СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект игровые технологии в начальной школе "Обучени с удовольствием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект игровые технологии в начальной школе "Обучени с удовольствием" 

Образовательный процесс в современном мире постоянно усложняется и требует от обучающихся большей умственной и нервно-психической нагрузки. Известно, что умственная деятельность способствует снижению общего уровня работоспособности детей с психическими нарушениями здоровья.    Заболевания обучающихся, «школьные стрессы», как результат чрезмерной умственной учебной нагрузки. В период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается.     Помните, что самое большое место для школьников продолжает занимать игра. В процессе игры дети осваивают многие навыки, умения, здесь иногда получается то, что не сложилось в учебной деятельности. Изучение развития детей показало, что во время игры эффективнее, чем при других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Оказывается, один из главных секретов благополучия учеников и высокой активности в классе заключается в использовании игровых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Проект игровые технологии в начальной школе "Обучени с удовольствием"»



Название: Обучение с удовольствием. Игровые технологии.

Аннотация.

Образовательный процесс в современном мире постоянно усложняется и требует от обучающихся большей умственной и нервно-психической нагрузки. Известно, что умственная деятельность способствует снижению общего уровня работоспособности детей с психическими нарушениями здоровья. Заболевания обучающихся, «школьные стрессы», как результат чрезмерной умственной учебной нагрузки. В период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается. Помните, что самое большое место для школьников продолжает занимать игра. В процессе игры дети осваивают многие навыки, умения, здесь иногда получается то, что не сложилось в учебной деятельности. Изучение развития детей показало, что во время игры эффективнее, чем при других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Оказывается, один из главных секретов благополучия учеников и высокой активности в классе заключается в использовании игровых технологий.

Участники проекта: координатор – Погожих А.Н., учителя начальных классов: Москалева М.А., Черенкова Т.С., Захарченко О.А., Тертычная Е.О.,

Шумская Ю.И.

Время, место проведения: 2021 – 2022 учебный год, во время уроков, внеклассных мероприятий.

Вопрос проекта: как развить умственную деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью, не причиняя вреда здоровью.

Цель проекта: эффективность использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов обучающихся и снижения их усталости на уроках.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, опыт других педагогов по использованию игровых технологий в учебном процессе.

  2. Рассмотреть понятие «Игровые технологии» и определить особенности их становления и развития.

  3. Определить возможности игровых технологий как средства развития младших школьников.

  4. Экспериментально проверить эффективность использования игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях как средства развития младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта, наблюдение за учебным процессом, метод анализа. Практическая значимость проекта определяется тем, что его выводы и дидактические материалы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.

Этапы проекта.

I Этап «Подготовительный» - выбор и понимание темы.

II Этап «Основной» - разработка набора игр и их систематическое ведение.

III Этап «Заключительный» - обработка и систематизация материала.

Теоретические вопросы использования игровых технологий.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Проблема использования игровых технологий в образовательном процессе не нова.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Возможно, именно потому, что ряд исследователей попытались найти что-то общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», до сих пор нет различия между этими видами деятельности и удовлетворительного объяснения различных форм игры.

Начало развития теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Развивая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они одновременно, лишь в нескольких позициях, относились к игре как к одному из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе существуют различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученые, например, Л.С. Шубин, Л.И. Крюков относят их к методике обучения.

К.Д. Ушинский писал: «Сделать серьезную деятельность для ребенка интересной – задача начального образования. Каждому ребенку необходимо заниматься серьезной деятельностью. С первых уроков научите своего ребенка любить свои обязанности и находить способности в их работе».

А.С. Макаренко писал: «Игра важна в жизни ребенка... Каким будет ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущей фигуры происходит прежде всего в игре...»

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский отметил, что игра – это самое серьезное, это огромное яркое окно, без него не может быть полноценного развития ребенка: «Для него игра – самое серьезное. Игра открывает мир детям, раскрывает творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский.

В современной педагогике известные педагоги - новаторы Е.M. Ильин, С.M. Лысенков и В. Ф. Шаталов, организуя воспитательную деятельность обучающихся, использовали игровые ситуации.

Прекрасным мастером педагогической игры является А. А. Амонашвили, который пропагандировал оптимистическую педагогику, организовывал жизнь (а не просто обучение) детей в классе, использовал игру как метод, форму и обучения младших школьников.

В остальном игра представлена Б.П. Никитиным, а именно как комплекс заданий, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и имеют характерные особенности.

На современном этапе разработки методологии мы используем понятие «Игровая технология», что означает, в нашем понимании, процесс внедрения игры в образовательный процесс с целью повышения активизации познавательной активности обучающихся, формирования интереса к изучению того или иного предмета.

1. Развлекательный (основная функция игры – развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, пробуждать интерес);

2. Коммуникативный: овладение диалектикой общения;

3. Терапевтические: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизни;

4. Диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание во время игры;

5. Коррекционные: внесение положительных изменений в структуру личностных показателей;

Структура игровой технологии как деятельности включает в себя постановку целей, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов, в которых индивид полностью реализует себя как субъекта. Структура игровой технологии как процесса включает в себя:

а) роли, взятые на себя игрой;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое использование предметов, то есть замена реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играми;

д) сюжет (содержание) – область реальности, условно воспроизводимая в игре.

Важность игровых технологий не может быть исчерпана и оценена развлекательными и рекреационными возможностями.

  • как самостоятельные технологии по своей концепции, теме и даже разделу образовательного предмета;

  • как элементы (иногда весьма значительные) более крупной технологии;

  • как технология урока или его фрагмента (введение, объяснение, закрепление, упражнения, контроль);

  • как технология внеклассной работы.

Понятие «Игровые технологии» включает в себя достаточно большую группу приемов организации педагогического процесса в виде различных дидактических игр.

Деятельность обучающихся должна основываться на творческом использовании игры и игровых действий в учебном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющими являются возрастные потребности данной категории обучающихся.

Исходя из важности игровых технологий, а также посласпособности и последовательности включения игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделяютя общие условия использования игры в процессе обучения младших школьников:

а) необходимость оценки ежедневного использования игры по двойному критерию; о ближайшем эффекте и в соответствии с перспективой развития когнитивных интересов;

б) понимание игры как формы организации коллективной, педагогической, воспитательной деятельности;

в) необходимость обеспечения непосредственного воспитательного эффекта игры, то есть когнитивной направленности, направленной на овладение методами воспитательных действий;

г) создание положительного эмоционального настроя, чтобы ребенок находился в состоянии творческого поиска и инициативы в процессе игры.

Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают в качестве средства поощрения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в форме урока или занятия происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в виде игрового задания; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; в качестве его средств используется учебный материал, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическое задание в игру; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

При использовании игровых технологий в классе необходимо соблюдать следующие условия:

1) соответствие игры образовательным целям урока;

2) доступность для обучающихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр в классе.

Можно выделить следующие виды занятий с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры в классе;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - путешествия, урок – КВН, урок - викторина);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти орфограмму, сделать один из видов анализа);

4) использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, повторение и систематизация усвоенного);

5) различные виды внеклассной работы по различным предметам (КВН, экскурсии, вечера), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной возрастной группы.

Игровые технологии занимают важное место в процессе обучения, поскольку не только способствуют воспитанию познавательных интересов и интенсификации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная, с учетом специфики материала, игра тренирует память, помогает обучающимся развивать языковые навыки и умения;

2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) Игра является одним из методов преодоления пассивности обучающихся.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий на уроках и внеклассной деятельности обучающихся, мы пришли к выводу, что занятия, пропитанные элементами игры, конкурсы, содержащие игровые ситуации, вносят значительный вклад в развитие познавательных интересов младших школьников. Нет такого понятия, как обычное обучение: есть и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, различий между отдельными событиями.

Исследование отношения обучающихся и педагогов к использованию игр на уроках.

Одной из задач проекта было выявление отношения преподавателей и учеников к дидактической игре. В результате школа провела опрос учителей и учеников. В опросе приняли участие 5 учителей начальной школы. В процессе обследования были получены следующие данные:

  1. Какое место занимает игра в развитии личности ребенка?

  1. Вы проводите много времени в своей практике, играя в процессе обучения?

  1. Какие трудности возникают у вас при проведении дидактической игры в учебном процессе?

Выводы: учителя начальных классов положительно относятся к дидактической игре и активно используют ее в своей педагогической деятельности, хотя и испытывают некоторые трудности, не считают игру пустой тратой времени.

Школа также приняла участие в опросе и обучающихся начальной школы. В опросе приняли участие 20 учеников из 5 классов.


Какие уроки вы любите больше всего?

Количество обучающихся

Если бы вы были учителем, что бы у вас было больше в классе?

Количество обучающихся

Как часто вы играете в игры в своем классе?

Количество обучающихся

Как вы относитесь к игре в классе?

Количество обучающихся

Как вы думаете, в чем преимущество игры в классе?

Количество обучающихся

Я люблю все уроки.

3

Работает с учебником

2

Очень часто

8

Я очень хочу участвовать

20

Очень большой

5

Уроки с использование таблиц, картин, интерактивных технологий

4

Интерактивных технологий

10

Часто

8

Нет желания поддерживать игру

0

Большой

0

С помощью игр

10

Различные игры

8

Не часто

4

Играть в классе – пустая трата времени

0

Невелика

0

Главное, чтобы на уроке было интересно

3

Самостоятельная работа

-

Никогда

-

-

-

Не знаю

15

Выводы: обучающимся начальной школы нравятся все уроки, которые положительно относятся к использованию игр в классе.

Таким образом, необходимо использовать игры, игровые моменты на каждом уроке, причем не только как разрядку ситуации, но и для того, чтобы активизировать знания обучающихся, развитие психических процессов.

Подводя итоги всей работы, можно отметить:

«за» использование игровых технологий:

  • игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

  • несет в себе фактор сохранения здоровья в развитии и обучении;

  • происходит передача опыта старших поколений младшим;

  • способствует использованию знаний в новой ситуации;

  • является естественной формой работы ребенка, подготовки к будущей жизни;

  • способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий:

  • трудности в организации и проблемы с дисциплиной; обучение требует много времени, чем его выполнение;

  • любуясь игровой оболочкой, можно потерять образовательный контент;

  • невозможность использования на каком-либо материале;

  • трудности с оценкой студентов.

Конфуций сказал: «Учителя и ученики растут вместе». Пусть игровые технологии позволяют растить как студентов, так и преподавать.











Использованная литература

  1. Варзацкая Л.О. Игра как средство познания / Начальная школа. – 1988 - No 12

  2. Виготський Л.С. Педагогическая психологія. М.: Педагогика, 1991

  3. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1998

  4. Сухомлинський В.А. Сердце отдаю детям. – Изд. 7-е – К.: Радянська школа, 1981

  5. Щербань. Дидактические игры в учебном процессе / Начальная школа. – 1997. Нo 9

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978