Образовательное событие «Школа проектов «Школы Росатома» – 12 сезон» «Истории о танках в школьном музее»
Автор: Джус Святослав Сергеевич
Класс: 6
Руководитель: Ерёмина Татьяна Николаевна
Должность: Учитель изобразительного искусства, технологии Место работы: МБОУ СОШ № 67 имени Героя Российской Федерации В.В.Замараева
Город: Лесной
Сроки реализации проекта:
01.01.2025–25.05.2025
г. Железногорск
2025
Идея проекта «История танков в макетах (настольные диорамы для школьного музея)» возникла из моего увлечения макетированием военной техники, в частности макетированием танков.
Цель: Создание мобильной экспозиции моделей танков в виде отдельных настольных диорам для музея школы.
Задачи:
- Изучить историю танков.
- Изучить технологии создания диорам.
- Усовершенствовать навыки, приемы макетирования танков из пластилина.
- Создать модели танков и оформить их в отдельные настольные диорамы.
- Представить проект на мероприятиях патриотической направленности в школе, воинской части, культурных учреждениях города
Но когда моделями стали интересоваться разные люди: родители, педагоги, военные, волонтеры, передо мной встал вопрос: в какой форме их представлять, чтобы они воспринимались в историческом контексте?
Проблема: Отсутствие исторической достоверности экспозиции из разрозненных макетов при их востребованности на мероприятиях разных видов: тематических выставках, музейных уроках, праздниках патриотической направленности
Объект: настольные исторические диорамы танковых сражений.
Предмет: технология макетирования танков из пластилина для настольной диорамы.
1 этап
- Предыстория танков начинается еще с античных времен
- В Средние века для защиты пехоты и стрелков в полевом бою использовались укрепленные крытые колесницы
- Первый танк был задуман и спроектирован Леонардо да Винчи
В начале 1911 году немцем Гюнтером Бурстином была предложена модель Motorgeschütz
бронированной машины с пушкой, которая не была построена, но стала полноценным
прототипом боевого танка
Прототип первой боевой машины – танка был закончен и испытан в 1916 году. Мark I, был создан в двух вариантах «Самец» (с пушкой) и «Самка» (с пулеметом).
В России первый танк «Вездеход » был создан конструктором Александром Пороховщиковым в 1914-1915 годах
К концу Первой мировой войны на вооружении США и стран Антанты были легкие (до 10-ти тонн), тяжелые танки (более 25-ти тонн). А также появился и средний танк (10-25 тонн)
Первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин» в 1920 году, созданный на основе французского танка Рено. Он стал первым серийным советским танком
Первым танком советской разработки стал Т-18
Т-34 — советский средний танк, который прославился на полях Второй мировой войны. В разработке машина находилась с 1937 по 1939 год, а с 1940 года выпускалась серийно
Основные советские танки, созданные в 1920-1940-х годах, накануне Второй мировой войны
1 Советский легкий танк Т-26
2 Т-37А — советский малый плавающий танк
3 Т-38 — советский малый плавающий танк
4 Т-28 — трёхбашенный советский средний танк межвоенного периода
5 Танк Т-34-57
6 T-34-76 или «тридцатьчетвёрка» основной танк Советской Армии до первой половины 1944 года , до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Великой Отечественной Войны. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.
7 Крейсерский танк БТ-2
8 Крейсерский танк БТ-5
9 Крейсерский танк БТ-7
10 Крейсерский танк БТ-7М
11 Первый советский тяжелый танк Т-35, запущенный в производство
12 Тяжелый танк КВ-1
13 Тяжелый танк КВ-2
Моделью для настольной диорамы, иллюстрирующей
Победу в Великой Отечественной войне,
выбран танк Т-34 (модель Т-34-85 )
2 этап
Для создания настольной диорамы можно использовать простые и доступные материалы. А технология ее изготовления доступна обычному подростку.
Основные этапы и принципы создания настольной диорамы
1. Сначала разработать сюжет и определиться с теми объектами, которые будут составлять экспозицию: ландшафтом, строениями, количеством и видами техники, одеждой людей.
2. Потом подобрать материалы (картон, папье-маше, пластилин, тонкая фанера, бумага, веточки, камешки и т.д).
3. Изготовление отдельных объектов.
4. Далее создание макеты ландшафта, расставление и закрепление объектов.
5. Окончательная отделка (покраска).
6. Использование подсветки.
3 этап
4 этап
5 этап
Анкета «Что предпочтительнее: отдельный макет или историческая диорама?»
Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята – участники анкетирования. Просьба обдумать и ответить на вопросы данной анкеты. Вы можете выбрать ответ из предложенных по каждому вопросу, отметив галочкой тот, который соответствует Вашему выбору, или вписать свой в свободное поле. Заранее говорим Вам спасибо за интерес к теме и поддержку проекта
№
Вопрос
1
Знаешь ли ты, что такое историческая диорама?
Варианты ответа
2
3
Да 75%
Что тебе интереснее рассматривать: исторические диорамы или просто макеты объектов (зданий, техники)?
Что объективнее рассказывает об истории: макет или диорама?
Нет
Да 68% (диорамы)
Нет
Да 83% ( диорамы)
Нет
Бюджет
Сводная смета
№
Статья расходов
1.
2.
Зарплата и гонорары
Имеется, руб.
Требуется, руб.
Основные и прямые расходы
73146 (волонтерство)
22810
Итого, руб.
0
Итого, руб.:
73146
5986
95956
(ресурсы ДК, воинской части, школы, спонсорская помощь, личные средства)
28796
(волонтерство, ресурсы ДК, воинской части, школы, спонсорская помощь, личные средства)
5986
101942
Риски
Минимизация
Отсутствие желающих работать в творческой группе
Большой объем информации, который сложно систематизировать самостоятельно
Разработать систему мотивационных мер для членов творческой группы.
Отсутствие достаточного объема информации в Интернет – ресурсах
Пригласить в творческую группу педагога – консультанта.
Отсутствие доступа к интернету, компьютеру
Использовать возможности городской библиотеки.
Отсутствие некоторых инструментов, материалов
Предусмотреть и договориться о нескольких вариантах выхода в Интернет и доступа к компьютеру: в школе, дома у членов творческой группы
Провести эксперименты не только с инструментами и приспособлениями для лепки, но и с приспособлениями для ремонта, бытовыми приборами, игрушечным оружием
Сплющивание основания макетов из-за излишнего веса материала.
Историческая недостоверность сюжетов диорам.
Предусмотреть удобный каркас для корпуса и башни модели.
Нежелание обучающихся 5-6-х классов заполнять анкеты.
Отсутствие исторических вещей для диорам.
Отсутствие достаточного места, освещения, оборудования для экспозиции. Или, наоборот, слишком большое пространство для экспозиции.
Разработать рекламу проекта (информационный лист). Разработать вступительную часть в анкете для активизации интереса к идеям проекта.
Недостаточная компактность диорам, из-за чего, они не могут вписаться в выставки разных форматов.
Изучить кинохронику, исторические фотографии, известные художественные фильмы по истории.
Отсутствие интереса к диорамам при просмотре фотографий у организаторов мероприятий патриотической направленности.
Предусмотреть наличие компактных складных столов для создания экспозиции в разных учреждениях, независимо от имеющихся там условий. А также, плакатов, исторических фотографий для оформления пространства вокруг экспозиций. Предусмотреть использование автономных светодиодных светильников. Подготовить наглядные плакаты с фотографиями и необходимыми справочными данными по проекту для презентации без мультимедийного сопровождения.
Искать современные вещи (посуда, одежда и т.п.), напоминающие подлинные исторические.
Для ознакомления с идеями и результатами проекта публиковать информацию в социальных сетях. Разработать рекламу проекта (информационный лист, плакаты)
Предусмотреть наличие компактных складных столов для создания экспозиции в разных учреждениях, независимо от имеющихся там условий
Тема проекта: память о героической истории России всегда актуальна. Поэтому проект будет востребован в учебных учреждениях.
Настольные диорамы являются интересными экспонатами и будут и далее экспонироваться на мобильных выставках патриотической тематики.
Поэтому основная проблема проекта: поиск такой формы экспозиции, чтобы она получилась компактной, мобильной и исторически достоверной – была решена.
Цель проекта достигнута. Задачи реализованы. То, что некоторые ребята тоже стали лепить модели танков из пластилина, говорит о том, что проект актуален, интересен и будет иметь продолжение.
«Истории о танках в школьном музее»
Вот танк – «Оружие Победы!» На нём, когда-то, наши деды, Исколесили всю страну И даже не её одну.
Ученический проект, посвященный героической истории России
Посвящен 80-летию Победы в великой Отечественной войне
Чтоб от бомбёжек вы не ныли, Чтоб не в убежище вы были, Чтоб жили вы в своей квартире, Сражался Т-34!
С тремись историю родную изучать,
Чтобы уметь Россию
защищать!
МБОУ СОШ № 67,
имени Героя Российской Федерации
В.В. Замараева
Г. Лесной 2025-2026 гг
Спасибо за внимание! Я готов ответить на ваши вопросы!
Список литературы
1 Главные советские танки Второй мировой войны// sitekid: сайт. URL: https :// sitekid . ru / izobreteniya _ i _ tehnika / tanki / glavnye _ sovetskie _ tanki _ vtoroj _ mirovoj _ vojny . html ? ysclid = m 6 tgm 8 nu 51816971881/ (дата обращения 30.11.2024)
2 Диорама// ВикипедиЯ Свободная энциклопедия: сайт. URL: https :// ru . wikipedia . org / wiki /Диорама / (дата обращения 06.01.2025)
3 История танков// Википедия. Свободная энциклопедия: сайт. URL: https :// ru . wikipedia . org / wiki / История_танков / (дата обращения 07.12.2024)
4 Как сделать танк из пластилина?// vplate: сайт. URL: https://vplate.ru/podelki/iz-plastilina/tank
/ (дата обращения 30.11.2024)
5 Мартынович Р.В. Основные приемы лепки пластилином //portal.ru Образовательная социальная сеть: сайт. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2019/01/31/osnovnye-priemy-lepki-plastilinom (дата обращения 25.12.2025)
6 Они были первыми! Mark I — британский тяжелый танк периода Первой мировой войны и его модификации// lewhobotov: информационный ресурс . URL: https://lewhobotov.livejournal.com/1191039.html// (дата обращения 19.11.2024)
7 Постройка модели автомобиля из пластилина 1. Вступление, Рама (1 часть): видеоурок// Rutube Источник видео– 00:10:01 (время воспроизведения). URL: https://rutube.ru/video/1569aff2a8f4eaf02872b55e77b0617c/ / (дата обращения 24.11.2024)
8 Как ў Беларуcі. Танки СССР начала Великой Отечественной войны//Дзен: сайт. URL: https :// dzen . ru / a / Y 9 lniL 7 AwlC - Z 2 g 7? ysclid = m 4 fh 4 zsd 61648504783/ (дата обращения 08.12.2024)
9 Танк Т-34-85. Лепим из пластилина: видеоурок// Источник видео– 00:10:37 (время воспроизведения). URL https://vk.com/video 94391800_456240969?ysclid=m5qzhjxj3s85679217 (дата обращения 30.12.2024)
10 Чертежи известных танков схемы// Яндекс Картинки: сайт. https://ya.ru/images/search?lr=11167&source=serp&stype=image&text=чертежи%20известных%20танков%20схемы / (дата обращения 25.12.2025)
11 Шмакова С.А. Инструкции по технике безопасности на уроках труда//portal.ru О бразовательная социальная сеть: сайт. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2012/05/23/instruktsii-po-tekhnike-bezopasnosti-na-urokakh-truda / (дата обращения 25.12.2025)