СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: История нотного стана

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект подходит для учащихся 7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Проект: История нотного стана»

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………………………. 3

Музыка первобытных людей……………………………………………………...3

Сохранение музыки в древности………………………………………………….4

Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо…5

Современная нотная запись………………………………………………………. 6

Заключение …………………………………………………………………………7

Список литературы …………………………………………………………. …….8





























1.Введение

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот. В нашем проекте мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Музыка в нашей жизни занимает большое значение. Она звучит повсюду: в передачах по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отправляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.

Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.

Актуальность исследования: изучая ноты на уроках музыки, мы ничего не знаем из история возникновения музыкальной грамоты. И поэтому, исследовав данную тему, можно рассказать ученикам начальной школы, как наши предки старались сохранить музыкальные произведения, чтобы они дошли до наших дней. Ведь многие произведения являются шедеврами мировой музыкальной культуры.

Цель работы: познакомить учащихся школы с историей нотного стана.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучить историю возникновения нот.

Проследить взаимосвязь времени и нотной записи.

Донести до учащихся полученную информацию.

2 Основная часть

2.1 Музыка первобытных людей.

Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира - крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они то и стали первыми музыкальными инструментами.

Во II веке до нашей эры в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

А первые упоминания о музыкальной культуре датируются XV веком до нашей эры государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений.











2.2 Сохранение музыки в древности

Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, - исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…

Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад.

Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.

В Древней Греции музыкальные звуки обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки - невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.

Невмами называли Средневековое нотное письмо (в переводе с греческого «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии. Невмы указывали на восходящее или нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков.

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета

( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый из семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.

Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.







2.3. Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии! Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

До каких пор музыканты будут страдать!

Решительно произнёс он-

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой и разноголосица.

Сольные партии еще ничего, но ансамбли!..

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму. Так появились известные нам нотный стан и ноты До- ре—ми- фа- соль -ля- си.

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по- другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До. А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с молитвой и составлено из инициалов – С (святой) И (Иоанн).

Гвидо д Ареццо- это имя, которое осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что его нотной грамотой будет пользоваться весь музыкальный мир.

2.4 Современная нотная запись.

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно элементарно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы.

Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Существует масса возможностей записать музыку: магнитофоны, диктофоны, компьютеры, нотные редакторы. 

























Заключение

В своей проектной работе над историей возникновения нотного стана, я окунулась в прекрасный мир музыки. Прошла интересный музыкальный путь начиная с музыки первобытных людей и второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкие преобразования: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности, до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – искусству музыке, которая несет с собой мир и благополучие.

И если, познакомившись с нашей работой, кому-то захочется заниматься музыкой, значит наш труд был не зря. Мы очень много интересного узнаем о композиторах и их произведениях на уроках музыки. И нас всегда интересовал вопрос: почему в музыке существует только семь нот, и сколько замечательных и чудесных мелодий нас окружает. А пока мы работали над проектом, то поняли, сколько еще интересного можно узнать, изучая этот музыкальный мир.



























Список литературы

  1. С. Могилевская. «У лиры семь струн», Москва, «Детская литература», 1981 год.

  2. Н.В. Чудакова, А.В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - Музыка. Москва, ТКО «Аст», 1997г.

  3. Л.И. Жук. Музыкальный калейдоскоп, Минск ИООО «Красико-Принт», 2006г.

  4. Интернет- ресурсы:

  5. http://www.muz-urok.ru/muz_istorii_skazki.htm – сайт «Детям о музыке»

http://ru.wikipedia.org/ - определения

http://images.yandex.ru/yandsearchFstock-vector-vector-music-theme-22454539.jpg&noreask=1&lr=213&p=17 – изображение первобытного строя

http://images.yandex.ru/yandsearch?text – изображения невм

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B&lr=213 – изображения нот

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&texturl=chrisstephenson.typepad.com%2F.a%2F6a00d8341fa9ad53ef01538f6b1777970b-400wi&rpt=simage - крюки