Проект интегрированного урока.
Учитель: Гороева О. В, Шеламова Л. В
Предмет: литературное чтение на родном русском, музыка.
Класс: 3 а
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 3 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Тема: «Шарль Перро «Спящая красавица» нравственный смысл сказки и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского».
Цель: знакомство с балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица», развитие интереса к музыкальному искусству, формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле. Выявление связи литературы и музыки, как единства культуры: Ш. Перро и балета П. И. Чайковского.
Задачи урока:
1) обучающие
-расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;
- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;
2) развивающие
развитие читательской компетенции, речевых навыков при составлении пересказа, умения слушать и чувствовать музыку.
3) воспитательные
- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;
- воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке;
-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости;
УД предметные
-понимать значение вступления к балету, контраста как способа развития музыки.
-понимать, что балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой, хореографией, изобразительным искусством.
УУД метапредметные
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев балета воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых
Коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.
-сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе
- принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
Личностные:
-научиться оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей
-Приобрести первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тексты для чтения.
Проект проведения урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Приветствие.
Сегодня у нас необычный урок. Мы подружим литературу с музыкой. Отправимся мы в увлекательное путешествие в мир музыкального театра, где Вас ждёт сказка, удивительные превращения, мир добрых и злых волшебников.
Вы верите в сказки? А в наши дни бывают чудеса, водятся волшебники?
Отправится в сказку пусть поможет нам песня.
«Приходите в сказку» - исполнение песни (1к и припев).
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация знаний.
О каком композиторе пойдёт речь, вы должны узнать по музыкальному фрагменту.
Звучит музыка П. И. Чайковского («Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)
- Кто узнал музыку? О ком сегодня будем говорить?
Правильно, речь пойдёт о великом русском композиторе П. И. Чайковском и продолжим знакомиться с его музыкой.
III. Формулировка цели урока и планирование деятельности
Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми
С помощью учителя формулируют цель урока.
Планируют с помощью учителя свою деятельность.
Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми
Формулировка цели урока и планирование деятельности
А поможет нам в этом великий французский сказочник Шарль Перро. Он написал много замечательных сказок, с которыми вы знакомились с раннего детства. Их читают уже несколько веков. Назовите самые известные его сказки.
(«Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик» и т. д)
Шарль Перро жил намного раньше П. И. Чайковского. Об одной из них и пойдёт разговор на нашем уроке отгадайте загадку:
Эта сказка не нова,
В ней принцесса всё спала
Феи злобной в том вина и укол веретена.
Что это за сказка? ( «Спящая красавица»).
- Но причём же здесь П. И. Чайковский? - спросите вы. Ведь он сказок не писал! Он ведь создавал музыку?
- В каком жанре он поставил эту сказку отгадайте с помощью загадки.
Все герои танцуют, не поют, не играют, не рисуют.
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто (балет).
Речь пойдет о балете «Спящая красавица».
- Что мы знаем о балете?
Стихотворение.
Расскажи-ка мне сосед, что ты знаешь про балет?
Там артисты все молчат, не поют, не говорят
Как узнать, что происходит, кто пришёл, а кто уходит?
Ты либретто прочитай, содержание узнай!
Балет из танцев состоит, из ямы музыка звучит!
Что за яма, интересно?
Это яма для оркестра!
Солисты танцы исполняют, кордебалет им помогает!
- Всё верно, ребята, балет-это музыкальный спектакль, в котором чувства и мысли героев передаются только с помощью танца, мимики и жеста. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, солисты балета, но и танцоры.
- Что же такое либретто? Это краткое литературное изложение сюжета оперы или балета. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры.
Давайте проследим за сюжетом балета- сказки Чайковского и вы заметите разницу со сказкой Перро. Что отличает их. Смотрим картинку и зачитываем сопровождение к кадрам балета.
Лит чтение. Знакомство с сюжетом балета- сказки.
Тексты для чтения разложены на столах. Презентация демонстрируется с чтением.
Слайд.
В королевском дворце дается бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы. На бал приглашены волшебницы-добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.
Слайд
Вдруг раздаётся шум-появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что её не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснет навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Её может спасти принц, который полюбит её и разбудит своим поцелуем.
- Мы с вами посмотрели как изобразил Шарль Перро героинь сказки. Он передаёт их характер с помощью слов, определенных выражений
- А теперь давайте посмотрим как в балете Чайковский с помощью средств музыкальной выразительности показывает главных героинь и сравним их.
ВИДЕОФРАГМЕНТ (Интродукция- вступление к балету).Похожи они или различны?
Ср муз выраз | Фея Карабос | Фея Сирени |
мелодия | колючая, резкая | плавная, спокойная |
темп | быстрый | неторопливый |
Д.о | громко | тихо |
ритм | острый | ровный |
тембр | грубый, жестокий | мягкий, нежный |
-Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием называется контраст. Им пользуются не только музыканты, но и художники.
- У каждой из волшебниц соответствующий её образу наряд.
- Какой наряд у кого? (Ф Карабос темные цвета, Ф Сирень светлые, яркие).
Что показывает контраст? (Дети: Борьбу добра и зла)
- А теперь вернёмся к сказке, во дворец.
Лит чт. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить её с днем рождения.
ВИДЕОФРАГМЕНТ. ВАЛЬС.
- Какой характер этого вальса? (Светлый, счастливый, нежный, праздничный)
- И вдруг. Что случилось?
Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела её, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.
Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался-она укололась веретеном и упала.
Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.
Так изобразил несчастье Перро.
- Посмотрите, как композитор показывает появление феи Карабос в балете?
ВИДЕОФРАГМЕНТ - финал 1 го действия балета.
(От светлого радостного состояния-через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влечёт за собой смятение, скорбь, отчаяние. Страшные, мрачные аккорды, быстрый темп).
Почему музыка меняется? (появляется плавная мелодия ф сирени , как смягчение злого заклинания- всё царство погружается в волшебный сон).
Принцесса засыпает, засыпает всё царство. Но у каждого сказки бывает конец. Расскажите, как заканчивается сказка? (свадьба Авроры и принца).
- Давайте посмотрим, как заканчивается балет Чайковского. На праздник приглашены сказочные персонажи- Кот в сапогах и Белая Кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик.
ВИДЕОФРАГМЕНТ. Финал.
Какая музыка звучит в финале? (торжественная, праздничная).
IV. Обобщение изученного.
- Почему именно эти персонажи были приглашены? ( все они сказочные герои сказок Ш. Перро).
И, подводя итог услышанного и увиденного, послушайте стихотворение, которое поможет определить главную идею балета и сказки.
Добро и зло, добро и зло- непримиримые вовеки.
Добро и зло, добро и зло есть в каждом человеке!
Идёт борьба внутри него-хотите, не хотите ли,-
Но жизнь зависит от того, кто станет победителем!
- Какая же главная идея сказки и балета? (добро побеждает зло).
В сказке показано с помощью противоположностей, а в музыке при помощи контраста.
V. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы.
Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы.
- Вам было интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Назовите сказки с похожим сюжетом?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки литературного чтения
- У вас на столах 3 смайлика. Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Музыка: выучить 1 куплет и припев песни «Приходите в сказку».
Литературное чтение: сравнительная характеристика главных героев сказки.