СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Из Самары в космос»

Нажмите, чтобы узнать подробности

История нашего региона тесно связана с историей развития космического ракетостроения и космонавтики в целом. Жители Самарской области гордятся тем, что уроженцы нашей губернии вносили и вносят свой вклад в развитие отечественной космонавтики.  Их имена занимают достойное место среди тех, кто все свои силы, знания и опыт отдал исследованию космоса.

       Какой вклад внесла Самарская область в развитие космонавтики, кто они наши земляки? Эти вопросы раскрываются в данном проекте.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Из Самары в космос»»

Суркова Светлана Эдуардовна, старший воспитатель

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Просвет

структурное подразделение «Детский сад «Сказка»
муниципального района Волжский Самарской области


Проект «Из Самары в космос»

 Паспорт проекта

Вид проекта – среднесрочный, информационный .

Участники – дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта - февраль - апрель 2023г.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

В наши дни современные дети увлечены компьютерными играми и мультфильмами о космические пиратах, звездных войнах и других инопланетных существах. Вымышленные персонажи часто вводят в заблуждение дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, тем самым вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Из беседы с детьми, мы выяснили, что большинство детей имеют поверхностные знания о космосе, о российском празднике дне Космонавтики, о первом космическом полете человека в космос. Многие воспитанники не знают, какой вклад внесла и вносит Самарская область в историю космонавтики.

Актуальность проекта

В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии - определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной и космическими полетами. Сейчас есть убеждения в том, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего пусть даже не у всех малышей, а лишь у тех из них, кто больше всего интересуется космосом.

История нашего региона тесно связана с историей развития космического ракетостроения и космонавтики в целом. Жители Самарской области гордятся тем, что уроженцы нашей губернии вносили и вносят свой вклад в развитие отечественной космонавтики.  Их имена занимают достойное место среди тех, кто все свои силы, знания и опыт отдал исследованию космоса.

       Какой вклад внесла Самарская область в развитие космонавтики, кто они наши земляки? Эти вопросы раскрываются в данном проекте.

Общее содержание проекта

Цель проекта: помочь детям изучить вклад Самарской области в развитие и историю космонавтики.

Задачи проекта:

  • Изучить развитие космонавтики в Самарской области.

  • Познакомиться с космонавтами-земляками.

  • Продолжать расширить представление о людях, изучающих космос.

  • Расширять представления детей о космические техники.

  • Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать взаимосвязь между их назначением и строением.

  • Воспитывать патриотические чувства, интерес к космонавтике, чувство гордости за историю своей страны.

Предполагаемый результат:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей знания о причастности Самарской области к развитию российской космонавтики;

  • активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта;

  • у детей повысится стремление к совершенствованию своих конструктивных навыков.

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Методы и формы работы:

С воспитанниками: беседы, рассказы детей; рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов, предметных картин; просмотр презентаций, видеофильмов; слушание стихотворений, песен; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; продуктивная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; дидактические и настольно печатные игры; словесные игры; непосредственно образовательная деятельность.

С семьями воспитанников: творческие задания; изготовление макетов; оформление музейной экспозиции; встреча с интересными людьми; проведение досуга; создание библиотеки.

С социальными партнерами: посещение с родителями музея космонавтики, экскурсия в сельскую библиотеку – ознакомление с подборкой литературы о космосе.

Этапы реализации проекта:


Тема мероприятия

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Определение методов
исследования.
Подбор наглядно-иллюстративного
материала.
Подбор художественной
литературы по теме (стихи
и загадки о цирке и
цирковых профессиях).
Подбор материала для
продуктивной
деятельности.

Диагностика знаний детей
о космосе и профессиях,
связанных с ним. Цель: выявить знания детей о космическом пространстве и покорителях космоса


Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Приглашение к участию.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций,

энциклопедий, аудио и видеоматериалов о Самаре космической.

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Раздел «Хочу все знать!» (познавательная деятельность)

Тема: «Самара – город космонавтики».

Цель: Познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики;

уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет;

развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Тема: «Мы ими годимся» (космонавты Самарской области)»

Цель: Формировать  у детей представления  о людях Самарского региона, прославивших космическую отрасль.

Тема: «Виртуальная экскурсия по музею Самара космическая»

  1. Цель: Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой город, уважения к людям труда.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Организация самостоятельной экскурсии детей с родителями в музей космонавтики

Составление фотоальбома «Самара – космическая столица», «Самарские космонавты»

Раздел «Фантазерия!» (продуктивная деятельность)

Лепка «Космическая ракета будущего».

Лепка «Инопланетяне».

Рисование «Загадочный космос».

Аппликация из яичной скорлупы 12 «Планеты».

Рисование «Кометы» (техники «Граттаж»).

Ручной труд «Летающая тарелка» (одноразовые тарелочки, пустые бутылки из-под минеральной воды).

Рисование» Лунный пейзаж».

Пластилинография «Планеты Солнечной системы».  

Складывание созвездий из мозаики.

Из деревянного конструктора - «Космодром».

Из лего - «Роботы».

Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».

Выставка детских работ «Звездная фантазия»

Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».

Раздел «Маленькие Эйнштнейны» (исследовательс-кая деятельность)

Космический эксперимент: воздушный шарик — ракета

Привязываем один конец нитки куда-нибудь повыше, под потолок.
Второй конец нитки пропускаем через трубочку. Надуваем шарик как можно сильнее и закручиваем его не завязывая.
Прикрепляем шарик скотчем к трубочке, направив "хвостик" на себя. 
Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета.  

Влияние космоса на рост растений

Посадили в две одинаковые банки две одинаковые горошины. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.

Через несколько дней разница между ними стала разительной - горошек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. А вот горошек из шкафа выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.

Чтобы изучить движение растения к свету, мы с вечера поставили росточки горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное - так тянулись к окну.

А после того, как мы поставили его на светлый подоконник, ростки быстро снова приняли практически вертикальное положение.

Изготовление макета солнечной системы и кюар кодов с информацией о планетах

Экспериментирование в домашних условиях

Эксперимент

«Звездные кольца»

Цель: установить, почему кажется, что звезды движутся по кругу.

«Далекое свечение»

Цель: установить, почему сияет кольцо Юпитера.

Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек.

Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).

Раздел «Детское время» (игровая деятельность)

Дидактические игры

«Звездный путь».

«Восстанови порядок в солнечной системе».

«Собери разные слова из задуманного слова «космос».

«Найди лишнее».

«Куда летят ракеты».

«Подбери созвездие».

«Разные картинки».

«Подбери одежду для космонавта».

Интерактивные игры

игра-путешествие «Доберись до солнца»

игра-моделирование «Солнечная система»

Сюжетно-ролевые игры

«Уроки Звездочёта».

«Путешествие к неизвестной звезде».

Помощь в изготовлении атрибутов для игр

(элементы костюмов, бросовый материал).


Раздел «Территория здоровья» (двигательная деятельность)

Подвижные игры

«Солнце – чемпион».

«Невесомость».

«Метеоритный дождь».

«Лабиринт».

Физкультурно-познавательный досуг «Загадки Вселенной».

Игра-викторина по правильному питанию «Что едят космонавты»

Совместное участие в досуге.

Создание призов.

Раздел Арт-студия (музыкальная, речевая деятельность)

Конкурс чтецов о космосе

«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.

Слушание космической музыки.

Музыкальные произведения группы Зодиак.

Инсценировка сказки «Три поросёнка на космический лад

Помощь в изготовлении атрибутов

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Итоги проекта

Повторная диагностика знаний детей
о космосе и профессиях,
связанных с ним

Заключительным мероприятием проекта стало создание музейной экспозиции «Звёздные дали» на базе нашего детского сада.

Помощь в изготовлении экспонатов музея: макет ракеты, пошив костюмов космонавтов, сбор и оформление информации о космонавтах, родом из Самары (Авдеев Сергей Васильевич, Атьков Олег Юрьевич, Губарев Алексей Александрович, Корниенко Михаил Борисович)



Положительные результаты реализации  этого проекта заключаются в следующем:

  1. Заинтересованность детей в данной работе.

  2. В полном объеме решены  задачи проекта.

  3. С помощью детско-родительских работ создана музейная экспозиция «Звёздные дали» на базе нашего детского сада.



Литература:


    1. «Почему» /Москва, изд. «Махаон» 2006г.

    2. Бурмистрова Л., Мороз В. Всемирная детская энциклопедия «Космос»

/Москва, изд. «Эксмо», 2003г.

    1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И. «Детская энциклопедия. Мир небесных тел» /Москва,.«Педагогика»,1972г.

    2. Левитан Е.П. «Твоя вселенная» /Москва «Просвящение» 1995г.

    3. Нищеева И.В. Раз планета, два комета. Астрономия для малышей. Дошкольникам о звёздах и планетах

    4. Нуриа Рока Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»/ Москва 2006г.

    5. Попова Т.И. Мир вокруг нас / Москва ЛИНКА-ПРЕСС 1998

    6. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. /Москва ООО

«Издательство Скрипторий 2003» 2007

    1. Стюарт Кларк «Наша вселенная», «Махаон», 2001г.

    2. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги рассказы / Москва ТЦ Сфера,2011

    3. Эндрю Макнейл Галактическая война. Книга-игра Екатеринбург 1995г 12.Энциклопедия юного учёного «Космос», «Росмэн» 2000г.