ГКОУ РО «РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №74»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
по технологии
ТЕМА:
«КРУЖЕВНАЯ МАСКА»
Выполнил (а): Волкова Юлиана
Учащий (ая )ся 9 класса
Руководитель проекта:
Сазоненко Елена Александровна
Воспитатель, учитель технологии,
педагог дополнительного образования
Таганрог
2021/2022 учебный год.
Оглавление | |
Содержание Введение | 1 2 |
Раздел I. [Всё о маске] 1.1. [Историческая справка о маске] 1.2. [Разновидности карнавальных масок] 1.3. [Изготовление кружевной маски] | 3-7 3 4 5 |
Раздел II. [Правила безопасности во время работы с колющими, режущими инструментами и лаком для волос] 2.1. [Правила безопасности на начало работы с колющими и режущими инструментами] 2.2. [Правила безопасности по завершению работы с лаком для волос] | 6-8 6 8 |
Раздел III. [ход работы] 3.1. [Эскиз, чертеж и сколок кружевной маски] 3.2. [Расчет себестоимости] 3.3. [Изготовление изделия кружевная маска] | 9-12 10 11 12 |
Заключение | 13 |
Список использованных источников и литературы | 15 |
Приложение | 16 |
Введение
История человечества предоставляет возможность изучить с разных сторон необходимы предметы. В данный момент так сложилась ситуация в мире что человечество стоит перед необходимостью ношению маски. Хотя маска является жизненной необходимостью, но ее можно и нужно сделать красивым и неординарным аксессуаром.
Актуальность моего проекта заключается в том, что я объединила лекало медицинской маски и нарисовала кружевной сколок. Таким образом, тема моего проекта стала: кружевная маска. Выбрал пал на эту тему, потому что мне хотелось сделать, что-то неординарное и интересное для моего выпускного платья. Я посещала кружок кружевоплетение на коклюшках и хотела показать, что данная маска имеет и актуальность, и ее можно сделать красивой.
Проблема исследования создание кружевной маски и маски основы и изучение истории кружевоплетения и истории маски .
Объект исследования: изготовление кружевной маски и маски основы.
Предмет исследования: изготовление масок из натуральных материалов, отбеленный лен, хлопчатобумажная нить и ситец.
Цель моей работы стала:
изготовление кружевной маски:
продемонстрировать мастерство кружевницы.
Задачи проекта
Изучить историю масок и рассмотреть маски, изготовленные из разных материалов.
Ознакомиться с технологией изготовления кружевной маски.
Выучить правила безопасности во время работы с колющими и режущими инструментами.
Изготовить кружевную маску.
Продукт: Кружевная маска
Раздел I. Все о Маске
Историческая справка о маске
В википедии под словом «Маска» мы можем найти такое определение, что Маска – это (личина), предмет (изделие), накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица [1].
Маска повторяет человеческое лицо, имеет прорези для глаз, рта и носа. В разные времена маски использовались для разных целей: церемониальных, эстетических и практических.
В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.
В средние века разновидность масок не баловала докторов и пациентов разнообразием. Клювообразная анатомическая маска использовалась повсеместно докторами на территориях, где пандемия имела свой след.
Маски можно изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.
Изначально маска имела ритуальное значение, для каждой существовало свое применение и только со временем ее стали ассоциировать с карнавалом. Маска стала атрибутом богатства, она олицетворяла собой наслаждение, веселье и беззаботность. Ее надевали для озорства, или чтобы скрыть лицо, если задумали сделать что-то неправильное.
В Венеции, на родине карнавальной маски, принять участие в карнавале мог любой желающий. Под маской все были в той или иной степени равны, это позволяло людям чувствовать себя свободнее.
В современном мире мы должны объединить разнообразную историю маски с современной её поминанием. Маска сейчас и защита, и красивый аксессуар. Под ней мы не прячемся, а защищаем себя.
1.2. Разновидность масок
Маски можно разделить:
по предназначению;
по разным материалам: дерево, ткань, металл, папье-маше или пластмасса;
по виду и форме;
Также маски можно разделить на:
- театральные;
- карнавальные;
- ритуальные.
По своему функционалу маски делятся на:
медицинские;
профессиональные;
защитные.
Другое применение масок подразумевает под собой:
1.3. Изготовление кружевной маски
Для работы понадобиться:
нарисовать эскиз по форме медицинской маски;
произвести измерения головы и сделать выкройку;
создать сколок кружевной маски;
подобрать материалы и инструменты;
выплести кружево;
из ткани сшить маску основу.
Материалы:
Для маски основы: ткань хлопчатобумажная, белый ситец;
для кружевной маски нам нужны нитки: лён отбеленный, хлопчатобумажные «Ирис»;
лак белорусский для волос.
Раздел II. [Правила безопасности во время работы с колющими, режущими инструментами и лаком для волос]
2.1. [Правила безопасности на начало работы с колющими и режущими инструментами]
Общие требования безопасности
К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.
На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.
Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
Требования безопасности перед началом работы
До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.
Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук.
Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
Техника безопасности во время работы
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе данное время.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
Ножницы направлять острием от себя.
При работе с иглой пользоваться наперстком
При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.
Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.
Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,
Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.
Нельзя перекусывать нитку зубами.
Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.
Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал [2].
2.2. [Правила безопасности по завершению работы с лаком для волос]
При работе с лаком нужно быть очень осторожным:
распылять лак нужно правильно: не близко к изделию, а на расстояние от кружевной маски около 30 см;
не допускать попадания при распылении средства в глаза и на кожу человека, работающего с лаком;
распылять лак только над изделием;
после распыления лака нужно проветрить комнату;
по завершению работы с лаком вымыть руки с мылом;
оставить изделие на барабане до естественного высыхания при комнатной температуре.
Запрещается:
распылять лак вблизи глаз другого человека;
распылять лак вблизи открытого огня.
Раздел III. [ход работы]
Прежде чем приступить к изготовлению кружевной маски нам понадобится составить план работы.
Создать эскиз, чертеж маски основы и осколок кружевной маски.
Рассчитать себестоимость кружевной маски и маски основы.
Изготовить кружевную маску и маску основы.
Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором я постараюсь вам рассказать!
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: Елецкая и Вологодская, расскажем подробнее о каждой
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек [6].
Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Валик делается из набитого соломой мешка в нашем случае это скрученный поролон, обшитый льняным чехлом.
Так же нужна подставка для валика, иголки гвоздики, крючок и ножницы.
[Эскиз, чертеж и сколок кружевной маски]
Для реализации моего проекта понадобится, прежде всего, составить эскиз моей работы, затем для маски основы расчертить чертеж выкройки, перенести его на миллиметровку и создать сколок кружевной части маски.
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В конструкторской документации: эскиз — чертёж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.
Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике, в моём проекте это будет карандашный набросок[8].
Так же в википедии по понятиям чертеж мы можем найти следующую расшифровку этого слова: Чертеж общего вида определяет конструкцию изделия, соединение и взаимодействие его составных частей, поясняет принцип работы изделия. По чертежу общего вида изделия выполняют чертежи входящих в него деталей [4].
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы [7].
3.2. [Расчет себестоимости]
Для работы над моим проектом нам понадобится отбеленный лен и хлопчатобумажная нить «Ирис».
Материал довольно дорогой, так как является натуральным.
Отбеленный лен 25гр стоимость 100гр 200 р – 50р,
Ирис 1 шт 65 р., на выплетание маски понадобится 10гр катушки
600/3.5 примерно 10гр это 13 р стоимость отреза ириса для кружевной части
В 25гр 600м *4м 1.6гр
25гр 65р *1.6гр 2.6 р
2.6*1.6=4р 16коп
Ситец отрез ткани 20 см на 90 см, где стоимость одного ситца равна 85р и того стоимость отреза ткани 8.50*2=17р.
Итого стоимость изделия 50р. + 4р 16 коп. + 17р.= 71р. 16 коп
Электроэнергия 4,7 руб кв.ч. 1 час на выплетание кружевной части нам понадобится 32 часа итого: 4.7*32=150р. 40коп. итого себе стоимость равна 150р. 40коп.
3.3. [Изготовление изделия кружевная маска]
Для изготовления нашего изделия нам понадобится применить два основных приема плетения кружева сплести и перевить.
Также мы применяем в плетении кружевной маски 3 основных элемента: полотнянка, плетешок и насновка.
Плетешок – это туго сплетёный двумя парами коклюшек шнурок. Он является одним из основных элементов в кружевоплетении.
Плетешок используется во всех видах кружев, плетеных на коклюшках. Иногда кружевницы соединяют этим элементом отдельные части изделия, бывает, он выступает и главным украшением узора в виде разнообразных решеток, фестонов и краёв кружев. Плетется плетешок только двумя парами коклюшек. Техника плетения показана на рисунках и заключается в многократном повторении двух приёмов: сплели, перевили. Обе пары по одному разу надо перевить и сплести, т.е. средние пары поменять местами.
Полотнянка - плотное переплетение нитей, идущих строго перпендикулярно друг другу. Полотнянка по структуре схожа с тканью полотняного переплетения. Ее плетут несколькими парами долевых коклюшек. Полотнянка имеет основу и уток Нити, идущие вдоль всего плетения, - это основа (долевые пары), а ходовая нить, проходящая поперек, - уток[4].
Так же для создания рисунка нам понадобится такой элемент, как насновка, она представляет собой небольшие фигуры плотного плетения овальной (или четырёхугольной формы), которые используются для украшения или образования орнамента.
Насновки, как и плетешок, выплетаются нитями двух пар коклюшек, из которых три нити долевые и одна – ходовая (переплетает долевые нити в поперечном направлении подобно утку) [5].
Именно этот элемент придает изделию изящность и элегантность.
Заключение
Работа над проектом показала, что тема была выбрана актуальная.
Проект я посвятила изучению и созданию кружевной маски.
История кружевоплетения уходит своими корнями к концу 17 века началу 18 века, когда кружево ворвалось в жизнь России. Разнообразие кружевных изделий поражает современников, так как кружевные изделия не так распространены как в то время. Сейчас кружевоплетение занимаются единицы, а кружевных изделий, которыми пользуются современники и того меньше.
В проекте мною была предпринята попытка объединить кружевоплетение и современную действительность. За последние годы в нашей жизни произошли очень сильные изменения. Человек вынужден носить маску, делать прививку, заботится о своем здоровье и здоровье окружающих. Она была и культовой, и ритуальной, и ее использовали для защиты от злых духов. Но сейчас маска стала неотъемлемым элементом одежды.
Несла такую же защитную функцию, но уже от воздействия окружающей среды маска и в современном мире.
Маска была веселой, озорной «личиной». Она была театральной, изображающей разные эмоциональные состояния персонажей.
Под ней прятали, или вернее скрывали свою личность от окружающих людей в дни веселых карнавалов, балов и вечеринок.
Она сопровождала человечество в дни страшных испытаний во время эпидемий и пандемий.
Она нас защищает на вредных производствах и сводит до минимума воздействия вредных веществ.
К маске можно относиться по-разному. С ней можно жить, ее можно использовать для украшения интерьера, создавая определенную атмосферу загадочности и мистики.
Но одно можно сказать однозначно с нами она была всегда и навсегда останется.
В этом году мы готовимся сдать экзамены за 9 класс и все же отпраздновать выпускной, по крайней мере, быть на торжественной части вручения аттестатов за 9 класс.
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось в силу ограниченности в материальных возможностях.
Если бы я начал работу заново, я бы обратил свое внимание на материальную базу и уже на ее основе начал создавать эскиз своей работы.
Список используемых источников:
1. Википедия, маска определение // https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
2. Инструктаж по ТБ при работе с колющимися и режущими предметами во время выполнения практических работ учащимися на уроках - https://multiurok.ru/files/pravila-biezopasnosti-pri-rabotie-s-koliushchimi-i.html#:~:text=%D0%92%D0%BE%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC,%D0%9D%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F.&text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B9.
4. Конструкторская документация - https://tepka.ru/tehnologiya_7m/2.html
5. Кружевное плетение на коклюшках. Урок 2 - http://classpodelki.ru/publ/azbuka_rukodelija/pletenie_na_kokljushkakh/kruzhevnoe_pletenie_na_kokljushkakh_urok_2/42-1-0-360
6. Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
https://blog.mirkrestikom.ru/pletenie-na-kokljushkakh-drevnee-iskusstvo-sozdanija-kruzheva/
7. Сколок - https://blog.mirkrestikom.ru/pletenie-na-kokljushkakh-drevnee-iskusstvo-sozdanija-kruzheva/
8. Эскиз - https://ru.wikipedia.org/wiki/Эскиз
Примечание