МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВО»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г.УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОЕКТ
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«ЦТ «СОДРУЖЕСТВО»
Автор проекта:
Пасынкова С.Б,
методист,
высшей категории,
Отличник просвещения РБ
Почетный работник образования РФ
Уфа 2021
Содержание
Пояснительная записка
Паспорт проекта
Механизм реализации проекта
Система мер проекта
План-программа проекта
Ожидаемый результат
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное дополнительное образование детей находится в процессе динамических изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе.
Сегодня перед дополнительным образованием детей стоят задачи качественного обновления содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет разнообразия дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого учащегося в отдельности, так и общества в целом. Возрастает необходимость организации профессиональной деятельности педагога таким образом, чтобы дополнительное образование могло обеспечить условия развития детей.
Однако исследования ученых и анализ практики показывает, что значительная часть педагогов учреждений дополнительного образования детей часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций зачастую недооценивают значимости проектирования образовательных программ как средства совершенствования профессиональной деятельности. В настоящее время в дополнительном образовании востребована переоценка педагогом своего педагогического труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смена ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности и соответственно профессиональной деятельности.
На любом этапе профессиональной карьеры педагог должен иметь возможность для развития собственного опыта и профессионального мышления, которые являются важнейшими компонентами его психолого-педагогической культуры наряду с активной педагогической позицией, профессионально-значимыми личностными качествами, знаниями и умениями, опытом творческого решения задач обучения и воспитания, саморегуляцией личности и культурой поведения. Психолого-педагогическая культура, являясь одной из фундаментальных составляющих духовной культуры личности педагога, призвана решать задачи совершенствования его естественных способностей с тем, чтобы оптимизировать его статус в соответствии с нравственными, социальными, психологическими нормативами, принятыми в обществе.
Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. Во-первых, при изучении уникального неповторимого личностного опыта учащихся. Во-вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого учащегося. В-третьих, при выявлении сложившегося в детских коллективах (группах, объединениях) общего микроклимата и возможности влияния на него. В-четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.
Из выделенных объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования. Новые требования, предъявляемые сегодня к дополнительному образованию, придают особую актуальность социально-педагогическому проекту «Инновационные подходы в становлении профессиональной деятельности молодых педагогов «ЦТ «Содружество», где в основе содержания методической деятельности лежит метод проекта.
Цель проекта – создание условий для эффективной поддержки, педагогической профессиональной деятельности молодых педагогических работников дополнительного образования через комплекс профессиональных знаний, умений в единстве с развитием способностей активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Задачи проекта:
- вовлечь молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество» в процесс профессионального самосовершенствования;
- выявить уровень профессиональной компетентности молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество»;
- сформировать потребность в раскрытии своего творческого потенциала (желание реализовать свои таланты и способности), что играет значимую роль в достижении вершин профессиональной деятельности;
- развить инновационный потенциал молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество» на выявление точек инновационного развития, осмысление проблем, определение путей их решения.
Паспорт проекта
Объект исследования – педагогическая профессиональная
деятельность молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество».
Предмет исследования – организация профессиональной
деятельности молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество».
Цель исследования – разработка и внедрение программы поддержки и развития деятельности молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество».
Гипотеза исследования: при разработке и реализации программы будут обеспечены: поддержка, развитие, совершенствование, достижение нового качественного уровня деятельности молодых педагогических работников «ЦТ «Содружество».
Механизм реализации проекта
Сроки и этапы реализации проекта.
Сроки проведения проекта – 9месяцев.
Работа по реализации проекта рассчитаны на три этапа:
Первый этап (прогностический - организационный) – сентябрь-октябрь 2021г. – проблемный анализ состояния профессиональной деятельности педагогов УДО и возможностей повышения квалификации.
На этом этапе планируется провести анализ и выявления проблем:
-спрос на повышение квалификации педагогических работников (анкетирование, тестирование);
-создание в «ЦТ «Содружество» лаборатории развития и совершенствования современного методического обеспечения для педагогических работников УДО.
Предполагаемые результаты первого этапа:
1.обобщение и выводы диагностики уровня профессионализма педагогических работников:
- границы и уровень собственной компетентности в рамках цели данного проекта;
- необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника;
- сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться;
- области своих возможных затруднений при участии реализации проекта.
2.организация работы с молодыми педагогическими работниками по повышению профессиональной компетентности;
3. проведение методической и информационной выставки.
Второй этап (деятельностный) – октябрь2021г. - май 2022г. – документационное обеспечение и совершенствование деятельности педагогических работников через проектную технологию.
На этом этапе будут проведены и организованы:
- курсы повышения квалификации;
-посещение занятий, воспитательных мероприятий;
- диагностика деятельности педагогических работников;
- лекции, семинары-практикумы, деловые игры по проблемам организации и внедрению современных педагогических технологий;
- работа в электронном режиме молодыми педагогическими работниками «ЦТ «Содружество», по разделу «Информационно-методическое сопровождение в помощь педагогическим работникам».
Предполагаемые результаты 2-го этапа:
- организация курсового обучения (лекционно-практический курс);
- внедрение в организацию образовательной деятельности инновационных технологий; традиционных и нетрадиционных форм, приемов и методов;
- совершенствование работы молодых педагогов;
- формирование «информационного банка» по содержанию проекта.
Третий этап (обобщающий) – апрель - май 2022г.
– выработка рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности молодых педагогических работников на основе изучения состояния дел, тенденции развития профессионального уровня педагогических работников, объективной оценки результатов курсовой работы и обобщение проекта.
На этом этапе будут проведены и организованы:
- аналитическая деятельность (показатели профессионально-педагогической компетентности, анкеты, вопросники, тесты, для выявления степени профессионально-педагогической компетенции);
- выводы и предложения о дальнейшей реализации проекта;
-организация повышения квалификации педагогических работников;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта молодых педагогических работников.
Предполагаемый результат 3-го этапа:
- документационное обеспечение (аналитический отчет об итогах работы проекта);
- организация повышения квалификации педагогических работников УДО (база данных о педагогах, план и материалы по работе с педагогами, план-график курсов, семинаров; методические материалы, предназначенные для диагностики, прогнозирования, планирования повышения профессионального уровня педагогических работников);
-презентация дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ, конспектов занятий, конспектов воспитательных мероприятий молодых педагогических работников.
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта у молодых педагогических работников:
1.повысится степень знаний преподаваемого предмета; уровень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, углубление знаний психолого-педагогических особенностей детей, посещающих Центр, будут складываться тесные взаимоотношения с родителями;
2.повысится профессиональный уровень в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве;
3.повысится показатель результативности профессиональной деятельности:
- участие и достижения учащихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
- успешное освоение ими дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ;
- увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
- ранняя профессиональная ориентация и до профессиональная подготовка учащихся;
-собственный профессиональный рост молодых педагогических работников;
-появится удовлетворенность выполняемой работой;
-стремление к совершенствованию в рамках профессии;
-информированность по важнейшим вопросам образовательной деятельности;
-ощущение психологического комфорта с детьми, родителями, коллегами;
-повысится доля молодых педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
4.Будут подготовлены:
-методические рекомендации, методики, современные технологии по организации и проведению образовательной деятельности педагогических работников: методическое пособие по внедрению современных педагогических технологий;
-методические материалы открытых занятий, воспитательных мероприятий, дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ, проектов педагогических работников «ЦТ «Содружество».
Система мер проекта
Этапы | Сроки реализации | Содержание проекта | Результаты проекта |
Прогностический-организационный | Сентябрь-октябрь 2021г. | Отслеживание накопленного опыта методической работы «ЦТ «Содружество». Диагностика педагогической деятельности педагогов; выявление проблем и потребностей в повышении квалификации. Подготовка методической, кадровой базы для реализации проекта | Создание в «ЦТ «Содружество» лаборатории развития и совершенствования современного методического обеспечения для педагогических работников |
Основной | октябрь2021- апрель 2022 | Разработка и проведение мероприятий по программе педагогической поддержки и развития (план-программа прилагается) | Проведение программы; оформление программ, проектов педагогическими работниками |
Обобщающий | апрель 2022– май 2022 | Фиксация и оформление результатов | Разработка методических рекомендаций; открытых мероприятий. Публикация материалов проекта. |
План-программа
проекта «Инновационные подходы в становлении профессиональной деятельности молодых педагогов «ЦТ «Содружество»
№ | месяц | Тема занятия | Формы работы | задания |
1. | сентябрь | «Социализация и ее особенности» | Лекция. Дискуссионный клуб «Проблемы образовательной деятельности» | Вопросы. Анкетирование, тестирование |
2. | октябрь | «Взаимодействие участников образовательных отношений при организации проектно-исследовательской деятельности» | Семинар-практикум | Работа в микро группах «Разработка проекта» |
3. | ноябрь | «Основные требования к современному занятию» | Семинар-практикум | Разработка учебного занятия |
4. | декабрь | Активные формы работы с детьми. Деловая игра. | Семинар-практикум | Работа в микро группах по проведению деловой игры |
5. | январь | Технологии и компоненты в организации образовательной деятельности педагогических работников: сценарии воспитательных мероприятий | Семинар-практикум | Работа в парах «Разработка и оформление воспитательного мероприятия» |
6. | февраль | Мастер-класс как одна из форм презентации педагога. | Практикум | Работа в микро группах. Разработка совместного мероприятия по содержанию семинара |
7. | март | Системно-деятельностный подход в образовательном процессе | Лекция. Практикум | Работа в микро группах «Оформление занятию. С использованием системно-деятельностного подхода |
8. | апрель | Воспитательная программа «Мир.Человек.Деятельность» Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу | Лекция. Практикум | Работа в парах. По заданой теме |
9. | май | Итоговое занятие | Круглый стол «По ступенькам мастерства» Итоговая диагностика | Презентация программ, проектов. Итоговая диагностика. Отзывы по итогам проекта |
Литература
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М., 2012 (Принят ГД РФ 21.12.12, одобрен Советом Федерации 26.12.12, подписан Президентом РФ 29.12.12 № 273 Ф 3)
Республиканский Закон «Об образовании РБ». – Уфа, 2013.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)
Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России, 2010. - 608 с.
Сластенин В.А. И др. Общая педагогики. в 2 частях. – М: Академия, 2010. – 571 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2010. - 465 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ-Гардарика, 2009. - 519 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2010. - 512 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2010. - 856 с.
Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
Концепция и программа развития башкирского национального образования. – Уфа, 2010.
Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана. – Уфа, 2010.
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. – Уфа, 2004.
Долгосрочная целевая программа развития образования РБ на 2013 – 2017 гг. – Уфа, 2013. (Целевая программа «Дети Башкортостана»: Одаренные дети; Дети-сироты, с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченные, девиантные; Формирование ЗОЖ и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи РБ).
Ахмерова С.Г., Ижбулатова Э.А. Здоровьесберегающие технологии в ОУ: программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. – Уфа, 2011
«Диагностика уровня воспитанности ученических коллективов», науч.-методический Журнал «Классный руководитель»,№6- 03.
Журнал «Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей» - №4-04, 4,5-08.
Журнал «Дополнительное образование».- №3-09, 5,6-09.
«Если будет Россия, значит буду и я..».- Журнал «Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей» - №6-09.
Куприянов Б.В. Компас для дилетантов (впечатления из-за стола жюри муниципального конкурса «Сердце отдаю детям») // Методист. 2009. № 3. С. 16-21.
Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения,
обобщения и распространения педагогического опыта в работе методической службы учреждений дополнительного образования // Методист. 2009. № 1. С. 28-32.
Плюснина Е.С. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников // Методист. 2008. № 12. С. 33-35.
«Патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений в работе» - Журнал «Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей» - №5-09.
«Взаимодействие участников образовательных отношений при организации проектно-исследовательской деятельности»-Журнал «Дополнительное образование и воспитание». №1,2016, стр.9-14
План-программа
Школы становления молодого педагога дополнительного образования
на 2019-2020учебный год
№ | месяц | Тема занятия | Формы работы | задания |
1. | сентябрь | Организация образовательного процесса в УДО. Диагностическая программа образовательного процесса педагога ДО | Планы педагога. Входящая диагностика. | Анкетирование, Оформление диагностической программы. Планы педагога. |
2. | октябрь | Входящая диагностика. Основные требования к проведению входящей диагностики. | Практические рекомендации по проведению входящей диагностике | Оформление бланков по требованиям к входящей диагностике |
3. | ноябрь | План воспитательной работы педагога | Семинар-практикум | Оформление плана воспитательной работы педагога |
4. | декабрь | Промежуточная диагностика. Методики в помощь начинающему педагогу. | Семинар-практикум | Работа в микро группах по методикам промежуточной диагностики. |
5. | январь | Требования к современному занятию | Практикум | Работа в микро группах «Разработка современного занятия» |
6. | февраль | Самообразование как путь к профессиональному становлению педагога дополнительного образования. | Семинар-практикум | Оформление темы по самообразованию |
7. | март | Технологии и компоненты в организации образовательной деятельности педагога | Семинар-практикум | Разработка и оформление воспитательного мероприятия |
8. | апрель | Итоговая диагностика | Практикум | Оформление карт |
План-программа
проекта «Инновационные подходы в становлении профессиональной деятельности молодых педагогов «ЦТ «Содружество» 2019-2020гг
№ | месяц | Тема занятия | Формы работы | задания |
1. | сентябрь | «Основные требования к программному обеспечению педагога ДО» | Семинар-практикум Дискуссионный клуб «Проблемы образовательной деятельности» | Работа в микро группах Анкетирование, тестирование |
2. | октябрь | «Основные требования к современному занятию» | Лекция. Практикум | Работа в микро группах «Разработка современного занятия» |
3. | ноябрь | Методы, как основные виды деятельности педагога «Проектные методы» | Семинар-практикум | Разработка творческого проекта. |
4. | декабрь | Активные формы работы с детьми | Семинар-практикум | Работа в микро группах по проведению дебатов |
5. | январь | Технологии и компоненты в организации образовательной деятельности педагога | Семинар-практикум | Работа в парах «Разработка и оформление воспитательного мероприятия» |
6. | февраль | Воспитательная программа «Мир. Человек. Деятельность» | Лекция. | Разработка совместного мероприятия с родителями. |
7. | март | Информационные педагогические технологии. | Лекция. Практикум | Работа в микро группах «Оформление презентации к занятию» |
8. | апрель | Психологические аспекты управления конфликтными ситуациями в воспитательном процессе | Лекция. Практикум | Анализ предложенных «Педагогических ситуаций» |
9. | май | Итоговое занятие | Круглый стол «По ступенькам мастерства» Итоговая диагностика | Презентация программ, проектов. Отзывы по итогам проекта |
Методист__________С.Б.Пасынкова