СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Компьютер для школьника» как средство формирования информационной и коммуникационной компетенций младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Компьютер для школьника» как средство формирования информационной и коммуникационной компетенций младших школьников»

Синаева Р.И.

г. Краснотурьинск,

МАОУ «СОШ №19»


Проект «Компьютер для школьника» как средство формирования информационной и коммуникационной компетенций младших школьников

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Для начальной школы проблемой является быстрая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что отрицательно влияет на формирование познавательного интереса. Так как формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения, которое надо активно использовать.

В начале 2008 года Некоммерческий фонд «Вольное дело» при поддержке Объединенной компании РУСАЛ и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области объявили о начале реализации программы «Компьютер для школьника» в Свердловской области, к которой мы были готовы.

С целью организации эффективного учебного процесса с использованием технологий организаторы проекта не только обеспечили оснащение школ компьютерным оборудованием и лицензионным программным обеспечением, но и на базе московской академии Ай-ти обучили 2 тьюторов нашей школы: одного по программе «Компьютер и техническая грамотность», а второго – «Методика применения ИКТ в учебном процессе». В школе были организованы курсы по обучению технической и методической поддержки проекта, по окончанию которых каждый педагог выполнил зачетные работы.

Уникальность данной программы в том, что каждый школьник получает персональный компьютер. Компьютер выдается также и учителю и создается локальная сеть Вай-Фай внутри класса. На всех ноутбуках, помимо ПО Майкрософт, установлена специализированная программа е-Лёнинг, с помощью которой создается виртуальный класс и организуется обратная связь с учениками.

Кроме того, некоммерческий фонд «Вольное дело» позаботился о поставке контента, адаптированного ко всем видам учебной деятельности в сетевых классах, оснащенных компьютерами для следующих образовательных областей: математика, русский язык, окружающий мир и информатика. Учебный материал подготовлен с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В результате этого обучение выводится на качественно новый уровень, который позволит учащимся быстрее овладеть компьютерной техникой, получить возможность изучения предметов по новым мультимедийным методикам, сделает их более самостоятельными и поможет легко ориентироваться в современном информационном поле.

На уроках учителя наблюдают и контролируют экраны школьников, транслируют мультимедийные материалы на их ноутбуки, пересылают тесты и отслеживают результаты тестирования. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами. Развить творческие способности детей помогает работа с с графическим редактором Tux Paint. Например, на уроках ИЗО рисуют, а на уроках русского языка – пишут буквы. Работая с текстовым редактором Word, вписывают нужные орфограммы, редактируют тексты, проводят морфологический и синтаксический анализ. Не отрицая необходимости в операции письма, формировании каллиграфии, в тоже время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Так, например, в 4 классе норма слов за урок, с которыми непосредственно идет работа, без компьютера – 50, а с компьютером - более 80. Или: за один урок математики на компьютере ученик может дать ответы на 35-40 примеров по таблице сложения или умножения, т.к. набирает только ответ.

В программе Excel:

• решают примеры, после чего осуществляется автоматическая проверка ответов;

• выполняют задания на заполнение пропущенных компонентов.

Знакомство с программой PowerPoint позволяет учащимся самостоятельно создавать презентации по пройденному материалу, по прочитанному произведению и т.д.

УМК «Кирилл и Мефодий»  представляет собой электронную базу иллюстраций, анимаций, интерактивов и видеофрагментов. Эта программа позволяет ученикам на этапе предъявления новых знаний сделать выводы по изучаемому материалу.

И огромное преимущество этой работы в том, что не учитель что-то делает, а ученики. Деятельность ученика, а не просто созерцание - вот самое ценное этой программы. Ученик выбирает оптимальный для себя темп работы и уровень трудности упражнений. Учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности; получают навыки клавиатурного письма; у детей повышается уровень логического мышления. Педагогический эффект от использования УМК на уроках заключается в :

  1. повышении мотивации учащихся к обучению, так как уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее;

  2. интенсификации процесса обучения;

  3. индивидуализации обучения — работая на компьютере, ученик может выбрать оптимальный для себя темп работы;

  4. ученик не боится делать ошибки, так как имеет возможность вернуться и исправить их.

При использовании полученного оборудования в рамках проекта в обучении отмечено:

  • стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в учебной деятельности и во внеклассной деятельности;

  • стремление к решению поисковых познавательных задач, умение и желание отстаивать свою точку зрения, умение работать с большим количеством информации и выбирать оптимальные решения.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Дети знакомятся с методом проектов уже в первом классе. Учителя проводят занятия, на которых учат выбирать тему проекта, ставить задачи, выдвигать гипотезы, проводить исследования и делать выводы. Проекты берутся самые разные: монопредметные – по материалам одного предмета, межпредметные – интегрируют содержание нескольких образовательных областей, надпредметные – в рамках внеурочной деятельности.

Ученики широко используют ноутбуки на занятиях факультатива и в группе продленного дня. У каждого из них есть возможность развить внимание, логическое мышление, память с помощью программного обеспечения «Переменка».

На базе беспроводной сети в нашей школе выделен один комплект ноутбуков для выхода в Интернет. Дети учатся пользоваться поисковыми системами. Интернет, дает большую возможность значительно ускорить процесс поиска информации, сделать его более интересным, захватывающим, творческим. Уже в начальной школе детей учат правильно отбирать нужный материал.

Анализируя реализацию проекта « Компьютер для школьника» можно сделать следующие выводы:

Еще никогда учитель не получал столь мощного средства обучения, как имеющиеся в наших школах современные средства образования.

  • Повышается эффективность подготовки детей.

  • Снижаются временные затраты учителя при подготовке к урокам.

  • Широко используется оборудование при проведении всех видов уроков — теоретических, практических, контрольных, а также при самообразовании учащихся.

  • Повышается мотивация учащихся и стимулируется их интерес к обучению, происходит индивидуализация процесса обучения школьников.

  • Обеспечивается максимальная реализация принципа доступности обучения за счет использования уникальных средств визуализации учебного процесса.

  • Развиваются творческие способности учащихся.

«Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности» – писал Я.А. Каменский.

В заключении хотелось бы добавить, что с появлением компьютера обучение младших школьников не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Наша главная задача – сохранить здоровье ребенка. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.