Мифы»-работа в подгруппах. - игра скульптура -игра ассоциации |
15 | Тема: умение слушать Цель: знакомство с понятием активного слушания. Умение слушать и понимать собеседника в диалоге. | -Игра "Каждый о своем". -Игра "испорченный телефон". |
16 | Тема: близкие и отдаленные последствия принятия решений Цель: повторение сведений об этапах принятия решений. Выделение ближайших и отдаленных последствий принятых решений. Отработка навыка принятия решений с учетом близких и отдаленных их последствий, в частности в отношении здоровья. | -Упражнение-активатор "колечко, колечко, выйди на крылечко" -Разбор ситуаций принятия решений. Повторение этапов принятия решений. |
17 | Тема: Реклама, ее воздействие на человека. Умение противостоять воздействию рекламы Цель: осознание приемов воздействия рекламы на человека. | -Упражнение - реклама и антиреклама. -Выводы о необходимости разумной оценки ценности предлагаемого товара. -Упр. сравнительный анализ двух образцов рекламы. |
18 | Тема: ценность человеческого сознания Цель занятия: понимание ценности сохранения психического здоровья, сознания, личности. Разъяснение вредных последствий употребления алкоголя и наркотиков для психики. | -Задание 1 и 2. -Выводы о необходимости бережного отношения к личности человека, сохранению психического здоровья. |
19 | Тема: агрессивность, неуверенность в себе. Цель урока: формирование представлений об уверенности в себе и ее отличия от неуверенности и агрессивности. | -Упражнение-активатор. -Демонстрация подготовленных сценок -Обсуждение признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. -Рисование в подгруппах. |
20 | Тема: Выбор здоровья. Цель занятия: выработка у учащихся активного и осознанного отношения к профилактическим мероприятиям, направленным на формирование здорового стиля жизни и борьбу с вредными привычками. | "Мозговой штурм" |
21 | Тема: Для чего нужно здоровье? Как сохранить здоровье? Цель занятия: Осознание учащимися необходимости сохранения и поддержания здоровья. | Ученикам нужно написать мини-сочинение на одну страницу. |
22 | Тема: Организм человека и вредные привычки. | Упр. «Зеркало» |
23 | Тема: Я и мои эмоции. (Умение слушать и понимать другого человека). Цель: Знакомство с понятие эмоциональной поддержки. | -Упражнение-активатор. -о затруднении в выражении собственных эмоций и понимании эмоций других людей. -Работа с классом: какие эмоции нужно контролировать, какие развивать. |
24 | Тема: "Суд над курением - за и против". Цель занятия: Умение формулировать свои суждения. | Ролевая игра |
25 | Тема: Виды группового давления. Цели занятия: Знакомство с понятием группового давления и его видами, отработка умения выделять различные его виды, распространение мифов о курении, как один из видов группового давления. | Упражнение-активатор "разожми кулак" |
26 | Тема: Мифы о курении. Цель: в рамках обсуждения видов группового давления показать и разоблачить неправильные представления о пользе курения. | -составление таблицы о мифах и отказе |
27 | Тема: Умение сказать "нет". Цели: знакомство с разными способами отказа, отработка умения сказать "нет". | -Упражнение-активатор. -Мозговой штурм: какие есть способы отказа. -Отработка в парах учащихся умения сказать "нет". |
28 | Тема: Ближайшие последствия курения и выработка навыков отказа от предложения закурить. Цель: дать школьникам представление о немедленном вредном воздействии курения на отдельные органы и системы человеческого организма. | -упр. "курящая кукла". -демонстрация плакатов и информирование |
29 | Тема: Стресс, способы его снятия. Цель: знакомство с понятием стресса и его стадиями; знакомство со способами снятия стресса; отработка навыков борьбы со стрессом. | Дискуссия: способы борьбы со стрессом на первой стадии. Упражнение на глубокое дыхание. Обсуждение способов не допустить стадии истощения. |
30 | Тема: Принятие решений. Цель: знакомство с этапами принятия решений, отработка навыка принятия решений. | Упражнение-активатор "товарищи командиры". |
31 | Часть I. Тема: Доверять ли информации. /Навыки критического мышления/ Часть II. Тема: Мифы об алкоголе, их истинное содержание и значение. Цель: показать ученикам нецелесообразность доверять расхожим мнениям о положительных свойствах алкоголя. | -Упражнение-активатор. -Как оценить, заслуживает ли доверия информация? -Упражнение в подгруппах: разобрать различные ситуации или образцы рекламы, связанные с алкоголем. |
32 | Тема: Последствия употребления алкоголя. Цель: Показать детям целесообразность принятия решения об осторожном употреблении алкоголя или неупотреблении вообще. | -Сообщение сведений о вредных последствиях употребления алкоголя. -Обсуждение темы. |
33 | Тема: Реклама - человек - здоровье. Цель: знакомство с психологическими приемами воздействия на потребителя; реклама как один из видов подобного воздействия. | -Обсуждение ситуации,отраженной в упражнении. -Психолог о воздействии рекламы и приемах ее создания. |
34 | Тема: Психоактивные вещества, наркотики. Цель: знакомство с понятием наркотиков, психоактивных веществ, наркомании, токсикомании, знакомство с важнейшими последствиями употребления наркотиков. | -Информирование. -Обсуждение. -Выпуск листовок о мифах. -Упражнение-активатор. |
35 | Тема: Выбор здоровья. Цель: выработка у учащихся активного и осознанного отношения к профилактическим мероприятиям, направленным на формирование здорового стиля жизни и борьбу с вредными привычками. | "Мозговой штурм" |