Проект
«Учёба и игра»
Авторы: Ванькова Анастасия
Провкина Дарья
Турышкина Александра
1Б класс
МБОУ Савинская средняя школа
Руководитель: Шумилова Ирина Александровна
учитель начальных классов, МБОУ Савинская средняя школа
Савино 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Анализ учебной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Виды и особенности детских игр разных поколений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. Анализ игровой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .7
4. Сравнительный анализ учебной и игровой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
6. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Введение
Жизнь школьника младших классов очень насыщенна. Необходимо многое успеть в течение дня – выполнить вовремя все задания на уроках, подготовить домашнюю работу, позаниматься в секциях и кружках. Для всего этого требуется серьезная подготовка и выносливость. Но и о своих играх и увлечениях тоже нельзя забыть. Ведь без полноценного отдыха и радости жизнь кажется серой и однообразной.
Мы условно поделили жизнь учащегося начальных классов на две части: учебную и досуговую. Учебная и досуговая деятельность занимают в жизни школьника примерно равные части.
Во время учебной деятельности младшие школьники осваивают новые знания и учатся применять их на практике. Учебная жизнь строго организована. На каждый урок отводится определенное время. Учебной деятельностью руководит учитель, а также сам ребенок, когда выполняет домашнее задание.
Свой досуг школьники строят по своему усмотрению. Здесь тоже многое необходимо успеть: выделить время для хобби, посмотреть любимые телепередачи и поиграть. Игровая деятельность все еще занимает значительное место в досуге младшего школьника.
Многие ученые доказали, что игра развивает ребенка. В игре маленький человек познает окружающий мир; игра является важным средством развития различных качеств человека; в играх дети отражают накопленный опыт, закрепляют свое представление о событиях, о жизни .
Для того чтобы выяснить, каким образом детские игры оказывают влияние на учебу мы провели исследование.
Проблема исследования: бытует мнение, что учеба и игра – разные вещи, не имеющие ничего общего.
Актуальность исследования заключается в том, что как учеба, так и игра являются неотъемлемой частью жизни ребенка.
Гипотеза: учеба и игра взаимосвязаны между собой и помогают друг другу, являясь разными сторонами одной медали.
Объектом исследования явилась учебная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования – популярные детские игры.
Цель работы:
Задачи:
выявить качества, которые требуются от младшего школьника во время учебы;
выявить виды и особенности детских игр разных поколений;
сравнить детские игры наших родителей и современных детей;
выявить, какие полезные качества формируют популярные детские игры;
сравнить особенности учебной и игровой деятельности.
Методы исследования:
изучение литературы о детских играх, их разновидностях;
проведение социологического опроса учащихся и родителей школы;
анкетирование;
сравнительный анализ игровой деятельности детей и взрослых;
сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.
Средства:
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к учебе, что может повысить их успеваемость.
Ход исследования
Анализ учебной деятельности
Как показывают результаты анализа учебной деятельности, для того чтобы в учебе быть успешным от ученика младшей школы требуются такие качества как собранность и сосредоточенность, умение хорошо владеть своим вниманием, серьезное отношение к выполнению заданий, быстрота реакции, развитая память, логическое мышление, широкий кругозор, терпение и усидчивость, а также крепкое здоровье.
Все эти качества тренируются на разных уроках. Учебная деятельность сама по себе является серьезной подготовкой к будущей взрослой жизни.


Виды и особенности детских игр разных поколений
В ходе исследования было проведено анкетирование учащихся 1 «Б» класса Савинской средней школы. А также провели опрос родителей учащихся. В анкетировании участвовали 20 учеников. В анкете были сформулированы следующие вопросы:
Дорогой друг! Мы проводим исследовательскую работу на тему «Детские игры в жизни школьника» Просим тебя ответить на наши вопросы. Фамилия, имя______________________ Твой возраст_______________________ Любишь ли ты играть?_______________ Твои любимые игры?________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?____ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, чем полезны игры для учебы?__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за ответы! |
В результате анализа анкет были выявлены следующие виды самых популярных детских игр современных детей и их родителей:
Таблица 1
Виды популярных детских игр современных детей | Виды популярных детских игр старшего поколения |
Подвижные игры – 75% Настольные игры – 70% Конструкторы – 65% Спортивные игры – 6% Ролевые игры – 6% Карточные игры – 4% Компьютерные игры –3% Словесные игры – 1% | Дворовые игры – 95% Подвижные игры – 85% Ролевые игры – 40% Спортивные игры – 30% Словесные – 20% Настольные игры – 20 % |
Самыми популярными играми современных детей являются:
в категории «Подвижные игры» – игры «Догонялки» и «Прятки»;
в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Пазлы»;
в категории «Спортивные игры» – игра «Футбол»;
в категории «Ролевые игры» – игра «Дочки - матери»;
в категории «Конструкторы» – конструктор «Lego».
Самыми популярными играми старшего поколения являлись:
в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Морской бой»;
в категории «Подвижные игры» – игра «Классики» «Прятки»;
в категории «Дворовые игры» – игра «Казаки – разбойники»»;
в категории «Спортивные игры» – игра «Футбол»;
в категории «Ролевые игры» – игра «Дочки – Матери»;
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что лидерами среди игр современных детей являются подвижные, настольные игры и конструктор, а лидерами среди игр старшего поколения являлись подвижные и дворовые игры.




Анализ игровой деятельности
В ходе исследования были выявлены следующие полезные человеческие качества, которые формируются в процессе игровой деятельности:
популярные компьютерные игры современных детей развивают фантазию;
подвижные игры укрепляют здоровье;
подвижные игры укрепляют здоровье;
настольные и карточные игры развивают логическое мышление;
спортивные игры формируют быстроту реакции и учат побеждать;
ролевые игры учат общаться, как поступать в разных жизненных ситуациях;
словесные игры расширяют кругозор и словарный запас;
дворовые игры способствуют сплочению, формируют навыки коллективного взаимодействия;
игры-конструкторы развивают пространственное воображение и мышление.
К тому же, по мнению участников анкетирования, детские игры тренируют ловкость и сообразительность, терпение, умение проигрывать, а также помогают отдохнуть перед учебой.
Необходимо отметить и негативные особенности. Не смотря на популярность компьютерных игр у детей современного поколения, все же они могут отрицательно влиять на здоровье. Известны факты, когда у некоторых детей развивалось психическое заболевание под названием «Компьютерная зависимость».
Кроме того, среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют компьютерные игры, а среди игр современных детей отсутствуют дворовые игры. Это говорит нам о том, что современные дети все меньше учатся сплочению и все больше находят интересы не в общении с товарищами, а в технических новинках. В то время как наши родители проводили больше времени со своими друзьями.
Сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.
В ходе исследования мы сравнил учебу с игрой и сделал следующие выводы:
И учеба, и игра – это подготовка к будущей жизни. С той разницей, что учеба – подготовка к взрослой жизни, а игра – подготовка к учебе. Во время учебной и игровой деятельности формируются качества, необходимые для развития.
В учебе есть элементы игры, а в игре – элементы учебы. Например, на страницах учебников присутствуют различные интересные герои, которые делают обучение более увлекательным. Иногда в формулировках учебных задач содержатся элементы игры, а также в форме игры наши учителя проводят некоторые уроки. А во время некоторых детских игр ребенок учится тому же, чему учат и в школе – читать, писать, считать, сравнивать, мастерить и многому другому.
Заключение
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что учеба и игра взаимосвязаны и помогают друг другу.

Вывод: учеба и игра – две стороны одной медали.
Учеба – это игра, а игра – это учеба.
Список использованной литературы:
http://rules.net.ru/vpodv.php
http://www.fizkult-ura.ru/
http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/natalyushko_hor.htm
http://www.sacred-dance.narod.ru/circle.html
http://www.zankov.ru/exp/article=2380
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full
Методическое пособие по играм: http://www.mio-divo.ru/lib1.shtml
Степанова О. Н. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр. www.erudition.ru/referat/printref/id.32585_1.html
Тильман Михальски. Увлекательные детские игры. – Москва, 2001.
Эльконин Д.Б. Психология и игры, Просвещение 1988 г
10