СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Художественные средства языка в поэзии С.Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Художественные средства языка в поэзии С.Есенина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области













Проект по литературе

« Изобразительно-выразительные средства языка в поэзии С.А.Есенина».











Выполнила Мартыненко Вероника,

ученица 11 класса

Руководитель: Старикова Г.А.,

Учитель русского языка и литературы









Пронск 2021 год

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретическая часть ……………4

1.1 Биография С.А.Есенина …………..4-5

1.2 Особенности его творчества…….. 6

1.3 Понятие художественных средств языка, тропа и фигуры речи …7

Глава 2. Практическая часть………. 8-23

Заключение ……………………………………24

Список используемой литературы …25





























Введение

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2020 году 125-летия со дня рождения и 95-летия со дня смерти стоит обратить общественное внимание на произведения поэта.

Актуальность исследования обусловлена тем, что знания средств выразительности в художественных текстах востребованы среди выпускников 9, 11 классов на итоговой аттестации. Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в поэзии С.Есенина.

Задачи:

  1. Изучить имеющийся научный материал по теме исследования.

  2. Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка.

  3. Почувствовать красоту слова к поэзии С.А.Есенина

Гипотеза: На основе лирических произведений С.А.Есенина можно совершенствовать знания по теме «Языковые средства языка»?

Объект исследования – стихотворения С. Есенина.

Объектная область исследования: литература.

Предмет исследования – изобразительно-выразительные средства русского языка.

Цель: изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования, учиться находить их в художественном произведении.

Проблема: непонимание того, что без карандаша и красок можно нарисовать картину с помощь выразительных средств языка.













Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Биографические сведения.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.

Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.

Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.

В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.

Спустя некоторое время выходим первый сборник его стихов под названием « Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как « Преображение», « Октоих» и « Инония».

В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм - это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

В 1919-1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой « Пугачев». Весной 1921 года отправился в оренбургские степи и добрался до Ташкента.

В 1922-1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.

В 1924-1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал « Поэму о двадцати шести», « Анну Снегину» и « Персидские мотивы».

Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.

Лучшие произведения поэта ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 году в Ленинграде.

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии ( через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством ( повесился).

Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.

Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.













1.2 Особенности творчества

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то « имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи. Но не все знают о его творческих особенностях:

1 внутренняя близость к песенному народному творчеству, напевность, музыкальность, лиризм.

2 особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.

3 мир природы необыкновенно красочен.

4 С.А.Есенин любил родной край, свою родину-Россию.

5 не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

6 он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.















1.3 Понятие средства языка. Понятие тропа и фигуры речи.

Изобразительно-выразительные средства языка - это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении.

1 Троп-это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

2 Стилистическая фигура ( фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.





































Глава 2. Практическая часть



Эпитет - образное, художественное определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему выразительность, поэтическую яркость.

° И началось…

Метнулись взоры

Войной гражданскою горя

И дымом пламенной « Авроры»

Взошла железная заря.

« Воспоминание»

° Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.

« Эта улица мне знакома»

° Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

« Черемуха»

° А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И под озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

« Лебедушка»

° Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому .

« Заметался пожар голубой»

° Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

« Я покинул родимый дом»

° Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

« Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

° И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

« Вот уж вечер. Роса .»

° Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Оq вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

« Сыплет черемуха снегом»

° На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

« Береза»

° На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

« Лисица»

Эпитеты помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.



Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

° А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

« Поет зима - аукает»

° Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

« Береза»

° На болоте крячет цапля;

Четко хлюпает вода,

И из туч глядит, как капля,

Одинокая звезда.

« На небесном синем блюде»

° Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

« Пороша»

° Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

« С добрым утром!»

° Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

« Край любимый! Сердцу снятся…»

° Слухают ракиты

Посвист ветряной…

« Топи да болота»

° Голова тревожно подымалась ,

И язык на ране застывал.

« Лисица»

° Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

« О красном вечере задумалась дорога»

° Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

« Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

° С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

« Весенний вечер»



С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.



Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении по контрасту.

° Поет зима - аукает,

Мохнатый лесс баюкает

Стозвоном сосняка.

« Поет зима - аукает»

° Выткался на озере алый свет зари.

« Выткался на озере алый свет зари»

° И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

« Береза»

° Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

« Пороша»

° Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

« Край любимый! Сердцу снятся…»

° А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

« Гой ты, Русь, моя родная»

° Под соломой-ризою

Выструги строптил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

« Край ты мой заброшенный»

° Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

« Топи да болота»

° Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

« Осень»

° Желтый хвост упал в метель пожаром.

« Лисица»

° Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

« За горами, за желтыми долами»



Метафора в краткой форме создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность.



Сравнение - художественный прием, при котором образ создается посредством сопоставления одного объекта с другим.



° Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

« Вот уж вечер. Роса .»

° Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Притаились у окна.

« Поет зима - аукает»

° Понагнулась, как старушка,

Оперлась на клюку.

« Пороша»

° Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

« Гой ты , Русь, моя родная»

° Как метель, черемуха

Машет рукавом.

« Край ты мой заброшенный»

° Как желна, над нею мгла металась,

Мокрый вечер липок был и ал.

« Лисица»

° В тихий час, когда на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот.

« Не бродить, не мять в кустах багряных»

° Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

« О красном вечере задумалась дорога»

° Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

« Нивы сжаты, рощи голы»



Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.



Параллелизм - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф,- которые, соотносясь, создают единый образ.

° Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

« Не напрасно дули ветры»

° Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь.

« Мне осталась одна забава»

° В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

« Заметался пожар голубой»

° Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

« Ты такая ж простая, как все»

° Мир тебе, отшумевшая жизнь

Мир тебе, голубая прохлада.

« Синий май. Заревая теплынь»

° Пусть обманут легкие подруги

Пусть изменят легкие друзья.

« Жизнь - обман с чарующей тоскою»



Параллелизм помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст.



Оксюморон - стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова с взаимоисключающими значениями.



° Есть тоска веселая в алостях зари.

« Выткался на озере алый свет зари»

° Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы.

« Синий май. Заревая теплынь»

° Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далеких лет.

« Этой грусти теперь не рассыпать»

° Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

« Мне осталась одна забава»

° Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

« Мне осталась одна забава »



Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.



Инверсия - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста, придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.



° Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

« Пороша»

° Задремали звезды золотые.

« С добрым утром!»

° Солнца луч золотой

Бросил искру свою.

« И.Д.Рудинскому»

° Никакой я правды милой не сказал»

« Голубая кофта. Синие глаза .»

° Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

« Синий туман»

° Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

« Восход солнца»

° Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

« Темна ноченька, не спится»

° Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

« Я помню любимая, помню»

° Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать,

Все , как есть , без конца принимая.

« Синий май. Заревая теплынь»



Инверсия помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя.



Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.



° Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

« Край любимый! Сердцу снятся»

° Гой ты, Русь, мой родная ,

Хаты - в ризах образа.

« Гой ты, Русь, моя родная»

° Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

« Край ты мой заброшенный»

° Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

« Я снова здесь, в семье родной»

° Край ты, край мой, родимый,

Вечный пахарь и вой,

Словно Вольга под ивой,

Ты поник головой.

« Покраснела рябина»

° О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепость!

« О, Русь, взмахни крылами»

° Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

« Сыплет черемуха снегом»

° О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

« Запели тесаные дроги»

° Сияй ты, день погожий,

А я хочу грустить.

« Прощай, родная пуща»



Риторическое обращение выражает авторское отношение к объекту. Служит для усилия эмоционального восприятия.



Риторическое восклицание - восклицательное предложение , которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

° Такая ночь! Я не могу…

Не спится мне. Такая лунность!

« Такая ночь! Я не могу…»

° Сыпь , тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!

« Сыпь, тальянка, звонко…»

° Довольно скорбеть! Довольно!

« Заря окликает другую »

° Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

« Мы теперь уходим понемногу»

° Гитара милая,

Звени, звени!

« Русь уходящая»

° Мир тебе - полевая солома,

Мир тебе - деревянный дом!

« Эта улица мне знакома»

° Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!

Пей, выдра! Пей!

« Сыпь, гармоника! Скука… Скука …»

° О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу!

« Мир таинственный, мир мой древний!»

° Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

« Исповедь хулигана»

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства.



Риторический вопрос- вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.



° Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю - багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

« Я красивых таких не видел»

° Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит , мой друг?

« Листья падают, листья падают»

° Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

« Несказанное, синее, нежное»

° Милая, ты ли? та ли?

Розы ль мне то нашептали?

« Море голосов воробьиных»

° Отчего туна так светит грустно?

« Отчего луна так светит тускло»

° Ты жива еще моя старушка?

« Письмо матери»

° Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

« Я обманывать тебя не стану»

° Вот оно, мое стадо рыжее!

Кто ж воспеть его лучше мог?

« Хулиган»

° Где ты, где, моя тихая радость-

Все любя, ничего не желать?

« Закружилась листва золотая»

° Я не знаю – то свет или мрак?

В чаще ветер моет иль петух?

« Я по первому снегу бреду»



Чаще всего риторические вопросы используются, чтобы подчеркнуть значимость утверждения и обратить внимание слушателя или читателя на конкретную проблему.













Заключение

Таким образом, художественные средства языка помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение. Описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям. Создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность. Помогает создать цельный образ.































Список используемой литературы

1 Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, М.Дрофа, 2017 год.

2 М.Е.Кривоплясова. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. Волгоград, « Учитель», 2019 год.

3 С.А.Есенин. Лирика. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.Дрофа , 2017 год.

4 С.А.Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.Дрофа, 2018 год.