СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "История моего села"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "История моего села"»


Авторы:








Село: вчера, сегодня. завтра








































Содержание:

Название раздела

Стр.


Введение

1


1.

Основная часть

История возникновения села

2-4

2.

Село в наше время

5

3.

Заключение

6

4

Список используемых источников

7

5

Приложение










































Введение

Актуальность

Село – исток души моей, моих здесь предков корни… И нету места мне милей, светлее и просторней! Я знаю: Родина моя – Алтай, Сибирь, Россия; Но все ж села, где вырос я, Роднее нету в мире!


Каждый человек должен знать и стремиться узнавать, как можно больше о родной Земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает. В этом и заключается частичка любви к своей родине.


Каждое село вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно охраняем все, что они нам оставили.


С чего начинается Родина? Она начинается с родного дома, родного языка, с того, где живут наши родные и близкие люди.


Объект исследования: село Каскара, Тюменского района, Тюменской области.


Предмет исследования: фотографии, архивы, письма, устные воспоминания.


Проблема: Отсутствие мотивации у большинства учащихся к изучению истории своей малой Родины.


Гипотеза. Мы считаем, что, если затронем эту тему, многие наши сверстники станут более уважительно относиться к своей малой Родине.


Методы исследования: изучение специальной краеведческой литературы по культурно-историческому наследию Тюменского района.

Цель работы: Изучение истории возникновения и развития своего села. Осознание своей связи с Родиной, их прошлым, настоящим и будущим на основе исторических ценностей.


Задачи:

  • Формировать знания о родном селе;

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село;

  • Воспитание любви к своему краю;

  • Желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.


Практическая значимость


Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях: на уроках литературы, истории; факультативных и элективных курсах; на классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных краеведению; для создания школьного музея.


  1. Основная часть

История возникновения села

Хочу рассказать о своей маленькой Родине, о том прекрасном кусочке Земли, где мы родились и на сегодняшний день живем.


Юрты Большие и Малые Каскаринские или Большая и Малая Каскара- поселения существовали еще до прихода Ермака. В юртах Больших Каскаринских преобладали татары, бухарцы подселились к ним в начале XVII века. Малая Каскара находилась в некотором отдалении от Туры, на высоком берегу озера-старицы под названием Калым. Этот озеро, длинное, как канал, почитается татарами как святое.


Использовать воду из озера для хозяйственных нужд считалось большим грехом. Согласно легенде, в давние времена у одного из святых, приехавших из Бухары, родились зри дочери: Зарифа, Сабира и Сарби-Жамал, катаясь на лодке, девушки утонули в озере, и их похоронили на кладбище, озеро с тех стало называться Святым. Объединение поселений произошло в 1983 году.


Слово «Каскара» в переводе с татарского означает «Черный гусь». Однако первый историк Сибири Г. Ф. Миллер писал, что у хана Кучума было трое подданных - крупных военачальников с именами Каскара (Кашкара), Матмас и Варвара и что в разных местах владений Кучума они имели свои юрты, которые назывались их именами. Возможно, что Каскара был человеком немолодым, толстым, как подобает быть начальнику в мусульманском мире, смуглым, как всякий татарин, вел себя важно, потому и получил в народе кличку Каскара - черный гусь.


Основным занятием жителей было скотоводство — держали лошадей, коров, овец, занимались рыболовством и охотой. Изготовляли домашнюю утварь, сани, телеги. В Тюмень ездили на коровах: в дороге корову можно было, и покормить, и подоить. Жили бедно, особенно в годы неурожаев на соседних пахотных землях. Самый страшный голод пришелся на 1858–59 годы.


Через центр села, ныне улица Советская, проходил Сибирский тракт. В 1825 году по этому тракту в Сибирь гнали ссыльных декабристов, а в 1918 году — последнего русского царя Николая ІІ с семьей. В 1920-е годы здесь была открыта первая школа.


В 1931 г. в Малой Каскаре создали колхоз «Трудовик» (председатель А. Усманов), в Большой Каскаре - колхоз «Кзыл-Шарык» (С. Янабаев), в д. Вилижаны – «Боевик» (С. Велижанин), в д. Березовой – «Алтай» (Г. Гадиев). В Вилижанах организовали свиноферму, которая существует до сих пор. Разводили и овец, но доходы от животноводства были очень малы. Приходилось заниматься огородничеством: выращивали капусту и огурцы, сеяли лен.


В 40-е гг. колхоз «Алтай» присоединили к колхозу «Кзыл-Шарык», в июне 1950 г. на общем собрании колхозников решено было объединить оставшиеся три хозяйства в одно - колхоз «Трудовик». В 1954 г. «Трудовик» объединили с Ембаевским, в 1960 г. с Борковским хозяйствами, наконец, в 1965 г., образован совхоз «Каскаринский».


Начали строить первые каменные двухэтажные дома, затем 4-х и 5-и этажные жилые дома - «агрогород». Расширялись пашни, осушались болота. Увеличилось дойное стадо, поднялись надои молока, повысился урожай картофеля, зерновых. Совхоз стал специализироваться на откорме молодняка и выращивании племенных нетелей. (см. Приложение №1)



  1. Село в наше время

В нашем селе есть два крупных предприятия, где трудился мой дед и в настоящее время работают мои родители. Ниже коротко расскажу, как эти предприятия начинали процветать.


В 1970-80 годы Каскара основательно перестроилась. Деревня превратилась в поселок, где люди живут со всеми удобствами. В 1992 году в Каскаре построена мечеть и открыта национальная школа.


Первое предприятие села совхоз «Каскаринский», который сформировался 1965 году. Директором совхоза назначили молодого, но уже опытного агронома – Каргаполова Ивана Федоровича. Никто не соглашался идти работать в Каскару. Да оно и понятно: земли доброй практически не было – болота да зыбуны, колки да перелески. До деревни Янтык – отделения совхоза, добирались только зимой, летом иногда и на лошади за день не доедешь, бывало, янтыковцы добирались до Каскары вплавь на лодках. Совхозу достались два телятника в Янтыке, полуразвалившаяся деревянная кузница, склад, да два скотных двора под соломенной крышей в Каскаре. Вот такое наследство получил молодой директор совхоза «Каскаринский». Это директор, как человек упорный, трудностей не боящийся, инициативный, глубоко компетентный специалист. Первое требование к специалистам – деловитость, способность принимать самостоятельные взвешенные решения. Через несколько лет упорного труда всего коллектива этот комплекс стал образцовым и знаменитым на всю Россию (см. Приложение №2).


Слева от Тобольского тракта, напротив Каскары находится АО «Тюменский бройлер». Строительство птицефабрики началось начале 70-х годов, именно тогда начиналась создаваться отрасль мясного птицеводства. Но главным достижением своей истории на «Тюменском бройлере считают создание практически с нуля сплоченного высокопрофессионального коллектива. Первым директором фабрики был Константин Иванович Степанов. Участник Великой Отечественной войны, кавалер боевых и трудовых орденов и медалей. Степанов К.И. отличался прогрессивными взглядами, высокой деловой культурой.


На сегодняшний день, птицефабрикой «Тюменский бройлер» руководит Оксана Александровна Величко. Доктор сельскохозяйственных наук известна российским и зарубежным учёным, специалистам агропрома на Родине и за рубежом и по многочисленным публикациям в специализированных изданиях «Птицеводство» и «Зоотехния», «Аграрная наука», «Стандарты и качество», сборниках выступлений и докладов, изданных по материалам международных выставок и научных форумов, в том числе в Австралии и Франции. Под ее руководством на птицефабрике была разработана и внедрена программа реконструкции на период 2010-2016 гг., открыты фирменные магазины в Ялуторовске, Заводоуковске и Тюмени, достигнуты рекордные показатели по производству мяса птицы за весь период существования предприятия. (см. Приложение №3)


В Каскаре есть Дворец культуры «Юность» открылся в 1984 году. В 2020 году был произведен ремонт, после которого здание изменилось до неузнаваемости. Облицевали фасад, заменили коммуникации, выполнили отделку внутренних помещений и даже восстановили большую парадную лестницу, которую в учреждении не использовали много лет. В музыкальной студии оборудован гитарный класс и закуплены новые музыкальные инструменты. Занятия хореографической студии проходят в зале, где для безопасности установили специальные небьющиеся зеркала. Для шитья и ковроткачества установили ткацкие станки и швейные машинки. Ученики художественного класса изучают природу тюменского края на пленэрах, при чем все необходимые инструменты — складные мольберты, палитры и прочее — детям выдают на уроке.


На сцене концертного зала появилось современное световое оборудование, для комфорта зрителей обновили кресла. Еще одним знаковым местом Дома культуры «Юность» стала библиотека, куда мы ходим всей семьей. Очень разнообразный выбор книг на любую тематику. Нас всегда встречают с таким теплом, что хочется приходить сюда вновь и вновь. В основу дизайна легло многофункциональное пространство с детским уголком, компьютерами и игровой приставкой, мягкой зоной для чтения и отдыха (см. Приложение №4).


В детскую школу искусства я хожу седьмой год и играю на народном инструменте – баяне. Я часто выступаю на концертах различного уровня. В моей коллекции имеется несколько достижений, такие как: диплом дипломанта 2-й степени, диплом лауреата 1-й степени, кубки за участие в районом фестивале «Играй, гармонь - 2019, 2020». Очень благодарен своему преподавателю Лидии Ивановне Бойко, за то, что вкладывает в нас немало знаний и стараний, за сердце, наполненное добротой и заботой.


В нашей школе искусств также есть хореографический ансамбль «Грация», где художественным руководителем является Ирина Васильевна Капранова. Девочки тренируются каждый день по несколько часов, для того чтобы защищать Тюменскую область не только на областных, но и на международных мероприятиях. Начинали они совсем маленькими, а теперь их знают в Астане, Казани и других городах, недавно они участвовали в конкурсе «Синяя птица». Хочется выразить благодарность девочкам и руководителю ансамбля, так как благодаря вам Тюмень занимает в конкурсах призовые места. (см. Приложение №5)

Заключение

 Время движется вперед, открывает новые горизонты, сменяются понятия и представления о жизни. Нельзя двигаться вперед, нельзя представить будущее, не зная прошлого, не понимая до конца всей важности и значимости тех событий, которые произошли.

Надо понимать правильно, невозможно полностью охватить историю. И эта работа – маленькая часть нашего труда. Каждое сведение, каждый факт для нас очень дорог, мы трудились над ними долго и усердно.

В ходе исследования мы пользовались разными методами.

Многие сведения из истории моего села взяты из архивных источников, из публикаций печати, литературных источников, рассказов старожилов.

Узнав историю своего села, мы еще больше привязались к своей малой Родине, проследили интенсивное развитие своего края на протяжении многих лет.  Исследование прошлого и настоящего Каскары побуждает к непосредственному участию в его преобразовании, поскольку родной край – «живая, деятельная частица великого мира». Мы с гордостью можем сказать: «Я - патриот своей страны и своей малой родины!»

В результате проведенной работы мы подтвердили свою гипотезу, согласно которой многие дети станут более уважительно относиться к своему краю, своей малой Родине. Собранный материал может быть интересен не только детям и жителям села, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению прошлого моего села. И, надеюсь дополнить свою летопись новыми фактами, пока мне неизвестными.

Еще бы хотелось, чтобы у нас в селе помимо спорткомплекса, сделали бассейн, где детей будут обучать плаванию, либо просто проводить досуг с семьей. Не хватает фитнес-зала, оборудованным новыми технологиями. А в большом парке с достопримечательностями села, усаженный деревьями, где размещался бы и большой фонтан в центре, был бы лишний раз поводом встретится и пообщаться с друзьями.


В настоящее время мы с Катей учимся в 9 классе и еще пока не знаем, кем станем, какую профессию получим. Но только мы, поколение будущего, можем сделать так, что люди будут стремиться к нам, в наш край и гордиться им. Кому, как не нам, должна быть интересна судьба места, где мы родились, выросли? Будущее моего села — это моё будущее.



Список используемых источников

  1. https://хранителиродины.рф/Article/?id=21232

  2. https://kultura-to.ru/new/index.php/tyumenskij-rajon/item/15355-znat-istoriyu-sela-polezno-nuzhno-vazhno

  3. https://vk.com/@tumraj-istoriya-kaskary

  4. Подборка статей газеты «Красное Знамя»

  5. Архивы школьного музея Каскаринской средней школы

  6. Воспоминания и размышления жителей

























































Приложение №1


Механизаторы цеха растениеводства

Приложение №2

Первое предприятие села совхоз «Каскаринский»




Приложение №3

Птицефабрика «Тюменский бройлер» сегодня



Приложение №4

Дом культуры «Юность»



Приложение №5


Хореографический ансамбль «Грация»