Министерство образования и науки республики Бурятия
АМО «Еравнинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Можайская средняя общеобразовательная школа»
Республиканская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция: Алгебра
Проект
«Математика и косы»
Авторы работы: Дондокова Аделина,
Цыбикова Аюна,
ученицы 9 класса
Руководитель: Кудрина Надежда
Андреевна,
учитель математики
с. Можайка ,2023 г.
Оглавление
Введение
Теоретическая часть:
1 Историческая справка.
2 . Теория кос
Практическая часть
Заключение
Список использованных источников информации
Приложение
1.Введение
Актуальность. Косы присутствуют в нашей жизни в различных видах и вариациях, но не все знают, что косы-это красивый геометрический объект. Чем отличается математическая коса от косы, которую практически каждый человек умеет заплетать из трех прядей волос? В начале нашего исследования мы изучили литературу, провели анализ источников информации по данной теме в сети «интернет» и пришли к выводу: красивое и наглядное понятие косы сейчас в центре внимание современной математики и физики. В основе нашей работы (её теоретической части) лежит статья «косы и узлы» а. Б. Сосинского, опубликованная в научно-популярном физико-математическом журнале «Квант» (1989) год, №2). Мы провели анкетирование среди школьников 5 – 11 классов и выяснили: ребята не подозревают, что коса – это ещё и математический объект. Изучив литературу и опираясь на результаты социологического исследование (анкетирование) определили следующую проблему.
Проблема. Плетение кос – разве это математика.
Гипотеза. Косы – один из простейших геометрических объектов, легко поддающихся классификации и «алгебраизации».
Цель. Установление взаимосвязи между плетением кос и математикой.
Задачи
Изучить теорию кос, историю возникновения и развития.
Рассмотреть классификацию и алгебраизацию кос
Научиться плести косы
Найти связь между математическими косами и косами в жизни
Рассмотреть положение кос
Предмет исследования. Косы
Объект исследования. Классификация и алгебраизация кос
Методы исследование. Теоретические, практические, математические
Практическая значимость. Материалы нашего исследования могут быть использованы:
для дальнейшего изучения инвариантов узлов
для повышения образовательного уровня школьников (в качестве дидактического материала для проведения: предметных декад, школьных конференций и т.д.)
на занятиях внеурочной деятельности.
Тезисы по тексту работы. Плетение кос – разве это математика? Косы – один из простейших геометрических объектов, легко поддающихся «алгебраизации». Теория кос – это реальная и живая наука. Теория кос и узлов – сравнительно молодой и интенсивно развивающийся раздел математики. Теория кос, основания которой были построены благодаря азарту и настойчивости немецкого алгебраиста Эмиля Артина, является красивым синтезом геометрии, алгебры и алгеометрических методов. Косы – один из простейших геометрических объектов, легко поддающийся «алгебраизации»: косы с одинаковым числом нитей можно умножать. Теория кос имеет много приложений жизни, как в математике, так и за пределами её Встречая косы в повседневной жизни, мы не подозревали, что это ещё и математические объекты. В нашей работе мы исследовали связь между плетением кос и математикой, рассмотрели классификацию и алгебраизацию кос. Нам удалось установить связь между красивыми топологическими объектами – косами и математикой с помощью основной теоремы о косах.
2. Теоретическая часть
1 . Историческая справка. Теория кос – это реальная и живая наука. Теория кос и узлов – сравнительно молодой и интенсивно развивающийся раздел математики. Математики впервые заинтересовались косами и узлами лишь в ⅩⅠⅩ веке и с того времени теория кос и узлов обрела статус самостоятельного раздела математики. Теория кос, основание которой были построены благодаря азарту и настойчивости немецкого алгебраиста Эмиля Артина, является красивым синтезом геометрии, алгебры и алгоритмических методов. (приложение 1). Первоначально косы были предложены Артином в качестве математической модели для текстильной промышленности, но приложения этой теории оказались весьма разнообразными. Теперь они занимают важное место в комплексном анализе, комбинаторике, квантовой механике и квантовой теории поля. В последние 20 лет математики и физики с огромным интересом стали заниматься соответствующими теориями (особенно, теорией узлов). Среди лауреатов Филдсовской премии есть советские и российские математики: Сергей Новиков (1970), Григорий Маргулис (1978), Владимир Дринфельд (1990), Ефим Зельманов (1994), Максим Концевич (1998), Владимир Воеводский (2002), Григорий Перельман (2006, от медали отказался), Андрей Окуньков (2006) и Станислав Смирнов (2010).
2 . Теория косОпределение. Косу можно себе представить так: в верхний и нижний край вертикальной доски вбито по n гвоздиков (n может равняться 1,2,3,4...) – каждый из гвоздиков верхнего основания соединён нитью с одним из гвоздиков нижнего; нити попарно не пересекаются и всё время должны опускаться вниз (нить не имеет права, повернувшись, начать подниматься вверх). По прибытии вниз мы находим те же нити (также зафиксированные гвоздями), но не обязательно в том же порядке. Касательный вектор в любой точке кривой должен всё время «смотреть вниз», ему запрещается быть горизонтальным и тем более «смотреть вверх».
Классификация кос. Наше исследование начнём с примеров кос.
Среди кос выделяются:
Девичья коса – символ девичества, молодости, красоты, чистоты. В Древней Руси девушки берегли косу до замужества. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности.
Коса, все нити которой вертикальные прямые, называется тривиальной.
Тривиальная коса – частый случай крашеной косы.
Крашенная коса К3
Крашеной называется любая коса, которая отвечает тождественная перестановка (1 2 1 2 3…? 3…?), т.е. коса, сохраняющая порядок номеров нитей.
Циклическая коса К4
Среди кос следует выделить, кроме крашенных, в известном смысле противоположные им – циклические косы: это косы, переставляющие все номера нитей по единому циклу, как это делаете коса К4: 12 4 3 1.
В таблице (рисунок 1) представлены проекции кос на плоскость из трех и четырех нитей. (Приложение 1)
Две косы считаются эквивалентными (т.е. Одинаковым), если одну можно превратить в точную копию другой, двигая нити (без разрывов и склеивание) так, чтобы точка каждой нити перемещались только в горизонтальной плоскости. Такое движение показано на рисунке 3. (Приложение 1)
Алгебраизация кос. Косы - один из простейших геометрических объектов, легко поддающийся «алгебраизации»: косы с одинаковым числом нитей можно умножать. Делается это совсем просто (рисунок 3): нужно приложить одну косу к другой, склеив соответствующие нити, и удалить ставшие ненужными гвоздики (нижние гвозди первой косы, верхние – второй). В таблице (рис.4) представлена проекция умножения кос на плоскость из трёх нитей. (приложение 1)
2.4. Определение. Возьмём две косы a и b с одинаковым числом нитей и соединим нижние концы нитей первой косы с верхними концами нитей второй косы рис. 4; полученную косу, сжатую в два раза в вертикальном направлении, называют произведением этих двух кос и обозначают ab.
Провели данное определение в практике.
Такое умножение обладает рядом свойства обычного умножения чисел.
Подведем итог в виде теоремы.
2.5. Теорема о косах. Свойства умножения кос
Ассоциативный закон (сочетательный). Общий у кос и у чисел К1(К2К3) =(К1К2) К3
Наличие единицы. Тривиальная коса К2 = 1, для которой 1K = K1= K
Т.е. Коса, которая, как число 1, не изменяет то, что на неё умножается.
Наличие обратного элемента (аналог деления). У каждой косы К имеется обратная коса
Как построить обратную косу? Очень просто: нужно зеркально отразить К относительно горизонтальной плоскости. Рассмотрим данную операцию на рисунке 5. (приложение 1) Всякий раз, когда некоторое множество снабжено операцией, обладающей тремя свойствами, о которых мы только что упоминали, математики говорят, что они имеют дело с группой. Итак, мы только что показали, что множество кос с n нитями образует группу. Эту группу обозначают Кₙ. Отметим сразу же, что группа кос Кₙ (для n2) – в отличии от чисел – не обладает переместительным свойством: произведение двух кос зависит в общем случае от порядка множителей. Один из вопросов анкетирования звучал так: «Каждую ли косу можно расплести? (Рисунок 6а).
Теорема (для кос с любым числом прядей больше двух)
Все косы, полученные четным числом вращений подвески (причем допустимы вращения в любых направлениях) можно расплести. Косы, полученные нечетным числом полных оборотов, расплести нельзя.
Вывод: косу «склеенную» из двух симметричных, можно «расплести» приложение (рис. 6а, 6б, 6в). Достаточно ли соотношений I – III для доказательства всех равенств в теории кос? Оказывается – да: немецкий математик Эмиль Артин, создатель теории кос, доказал в 1936 году, что любое равенство в теории кос вытекает из соотношений I – III. Эта замечательная теорема позволяет решить основную проблему теории кос – проблему классификации. Именно, можно указать (бесконечный) список кос (без повторений) и алгоритм, относящий любой косе её номер в этом списке.
3.Приложение кос.
Астрономия
Теория кос имеет большое значение для изучения Солнца. Недавно ученые установили, что на Солнце перенос энергии от поверхности к короне может быть опосредован особыми торнадо, сплетающимися в косы.
Физика
Физикам из Университета Чикаго впервые удалось создать в лаборатории узел из вихря воды и наблюдать за его эволюцией и распадом. В результате, ученым удалось рассмотреть, как образуются, движутся и распадаются узлы, образованные движением жидкости.
География
Коса образуется в результате перемещения обломочного материала волнами и вдольбереговыми течениями и отложения этих наносов в результате огибания потоком наносов выступа берега.
Биология
Молекула ДНК.
Её молекулы имеют огромную по молекулярным масштабам длину и состоят из двух нитей, сплетённых между собой в двойную спираль.
3.Практическая часть
Анкетирование. Анкетирование проводилось среди учащихся 5 – 11 классов нашей школы. 46 учащихся ответили на следующие вопросы анкеты.
Вопросы анкеты
Что такое косы?
Какие виды кос вы знаете?
В каких областях применяются косы?
Каждую ли косу можно расплести?
Цель проведения анкеты – установить, что ребятам известно о косах; предполагают ли они, что косы являются также и математическими объектами.
Результаты анкетирования занесли в таблицу (Приложение 3)
В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:
Оказалось, что большинство опрошенных имеют представление о косах, как о причёске или хозяйственном инструменте, с помощью которого косят траву.
Из числа участников анкетирования лишь 3(6%) человека смогли определить косу как некоторый объект (в таблице ответы выделены цветом).
На вопрос о классификации кос, большинство респондентов снова дали ответы, связанные с внешним видом человека.
Среди ответов мы определили для себя группу оригинальных, редких.
Мы пришли к выводу о том, что ребята не воспринимают косу как математический объект. Классификацию кос соотносят с внешним видом человека (причёска) или хозяйственным инструментом. Однако все опрошенные соотносят косы с их плетением.
Выполняя исследовательскую работу, мы изучили виды кос и научились их плести.
Среди кос выделяются:
Девичья коса – символ девичества, молодости, красоты.
Тривиальная коса – частный случай крашеной косы.
Коса, сохраняющая порядок номеров нитей.
Циклические косы – косы, противоположные крашеным.
Вывод: оказалось, достаточно сложно сплести циклическую косу и косу, состоящую из пяти нитей, умножать косы - это совсем просто. Нужно приложить одну косу к другой, склеив соответствующие нити, и удалить ставшие ненужными гвоздики (нижние гвозди первой косы, верхние – второй). Проведя исследование по данной теме, мы изучили математическое понятие «коса», историю возникновения и развития, а также классификацию кос и их свойства. Нами было рассмотрено приложение кос в различных сферах жизни и деятельности человека. В ходе исследования нам удалось установить связь между плетением кос и математикой. Встречая косы в повседневной жизни, мы не подозревали, что это ещё и математические объекты. По красоте теория кос не уступает классической математике, которая изучается в школе.
Заключение
В нашей работе мы исследовали связь между плетением кос и математикой. В работе мы рассмотрели классификацию и алгебраизацию кос. Коса – это формальная модель того, что понимается под словом «сплетение» в обычной жизни (девичья коса, плетёный брелок, классический канат из переплетённых жил и т.д.), т.е. множество нитей, запутанных некоторым определённым образом. Нам удалось установить связь между красивыми топологическими объектами косами и математикой с помощью основной теоремы о косах. Мы показали, что множество кос с n нитями образует группу. Установили, что группа кос Кn (для n2) – в отличии от чисел – не обладает переместительным свойством. Гипотеза о том, что косы – один из простейших геометрических объектов, легко поддающихся классификации и «алгебраизации», нашла своё подтверждение. В своей работе мы показали практическое применение данной темы.
Список использованных источников информации
Косы и узлы/ [А. Б. Сосинский]. – М.: Квант №4, 1973
Узлы и косы / [А. Б. Сосинский]. – М.: МЦНМО, 2001
Узлы. Хронология одной математической теории / [А. Б. Сосинский]. – М.: МЦНМО, 2005
Узлы. Хронология одной математической теории / [А. Б. Сосинский]. – М.: Квант №3, 2009
Цикл лекций в Летней школе «Современная математика» / [А. Б. Сосинский].- http://www.mathnet.ru/php/presentation.phtml?option_lang=rus&presentid=220
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_327.htm
http://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2012/Kovyev_Nikita.pdf
http://www.findpatent.ru/patent/206/2061245
Приложение №1
Эмиль Артин (1898-1962 г. г.).
К1 | К2 | К3 | К4 |
«Девичья коса» | Тривиальная коса | Крашенная коса | Циклическая коса |
| | | |
На рисунке - вверху у начала каждой нити указан ее порядковый номер. Внизу снова указан номер каждой нити.
Приложение №2
В данной таблице (рис. 3) представлено геометрическое доказательство
тривиальности косы.
В таблице (рис.4) представлена проекция умножения кос на плоскость из трёх нитей.
|
M = K*L |
Приложение №3
В таблице (рис. 5) показано как на плоскости выполняется построение обратной косы.
Приложение №4
Результаты анкетирования
Что такое косы? | Какие виды кос вы знаете? | В каких областях применяются косы? | Каждую ли косу можно распутать? |
Популярные ответы |
- Заплетённые волосы -Хозяйственный инструмент | -Колосок -Рыбий хвост -Простая -Сложная -Не знаю - «Ёлочка» -Дреды -красивые | -Чтобы траву косить -Парикмахерский зал -В сельском хозяйстве | -Нет -Да -Не каждую -Любую |
Редкие ответы |
-Знал бы, если читал много -Коса – географический объект -Косы - это ремесленный инструмент, чтобы выкашивать траву и многие виды злаков -Косы – это переплетённые нити, веревка, канат, жгут -Коса – сплетение чего-либо | -Французская | -В области красоты -Для опрятного вида на работе и в школе -В науке -В жизни | |
Оригинальные ответы |
Коса от слова cos (косинус) Коса – это такие штуки, в которые заплетаются какие-нибудь штуки | «Я мужик!!! Никакие!!!» | | |
Приложение №5
Рыбий хвост
Обратная коса
Калачик
Простая