СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Христос и его Крест"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект"Христос и его Крест"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина»






Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»







Номинация

«Как наше слово отзовётся»







Автор Савченко Ирина Васильевна

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Липовская средняя школа»

Рославльского района

Смоленской области

2019

Пояснительная записка

Класс: 4

Название модуля: «Основы православной культуры»

Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 ч

Тема урока: «Христос и Его крест»

Тип урока: комбинированный

Технологии обучения: технология модерации, технология активных методов обучения, здоровьесберегающая технология.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Подходы: личностно-ориентированный, деятельностный.

Методы и приёмы обучения: активные методы обучения, беседа, интерактивная лекция, самостоятельная работа с источниками информации (учебник, дополнительный материал по теме урока, рабочая тетрадь).

Технические и наглядные средства обучения: учебник «Основы православной культуры» (автор А. В. Кураев), рабочая тетрадь «Основы православной культуры» (автор Г.В. Обернихина), персональный компьютер, мультимедийный проектор; презентация Microsoft Office Power Point, аудиозапись «Сарабанда» Г.Ф. Генделя, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия и термины: спасение, Боговоплощение, Голгофа, распятие, символика креста, жертва Христа.

Цели урока: первичное знакомство учащихся с понятием «Богочеловек», осмысление представлений о жертве Христа.

Задачи урока:

1. Обучающая:

  1. Познакомить обучающихся с ключевыми понятиями урока, раскрыть их суть.

  2. Побудить учащихся к размышлению о том, что крест не только орудие пытки, но и знак любви Бога к человеку.

  3. Создать условия для осмысления учащимися представлений о жертве Христа.

2. Развивающая:

  1. Способствовать осознанию обучающимися христианского смысла жертвенного отношения к другому человеку.

  2. Развивать интерес к изучению православных святынь.

3. Воспитывающая:

  1. Воспитывать уважительное отношение к православию, православному кресту, к тем, кто жертвует собой ради других.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание понятий и терминов: Боговоплощение, Голгофа, распятие, символика креста, жертва Христа.

  • Умение объяснять каждую из составляющих православного креста.

Личностные:

  • воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания,

  • способность сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно формулировать тему урока в сотрудничестве с учителем,

  • способность определять правильность выполненного задания на основе образца,

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

  • умение выделять существенную информацию из различных источников информации,

  • умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

  • формирование готовности умения излагать своё мнение и аргументировать точку зрения,

  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Формы контроля и диагностики результатов обучения: оценка выполнения задания «Установи соответствие», задания в рабочей тетради, рефлексия.










Ход урока

1. Инициация (начало урока)

– Добрый день! Мы начинаем наш урок. Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведем игру «Добро в ладошках». (АМ «Добро в ладошках.)

Учащиеся соединяют ладоши лодочкой как в игре «Колечко-колечко», «концентрируют» в них своё «добро» и «передают» его соседу.

- Мы передали друг другу тепло своей души и с хорошим настроением приступаем к работе.

- Сейчас предлагаю сыграть в игру «Выбери букву». (АМ «Выбери букву».) Перед вами карточки, на которых с обратной стороны подписаны буквы. Каждый из вас должен выбрать любую карточку, не переворачивая её. (Выполняют.)

- Переверните карточки. Ребята с одинаковыми буквами объединитесь в группы. (Выполняют.)

- Сколько групп получилось? (Пять)

- Назовите свои буквы. (Каждая группа называет свою букву (т, с, е, к, р), учитель выписывает их на доску.) Эти буквы, помогут вам на одном из этапов урока, мы вернёмся к ним немного позже.

- Займите свои места по группам. Какие правила коллективной работы будете соблюдать? (Необходимо:

1. Выбрать командира группы.

2. Излагать свои мысли спокойно, ясно.

3. Внимательно слушать мнения других, уважать точку зрения товарища.

4. Уметь договариваться и приходить к общему решению.)

2. Погружение в тему урока

2.1. Актуализация знаний

- Для изучения новой темы необходимо повторить то, что знаем. Каждая команда получила карточку с вопросами. Коллективно ответьте на них. Букву, соответствующую правильному ответу, внесите в таблицу. При верном выполнении задания у вас получится слово.

Карточка 1 (Приложение 1)

1. Что Христос советовал делать, если вас обидели?

У) На зло следует отвечать злом.

Х) Не противьтесь злому. Любите врагов ваших.

Т) Любите друзей ваших. Врагам мстите.

2. Что Христос считал главным достоинством человека?

и) Положение в обществе.

п) Материальный достаток.

р) Богатство его внутреннего мира.

3. Что такое «сокровища на небе»?

и) Добро, сделанное человеком, которое вечно помнит и хранит Бог.

о) Сокровища, спрятанные высокой горе, вершина которой окутана облаками.

в) Дождь из золотых монет.

4. Какой молитве Иисус научил христиан во время Нагорной проповеди?

а) Молитве Ангелу-Хранителю.

т) Молитве Пресвятой Богородице.

с) Молитве «Отче наш».

5. Иисус Христос пришёл в мир для того, чтобы:

ц) Подчинять и наказывать людей.

о) Наблюдать за людьми.

т) Послужить людям.

6. В чём новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

в) Люди должны приносить жертву Богу.

о) Бог Сам приносит Себя в жертву ради людей.

7. Что препятствует разрастанию зла в мире?

с) Отказ от мести.

г) Наказание зла ещё большей силой.


1

2

3

4

5

6

7

Х

р

и

с

т

о

с


- Какое слово получилось? (Отвечают представители каждой группы.)

- Все группы справились с заданием. Запомните слово, оно связано с темой сегодняшнего урока.

2.2. Формулировка темы и целей урока

- Обратимся к записанным на доске буквам (т, с, е, к, р). Составьте из них слово. Оно тоже поможет вам сформулировать тему урока.

Работа в группах. Представители групп называют слово.

- Верно, получилось слово «крест».

- Подумайте, где и когда вам приходилось встречаться с крестами? (Возможные варианты ответов: в игре «Крестики-нолики», вышивка крестом, на машине скорой помощи, на дорожных знаках, на нательных крестиках, на храмах.)

- Действительно, видов крестов много. (Слайд 2) Люди используют их в качестве символов и условных знаков в различных жизненных ситуациях. Как вы думаете, о каком кресте будем вести разговор мы? (О православном.)

- Верно. Итак, вы правильно назвали два слова, относящихся к сегодняшнему уроку.

Работа в группах.

- Назовите тему нашего урока. (Христос и Его Крест.) (Слайд 3)

- Вам предстоит познакомиться с понятием «Богочеловек», понять, в чём смысл жертвы Христа. Достигнуть этих целей вы сможете, ответив на вопросы:

- Как Бог стал человеком?

- Почему Христос не уклонился от казни и был распят?

- Какова символика креста? Какое значение имеет крест для православного человека?

3. Формирование ожиданий учеников. Планирование эффектов урока

- Тема и цели урока названы. Исходя из них, сформулируйте свои ожидания от предстоящего занятия. Что каждому из вас хотелось бы узнать по теме урока?

Учащиеся поочерёдно высказывают свои ожидания от урока, используя фразы: «Я думаю…», «Мне кажется…», « Мне хотелось бы…» (АМ «Мои ожидания».)

- Я надеюсь, в конце урока все ваши ожидания оправдаются, вы получите ответы на поставленные вопросы.

4. Работа с новой темой. Передача и объяснение информации в группах

- Легко ли разобраться в такой теме в одиночку? (Нет.)

- Как предлагаете организовать работу? ( Распределим вопросы темы между группами, каждая тщательно проработает свой вопрос и раскроет его перед другими.)

- Хорошо. Каждая группа получит свою микротему и ряд подготовленных мною вопросов. Эти вопросы помогут вам самим понять микротему, а потом чётко и доступно объяснить её товарищам. Некоторые группы получат дополнительный материал, который поможет более глубокому усвоению темы.

- Разработаем план работы группы по своей микротеме. Как предлагаете работать?

Ученики высказывают свои предложения. Учитель обобщает ответы учеников.

План работы в группах:

1. Чтение статьи учебника, дополнительного материала, поиск ответов на ключевые вопросы микротемы (индивидуально).

2. Обсуждение ответов на вопросы в группе.

3. Подготовка полного ответа на каждый вопрос. Выбор ученика, дающего ответ по каждому вопросу.

Учитель раздаёт группам микротемы «Боговоплощение», «Голгофа», «Жертва Христа», «Распятие», «Символика креста», ключевые вопросы по ним, дополнительный материал. (Приложение 2)

Работа в группах. Учитель наблюдает за командами, консультирует их в случае затруднения, помогает сформулировать точные ответы на вопросы.

5. Физкультминутка

6. Проработка содержания темы 

6.1. Презентация микротем

Группы презентуют микротемы. Каждый из членов команды освещает свой вопрос. Модератор при необходимости комментирует, дополняет ответы учеников.

После выступления каждой группы учитель выясняет, остались ли вопросы по микротеме. При необходимости он даёт обучающимся необходимые разъяснения.

1 группа: микротема «Боговоплощение» (Слайды 5-7)

1. Как в Библии описывается Бог?

В Библии говорится, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Бог свободен. Он создал природу, Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может всё, в том числе стать не только Богом.

2. Что значит «Бог вочеловечился»?

Однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился.

3. Почему Бог вочеловечился?

Бог есть Любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать единым с нами. И для этого Он стал человеком.

4. Как христиане называют это чудо?

Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть). Они говорят: «Бог воплотился в человеке». Бог родился как человек. Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку.

5. Как стали звать Бога после Его рождения? Когда это произошло?

Родившийся Богочеловек стал именоваться Иисусом Христом. Рождество Христово произошло 2016 лет назад.

6. Какую Божественную силу имел Иисус? Что человеческого было в нём?

Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал, вошёл в мир человеческой смерти.

2 группа: микротема «Голгофа» (Слайд 8-9)

1. Что такое «Голгофа»?

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников.

Комментарий учителя.

Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Еврейское слово Голгофа означало лоб, череп, поэтому место казни называлось ещё лобным местом.

2. Что означает это слово в переносном смысле?

Голгофа – страдание, высшее и жертвенное служение правде, место мучений.

3. Как Евангелие объясняет смерть Христа?

Бог бессмертен. Но воплотившись в Христе, Бог добровольно отказался от своей неуязвимости. Христос должен был стать смертным, чтобы Он смог пройти через человеческую смерть.

4. Для чего Христос прошёл через человеческую смерть?

Люди, умиравшие до Христа, попадали в пустоту и холод, в ад. Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, попадал в Царство Божие. После смерти его будет ждать не пустота, а любовь Христа.

5. Кому Христос принёс дар бессмертия?

Бог есть любовь. Он любит всех людей. Поэтому Христос принёс дар бессмертия всем людям, даже тем, кто Его судил и казнил.

3 группа: микротема «Жертва Христа»

- Прежде чем дать слово представителям третьей группы, вопрос всему классу. В каком значении употреблено слово «жертва» в названии этой микротемы? (Ответы учеников.)

Учитель обобщает ответы детей.

- Жертва - человек, пострадавший или погибший ради какой-либо цели.

- Ради какой цели Иисус стал жертвой? (Ради спасения всего человечества.)

Комментарий учителя.

- Перенесёмся в древний Иерусалим. Какие же события предшествовали казни Сына Божьего?

Иисус Христос прибыл в Иерусалим. Люди славили Его: «Да здравствует Царь!». Но были и те, кто ненавидел Его. Они не понимали, что Иисус пришёл взять на Себя грехи всех людей. В среду, в неделю перед Пасхой, первосвященники (верховные священники) и старейшины собрались в доме у первосвященника Каиафы. Они решили, что остановить распространение славы и влияния Христа может только смерть Спасителя. Но нужно было найти такой способ схватить Его, чтобы не вызвать возмущение народа.

Способ был найден. Первосвященники подкупили одного из двенадцати учеников Христа – Иуду родом из Искариота. Иуда был крайне жаден, т.е. имел сребролюбивую душу. Даже общение с Христом и Его проповеди не смогли исправить Иуду. Своё благополучие он видел в накоплении денег, а не в служении Богу. Сребролюбие – один из грехов – приводит к предательству, зависти, лжи, а впоследствии и к гибели сребролюбца.

Первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников (серебряных монет). Договор о предательстве был заключён в среду, поэтому среда у православных христиан считается днём скорби. В этот день верующие соблюдают пост, отказываются от развлечений, усердно молятся.

Иуда предал своего Учителя ночью, следующей после Тайной вечери (последней трапезы Христа со Своими учениками). Он привёл стражников в Гефсиманский сад, где находился Иисус со своими учениками. Конечно, Христос знал, что будет предан и вскоре примет страдания за грехи человеческие. Он обратился с молитвой к Богу: «Отче Мой! Если возможно, пусть минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты!» Слово «Чаша» в этой молитве означает «участь», «доля». Иисус просил Бога дать Ему возможность избежать страшных страданий, но был готов исполнить волю Отца и принять мученическую смерть ради человечества. Сейчас выражение «Пусть минует Меня чаша сия» употребляется в значении «Пусть не коснется меня это горе, несчастье».

В это время пришёл Иуда со стражниками и людьми, посланными первосвященниками. Иуда предупредил воинов, что он выдаст Христа поцелуем. Подойдя к Иисусу, он сказал: «Радуйся, Учитель!» - и поцеловал Его. Стража схватила Христа. Ученики хотели защитить Своего Учителя, но Он остановил их и добровольно сдался воинам. (Слайд 10)

Сейчас слово «Иуда» употребляется в значении «предатель». Выражение «Иудин поцелуй» означает предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.

И вот Иисус Христос предстал перед высшим иудейским судом - синедрионом, который был созван в доме первосвященника. Первосвященники думали, в чём же обвинить безвинного Христа. И обвинили Его в том, что Он, называя Себя Сыном Божиим, богохульствует. За это синедрион осудил Его на смерть.

Сейчас слово предоставляется третьей группе. (Слайд 11)

1. Что в Евангелие рассказывается о суде над Христом у Понтия Пилата?

Приговор иудейского суда должен был утвердить римский правитель Иудеи Понтий Пилат. К нему и доставили Христа. Пилат понимал, что Иисус ни в чём не виноват, Его оговорили из зависти и злобы. (Слайд 12) Понтий Пилат не хотел смерти Христу. Зная об обычае прощать на праздник Пасхи одного из узников, он предложил народу сделать такой выбор между Христом и убийцей Вараввой. Люди, настроенные первосвященниками против Спасителя, потребовали освободить Варавву, а Христа – казнить.

- Распни Его! – требовал народ.

Пилат хотел настоять на своём и отпустить Христа, но первосвященники пригрозили, что пожалуются на него римскому императору Тиберию. Думая о собственном благополучии, а не о справедливом суде, Пилат уступил иудеям. Перед распятием Иисуса Христа Понтий Пилат умыл руки перед толпой и сказал: «Не виновен я в крови Праведника Сего». Так он хотел показать свою непричастность к казни. (Слайд 13)

Сейчас выражение «умывать руки» употребляется в значении «снимать с себя ответственность за что-либо».

Комментарий учителя.

- После того, как Христу был вынесен смертный приговор, Иуда понял, что совершил. Он пришёл к первосвященникам, чтобы вернуть тридцать сребреников, полученных за предательство, и сказал: «Согрешил я, предав кровь неповинную». На это первосвященники сказали: «За свои дела отвечай сам». Бросил Иуда сребреники в храме перед ними и вышел, а потом в отчаянии он удавился. Так он сам наказал себя за предательство.

2. Как Христос мог доказать на суде, что Он Бог? Почему Иисус не позволил спасти себя, почему не защищал Себя перед судьями?

Христос мог совершить любое чудо, что стало бы подтверждением, что Он действительно Сын Божий. Но тогда Его не в чем было бы обвинять, казнь не состоялась бы. Не вошёл бы Христос в мир смерти, не подарил бы людям вечную жизнь. Именно по этой причине Спаситель не спорил со своими судьями, Он не позволил ангелам, апостолам, ученикам Своим спасти Себя. Христос принес Себя в жертву через распятие на кресте ради спасения человечества.

3. Какое значение для православных христиан имеет крест Христов?

Для православных христиан крест является знаком связи с Богом. Он укрепляет веру человека в Бога и себя самого. В кресте заключена сила распятого Христа, в этом его символичность и чудотворность. До мучений Иисуса крест был орудием страшной казни и позора. После Его страданий он стал символом победы жизни над смертью, добра над злом, символом безграничной Божьей любви к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди крестик, который получают при крещении. Он не является украшением, поэтому должен одеваться на тело и носиться под одеждой. Отсюда и название этого креста - нательный. (Слайд 14)

4 группа: микротема «Распятие» (Слайд 15)

1. Какие муки испытывал Сын Божий после суда Понтия Пилата?

Иисуса после суда предали римским воинам. Они в знак насмешки из тернового кустарника, ветви которого усыпаны острыми шипами, сплели венец и надели его на голову Христа. Самого Спасителя облачили в царскую багряницу (одежды красного цвета) (Слайд 16). Затем воины жестоко избили Иисуса бичами. После всех издевательств стражники заставили Христа нести на Голгофу орудие казни – деревянный крест. По дороге истерзанный Спаситель падал, и воины велели проходящему мимо крестьянину нести крест Иисуса Христа. Так процессия добралась до Голгофы. Там Спаситель был пригвождён ко кресту.

Комментарий учителя.

- Что значит выражение «Нести свой крест» в переносном смысле? Так говорят о нелёгкой судьбе, тяжёлых страданиях кого-либо. В этих словах содержится призыв стойко переносить все жизненные трудности, не роптать, а смиренно и терпеливо исполнять волю Божию.

2. Что такое распятие?

Распятие - это страшная и мучительная казнь. В давние времена такой смертью казнили преступников и рабов. Такая казнь считалась позорной. Две деревянные перекладины клались друг на друга в виде креста. Руки и ноги несчастного прибивали гвоздями к перекладинам. Крест ставили вертикально, и распятый человек часами находился на нём. Любое движение доставляло ему страшную боль. Пытка длилась несколько часов, и иногда и дней. На эти муки был обречён Спаситель. (Слайд 17)

3. О ком молился распятый Христос?

Распятый на кресте, Христос молился за Своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Они же продолжали свои насмешки и издевательства: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста. Спаси Себя Самого».

4. Что произошло после смерти Христа?

Христос умер в Великую пятницу. Римский воин пронзил Его грудь копьём, чтобы удостовериться в смерти Иисуса. В момент Его смерти небо потемнело, солнце померкло, а в иудейском храме надвое разорвалась завеса. Жители Иудеи были объяты страхом и уверовали в то, что Иисус Христос – Сын Божий.

5 группа: микротема «Крест – православная святыня. Символика креста» (Слайд 18)

- Крест является одной из православных святынь. Как вы понимаете слово «святыня»?

Учитель обобщает ответы обучающихся и даёт определение понятию «святыня».

- Святыня - это предмет или место, особо почитаемые верующими. К православным святыням относятся монастыри, соборы, храмы, церкви, мощи святых, чудотворные иконы, места поклонения верующих.

1. Какие виды крестов есть в России?

Православной Церковью допускается использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов. (Слайд 19) Самый распространенный крест в России – восьмиконечный. Его форма более всего соответствует тому, на котором был распят Иисус. Над средней длинной перекладиной находится прямая короткая, а под средней – короткая косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний – на юг.

2. Что обозначает каждая из составных частей креста? Что символизирует верхняя перекладина?

Верхняя перекладина находится над головой Христа. Она символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» – потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слова «царь иудейский» – из того ложного приговора, который вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет стать царем в древней Иудее. (Слайд 20)

3. Расскажите о средней и нижней перекладине. Почему нижняя перекладина перекошена?

К средней перекладине были прибиты руки Христа, к нижней - Его ноги. Нижняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевательства: «Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Покаявшийся разбойник был справа от Христа. Поэтому перекладина на кресте поднята справа от Христа. Это знак того, что благоразумный разбойник покаялся и пошёл ввысь. Слева от Христа перекладина опущена в знак того, что другой разбойник завершил свою жизнь в низости.

6.2. Работа в рабочей тетради

- Проверим ваши знания по теме урока. Выполните задание в рабочей тетради (С 27, № 5). Нарисуйте православный крест. Объясните каждую из составляющих его частей. Кому необходима помощь учебника, воспользуйтесь разделом «Символика креста» (с.27).

Выполнение задания. Самопроверка по эталону (Слайд 21)

6.2. Задание «Установи соответствие» (Приложение 3) (Работа в парах)

- Соедините линиями слова и выражения первого столбика с соответствующими им значениями второго столбика.


Голгофа

Стойко переносить все жизненные трудности.

Нести свой крест


Нравственные страдания, мучения

Умывать руки


Предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы

Иуда


Пусть не коснется меня это горе, несчастье

Иудин поцелуй


Устраняться от ответственности за что-либо

Да минует меня сия чаша


Предатель


- Проверьте себя по образцу. (Слайд 22)

7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

- В начале урока вы озвучили свои ожидания от этого занятия. Оправдались ли они? Дать ответ на этот вопрос вам поможет «Радуга предложений» (Слайд 23).

Учащиеся по кругу высказывают своё мнение, дополняя фразы «Я узнал…», «Было интересно…», «Я запомнил…».

- Считаю, что урок достиг своих целей. Хочу отметить слаженную работу в группах, хорошую подготовку ответов на вопросы по каждой микротеме, правильное выполнение заданий в рабочей тетради и по карточкам. Верю, что тема урока не оставила вас равнодушными, и вы поделитесь приобретёнными знаниями со своими близкими. Спасибо за хорошую работу на уроке.


Источники информации:

1. А.В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5-классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.

2. Г.А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. М. «Просвещение», 2014.

3. Г.А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. 4 класс. М. «Просвещение», 2016.

4. http://lib.pravmir.ru/library/book/1841

5. http://www.pravoslavie.ru/56338.html

6. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

7. http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_3_Novyj_Zavet/RaspJatie_i_smert_Iisusa_Hrista/