СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект интегрированного урока литературное чтение и музыка «Шарль Перро «Спящая красавица» нравственный смысл сказки и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект интегрированного урока литературное чтение и музыка «Шарль Перро «Спящая красавица» нравственный смысл сказки и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского».»

Проект интегрированного урока.

Учитель: Гороева О. В, Шеламова Л. В

Предмет: литературное чтение на родном русском, музыка.

Класс: 3 а

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 3 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема: «Шарль Перро «Спящая красавица» нравственный смысл сказки и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского».

Цель: знакомство с балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица», развитие интереса к музыкальному искусству, формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле. Выявление связи литературы и музыки, как единства культуры: Ш. Перро и балета П. И. Чайковского.

Задачи урока:

 1) обучающие

 -расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

 - сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

 - учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

развитие читательской компетенции, речевых навыков при составлении пересказа, умения слушать и чувствовать музыку.

 3) воспитательные

 - посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

 - воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке;

 -напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости;

УД предметные

-понимать значение вступления к балету, контраста как способа развития музыки.

-понимать, что балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой, хореографией, изобразительным искусством.

УУД метапредметные

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев  балета воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Коммуникативные:

-высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.

-сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе

- принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Личностные:

-научиться  оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей

-Приобрести первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

 Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, тексты для чтения.

Проект проведения урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие.

Сегодня у нас необычный урок. Мы подружим литературу с музыкой. Отправимся мы в увлекательное путешествие в мир музыкального театра, где Вас ждёт сказка, удивительные превращения, мир добрых и злых волшебников.


Вы верите в сказки? А в наши дни бывают чудеса, водятся волшебники?

Отправится в сказку пусть поможет нам песня.

«Приходите в сказку» - исполнение песни (1к и припев).

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

О каком композиторе пойдёт речь, вы должны узнать по музыкальному фрагменту.

Звучит музыка П. И. Чайковского («Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)

- Кто узнал музыку? О ком сегодня будем говорить?

Правильно, речь пойдёт о великом русском композиторе П. И. Чайковском и продолжим знакомиться с его музыкой.

III. Формулировка цели урока и планирование деятельности

Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

С помощью учителя формулируют цель урока.

Планируют с помощью учителя свою деятельность.

Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

Формулировка цели урока и планирование деятельности


А поможет нам в этом великий французский сказочник Шарль Перро. Он написал много замечательных сказок, с которыми вы знакомились с раннего детства. Их читают уже несколько веков. Назовите самые известные его сказки.

(«Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик» и т. д)

Шарль Перро жил намного раньше П. И. Чайковского. Об одной из них и пойдёт разговор на нашем уроке отгадайте загадку:

Эта сказка не нова,

В ней принцесса всё спала

Феи злобной в том вина и укол веретена.

Что это за сказка? ( «Спящая красавица»).

- Но причём же здесь П. И. Чайковский? - спросите вы. Ведь он сказок не писал! Он ведь создавал музыку?

- В каком жанре он поставил эту сказку отгадайте с помощью загадки.

Все герои танцуют, не поют, не играют, не рисуют.

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто (балет).

Речь пойдет о балете «Спящая красавица».

- Что мы знаем о балете?

Стихотворение.

Расскажи-ка мне сосед, что ты знаешь про балет?

Там артисты все молчат, не поют, не говорят

Как узнать, что происходит, кто пришёл, а кто уходит?

Ты либретто прочитай, содержание узнай!

Балет из танцев состоит, из ямы музыка звучит!

Что за яма, интересно?

Это яма для оркестра!

Солисты танцы исполняют, кордебалет им помогает!

- Всё верно, ребята, балет-это музыкальный спектакль, в котором чувства и мысли героев передаются только с помощью танца, мимики и жеста. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, солисты балета, но и танцоры.

- Что же такое либретто? Это краткое литературное изложение сюжета оперы или балета. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры.

Давайте проследим за сюжетом балета- сказки Чайковского и вы заметите разницу со сказкой Перро. Что отличает их. Смотрим картинку и зачитываем сопровождение к кадрам балета.

Лит чтение. Знакомство с сюжетом балета- сказки.

Тексты для чтения разложены на столах. Презентация демонстрируется с чтением.

Слайд.

В королевском дворце дается бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы. На бал приглашены волшебницы-добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.

Слайд

Вдруг раздаётся шум-появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что её не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснет навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Её может спасти принц, который полюбит её и разбудит своим поцелуем.

- Мы с вами посмотрели как изобразил Шарль Перро героинь сказки. Он передаёт их характер с помощью слов, определенных выражений

- А теперь давайте посмотрим как в балете Чайковский с помощью средств музыкальной выразительности показывает главных героинь и сравним их.

ВИДЕОФРАГМЕНТ (Интродукция- вступление к балету).Похожи они или различны?

Ср муз выраз

Фея Карабос

Фея Сирени

мелодия

колючая, резкая

плавная, спокойная

темп

быстрый

неторопливый

Д.о

громко

тихо

ритм

острый

ровный

тембр

грубый, жестокий

мягкий, нежный

-Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием называется контраст. Им пользуются не только музыканты, но и художники.

- У каждой из волшебниц соответствующий её образу наряд.

- Какой наряд у кого? (Ф Карабос темные цвета, Ф Сирень светлые, яркие).

Что показывает контраст? (Дети: Борьбу добра и зла)

- А теперь вернёмся к сказке, во дворец.

Лит чт. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить её с днем рождения.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. ВАЛЬС.

- Какой характер этого вальса? (Светлый, счастливый, нежный, праздничный)

- И вдруг. Что случилось?

Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела её, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.

Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался-она укололась веретеном и упала.

Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.

Так изобразил несчастье Перро.

- Посмотрите, как композитор показывает появление феи Карабос в балете?

ВИДЕОФРАГМЕНТ - финал 1 го действия балета.

(От светлого радостного состояния-через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влечёт за собой смятение, скорбь, отчаяние. Страшные, мрачные аккорды, быстрый темп).

Почему музыка меняется? (появляется плавная мелодия ф сирени , как смягчение злого заклинания- всё царство погружается в волшебный сон).


Принцесса засыпает, засыпает всё царство. Но у каждого сказки бывает конец. Расскажите, как заканчивается сказка? (свадьба Авроры и принца).


- Давайте посмотрим, как заканчивается балет Чайковского. На праздник приглашены сказочные персонажи- Кот в сапогах и Белая Кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. Финал.

  • Какая музыка звучит в финале? (торжественная, праздничная).

IV. Обобщение изученного.

- Почему именно эти персонажи были приглашены? ( все они сказочные герои сказок Ш. Перро).

И, подводя итог услышанного и увиденного, послушайте стихотворение, которое поможет определить главную идею балета и сказки.

Добро и зло, добро и зло- непримиримые вовеки.

Добро и зло, добро и зло есть в каждом человеке!

Идёт борьба внутри него-хотите, не хотите ли,-

Но жизнь зависит от того, кто станет победителем!

- Какая же главная идея сказки и балета? (добро побеждает зло).

В сказке показано с помощью противоположностей, а в музыке при помощи контраста.

V. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы.

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы.
 - Вам было интересно на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Назовите сказки с похожим сюжетом?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки литературного чтения

- У вас на столах 3 смайлика. Оцените свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

Музыка: выучить 1 куплет и припев песни «Приходите в сказку».

Литературное чтение: сравнительная характеристика главных героев сказки.