Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Центр развития ребёнка – Детский сад №70 «Радуга»
Проект
«К сдаче норм ГТО готовы!»
Автор проекта:
Силина Ольга Владимировна –
инструктор по
физическому воспитанию,
г. Полевской
2018 г.
Содержание
1. | Цель проекта | ……………………………….3 |
2. | Актуальность проблемы | ……………………………….3 |
3. | Аннотация проекта | ……………………………….5 |
4. | Задачи проекта | ……………………………….6 |
5. | Нормативно-правовые основания | ……………………………….7 |
6. | Целевая группа | ……………………………….8 |
7. | Участники проекта | ……………………………….9 |
8. | Партнеры проекта | ……………………………….9 |
9. | Место реализации проекта | ……………………………….10 |
10. | Сроки реализации проекта | ……………………………….10 |
11. | Этапы проекта | ………………………….........11 |
12. | Результат мониторинга физической подготовленности воспитанников | ……………………………….14 |
13. | Разработка и реализация стратегии образовательной организации в сфере укрепления здоровья воспитанников с учётом реализации ФГОС ДО и экспериментального внедрения ГТО | ……………………………….15 |
14. | Индикаторы | ………………………………16 |
15. | Разработка и реализация стратегии по повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения и безопасного образа жизни и внедрения ГТО в ДОУ | ………………………………16 |
16. | Разработка и реализация плана укрепления и развития материально-технического обеспечения программы по формированию здорового и безопасного образа жизни | ………………………………18 |
17. | Ожидаемые результаты реализации проекта | ……………………………….20 |
| Литература | ……………………………….22 |
Цель проекта:
В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В связи с преемственностью между детским садом и школой, с введением сдачи норм ГТО в школьную программу, именно дошкольное образование ориентирует детей на сдачу комплекса ГТО в дошкольном возрасте.
Актуальность проблемы:
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания, низкая спортивная активность, малоподвижный образ жизни детей и их семей, отсутствие понимания культуры спорта. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превратилось в первоочередную социальную проблему. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более скромное место в жизни современного ребенка -дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.
Необходимо принять дополнительные меры по увеличению двигательной активности воспитанников, особенно детей 6-7 лет (участников реализации проекта). Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где движущей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей участвовать в соревнованиях, интенсивно тренироваться, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением.
Реализация проекта предусматривает: обеспечение повышения двигательной активности воспитанников, реализацию физкультурно-оздоровительных программ, развитие физической культуры и спорта в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в рамках образовательного пространства ДОУ.
Суть новых образовательных задач (результатов) состоит в поэтапном становлении воспитанника в качестве субъекта воспитательно-образовательной деятельности на основе реализации концепции системно - деятельностного подхода:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
Современное состояние здоровьеформирующего образования и воспитания общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем оздоровительного воспитания личности. В связи с этим проблема формирования культуры здорового образа жизни является одной из сложных и ключевых проблем в педагогике:
постоянный рост числа детей со сниженными показателями физического развития в образовательных учреждениях;
недостаточная методическая разработанность вопроса организации коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения;
использование методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию обучения;
обеспечение пространственной и временной организации образовательной среды.
Аннотация проекта
Проект предусматривает разработку методов и форм подготовки и формировании мотивации детей 6-7 лет к сдаче первой ступени ГТО (подготовительные к школе группы ДОУ), создание материально-технической базы для развития и совершенствования физических качеств современного дошкольника, привлечение родителей, законных представителей воспитанников, ближайших родственников к активному участию в спортивной жизни детского сада; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование эколого-валеологического сознания детей; воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантной личности.
Характеристика целевой группы: дети 6-7 лет, посещающие МАДОУ ПГО «Детский сад № 70 «Радуга», трудовой коллектив ДОУ, родители, законные представители, ближайшие родственники воспитанников.
Задачи проекта:
1. Сформировать у воспитанников общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
2. Реализовывать ФГОС через взаимодействие воспитательно-образовательного процесса (ВОП) и досуговой деятельности для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей воспитанников в занятиях физическими упражнениями и спортом.
3. Разработать инновационные методы и формы подготовки детей 6-7 лет для эффективной и комплексной сдачи норм ГТО первой ступени.
4. Повысить профессиональную компетенцию педагогов в области здоровьесбережения и безопасного образа жизни, профессионального подхода к сдаче ГТО.
5. Разработать план укрепления и развития материально-технического обеспечения ФГОС по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, сдачи норм ГТО.
6. Усилить мотивационную деятельность всех участников образовательного процесса (трудовой коллектив, родители, законные представители, ближайшие родственники воспитанников) с целью организации сдачи норм ГТО в ДОУ, организовать работу с семьями обучающихся по формированию здорового и безопасного образа жизни.
Нормативно-правовые основания внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации».
Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
ФГОС, САНПИН.
Образовательная программа ДОУ.
Указ президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) 24 марта 2014 года N 172.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 об утверждении положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)
Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО от 11 июня 2014 г. N 540.
Приказ МО и Н РТ от 10.07.2014 года №3907/14 «Внедрение ВФСК ГТО».
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 21 июля 2014 г. N 188-РГ "О поэтапном внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Свердловской области"
Целевая группа проекта:
1. Воспитанники старших и подготовительных к школе групп;
2. Трудовой коллектив ДОУ;
3. Родители (законные представители), ближайшие родственники воспитанников.
Участники проекта:
1. Ботвина Елена Владимировна - заведующий,
2. Зюзева Надежда Сергеевна - старший воспитатель,
3. Силина Ольга Владимировна - инструктор по физическому воспитанию,
4. Киселева Елена Михайловна - педагог-психолог.
Состав рабочей группы по внедрению ВФСК (ГТО) в ДОУ:
Силина Ольга Владимировна - инструктор по физическому воспитанию;
Викулова Галина Николаевна – фельдшер;
Педагогические работники -
- Бецких Валентина Олеговна;
- Клевакина Елена Николаевна;
- Киселева Елена Михайловна.
Секретариат для ведения документации (протоколов результатов воспитанников):
Ощепкова Марина Сергеевна – председатель Совета родителей;
Клевакина Елена Николаевна – педагогический работник ДОУ;
Бецких Валентина Олеговна – педагогический работник ДОУ.
Партнёры проекта:
1. УО ПГО ГАОУ
3. ФСК ПАО «СТЗ»
4. Городские библиотеки
Направление | Наименование общественных организаций, учреждений | Формы сотрудничества |
Образование | УО ПГО | Участие в смотрах, соревнованиях, конкурсах, семинарах, ГМО. |
ДОУ города | Сетевое взаимодействие. Проведение методических консультаций, семинаров, обмен опытом |
Городские библиотеки | Беседы, викторины, оснащение методической литературой и периодическими изданиями по теме проекта . |
Физкультура и спорт | Отдел по физкультуре и спорту Администрации г. Полевского | Участие в городских спортивных мероприятиях: Легкоатлетический забег «Сказы Бажова», «Кросс нации», «День ходьбы», «Лыжня России», «Полевская снежинка», «Мама, папа, я – спортивная семья», Весенний спортивный Фестиваль «К сдаче норм ГТО готовы!». |
ФСК ПАО «СТЗ» | Встречи-беседы с мастерами спорта, тренерами, спортсменами; экскурсии для воспитанников; «Веселые старты». Проведение на базе ФСК ПАО «СТЗ» городского мероприятия Весеннего спортивного Фестиваля «К сдаче норм ГТО готовы!», между дошкольниками подготовительных к школе групп ДОУ ПГО. |
Информационность | Телевидение, газеты: «Диалог», «Рабочая правда» | Публикации , статьи, выступления. |
СМИ (официальные сайты города: - Бажополь; - Горсайт) | Публикации , статьи. |
Официальный сайт ДОУ | Освещение работы по проекту. |
Место реализации проекта:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Центр развития ребёнка – Детский сад №70 «Радуга»:
физкультурный зал — 112,3 кв.м.
музыкальный зал — 111,9 кв.м.
спортивная площадка №1 — 252 кв.м.
спортивная площадка №2 —165 кв.м.
Сроки реализации проекта:
С 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: сентябрь — ноябрь 2018 года
формирование нормативно-правовой базы;
организация кадрового обеспечения;
укрепление материально-технической базы;
информирование воспитанников и их родителей, сотрудников в области здоровьесбережения и основ безопасного образа жизни:
Основной этап: 1 декабря 2018 - 31 мая 2019 года
Как результат системной и комплексной работы рабочей группы по внедрению ВФСК (ГТО) в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка - Детский сад №70 «Радуга» всех участников образовательного процесса является посещение детьми в возрасте от 3 до 7 лет спортивных секций, кружков, оздоровительных групп. Посещение работниками ДОУ фитнес тренировок.
В условиях системы дополнительного образования МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка - Детский сад №70 «Радуга» посещение воспитанниками кружков «Кросс фит», «Беби фит-микс», «Ритмика для малышей», «Йога мир».
Реализовать комплекс мероприятий с воспитанниками и родительской общественностью по формированию навыков культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровьесбережения.
Как результат успешной мотивации всех участников проекта – реализация плана взаимодействия МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» с ФСК ПАО «СТЗ» (приложение №1).
Индикатором успешности проекта будет являться мотивационная готовность детей к сдаче норм ГТО первой ступени. На данном этапе предусмотрена сдача нормативов детьми согласно представленной таблицы.
1 ступень: нормативы ГТО для детей 6-8 лет
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Возраст 6-8 лет |
Мальчики | Девочки |
бронзовый | серебряный | золотой | бронзовый | серебряный | золотой |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Челночный бег 3х10 м (сек.) | 10,4 | 10,1 | 9,2 | 10,9 | 10,7 | 9,7 |
или бег на 30 м (сек.) | 6,9 | 6,7 | 5,9 | 7,2 | 7,0 | 6,2 |
2. | Смешанное передвижение (1 км) | Без учета времени |
3. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 115 | 120 | 140 | 110 | 115 | 135 |
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 2 | 3 | 4 | | | |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | 5 | 6 | 13 | 4 | 5 | 11 |
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 7 | 9 | 17 | 4 | 5 | 11 |
6. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол) | Пальцами | Ладонями | Пальцами | Ладонями |
Испытания (тесты) по выбору |
7. | Метание теннисного мяча в цель (кол-во попаданий) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 |
8. | Бег на лыжах на 1 км (мин., сек.) | 8.45 | 8.30 | 8.00 | 9.15 | 9.00 | 8.39 |
или на 2 км | Без учета времени |
или кросс на 1 км по пересеченной местности* | Без учета времени |
9. | Плавание без учета времени (м) | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 |
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
* Для бесснежных районов страны |
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость (приложение №4) |
Заключительный этап: май 2019 года
Анализ мониторинга работы по проекту «Первая ступенька к «ГТО». Подведение итогов и представление результатов педагогическому сообществу, родительской общественности, и размещение информации на сайте образовательной организации.
Разработка и реализация стратегии образовательной организации в сфере укрепления здоровья воспитанников с учётом ФГОС ДО и ГТО
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1. | Создание рабочей группы и секретариата по внедрению ГТО | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | 1- 15 ноября 2018 года. | Администрация ДОУ |
2. | Изучение состояния здоровья воспитанников Медицинская диспансеризация | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | Сентябрь-октябрь 2018 год, апрель-май 2019 год ежегодно | Администрация ДОУ, фельдшер |
3. | Мониторинг индивидуальных физических показателей | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | ежегодно | фельдшер, инструктор по физической культуре |
4. | Разработка планов работы аудита | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | сентябрь-май 2018-19г.г. | Администрация ДОУ |
Индикаторы:
№ | Наименование показателя | Базовый ориентир 2018 | Целевой ориентир ежегодно |
1. | Доля воспитанников, охваченных медицинской диспансеризацией | 98% | 100% |
2. | Доля воспитанников, охваченных мониторинговыми исследованиями | 83, 7% | 100% |
3. | Наличие официального документа, отражающего комплексный подход к укреплению здоровья воспитанников | 89% | 100% |
4. | Наличие плана работы, включающего все направления деятельности | 96% | 100% |
Разработка и реализация стратегии по повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения и безопасного образа жизни и внедрения ГТО в ДОУ
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1. | Курсы повышения квалификации по изучению и применению здоровьесберегающих технологий и внедрения ГТО | ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» | В течение 2018-19 г.г. | Старший воспитатель |
2. | Создание условий для своевременного прохождения курсов повышения квалификации педагогическими работниками | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | по плану - графику | Старший воспитатель |
3. | Организация и проведение семинаров по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | В течение учебного года | Инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагогический коллектив |
4. | Разработка методических материалов в помощь воспитателям | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | В течение года | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, фельдшер |
6. | Активное участие в методической работе города по теме проекта. | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга», спортивные площадки партнеров проекта. | В течение года | Администрация ДОУ, руководители городских методических объединений (ГМО) |
Разработка и реализация плана укрепления и развития материально-технического обеспечения программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Приобретение необходимого оборудования, инвентаря для осуществления проекта | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | В течение 2018-2019 учебного года | Заведующий Зам. директора по АХЧ |
2 | Приобретение современной методической литературы, подписка на периодические издания | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | В течение года | Старший воспитатель |
3 | Обновление по мере необходимости спортивного оборудования | МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад №70 «Радуга» | В течение года | Заведующий Зам. директора по АХЧ |
Индикаторы эффективности деятельности по организации работы с семьями воспитанников (законных представителей) по формированию ЗОЖ и активного участия родителей
№ | Наименование показателя | Базовый ориентир сентябрь2018 | Целевой ориентир май 2019 |
1. | Наличие плана мероприятий в работе ДОУ по укреплению здоровья воспитанников с участием родителей. | 90% | 100% |
2. | Доля семей, привлечённых к работе по формированию здорового и безопасного образа жизни. | 47% | 100% |
3. | Доля родителей, охваченных просветительской работой по формированию здорового и безопасного образа жизни. | 80% | 100% |
4. | Доля родителей, вовлечённых в мероприятия по формированию здорового и безопасного образа жизни, мотивация сдачи норм ГТО через участие родителей по данному направлению. | 47% | 100% |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Осознание педагогами, воспитанниками и их родителями важности ведения здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение детей в условиях подготовки и сдачи норм ГТО в ДОУ. Сформированность у воспитанников общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
2. Реализация ФГОС ДО через взаимодействие воспитательно-образовательного процесса и досуговой деятельности для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей воспитанников в занятиях физическими упражнениями, спортом.
3. Разработаны современные методы и формы подготовки детей 6-7 лет для эффективной и комплексной сдачи норм ГТО первой ступени:
- Игры по теме проекта с применением интерактивной приставки,
- Квест – игры, включающие в себя упражнения по нормативам ГТО первой ступени и т.п.
- Включены в НОД упражнения для подготовки к сдаче норм ГТО 1 ступени.
4. Высокая профессиональная компетенция педагогов в области здоровьесбережения и безопасного образа жизни, профессионального подхода к сдаче ГТО.
5. Развитая материально-техническая база в обеспечении ФГОС по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, сдачи норм ГТО.
6. Высокая мотивационная деятельность всех участников образовательного процесса (трудовой коллектив, родители, законные представители, ближайшие родственники воспитанников) с целью организации сдачи норм ГТО в ДОУ,
7. Осуществление преемственных связей при подготовке к школе в условиях детского сада — образовательная область «Физическое развитие».
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Как результат реализации проекта, победа команды наших воспитанников на городском мероприятии между дошкольниками подготовительных к школе групп ДОУ ПГО «Весенний спортивный Фестиваль «К сдаче норм ГТО готовы!» весной 2019 года.
Литература
1. Вестник образования № 3-4, 2013 год
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 08.07. 2014 года.
Апробация ВФСК «Готов к труду и обороне».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. Общеобразовательная программа МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка – Детский сад №70 «Радуга».
5. План-программа развития ДОУ на 2018-2019 годы.
7. СаНиП.2.4.1.3049-13, Минюст РФ 29 мая 2013 год
8. Горынина В.С. Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Казань: Изд-во «Познание ИЭУП, 2014 год-164 с.».
9. Муллаева Н.Б., Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 – 160с.
10. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2014. -160 с.
11. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий /авт.-сост. С Е.Шамрай (и др.). –Волгоград: Учитель, 2015. -188с.
12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Все возрастные группы. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
13. Иванова Е.В. Проектная деятельность в детском саду: спортивно социальный проект – Волгоград: Учитель, 2015. – 69с.
14. Педагогика, психология и технология инклюзивного образования:
учебное пособие. -Казань: Изд-во «Познание ИЭУП» ,2014 год-276 с.
15. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-. М.: Мозаика-Синтез, 2011-144с.
16. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов ДОУ. М .: Мозаика-Синтез, 2011.
25