СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

 Использование информационных технологий при интерактивном обучении

на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории»






ПРОЕКТ

Использование информационных технологий при интерактивном обучении

на уроках истории






Из опыта работы

, учителя истории и обществознания (Выступление на заседании городского методического объединения учителей истории и обществознания











I. Обоснование проекта

Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. На современном этапе обучения у учащихся резко падает интерес к обучению. Боязнь перед не правильным ответом, неуверенность в своих знаниях и способностях, неумение ориентироваться в многообразном потоке информации способствуют снижению уровня мотивации к обучению. Использование информационных технологий при интерактивном обучении позволит учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся, что будет способствовать формированию ситуации успеха каждого ученика, а следовательно и повышению мотивации к обучению.

Важным становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника, основанного на продуктивном мышлении. Способность учащихся к интеграции, систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития личности.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения истории с качественно новой стороны. Роль компьютера в историческом образовании очень разнообразна:

- помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации и систематизации; - предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала; - содействие составлению объемных и ярких представлений о прошлом. Наряду с интерактивным методом обучения компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы. Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс поможет решать следующие наиболее сложные задачи образования: - оптимизация отбора и представления изучаемого материала; - внедрение новых концептуально методологических подходов; - расширение возможностей использования наглядностей; - включение познавательных заданий в образовательный процесс.

Использование информационных технологий при интерактивном методе обучения позволит так организовать учебный процесс, что практически все учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания, они получат возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обмена знаниями, идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

II. Проблема проекта

«Социальным смыслом образования становится развитие личного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы ее реализации", - отмечает А.Я. Юдовская.

Сегодня мы переживаем глобальный процесс информатизации общества. Компьютерные технологии позволяют внести изменения в инструктивно методическую деятельность, а так же должны оказать влияние на содержательную сторону предмета. В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно коммуникативная компетентность, «компьютерная грамотность» учащихся и учителей, которая подразумевает:

- умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернет;

- способность конструктировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

- применение полученных навыков информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе, творческом коллективе или самостоятельно.

Таким образом, проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно определять цели деятельности и находить оптимальные средства и методы ее реализации, а так же способствовать повышению мотивации к обучению.

III. Цель и задачи проекта

Создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • критически мыслить;

- решать сложные проблемы на основе анализа информации;

  • взвешивать альтернативные мнения;

  • уметь выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь делать выводы и сравнения;

  • общаться с другими людьми;

  • толерантность.

IV. Гипотеза проекта

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории позволит интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения, а так же развить коммуникативные умения и навыки, создавая ситуацию успеха.

V. Ожидаемые результаты

  • Повышение мотивации к обучению;

  • снижение эмоциональной напряженности в процессе обучения;

  • повышение эффективности усвоения информации и ее систематизации;

  • становление самостоятельной, саморазвивающейся и самореализующейся личности.

VI. Этапы реализации проекта

  • Изучение методической литературы и информационных ресурсов;

  • поиск и апробация форм и методов, позволяющих осуществлять интерактивное обучение с применение ИКТ;

  • проведение мониторинга результативности обучения.



VII. Реализация проекта

Для осуществления поставленных целей и задач организуется индивидуальная, парная и групповая работа над решением проблемных заданий, применяются исследовательские проекты, работа с документами и другими источниками информации, используются творческие задания.

Работа с компьютером при интерактивном обучении вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможность представления учебной информации и ее практической направленности.

Интерактивный метод - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Визуализация исторических процессов, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.

При использовании новых компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером, что является неотъемлемым элементом интерактивного обучения. Однако это не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество учителя с компьютером, использование им информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.

Классификация компьютерных обучающих программ на уроках истории - это эффективное средство обучения и формирования ключевых компетенций обучаемых.

Интерактивное обучение включает в себя несколько циклов:

  • переживание участниками конкретного опыта;

  • осмысление полученного опыта;

  • обобщение (рефлексия);

  • применение на практике. Важную роль при интерактивном обучении играют способы взаимодействия: Невербальные

  • акустические: интонация, речевые паузы;

  • визуальные: выражение лица, позы и движения;

  • тактильные: расстояние, прикосновение.

Вербальные

  • умение задавать открытые вопросы, ориентированные на высказывание различных точек зрения;

  • выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной;

  • готовность к анализу и самоанализу.

VIII.Механизм реализации проекта

Для достижения поставленной цели, требуется сознательная, целенаправленная деятельность учащегося и учителя (как организатора этой деятельности). Используя методы интерактивного обучения, даю возможность учащимся самостоятельно открыть путь к познанию, при этом учителю необходимо лишь координировать, направлять, организовывать учебный процесс, а рассказывать вместо меня может компьютер. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На нем происходит с помощью видео ряда, звука, и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству»… Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет». Моделирующие программы позволяют мне получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Например, с помощью компьютера можно моделировать военные действия, революции, перевороты, самостоятельно выступаю в качестве руководителя или участника событий, принимаю решения на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Опыт работы показал, что после таких уроков у учащихся формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельной».

Для активизации мыслительной деятельности учащихся я стараюсь на уроках поставить перед ними проблемное задание, и при этом использовать не отдельный вопрос, а конкретную ситуацию. Ребята анализируют, обсуждают. Предлагаю сопоставить с собственной позицией, "сталкиваю" между собой различные мнения, и тем самым развиваю дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Проблемные задания я начинаю вводить с 5-го класса, это помогает сплотить ребят, создать целостную систему обучения. Учащиеся понимают, что они должны быть не просто слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Создавая систему проблемных заданий, я иду от простого к сложному, от коллективной работы с классом к групповой, а затем и индивидуальной, которая перерастает в исследовательскую. Так, например, в 5-6 классах одним из методов обучения является проблемное изложение, которое рассчитано на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Здесь я ставлю проблему, сама показываю пути ее решения, ребята же следят за ходом мысли, размышляют и постепенно включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления.

Проблемное задание может ставиться не только для ответа на какой-то конкретный проблемный вопрос. В 7-8 классах я создаю ситуацию, решение которой возможно только в конце изучения темы урока. Например, в 7 классе тема урока "Полтавская битва". Проблемное задание: "Когда в 1812 году Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С насмешкой великий император спросил у него, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует придание, сказал: "Есть много дорог на Москву одна из них лежит через Полтаву". Вопрос: О чем предупреждал Наполеона русский генерал? На этом уроке я использую презентацию с моделированием объектов, что позволяет прямо на экране изобразить ход Полтавской битвы в «движении».

В 10 классе тема обобщающего урока "Петр I: революция или реформа", уже являлась проблемным заданием, а схемы, таблицы, графики, изображения, видео и звук, представленные в презентации, помогли учащимся по настоящему окунуться в эпоху Петра Великого.

На уроке в 11 классе я ставлю как общее проблемное задание ко всей теме, так и задание на определенном этапе урока. Например, на уроке о коллективизации, основным проблемным вопросом послужили слова П.А. Столыпина: "Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых. "С опорой на какие слои деревни проводилась коллективизация? Ответы на следующие задания можно было найти лишь после анализа документа или работы с тестом учебника. Например, "Существовала ли реальная кулатская угроза?", "Почему резервное зерно, которое находилось в закромах государства не пошло на помощь голодающим?", "Почему запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 году?". Таким образом, мною на уроке использовано не только проблемное изложение, но и частично-поисковый метод.

Таким образом, используя различные методы проблемного обучения, я стараюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствую развитию творческих способностей, а также создаю условия для саморазвития школьников.

Широкие возможности интерактивного обучения и информационных технологий могут быть реализованы в результате групповой работы.

Групповую работу на уроках я начинаю с фронтального опроса, в ходе которого я ставлю проблему и даю задание группам. Фронтальная постановка проблемы последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы. В результате, устанавливаются взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Затем группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Их отчеты для остальных учащихся представляют собой новую информацию. Следовательно, от качества выполнения задания зависит то, на сколько хорошо другие группы и каждый ученик усвоят материал. Во время групповой работы на уроке я выполняю функции консультанта. Попеременное мое включение в деятельность групп позволяет ориентироваться в ходе мыслей каждого ученика и выявлять возникшие затруднения. Конечно, работа каждой группы контролируется и направляется учителем. Групповая работа может быть организована и с опережающим творческим заданием. При формировании таких групп необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся.

В 11 классе в ходе изучения темы "Общественное движение в начале 20 века" класс был поделен на группы, которые должны изучить деятельность политических партий, при этом, самостоятельно работая с документами и текстом учебника, они отвечали на поставленные перед ними вопросы. Далее они должны были донести полученную информацию до остальных групп.

В ходе организации такой работы учащиеся без труда самостоятельно распределяют между собой вопросы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимного обмена информацией складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с соответствующими сообщениями. В результате данной работы обеспечивается всеми учащимися усвоение программного материала. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность в своих способностях, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая работа не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Для оптимального усвоения материала, а так же активизации самостоятельной работы я составляю для ребят схемы, таблицы, диаграммы, нередко эту работу выполняют и сами учащиеся, оформляя проекты в форме презентаций, публикаций

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельности учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. Одним из методов контроля и самоконтроля является тестирование. Чаще всего на своих уроках я использую компьютерный контроль знаний, который по сравнению с традиционными методами имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.

Понятно, что данная форма проверки по истории не может заменить все многообразие приемов и форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют не только провести общий текущий контроль, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фактов, но и выполнить обучающие и корректирующие функции, а так же постепенно, последовательно и качественно готовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Использование тестов привносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает ученику самому оценить свои знания. Тесты я использую для закрепления нового материала, в качестве текущей или итоговой проверки знаний, для самопроверки. Это позволяет мне активизировать и разнообразить занятия, осуществить дифференцированный подход в обучении.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников занятия в процесс обучения.

  1. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.

  2. Учащихся в технологии интерактива не должно быть много. В работе не должны принимать участие более 30 человек.

  3. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  4. Отнестись со вниманием к вопросам процедуры и регламента.

  5. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Как проектировать компьютерный урок

Для плана конкретного компьютерного урока необходимо:

- составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

- отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм, учесть интерактивный характер материала; спланировать резерв времени;

- составить временную развертку (поминутный план) урока;

- при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернет или составить авторскую программу;

- из найденных материалов составить презентационную программу.

При презентации на большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи-все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране; планируя достижение определенных целей, предусматривает их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.

Использование аудиовизуальных средств влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение. И наоборот, частое их использование приводит к потере у учащихся интереса к ним.

Эффективность применения информационных технологий зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ИКТ в начале урока, атак же в интервалах между 15-й и 20-й , 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить.

Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Использование информационных технологий при интерактивном обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.










8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!