МБДОУ Онохойский детский сад «Солнышко»
Проект.
Использование игровых технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Составил воспитатель
первой квалификационной
категории: Саковец О.В.
Онохой.2024г.
Содержание:
Введение:
Актуальность темы
Цель и задачи проекта
Этапы реализации проекта
Реализация проекта
Игровые методы и приемы
Художественно-дидактические игры
Ожидаемые результаты реализации проекта
Приложение
Список литературы
Введение.
«…Дайте же детям играть, пока игра их радует,
влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Е.А. Покровский
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.
Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На наш взгляд, с помощью игровых технологий можно незаметно для ребенка развивать его воображение, а развивать творческие способности. Детская игра привлекает к себе внимание исследователей как многоплановая проблема. Игра как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала внимание учёных, психологов, педагогов. Ещё П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребёнок является зеркалом той среды, в которой он растёт. Следовательно, игра ребёнка - отражение уровня культуры общества. Для развития изобразительных умений и навыков у детей пред школьного возраста соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Длительность одной игры может составлять 5-10 минут.
1.Актуальность темы
Развивая художественно - эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Проект направлена на то, чтобы через игровые технологии и дидактические игры приобщить детей к творчеству.
Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста,применение игровых технологий и дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности способствуют решению находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами игровых технологий и дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развивать художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.
2.Цель и задачи проекта
Цель проекта: доказать, что для развития изобразительной деятельности дошкольников необходимо использовать игровые технологии и дидактические игры на занятиях.
Задачи
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
3. Этапы реализации проекта
Тип проекта:
- исследовательский, групповой, долгосрочный.
Этапы и сроки реализации проекта
Организационный этап - (июль - август)
Практический этап - (сентябрь – май)
Обобщающий этап - (июнь – июль)
Содержание работы по каждому этапу проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Результаты |
1-й этап – Организационный (июль - август) |
1 | Изучение и анализ уровня развития у детей художественных способностей | Июль | Подбор методик, форм работы с детьми |
2 | Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы по данному вопросу. | Июль |
3 | Анализ организации предметно-развивающей среды | Август | Создание эффективной предметно–развивающей среды в группе. |
4 | Анализ эффективности работы с родителями по данному вопросу | Август | Создание информационного пространства для родителей. |
2-й этап – Практический (сентябрь 2020г – май 2022г) |
Организация работы с детьми |
1 | НОД с внедрением игровых технологии (см. Приложение) | По плану рабочей программы | Конспекты НОД |
2 | Организация работы кружка «Маленький художник» - Проведение мероприятий, заседаний, в основе которых лежат методы художественно-эстетического развития | В течение реализации проекта | Программа работы кружка Исследовательские работы |
3 | Организация работы в детском справочном бюро «Живопись» - Чтение художественной и справочной литературы (энциклопедии «Большая энциклопедия для дошкольника», «Малышам о живописи», «Я познаю мир» и др.) - Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием. - Эвристические беседы с мудрой Совушкой по изучаемым темам | В течение реализации проекта | Создание библиотеки научно-познавательной литературы |
4 | Организация работы игрового центра «Я сам!» | В течение реализации проекта | Пополнение игрового центра развивающими играми |
Взаимодействие с родителями |
1 | Организация работы семейного клуба «Хотим все знать!»: -Анкетирование родителей - Тематические заседания - Консультации - Заседания-практикумы: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» - Выставки-отчеты «Наши работы» | В течение реализации проекта | Разработка анкет, памяток, консультаций по тематике проекта Оформление фотовыставок |
3-й этап – Обобщающий (июнь-июль) |
1 | Диагностика уровня развития художественных способностей детей | Июнь | Анализ диагностических материалов |
2 | Подготовка материалов для методических сборников по итогам реализации проекта | Июль | Методические сборники |
3 | Подготовка аналитического материала о результатах работы по проекту. | Анализ работы |
4. Реализация проекта
4.1.Гипотеза
Гипотеза: предполагаем, что использование на занятиях по изобразительной деятельности игровых технологий способствуют всестороннему развитию дошкольников.
4.2.Принципы реализации проекта
- Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
- Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передаче знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
- Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
- Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.
- Работа по проекту проводится системно как на специально организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию, так и в различных видах детской деятельности, (экспериментирование, познание, игровая, праздники и развлечения).
- Познавательный материал отобран с учетом возрастных возможностей дошкольников.
- Систематичность и последовательность изучаемого материала, усложнение в соответствии с возрастной группой.
- Учет региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
5.Игровые методы и приемы
Использование игровых приемов и методов способствует повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоциональный –творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.
В большинстве исследований проблем развития художественного восприятия у дошкольников, знакомства с разными видами искусства обогащение детского опыта предполагает тесную связь игры и творчества ( обыгрывание образа или создаваемого изображения, конструирование и обыгрывание результата, игры с изобразительными материалами).
Существует несколько компонентов игровых технологий:
Игровой мотив (побуждение к действию).
Игровой сюжет (ситуация).
Игровой персонаж (сквозной).
Игровой характер деятельности.
Игровой атрибут.
Дидактические игры.
Предметно-игровая среда.
Условия для развития творчества.
Игровое обсуждение результатов.Для более точного восприятия детьми новых игровых технологий, применяемых взрослыми, должны выполняться требования, которые удовлетворяли бы и воспитателя и воспитуемого. Они (игровые технологии) должны быть:
- эмоциональными по характеру;
- развивающими по целям;
- гуманистическими;
- эвристическими по формированию;
- художественными по синтезу искусств;
- обеспечивающие психический и физический комфорт и защищённость детей.
Игровые методы и приемы условно можно разделить на группы:
1. Методы и приемы «информационно-дидактического характера. (это дидактические игры, дидактические сказки, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии) Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные ассоциации и сюжеты представлена информация( творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом (например «История про кисточку», или «Сказка про то, как звучали краски», «Желтая сказка», «Сказка о спорое кисточки и краски», «Сказка про капельку».
Традиционно используются и современные дидактические игры: «Подбери по цвету», «Чей контур», «Назови промыслы», «Найди деталь», но и игры, предусматривающие творческое начало ( из элементов сложить в технике коллажа пейзаж, украсить разными основы элементами в стилистике промысла).
2.Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность(игровые персонажи, ролевое поведение) которые поддерживают интерес к деятельности. Например, в старшем возрасте «как настоящие мастера придумываем свой интересный узор для росписи», «составляем модели платья как дизайнеры», «рисуем как помощники художницы осени». Для детей 3-5лет образы Почемучки, девочки Красочки и мальчика Карандашика или бабушки Забавушки (увлекающая традиционными песнями, сказками и народными игрушками). Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в страну красоты», «Большое морское путешествие», «Мир живых скульптур», оказание помощи персонажу (помочь кому-либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды (исправить неверные представления Незнайки о различиях графики и живописи, выборе материалов для создания работы). Все это может сопровождаться атрибутами и костюмами (в том числе одевание самих посетителей парадных платьев для бала, головных уборов для юнг, отправляющихся в морское путешествие.
3. Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность. Использование имитационных игр (представить полет осенней листвы или птицы (через движения) и включение ситуаций «ролевого монолога» от лица изображенного персонажа. Прием вхождения в картину, предлагается рассматривая картину рассказать, что он видит, какие звуки можно услышать, прием домысливание, придумывание событий до и после изображенных на картине или в скульптурном произведении. Использование дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.
4.Игровые методы и приемы стимулирующие присвоение освоенного, творческого его отражения: разнообразная дизайн – деятельность (составление коллекции кукольной одежды, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, конструирование костюмов для спектакля, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.
5.методы и приемы, обеспечивающие развертывание художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно –исследовательской). Это возможно в рамках игровых проектов так называемых «сюжетно дидактических игр» «Большое морское путешествие», «Не ходите, дети, в Африку гулять», «Открываем кондитерскую», «Снимаем передачу о природе» в рамках которых равноценны и взаимно обогащаются разные виды деятельности.
Выбор и направленность используемых методов и приемов определяется возрастом и особенностями опыта детей. В младших группах игровые приемы, направлены на стимулирование к деятельности, привлечении внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследование игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно –эстетических способностей и творчества.
6.Художественно-дидактические игры
Данные игры можно разделить на условные группы:
1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
Например:«Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.
Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе. 3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.
Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
5 . Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива».
В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне
Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка и продолжают своё становление долгие годы. Также большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад, школа, поэтому родителям, воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребёнка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
7.Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Используемая литература
Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. [Текст] / Комарова Т.С. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. - с.65-67 Сакулина, Н. П.
Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.- 2-е изд., испр. и доп. / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
Художественное творчество и ребенок: кн. для воспит. дет. сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 417 с.
Интернет ресурсы
Приложение
Сборник дидактических игр
В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.
Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.
Содержание
Введение
Игра –развлечение «Сказка о комочке глины»
Дидактические игры для занятий рисованием
Дидактические игры для занятий лепкой
Дидактические игры для занятий аппликацией
Введение
Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.
В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.
Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.
Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.
Игра –развлечение «Сказка о комочке глины» (глиняном колобке) для детей средней группы.
Педагог вносит ведерко с глиной, начинает месить, показывает кусочек глины или пластилина, организует его обследование. Далее предлагает послушать сказку: «Жила была Бабушка Забавушка. И было у нее много внучат. Часто вечерком она рассказывала им сказки, а сама месила тесто для вкусных пирогов. Но вот однажды, вместо теста ей попался кусочек глины (вот такой). «Что с ним делать, может выбросить?»: - думает бабушка. А комочек ей отвечает: «Я волшебный комочек, что хочешь, то и слепить можно». Подумала бабушка и слепила колобок. Смотрит какой получился: круглый, румяный как в сказке. А он ей: «Не хочу быть колобком». «Что же слепить?» - думает бабушка. (обращается к детям: как вы думаете?) Стала бабушка его раскатывать. Месит, вдруг вылепила длинное ухо, затем второе, хвостик. Да это заяц (демонстрация народных игрушек). Вылепила бабушка — вот такие нарядные игрушки. (рассматривание с детьми). Тут и зайка побегайка, и коник быстроногий и козлик в рожках голова. Обобщает, что все они из глины вылеплены.
Дидактические игры для занятий рисованием
«Все цвета вокруг нас»
Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.
Ведущим такой игры может быть педагог или дети.
Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.
Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.
«Подбери цвет и оттенок»
Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.
Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.
«Теплые и холодные краски»
Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах
Ход игры:
1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.
2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.
«Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»
Цель: развивать фантазию детей
Ход игры:
Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.
Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».
В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.
Дидактические игры для занятий лепкой
«Лепим фигуры»
Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животного (зайчика, собаки, котенка).
Ход игры:
Загадываются загадки:
На дворе сидит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает (Собака)
Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).
Мохнатенький, усатенький,
Есть начнет - песни поет. (Котенок)
Проводится аналогичная работа.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку — тык, тык! (Зайчик)
Выясняется, как ребята узнали, что это зайчик.
«Кто есть кто или что есть что»
Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.
Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.
Дидактическая игра «Формы»
Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.
Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:
- три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
- вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
- вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).
- вылепить три разных квадрата.
- вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).
- вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
- вылепить несколько геометрических тел.
- вылепить несколько геометрических фигур.
- вылепить домик из нескольких форм.
- вылепить лесенку.
«Пластилиновая живопись»
Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.
Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.
«Детская площадка»
Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.
Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки, на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку, на которой хотелось бы поиграть.
Дидактические игры для занятий аппликацией
«Собери урожай»
Задачи: формировать умения подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.
Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собирают урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.
«Украсим рукавички»
Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.
Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.
«Продолжи узор»
Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.
Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.
«Необычный зоопарк»
Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.
Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».
«Человек в движении»
Цель: развивать творческую фантазию детей
Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».