Проект
«Игра,как условие формирования личности дошкольника»
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.
Введение:
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
1. Проблема: Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.
2. Цель: развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
3. Задачи приоритетной образовательной области проекта:
«Социально — коммуникативное развитие»:
Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии. Приучать соблюдать в процессе игры элементарные правила поведения. Развивать умение играть дружно, не ссориться.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их играх.
Речевое развитие: Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения с взрослыми и сверстниками, развивать речь, внимание, память.
Художественно — эстетическое развитие: Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности .
Физическое развитие: Формировать интерес к подвижным играм.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание игровых зон в группе; Умение играть дружно, не ссориться; Бережно относиться к игрушкам.
4. Этапы и сроки реализации проекта:
Тип проекта:Игровой. Творческий.
Длительность: сентябрь — май, долгосрочный
Участники проекта: дети младшей группы, музыкальный руководитель, родители.
5. Основные формы реализации проекта: наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Краски осени», конкурс «Куклы в национальном костюме», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).
6. Ожидаемые результаты проекта:
1) Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
2) У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
3) В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
4) Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Продукты проекта:
1) Атрибуты к с/р играм,
2) Кукла в национальном костюме.
3) Занимательная развивающая доска «бизиборд».
7. План мероприятий:
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1.Подготовительный этап — проведение диагностического обследования | Рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы. Анкетирование родителей. | Сентябрь |
2. Теоретическая подготовка к последующей деятельности детей | Подборка стихов, загадок, игр, иллюстраций по заданной теме Беседы: «Зачем нужны игрушки? », «У каждой игрушки свое место». Разучивание стихотворений из цикла «Игрушки» А.Барто. Пополнить игровые уголки атрибутами. Внести дидактические и настольные игры. | октябрь |
3.Основной этап ( Смотри перспективное планирование по образовательным областям) | Участие в играх (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, подвижные ,игры- драматизации.) | октябрь —май |
4.Заключительный этап | Фотоальбом «Играем дома и в саду»; занимательная развивающая доска бизиборд; кукла в татарском национальном костюме. | май |
5. В перспективе | Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении со сверстниками в играх. Подводить детей к созданию выразительного образа игре-драматизации. | |
Тема, задача игры | Работа с детьми | Работа с родителями |
I квартал |
Сентябрь «Семья» Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Заучивание «Приходите в гости». 2. Чтение Капутихян С. «Мама обедает». 3. д/и «Устроим комнату для куклы Кати». 4. д/и «Будем заваривать чай». 5. Беседа о членахсемьи детей. Подчеркивать заботув семье друг о друге. | 1. Рекомендации «Играйте вместе с ребенком» 2. Привлечь к оснащению игровой зоны. |
Октябрь Магазин «Продукты» Учитьд етей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. | 1. Рассматривание иллюстрацийна тему «Продукты» , «Овощи-фрукты». 2. д/и «Купим овощи для супа в магазине». 3.Лепка «Яблоки и груши». 4.Рисование «Заготавливаем картофель». 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. | 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры «Дары осени» |
Ноябрь «В гостях у матрешки» Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. | 1. д/и «Подарки для матрешки». 2. д/и «Мебель в доме» 3. Разыгрывание игровой ситуации «Матрешкино новоселье» 4. д/и «Что изменилось?» | Консультация «Поиграй со мной!» |
II квартал |
Декабрь «Семья» Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Рассматривание картин из серии «Мы играем». 2.Чтение «Муха-Цокотуха» К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации «Наши подарки Алёнушке». 4. д/и «Подбери посуду для куклы». | 1. Памятка «Поговорите с ребенком» 2.Привлечь к изготовлению куклы в национальном костюме. |
Январь «Парикмахерская» Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. | 1. Рассказ о труде парикмахера. 2. Забава «Красивые бантики». 3. д/и «Кому что нужно для работы». 4.д/и «У кого какое платье». | 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс «Коса - девичья краса» |
Февраль «Детский сад» Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. | 1. Разыгрывание ситуации «Мы убираем игрушки». 2. д/и «Каждой вещи свое место». 3. Беседа «Я и детский сад», «Я и дети». 4. Развлечение «Наша дружная группа». | 1. Рекомендации «Прогулки вместе с ребенком» 2. Вечер «Веселые посиделки» 3. Консультация «Игра, как основная форма развития личности дошкольника» |
III квартал |
Март «Магазин игрушек» Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. | 1. Беседа «Мои любимые игрушки». 2. Лепка «Наши игрушки». 3. д/и«Найди предмет по описанию». | 1. Памятка «Как выбирать игрушки для малыша» 2. Консультация «Роль игрушки в детских играх» |
«Семья» Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. | 1. Разыгрывание ситуации «Кукла Таня у нас в гостях». 2. Общение «За что меня любит мама, папа». 3.Чтение немецкой сказки «Горшок каши». | 1. Папка-передвижка «Дочки-матери» 2. Изготовление занимательно- развивающей доски «бизиборд» |
Апрель «Автобус» Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли «шофера». Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Заучивание «Песня шофера». 2. д/и«Транспорт». 3. Аппликация «Автобус». 4. п/и «Птицы и автомобиль». | 1. Привлечь к изготовлению атрибутов |
Апрель «Больница» Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. | 1. Слушание «Кукла заболела». 2. Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить детей». 3. д/и «Кому что нужно для работы?» | 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки. |
Май «Зоопарк» Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Беседа о диких животных» Кто живет в лесу?» 2. Конструирование «Построим загородку для зверей». 3. Показ театра на фланелеграфе «Лиса и заяц». 4. д/и «Чьи детки?» | 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное». |
8. Выводы:
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Родители стали больше внимания уделять играм с детьми.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Можно смело констактировать,что:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось у детей умение контролировать свое эмоциональное состояние;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.