МБОУ гимназия № 10 г. Воронеж
ОТЧЕТ
о выполнении исследовательского проекта
КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ В ШКОЛЕ
Выполнила:
Ученица 10 «А» класса
Бекирова Алина Роменовна
Научный руководитель:
Померанцева Лариса Николаевна
ВОРОНЕЖ
2023
2
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Методика и содержание исследования 4
Глава 2. Результаты исследования 11
Выводы 17
Список литературы 18
3 Введение
Актуальность исследования: В нашей школе учится очень много талантливых ребят, которые умеют петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать и т.д. Но при этом они не имеют возможность реализовать их по некоторым причинам или даже не догадываются о существовании этих талантов и их потенциала. Поэтому я считаю, что культурно-массовые мероприятия в школе это отличный способ помочь таким школьникам попробовать себя в творческой деятельности, а также разнообразить жизнь школы.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в том, что за несколько лет учёбы без культурно-массовых мероприятий обучающиеся отвыкли от внеклассной деятельности и для них это всё стало непривычным и непонятным, поэтому в настоящее время желающих принимать участие в них очень мало.
Цель проекта: изучить структуру создания, подготовки и реализации культурно-массовых мероприятий и на основе проведенного исследования создать собственное школьное мероприятие.
Задачи проекта:
1) Изучить структуру мероприятий;
2) Выделить важные аспекты;
3) Прописать сценарий мероприятия;
4) Провести мероприятие;
5) Проанализировать проделанную работу;
Объект исследования: культурно-массовые мероприятия
Предмет исследования: школьные культурно-массовые мероприятия
4 Глава 1. Методика и содержание исследования
1. Этап подготовки мероприятия:
1) Целевая аудитория
Целевая аудитория – это группа людей, которую предполагаемо заинтересует ваш продукт (в данном случае мероприятие). Здесь всё просто: организатору нужно выбрать на какую аудиторию он проведет мероприятие.
2) Тема
Тема мероприятия может быть абсолютно любая. Тема мероприятия избирается в зависимости от целевой аудитории и её потребностей.
3) Формат мероприятия
Здесь тоже надо учитывать потребности и возможности целевой аудитории. Для детей дошкольного возраста отлично подойдет формат игры, а для учеников средней школы – соревнования.
4) Цель
Подготовка мероприятий, как и подготовка любого другого проекта, всегда начинается с выбора цели. Без цели мероприятие не будет иметь смысл. Она помогает выбрать формат мероприятия, создать сюжет мероприятия и другое. Все начинается именно с неё. Чтобы выбрать цель, организатору нужно задать самому себе вопрос, какой он хочет получить результат в конце. Это может быть сплочение коллектива, понять патриотический настрой участников мероприятия, или приобщить участников к творческой деятельности.
5) Задачи
Задачи вытекают из поставленной цели. В них организатор по пунктам прописывает, как он достигнет поставленной цели. Важным моментом является, что задачи должны быть выполнимы. Слишком сложные задачи ведут к провалу, поэтому нужно здраво оценивать свои возможности.
6) Выбор помещения
После выбора темы, формы мероприятия, постановки целей и задач, нужно выбрать место, в котором будет проходить мероприятие, и договориться о
5
бронировании помещения. Если мероприятие предполагает использование технического оборудования, нужно узнать о его наличии и способностях, чтобы избежать в будущем неприятных ситуаций. Также стоит обратить внимание на размер помещения и сколько людей оно сможет в себя поместить.
7) Название мероприятия
Название должно быть лаконичным и отражающим суть мероприятий
8) Сценарий
Сценарий – это самая важная часть этапа подготовки. Самое главное, что он должен быть понятным. Непонятный сценарий – самое худшее для организатора. В любом сценарии обязательно должны присутствовать эти элементы:
1) Длительность мероприятия (примерно);
2) Материалы и оборудование (карандаши, листы бумаги, микрофоны и тд.);
3) Цели и задачи;
4) Краткий сценарий мероприятия (Пример: 1.Сбор зрителей; 2.Вступительные слова ведущих…);
Необязательные элементы:
1) Номера (стихотворения, песни, танцы);
2) Конферанс (слова ведущего между номерами);
3) Описание технических работ во время мероприятия (не прописывается, если мероприятие не предусматривает использования технического оборудования);
Если в мероприятии предусматривается использование технического оборудования, то важно прописать все технические моменты в сценарии. Пример:
6
Это важно для самого организатора, потому что при составлении технической таблицы (один из следующих пунктов) ему будет проще заниматься ее заполнением.
9) Выбор номеров для выступлений
Если речь идёт о концерте, то после прописания сценария нужно сразу обращаться к коллективам или людям, которые смогут выступить на концерте. Важно предоставить исполнителям техническое задание, включающее в себя
длительность номера, на какую тему должен быть номер, какой должен быть внешний вид выступающего и тд. Также нужно понимать, что за несколько
дней очень сложно подготовить целый номер, поэтому выступающих надо оповещать о мероприятии ЗАРАНЕЕ, желательно за 1 месяц до предполагаемой даты проведения.
10) Подготовка декораций и костюмов
Самому организатору очень сложно подготовить всё. Поэтому стоит найти команду ребят с хорошими творческими способностями, которые смогут помочь с созданием декораций и костюмов.
11) Техническая таблица
Техническая таблица – это таблица, в которой прописаны действия, происходящие на сцене, а также свет звук и футаж, которые должны быть задействованы в определенном действии.
Тех. таблица нужна, чтобы человек (техник), находящийся в «рубке», мог безошибочно в нужные моменты включать нужную музыку. Искать в сценарии среди всех номеров и конферансов момент, когда нужно включить ту или иную
музыку очень сложно. Для этого и нужна тех. таблица. Важно понимать, что для каждого техника нужна специально составленная тех. таблица, потом что
7
каждый техник разный и не любая таблица будет понятна именно вашему технику. Поэтому этот момент обязательно нужно обговаривать с сидящим у аппаратуры.
Важнейшие правила написания технической таблицы:
1) Все файлы, прописанные в таблице, должны иметь на флеш-накопителе такое же название, как записано в таблице. Если будет иначе, техник просто не сможет найти нужный файл.
2) В столбце «Действие» должно быть прописано в какой момент оно заканчивается (после определенных слов или после какого-то действия).
3) В столбцах «Свет», «Звук», «Экран» должно быть прописано в какой момент включать файл (иногда бывает, что какую-то техническую составляющую нужно включить чуть раньше, а другую чуть позже).
Возвращаясь к пункту о сценарии, можно сказать, что составлять техническую таблицу с нуля очень сложно, поэтому так важно было заранее прописать ключевые действия там.
Пример технической таблицы к концерту в форме спектакля:
Тех. таблица не обязательно должна выглядеть таким образом, всё зависит от составляющего.
12) Составление списка ответственных
8
Для более организованной и продуктивной работы одним из лучших вариантов будет выписать организатору список ответственных за технику, номера, роли и тд. А если у работы есть дедлайн, то его тоже стоит выписать.
13) Репетиции
Без репетиций не может пройти практически ни одно мероприятие. Желательно проводить их на месте проведения мероприятия, чтобы лучше ориентироваться в пространстве и исправить недочеты уже на этом этапе. Также желательно использовать на репетициях технику, которая будет использована на самом мероприятии, это позволит технику подстроить под себя техническую таблицу и аппаратуру.
Чаще всего на репетициях присутствует очень мало человек, поэтому нужно донести выступающим мысль, что отсутствие продуктивных и массовых репетиций ведет к неудачному мероприятия. В идеале для обычных некрупных мероприятий нужно проводить 4-5 репетиций. Организатору, как лидеру, нужно помнить что от его настроя зависит настрой остальной команды поэтому ему всегда надо быть позитивным и уверенным в успехе.
Во время проведения мероприятия
1) За 2-3 часа до мероприятия должны прибыть техники, чтобы разогреть аппаратуру и провести генеральную репетицию с выступающими.
Организаторы перед началом прогона также должны подготовить все декорации, проверить наличие реквизита, костюма.
2) Генеральная репетиция – самая важная часть подготовки мероприятия. За 2-3 дня до её проведения уже должен быть готов финальный сценарий, техническая таблица, декорации и костюмы.
На этой репетиции все участники мероприятия должны быть максимально собраны и подготовлены, а техника разогрета и проверена. Если в процессе репетиции выявляются какие-то недочеты, то их следует решать самым экологичным способом и при надобности приходить к компромиссу.
9
3) После проведения репетиции выступающим предоставляется время на то, чтобы переодеться в костюмы, нанести грим, настроиться и тд.
4) За 30 минут до начала еще раз проверяется вся техника, уточняются некоторые моменты при надобности.
5) За 20-15 минут до начала в помещение начинают запускать зрителей, в это время для наполненности стоит включить нейтральные мелодии, если мероприятие имеет определённую тематику (например, Новогоднюю), то для создания атмосферы можно включить соответствующую мелодию.
6) Во время мероприятия ответственный обязательно должен быть на связи с участниками в случае непредвиденных обстоятельств.
7) Организатору также желательно по возможности помогать техникам. Даже имея техническую таблицу, им будет удобнее и понятнее, если сам составитель будет помогать.
8) Для публикации на сайте школы или для архивов обязательно стоит делать фотографии с мероприятия.
9) В процессе самого мероприятия, организатору стоит внимательно следить за происходящим на сцене, замечая ошибки и недочёты, чтобы после обсудить их с командой.
10) Главное – сохранять спокойствие. Если что-то пошло не по плану, не стоит явно выражать недовольство. Скорее всего, не видя вашей реакции, большинство зрителей не заметит ошибок и решит, что так и было задумано.
После мероприятия
1) Первым делом стоит убедиться, что все зрители покинули помещение, а организаторы остались на месте
2) Убедившись, можно начинать обратную связь или «обратку». Это обсуждение мероприятия между организаторами. Здесь каждый по очереди может поделиться впечатлениями о проведенной работе: что каждого порадовало, чего не хватило, что хотелось бы изменить в следующий раз.
10
Важно, чтобы каждый участник выражал именно своё мнение, даже если оно уже прозвучало из уст другого. Организатору стоит запоминать и учитывать в
следующий раз мнение участников. Организаторы обычно высказываются в последнюю очередь. Важно говорить конструктивно, без многочисленной критики и без оскорблений, констатируя факт тех или иных ошибок. Важно в конце своей речи похвалить команду, дать понять, что её участники важны и значимы.
3) После обмена эмоциями, опытом и мнением можно приступать к уборке. Часто случается, что уставшая команда покидает помещение, оставив после себя весь мусор, иногда даже забывая собственные вещи. Такого быть не должно. Команду стоит заранее предупредить о последующей уборке. Чем больше людей, тем быстрее все освободятся.
4) После основной дискуссии главным организаторам стоит отдельно обсудить прошедшее мероприятие, чтобы выявить конкретно ошибки главных организаторов. На общей дискуссии этого лучше не делать, потому что для основной команды главные организаторы/организатор – это лидер, примеру которого все следуют. Хороший руководитель сделает для себя определённые выводы и будет следовать им в следующие разы.
11 Глава 2. Результаты исследования
1. Подготовка
1.1. Целевая аудитория
В своем исследование я решила провести школьное мероприятие для учеников 7-8 классов, потому что это период, когда у школьников могут появляться новые хобби, на первый план встают новый опыт, увлечения, общение.
1.2. Тема
Вспоминая себя в этом возрасте, я поняла, что ребятам может стать интересно поучаствовать в творческих, подвижных и командных мероприятиях.
1.3. Формат мероприятия
Ученикам средней школы интересен соревновательный формат мероприятий, поэтому у меня было несколько вариантов, но в итоге я остановилась на танцевальных соревнованиях.
1.4. Цели
1) Сплотить коллектив (в данном случае выступающих команды)
2) Проявление творческих, лидерских, коммуникативных качеств учащихся
3) Заинтересовать учащихся во внешкольной деятельности
4)Прививание интереса к подвижному образу жизни
1.5. Задачи
1) Сообщить классам о планирующемся мероприятии
2) Объяснить, что они должны подготовить к мероприятию (дать им техническое задание, в данном случае: создать команду из 6 человек, подготовить танец на 1,5-2 минуты, придумать название и девиз команды)
3) Прописать сценарий мероприятия (при надобности в процессе подготовки дорабатывать его)
4) Сбор материалов: музыка, бумага, ручки, скотч цветной, грамоты, кубок победителя.
5) Выбор судей
12
6) Выбор ведущих
7) Проведение репетиций реплик ведущих
1.6. Выбор помещения
Для проведения танцевальных соревнований нужно помещение большой площади, оборудованное компьютером и мощными колонками. Самым
походящим из школьных помещений является актовый зал, в нем и пройдет мероприятие.
1.7. Название мероприятия
Танцевальные соревнования регулярно проходят во всех лагерях и школах. Традиционно они приобрели названия «Start teenagers», или «Starteen», или «Стартины». Я остановилась на русской вариации названия.
1.8. Сценарий
Примерная длительность мероприятия – 1 час 15 минут- 1 час 30 минут. В сценарии я учла номера команд, конферанс ведущих и технические особенности. Одной из важных для меня задач было придумывание туров и задания для них. Они должны подходить под интересы участников мероприятия.
1.9. Подбор музыкального сопровождения
Важным аспектом подобного мероприятия является музыка, поэтому к ее выбору я подошла ответственно. Мне было важно, чтобы песни и мелодии, которые я выбирала, были легко узнаваемые, знакомые многим с детства или только набирающие популярность песни. Также важным было соблюдение цензурных норм в музыке.
1.10. Репетиции
В сценарии конферанс прописан на 2-х ведущих, одним из которых была я. В 13-14 лет бывает трудно заинтересовать и заставить их прислушиваться, поэтому, составляя сценарий, мне было важно, чтобы речь обоих ведущих была поставлена и интересна. Для этого я самостоятельно проводила читки текста, в некоторые моменты меняла текст сценария, делая его более выразительным и
13
подстраивая под себя. Также вместе со вторым ведущим мы учились правильно расставлять интонации и паузы в речи, а также использовать язык тела, чтобы на подсознательном уровне расположить к себе зрителей. Помогли нам в этом видео из интернета.
1.11. Обсуждение технических моментов
Перед началом мероприятия нужно было обсудить технические моменты с ребятами, которые управляли аппаратурой. Ориентируясь на реплики ведущих в сценарии, я объяснила, в какие моменты нужно включать и выключать определенные музыкальные композиции. На случай, если они потеряются в сценарии или им нужна будет помощь, рядом с ними всегда стоял один из организаторов (например, я), который помогал ориентироваться в сценарии и включать нужную музыку.
Во время мероприятия
2.1. Генеральная проверка оборудования
За 20-15 минут до запуска зрителей в помещение я проверила наличие всех материалов, а именно музыки, было проверено качество звука колонок, микрофонов и другой техники. Никаких проблем не выявлено.
2.2. Запуск зрителей в помещение
Зрителей рассадили по периметру помещения, учащихся оказалось немного больше чем планировалось, но это никак не помешало проведению мероприятия.
2.3. Представление команд
До мероприятия я обговорила с капитанами то, что перед началом конкурсного этапа произойдет представление команд, и им нужно будет выйти в центр, произнести свой класс, название команды и девиз. Ребята прекрасно справились с данным заданием.
2.4. Первый соревновательный этап
На этом этапе команды представили домашние задания (танец на 2-3 минуты). Все команды подошли серьезно к выступлению. У участников были
14
интересные и разнообразные танцы. В конце этапа жюри выставило баллы за выступления.
2.5.Второй соревновательный этап
На этом этапе команды демонстрировали свою слаженность, креативность и артистичность. Им включалась музыка на определенную тематику (например, танец детективов), а команды должны были сообща придумывать движения.
2.6. Третий соревновательный этап
Во время третьего этапа от каждой команды выступал только один человек (капитан). Здесь участники смогли продемонстрировать весь свой потенциал
(артистичность, музыкальность, смелость и выносливость). Поддержка зрителей и остальных участников команды придавали конкурсантам сил.
15
2.7. Четвертый соревновательный этап (заключительный этап)
На этом этапе капитаны были освобождены от выступлений. Команды должны были повторять движения за ведущим раунда, которым являлась я. Жюри оценивало синхронность, технику и точность повторения движений.
2.8. Динамическая пауза, подсчет баллов
Пока жюри подсчитывало результаты, играла зажигательная музыка. В это время и участники, и зрители смогли потанцевать.
2.9. Оглашение результатов
Благодаря опытности членов жюри, оглашение результатов прошло без каких-либо заминок или недочетов. Результаты распределились таким образом: первое место заняла одна команда (7 Г класс), второе место заняли пять команд, третье место заняла одна команда.
16
Фото с награждения
Общее фото с командами
После мероприятия
После мероприятия прошла уборка помещения. Техники помогли с аппаратурой и уборкой стульев.
17 Выводы
Цель проекта была достигнута. Я изучила структуру создания, подготовки и реализации культурно-массовых мероприятий и на основе проведенного исследования создала собственное школьное мероприятие. Исходя от поставленных задач, я узнала, что каждое мероприятие имеет структуру. Оно состоит из этапа разработки (продумывание концепции, постановка целей и задач и т.д.), прописания сценария, проведение мероприятия и его последующий анализ.
Также я выделила для себя важные аспекты. Важно учитывать потребности целевой аудитории, мероприятие в первую очередь должно быть интересно ей. Стоит осознавать реальность идеи. Если я была не уверена, получится ли ее воплотить, я не рисковала. Важно контактировать с другими людьми, если вам нужна помощь в организации. Также всегда стоит контролировать эмоции, даже если в мероприятии что-то идет не так.
После изучения методики проведения и создания мероприятий я преступила к написанию собственного. Я сама написала сценарий. В него я включила четыре соревновательных этапа (домашнее задание, битва капитанов и другое), а также конферанс ведущих между этапами. Также для мероприятия я самостоятельно купила необходимые материалы (кубок, скотч, карандаши, бумагу)
Затем я выполнила самый важный пункт задач – проведение мероприятия. Оно прошло хорошо, жюри, участники и ведущие остались довольны мероприятием. Самую главную задачу я успешно выполнила.
После проведения мероприятия я проанализировала его. Я поняла, что все мои цели были достигнуты. Наблюдая за участниками и их взаимодействием, поняла, что они сплотились и хорошо общались. Некоторые из них проявили себя как отличные лидеры, а другие как прекрасные танцоры. Также некоторые ребята подходили ко мне после мероприятия и спрашивали, будут ли еще подобные мероприятия. Таким образом, они дали понять, что внеклассная деятельность им интересна и им нравятся подвижные мероприятия.
18 Список литературы
1) Кудрон М.М. «Методика подготовки и проведения массовых мероприятий в образовательном учреждении
2) «Традиционные школьные праздники. Сценарии» Школьные методические пособия
3) ped-kopilka.ru
4) ru.wikipedia.org