СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект классного руководителя: "Дети, родители и я – вместе мы одна семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОМИНАЦИЯ: Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию. Популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект классного руководителя: "Дети, родители и я – вместе мы одна семья»»





УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ШАРЫПОВО




Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»






НОМИНАЦИЯ: Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию. Популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей.






НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: "Дети, родители и я – вместе мы одна семья»



















СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по воспитательной работе ___________________ (МБОУ СОШ №1)

_____________(ФИО, подпись)








г. Шарыпово 2024 г.



Проект классного руководителя "Дети, родители и я – вместе мы одна семья»

Номинация: Духовное и нравственное воспитание. Семейные ценности.

Проблема.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе , но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, без проблем овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни.

Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо.    В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.

Актуальность проекта

Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

Cегодня уже никто не будет спорить с тем, что только коллективное воспитание может принести желаемые результаты.

Поэтому, рассчитывая именно на родительскую поддержку, я уже 35 лет стараюсь строить воспитательную работу в своих классах, так как считаю, что воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это мой долг как учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает мне хорошо продуманная система работы не только с ребятами во внеурочное время, но и с родителями.

Анализируя опыт воспитательной работы и текущее состояние дел в этой области в настоящее время, пришла к выводу, что успешно осуществлять работу в данном направлении можно только при условии активного взаимодействия и сотрудничества с семьями своих учеников.

Обоснований тому несколько.

Во-первых, накопленный в педагогике опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от степени конструктивности взаимодействия школы и семьи и от позитивного воздействия микросреды на ребенка.

Во-вторых, уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культивации и сохранения в ней определенных культурных традиций.

В-третьих, идет утрата национальных культурных традиций и тенденция к обезличиванию и массовости.

Цель проекта: объединение усилий класса и семей учащихся для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих успешному развитию ребенка, для социализации и самореализации детей.

Задачи:

  • создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся;

  • организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

  • организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного характера;

  • сформировать у учащихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства долга, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, к своему родному городу и к учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих за них ответственность во время пребывания в стенах школы.

В соответствии с целями и задачами проекта были определены две основных линии проекта, которые успешно реализованы:

1. Диагностика семьи по направлениям:

  • образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование);

  • готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа);

Полученный результат: составлены характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.

2. Взаимодействие с родителями учащихся по направлениям:

  • организация психолого-педагогического просвещения семей по разделам:

- культурно-досуговая деятельность ребенка
- здоровьесбережение в семье и школе (в т. ч. профилактика школьной и социальной дезадаптации)
- гражданско-патриотическая позиция

  • организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения детского досуга, в сфере трудового воспитания и включение семьи в воспитательный процесс;

  • оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Полученный результат:

  • уже к концу 4 класса все родители осознанно признали важность приоритета родительского воспитания и активно включились в учебно-воспитательный процесс;

  • создан и постоянно поддерживался благоприятный психологический климат в системе взаимоотношений семья – школа, учитель – родитель.

Партнеры проекта:

  • учителя-психолог-социальный педагог

  • центр семьи «Шарыповский»

  • родители учащихся.

  • учащиеся класса

  • классный руководитель

Срок реализации проекта – один год (2024-2025).

Имеющиеся необходимые ресурсы:

  1. Опыт педагогической работы классного руководителя, психолога, социального педагога.

  2. Родители с активной жизненной позицией.

  3. Учащиеся с высокой ответственностью.

  4. Методические и дидактические материалы.

  5. Материально-техническая база.

Механизм реализации проекта.

  1. Развитие системы отношений: организация совместных мероприятий, создание классных традиций.

  2. Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на семейные традиции.

  3. Использование приемов, учитывающих внутриколлективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

  4. Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

  5. Использование средств положительной мотивации для предоставления родителям и учащимся возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

  6. Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Этапы реализации проекта


Этап

Содержание деятельности

Сроки

I. Организационно-подготовительный «Путь к успеху»

Определение темы, подготовка плана работы. Презентация для обучающихся

«Дети, родители и я – вместе мы одна семья». Анкетирование учеников и родителей. Изучение современных форм работы с родителями, воспитательных и образовательных технологий

Анализ имеющейся информации. Создание алгоритма работы над проектом.

Сентябрь,

октябрь, ноябрь

II. Практический.

Подготовка к защите проекта «Золотое время»

Выполнение запланированных действий. Обучающиеся реализуют на практике свою версию решения проблемы.

Работа по оформлению имеющегося материала: «Генеалогическое древо», «Традиции моей семьи», «Семейные обязанности», «Связь поколений». Праздники – фестивали.

Декабрь, январь,

февраль, март

III. Итоговый. Презентационный

Рефлексия

Подготовка и защита проектов

Анализ результатов своей деятельности самими обучающимися. Праздник с приглашением родителей «В кругу семьи»

Апрель, май

Эффективность

Прогноз исследования


В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей. Факторами успешности проекта можно считать:

заинтересованность родителей и детей в сотрудничестве, создание презентаций родителями и обучающимися «Дети, родители и я – вместе мы одна семья», «Генетическое древо» как эффективное средства духовно- нравственного воспитания.


Продуктом проекта является создание цикла мероприятий и уроков, собранных в сборник методических разработок учебных и внеклассных мероприятий в качестве учебного пособия для педагогов и обучающихся школы, направленных на воспитание повышенного интереса и приобщения школьников к семейным ценностям.


Содержание и механизм реализации

Первоначальный, теоретико-проектировочный этап проекта «Дети, родители и я – вместе мы одна семья» начинается с мотивации учащихся и родителей к новой образовательной практике. Проводится анкетирование и диагностика, которые способствуют планированию дальнейшей работы. Выявление и анализ отношения к проекту всех участников образовательного процесса позволит создать механизмы реализации проекта, провести распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определить базы эксперимента, форм периодичности отчётов. Анкетирование по вопросам выявления возможностей и потребностей школьников и их родителей также определяет тематику исследовательских, поисковых и творческих работ обучающихся совместно с родителями.

Первый этап «Путь к успеху» - сентябрь-ноябрь 2024 г. Реализации проекта «Дети, родители и я – вместе мы одна семья» поможет участникам проекта выбрать для себя наиболее интересную деятельность, где они могли бы быть успешными. Реализуется поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач. Реализуется апробация и внедрение элементов эстетического и естественно-научного цикла и при проведении внеклассных мероприятий является созданием условий для творческой самореализации детей в школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через историю семьи и активное участие в нем наряду со своими родителями. Активно используется художественная и научно-популярная литература по данной теме для совместного чтения с детьми в группе и родителями.

• Опрос детей «Что я знаю о семье?».

• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.

• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».

• Подбор бесед и игр с детьми.

• Изготовление дидактических игр «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».

• Составление стихов, загадок, фразеологизмов по темам «Семья», «Профессии».

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Организация выставки семейных гербов и семейное древо.

• Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте

На втором этапе, практическом «Золотое время» - декабрь 2024г. - март 2025 г. Создание творческих рабочих групп по направлениям; реализация проекта; организация работы по развитию творческих способностей, самореализации и формированию духовно-нравственного воспитания школьников; проведение мониторинговых исследований обучающихся; знакомство детей и родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

Виды деятельности:

- поисковая работа;

- исследовательская работа.

- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;

- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,

-наглядные: рассматривание книг, иллюстраций;

- просмотр мультфильмов;

- практические: играем дружно.

Основные направления деятельности:

- просветительская деятельность;

- исследовательская деятельность;

- поисковая деятельность;

- проектная деятельность;

- оформительская деятельность;

Третий этап работы над проектом «Дети, родители и я – вместе мы одна семья» является рефлексивно-обобщающим.

На заключительном этапе происходит анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов (проведение сравнительного мониторинга эффективности реализации проекта, оценка качества образования), созданы проекты работ детей, обобщен опыт посредством проведения мероприятий и семинаров.

Наиболее эффективными формами работы в рамках проекта являются массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относятся уроки, экскурсии, праздничные мероприятия (например, «Семейные фестивали» «Масленица», «Уроки Победы», «Ремёсла наших дедушек», «Мой семейный альбом».) Групповыми формами работы являются занятия внеурочной деятельности, съемка видеофильмов и видеороликов по профессиям родителей, оформление выставок.


Практика показывает, что такие формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов:

- колоссальный воспитательный потенциал;

- направленность на развитие личности;

- системность восприятия информации;

- раскрытие творческих способностей (как учащихся, так и родителей);

- динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.

На всех этапах реализации проекта учитываются возрастные особенности учащихся.

Применяемые технологии:

- игровые технологии;

- культуро - воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам школьников;

- технология индивидуализации обучения;

- коллективный способ обучения;

- групповые технологии;

- компьютерные (информационные) технологии обучения;

- системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

- личностно-ориентированное развивающее обучение;

- технология проектной и исследовательской деятельности;

- здоровьесберегающие технологии.

Опыт по реализации проекта «Дети, родители и я – вместе мы одна семья». направлен на возрождение семейных традиций, которые будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства.

С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.