Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области
Проект по литературе
« Изобразительно-выразительные средства языка в поэзии С.А.Есенина».
Выполнила Мартыненко Вероника,
ученица 11 класса
Руководитель: Старикова Г.А.,
Учитель русского языка и литературы
Пронск 2021 год
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретическая часть ……………4
1.1 Биография С.А.Есенина …………..4-5
1.2 Особенности его творчества…….. 6
1.3 Понятие художественных средств языка, тропа и фигуры речи …7
Глава 2. Практическая часть………. 8-23
Заключение ……………………………………24
Список используемой литературы …25
Введение
К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2020 году 125-летия со дня рождения и 95-летия со дня смерти стоит обратить общественное внимание на произведения поэта.
Актуальность исследования обусловлена тем, что знания средств выразительности в художественных текстах востребованы среди выпускников 9, 11 классов на итоговой аттестации. Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в поэзии С.Есенина.
Задачи:
Изучить имеющийся научный материал по теме исследования.
Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка.
Почувствовать красоту слова к поэзии С.А.Есенина
Гипотеза: На основе лирических произведений С.А.Есенина можно совершенствовать знания по теме «Языковые средства языка»?
Объект исследования – стихотворения С. Есенина.
Объектная область исследования: литература.
Предмет исследования – изобразительно-выразительные средства русского языка.
Цель: изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования, учиться находить их в художественном произведении.
Проблема: непонимание того, что без карандаша и красок можно нарисовать картину с помощь выразительных средств языка.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Биографические сведения.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.
Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.
Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.
Спустя некоторое время выходим первый сборник его стихов под названием « Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как « Преображение», « Октоих» и « Инония».
В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм - это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
В 1919-1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой « Пугачев». Весной 1921 года отправился в оренбургские степи и добрался до Ташкента.
В 1922-1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.
В 1924-1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал « Поэму о двадцати шести», « Анну Снегину» и « Персидские мотивы».
Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.
Лучшие произведения поэта ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 году в Ленинграде.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии ( через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством ( повесился).
Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.
Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.
1.2 Особенности творчества
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то « имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи. Но не все знают о его творческих особенностях:
1 внутренняя близость к песенному народному творчеству, напевность, музыкальность, лиризм.
2 особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
3 мир природы необыкновенно красочен.
4 С.А.Есенин любил родной край, свою родину-Россию.
5 не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.
6 он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.
1.3 Понятие средства языка. Понятие тропа и фигуры речи.
Изобразительно-выразительные средства языка - это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении.
1 Троп-это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
2 Стилистическая фигура ( фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.
Глава 2. Практическая часть
Эпитет - образное, художественное определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему выразительность, поэтическую яркость.
° И началось…
Метнулись взоры
Войной гражданскою горя
И дымом пламенной « Авроры»
Взошла железная заря.
« Воспоминание»
° Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
« Эта улица мне знакома»
° Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
« Черемуха»
° А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И под озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
« Лебедушка»
° Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому .
« Заметался пожар голубой»
° Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
« Я покинул родимый дом»
° Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
« Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
° И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
« Вот уж вечер. Роса .»
° Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Оq вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
« Сыплет черемуха снегом»
° На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
« Береза»
° На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
« Лисица»
Эпитеты помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
° А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
« Поет зима - аукает»
° Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
« Береза»
° На болоте крячет цапля;
Четко хлюпает вода,
И из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.
« На небесном синем блюде»
° Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
« Пороша»
° Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
« С добрым утром!»
° Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
« Край любимый! Сердцу снятся…»
° Слухают ракиты
Посвист ветряной…
« Топи да болота»
° Голова тревожно подымалась ,
И язык на ране застывал.
« Лисица»
° Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
« О красном вечере задумалась дорога»
° Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
« Клен ты мой опавший, клен заледенелый»
° С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
« Весенний вечер»
С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.
Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении по контрасту.
° Поет зима - аукает,
Мохнатый лесс баюкает
Стозвоном сосняка.
« Поет зима - аукает»
° Выткался на озере алый свет зари.
« Выткался на озере алый свет зари»
° И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
« Береза»
° Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
« Пороша»
° Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
« Край любимый! Сердцу снятся…»
° А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
« Гой ты, Русь, моя родная»
° Под соломой-ризою
Выструги строптил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
« Край ты мой заброшенный»
° Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
« Топи да болота»
° Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
« Осень»
° Желтый хвост упал в метель пожаром.
« Лисица»
° Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
« За горами, за желтыми долами»
Метафора в краткой форме создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность.
Сравнение - художественный прием, при котором образ создается посредством сопоставления одного объекта с другим.
° Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
« Вот уж вечер. Роса .»
° Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
Притаились у окна.
« Поет зима - аукает»
° Понагнулась, как старушка,
Оперлась на клюку.
« Пороша»
° Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
« Гой ты , Русь, моя родная»
° Как метель, черемуха
Машет рукавом.
« Край ты мой заброшенный»
° Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
« Лисица»
° В тихий час, когда на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот.
« Не бродить, не мять в кустах багряных»
° Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
« О красном вечере задумалась дорога»
° Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
« Нивы сжаты, рощи голы»
Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.
Параллелизм - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф,- которые, соотносясь, создают единый образ.
° Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
« Не напрасно дули ветры»
° Стыдно мне, что я в бога верил
Горько мне, что не верю теперь.
« Мне осталась одна забава»
° В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
« Заметался пожар голубой»
° Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
« Ты такая ж простая, как все»
° Мир тебе, отшумевшая жизнь
Мир тебе, голубая прохлада.
« Синий май. Заревая теплынь»
° Пусть обманут легкие подруги
Пусть изменят легкие друзья.
« Жизнь - обман с чарующей тоскою»
Параллелизм помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст.
Оксюморон - стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова с взаимоисключающими значениями.
° Есть тоска веселая в алостях зари.
« Выткался на озере алый свет зари»
° Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы.
« Синий май. Заревая теплынь»
° Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далеких лет.
« Этой грусти теперь не рассыпать»
° Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
« Мне осталась одна забава»
° Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
« Мне осталась одна забава »
Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.
Инверсия - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста, придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
° Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
« Пороша»
° Задремали звезды золотые.
« С добрым утром!»
° Солнца луч золотой
Бросил искру свою.
« И.Д.Рудинскому»
° Никакой я правды милой не сказал»
« Голубая кофта. Синие глаза .»
° Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
« Синий туман»
° Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
« Восход солнца»
° Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
« Темна ноченька, не спится»
° Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
« Я помню любимая, помню»
° Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все , как есть , без конца принимая.
« Синий май. Заревая теплынь»
Инверсия помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя.
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
° Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
« Край любимый! Сердцу снятся»
° Гой ты, Русь, мой родная ,
Хаты - в ризах образа.
« Гой ты, Русь, моя родная»
° Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
« Край ты мой заброшенный»
° Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
« Я снова здесь, в семье родной»
° Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
« Покраснела рябина»
° О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепость!
« О, Русь, взмахни крылами»
° Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
« Сыплет черемуха снегом»
° О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
« Запели тесаные дроги»
° Сияй ты, день погожий,
А я хочу грустить.
« Прощай, родная пуща»
Риторическое обращение выражает авторское отношение к объекту. Служит для усилия эмоционального восприятия.
Риторическое восклицание - восклицательное предложение , которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.
° Такая ночь! Я не могу…
Не спится мне. Такая лунность!
« Такая ночь! Я не могу…»
° Сыпь , тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
« Сыпь, тальянка, звонко…»
° Довольно скорбеть! Довольно!
« Заря окликает другую »
° Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
« Мы теперь уходим понемногу»
° Гитара милая,
Звени, звени!
« Русь уходящая»
° Мир тебе - полевая солома,
Мир тебе - деревянный дом!
« Эта улица мне знакома»
° Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!
Пей, выдра! Пей!
« Сыпь, гармоника! Скука… Скука …»
° О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу!
« Мир таинственный, мир мой древний!»
° Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
« Исповедь хулигана»
Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства.
Риторический вопрос- вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.
° Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю - багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
« Я красивых таких не видел»
° Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит , мой друг?
« Листья падают, листья падают»
° Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
« Несказанное, синее, нежное»
° Милая, ты ли? та ли?
Розы ль мне то нашептали?
« Море голосов воробьиных»
° Отчего туна так светит грустно?
« Отчего луна так светит тускло»
° Ты жива еще моя старушка?
« Письмо матери»
° Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
« Я обманывать тебя не стану»
° Вот оно, мое стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
« Хулиган»
° Где ты, где, моя тихая радость-
Все любя, ничего не желать?
« Закружилась листва золотая»
° Я не знаю – то свет или мрак?
В чаще ветер моет иль петух?
« Я по первому снегу бреду»
Чаще всего риторические вопросы используются, чтобы подчеркнуть значимость утверждения и обратить внимание слушателя или читателя на конкретную проблему.
Заключение
Таким образом, художественные средства языка помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение. Описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям. Создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность. Помогает создать цельный образ.
Список используемой литературы
1 Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, М.Дрофа, 2017 год.
2 М.Е.Кривоплясова. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. Волгоград, « Учитель», 2019 год.
3 С.А.Есенин. Лирика. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.Дрофа , 2017 год.
4 С.А.Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.Дрофа, 2018 год.