ПРОЕКТ
«КНИЖКА – МАЛЫШКА»
(младшая разновозрастная группа)
12.02.19-20.02.19г.
Участники проекта:дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта:коллективный, познавательно-творческий, обучающий.
Тип проекта:краткосрочный.
Актуальность. Данный проект приурочен к Международному дню книгодарения, целью которого является объединить всех, кто дарит книги детям и прививает им любовь к чтению и получению знаний из них. К сожалению, в современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Проблема. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ребенком: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
Цель проекта:Приобщение детей и родителейк культурекнигочтения, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгам.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить с трудом людей творческих профессий: писателей, художников; с результатами их труда книгами.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- Продолжать знакомить с культурными явлениями (библиотека, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения)
Развивающие:
-Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Продолжать знакомство с книгами. Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям.
- Совершенствовать умения работать с бумагой: сгибать лист в различных направлениях.
Воспитательные:
- Формировать чувство благодарности людям за их труд.
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Привлекать детей к ремонту книг.
- Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Приучать соблюдать правильную осанку во время рассматривания книг.
Продукты проекта:
Для детей – книжки-малышки длясюжетно-ролевых игр.
Для воспитателя –пополнение предметно развивающей среды.
Для родителей – информация в интернет группе.
Этапы проекта:
| Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
подготовительный | Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы | Определение цели и задач проекта; | Подбор материалов для художественного творчества |
деятельностный | - сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры; - совместная деятельность по организации выставки | - Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр; - НОД, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов; - чтение произведений художественной литературы; | - Создание альбома - Консультация; |
завершающий | | Оформление проекта и презентации | Участие в выставке |
Содержание проекта
Формы | тема | цель | пособия |
Понедельник |
Беседа | «Путешествие в прошлое книги» | Познакомить с историей возникновения книги и её созданием. | иллюстрации |
Дидактическая игра | Почему так говорят | Познакомить с пословицами о книгах | |
Чтение художественной литературы | Л.Уланова «Кто и как делает журнал» | Познакомить с профессиями людей | картинки |
Рисование | «Моя любимая сказка» | Развивать воображение, мелкую моторику | Карандаши цветные, альбомный лист |
Вторник |
Экскурсия вПестрецовскую библиотеку | «Книжный дом» | Закрепить правила поведения в библиотеке | |
Рассматривание иллюстраций | Рождение книги | Составить последовательность | картинки |
Лепка | Моя буква | Развитие воображения, мелкой моторики | |
Консультация для родителей | Что и как читать детям 5-7 лет | Предложить список книг для чтения | |
Среда |
Беседа | «Как рождается книга» | Расширять знания о профессиях, которые помогают создавать книги. | |
Дидактическая игра | «Скажи наоборот» | Упражнять в подборе слов антонимов | |
Конструктивная игра | Волщебница-бумага | Упражнять в складывании бумаги пополам, по диагонали | Бумага, ножницы |
Чтение художественной литературы | К. Мухаммади «О книге» | Познакомить с произведением | |
Сюжетно-ролевая игра | Книжный магазин | Подготовить атрибуты для игры, обсудить ролевые диалоги | Книги, игрушечные деньги |
Рисование | Любимый герой | Развитие мелкой моторики, воображения | Карандаши цветные, восковые мелки, альбомный лист |
Четверг |
Дидактическая игра | «Что сначала, что потом» | Упражнять в составлении последовательности | НПИ |
НОД | «Свойства бумаги» | Познакомить с различными видами бумаги и ее свойствами | Коллекция бумаги |
Чтение художественной литературы | С.Михалков «Как бы жили мы без книг» | Закрепить знания о значении книг в жизни человека | |
Развивающие задания | Найди пару | Упражнять в подборе соответствий | НПИ |
Сюжетно-ролевая игра | Библиотека | Обсуждение ролевых действий и диалогов | |
Пятница |
Беседа | «Моя любимая книга» | Побуждать детей рассказывать о любимых книгах. | Выставка книг |
Совместная деятельность | «Книжка – малышка» | Показать способы изготовления книжек | Бумага, ножницы, картинки |
Чтение художественной литературы | С.Ильин «Две книжки» | Повторить правила обращения с книгами | |
Дидактическая игра | «Какое слово начинается со звука...» | Развивать фонематический слух | |
Настольно-печатная игра | Буквы (домино) | Упражнять в подборе соответствующих букв | НПИ |
Викторина | «Поговорим – проговорим» | Развивать речь посредством дидактических игр | |
| | | |
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта, содержания проекта, прогнозирование результата. Организация предметно-развивающей среды: иллюстрации, тексты произведений художественной литературы, инструменты и материалы для художественного творчества.
Основной этап (по образовательным областям)
ОО | Методы и приемы |
Социально-коммуникативная | - Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», -Акция «Подари книгу» |
Познавательная | - Беседы: «Путешествие в прошлое книги». Познакомить с историей возникновения книги и её созданием. «Как рождается книга». Расширять знания о профессиях, которые помогают создавать книги. «Создаём новую книгу». Обобщить и систематизировать знания о книге. - Компьютерная презентация: «Путешествие в прошлое книги». - НОД «Свойства бумаги». - Дидактические игры: «Почему так говорят», «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом», «Какое слово начинается со звука...». - Экскурсия в библиотеку |
Речевая | - Чтение художественной литературы К. Мухаммади «О книге», В. В. Берестов «Кто чему научится», «Как хорошо уметь читать» С.Михалков «Как бы жили мы без книг» Н.Валуева «Книжная страна» С.Ильин «Две книжки» Л.Уланова «Кто и как делает журнал» З.Бычков «Праздник книжки» - Беседа «Моя любимая книга», - Загадки, пословицы о книгах |
Художественно-эстетическая | - Рисование «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой» - Создание книжки-гармошки. - Лепка «Моя буква» - Конструирование, оригами |
Физическая | - Физкультминутки «Буратино», «Мы делили апельсин», «Три медведя» |
Взаимодействие с родителями –
- Рекомендации для родителей «Воспитываем будущего читателя», «Что и как читать детям 5-7 лет»
- Консультации: «Как придумать загадку».
- Папка-передвижка «Игротека в кругу семьи»
- Создание альбомов «Как рождается книга»
- Участие в выставке «Книжки-малышки»
3. Заключительный этап – совместная деятельность.
ФОТОГАЛЕРЕЯ продуктивной деятельности