Занятие ДОП
Тема: Вирусная лаборатория
Цели урока:
Образовательная:
• Создать условия для расширения и углубления знаний о неклеточных формах жизни - вирусах и бактериофагах;
• Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.
Развивающая:
• Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.
Воспитательная:
• Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
• Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;
• Создать условия для формирования навыков работы в группе.
Оборудование:
раздаточный материал (алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме), информационные листы; компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм «Вирусы. СПИД» для демонстрации.
Методы:
репродуктивные: словесные (беседа, рассказ), наглядные (работа со схематичными рисунками, видеосюжетами, фотоматериалами); продуктивные: проблемные (постановка проблемных вопросов, решение проблемных ситуаций), методы и приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированной технологии, ЗСТ.
Здравствуйте, уважаемые гости.
Сейчас вам будет представлен групповой проект по биологии на тему "Вирусы". Выполняли его ученицы 10 класса.
Девочки внимательно изучили информацию о вирусах и создали проект.
Предоставляю слово обучающимся 10 класса.
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости!
Приглашаем вас отправиться в захватывающее путешествие в мир, который невозможно увидеть невооруженным глазом, но который имеет колоссальное значение для всего живого на нашей планете – мир микроскопических жителей Земли.
2. Определение темы урока
26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом гробу лежала мумия Тутанхамона. Это была сенсация. Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища. А Тутанхамон стал олицетворением всех фараонов древней таинственной страны на берегах Нила. Но через два месяца все газеты обошла новость: “Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице, в живых осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона.
"КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ В ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО НАКАЗАН. ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ"…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона.
Такая вот история.
2. Столкновение с проблемой:
Существует ли «проклятие фараона»? ( Версии участников)
Что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции? (Версии участников)
Изучив истории болезней умерших членов экспедиции и произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил вирус гистоплазмозис. В 1956 году им был поставлен научно обоснованный диагноз — «пещерная болезнь» и тем самым развеян миф о «проклятии фараона».
3. Давайте начнем наше путешествие с заполнения информационного экрана
Участники закрашивают (приклеивают стикеры) определенным цветом соответствующую ячейку
-Результаты налицо: можно сделать вывод, что люди научились сосуществовать совместно с некоторыми, уже известными, вирусами благодаря различным профилактическим мероприятиям.
Но когда появляются новые неизвестные вирусы, мы не можем контролировать всё вокруг, т.к. владеем очень малой о нем информацией, поэтому сегодня предлагаем разобраться в общих особенностях вирусов, как неотъемлемой части живой природы. Этим будем заниматься в «Лаборатории вирусов».
4. Работа с ментальной картой (на доске)
Цель нашей лаборатории: Формирование представления о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.
Достижение цели предполагает решение ряда задач (на листе А4 в виде инфографики):
1) Определить, что такое вирус.
2) Разобрать процесс размножения вирусов.
3) Классифицировать вирусы.
4) Создать модели вирусов человека (выставка).
5) Выработать профилактические меры вирусных заболеваний (исследовать возможности медицинской маски)
6) Обосновать направление «Вирусный стиль» (мастерская медицинской маски)
5. Работа в группах
Внутри каждого стола прикреплены карточки с одной частью слова. Возьмите эту карточку и найдите ее вторую часть. Получившееся слово объединит двух участников в единую группу.
Итак, найдите и составьте слова.
(участники собирают слово и объединяются в группы).
Полученные пары займите удобное место в соответствии с тем номером, который вы видите на обратной стороне карточки со словом.
Итак, у нас получилось ____ группы. У каждой группы есть свое слово – это ваша задача сегодняшнего занятия. По его окончании вам нужно поделиться своими ощущениями и эмоциями, связанными с этим словом.
6. Распределим четыре задачи по группам (с доски снять карточки с задачами и раздать на выбор группам вместе с листом с интеллект-картой):
1) Определить, что такое вирус.
2) Разобрать процесс размножения вирусов.
3) Классифицировать вирусы.
5) Выработать профилактические меры вирусных заболеваний
Задание для 1 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений.
Задание для 2 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений
Задание для 3 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений.
Задание для 4 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений
7. Перейдем к 4-ой задаче - Создание модели вирусов человека.
Самые распространенные вирусы, с которыми неоднократно сталкивается каждый человек – респираторные вирусы. Они вызывают острые инфекции дыхательной системы. Предлагаем создать пластилиновую коллекцию некоторых из них:
-модель аденовируса
-модель вируса гриппа
-модель коронавируса
-модель энтеровируса
Задание: Используя фотоизображение, с помощью пластилина создайте модель вируса. Продемонстрируйте остальным группам строение вируса и его воздействие на организм человека.
Работа групп
Выступление групп
Дополнение «Выставка вирусов»
8. Главной задачей при изучении нашей темы является выработка профилактических мер вирусных заболеваний – это задача номер 5.
Давайте проведем опыт «Скорость распространение вируса»
Представьте ситуацию, что вы –учащихся класса: двое из класса инфицированы. Как быстро распространится «инфекция» среди учащихся класса?
У каждого из вас есть пробирка с бесцветной жидкостью (в двух пробирках раствор щелочи КОН, в остальных - вода.
Каждому из вас предстоит сделать 2 «контакта», заключающихся в том, что вы обменяетесь жидким содержимым пробирки с двумя соседями (нужно перелить из пробирки в пробирку).
Работа участников
А теперь, я добавлю индикатор. В тех пробирках, где цвет изменился, произошло «заражение».
Выполнение
Итак, в начале опыта было всего 2 человека - «источника заражения», а к концу «инфицированных» стало значительно больше.
Поэтому очень большое значение имеют профилактические меры.
Предоставляем слово ___ группе
9. Обратите внимание на слайд.
Перед вами соотношение размера вируса с пространством между волокнами медицинской маски.
Поэтому существует вечный спор - носить или нет, защищает или нет?
Давайте проведем 1-е исследование. Могу ли я заразить? Нужно определить, пропускает ли маска аэрозольные частицы. Вирусы очень малы. Они распространяются вместе с выдыхаемым нами воздухом.
Ход работы:
1. сначала давайте подышим на зеркало без маски;
2. затем наденем маску и подышим на зеркало в маске;
3. попробуйте имитировать кашель и чихание без маски и в маске.
-Какой результат вы получили?
(Результат: во втором случае паровой след значительно меньше. При кашле в маске след отсутствует полностью. Это говорит от том, что маска препятствует проникновению аэрозольных частиц, а значит и большая часть вирусов тоже будет оставаться внутри маски)
А сейчас проведем 2-е исследование. Могу ли я заразиться?
Нужно определить, проникают ли вирусы через медицинскую маску при вдохе.
Возьмите нашатырный спирт. Размеры молекул нашатырного спирта несколько больше вирусов. Определите запах нашатырного спирта через медицинскую маску сначала на близком расстоянии, затем на большем.
-Какой результат вы получили?
(Результат: при вдохе паров нашатырного спирта я почувствовал запах, но он не был очень резким, если спирт поднести непосредственно к носу. При повторном проведении опыта на большем расстоянии я не почувствовал запаха, только слезоточивость. Это говорит о том, что доля молекул спирта, а значит и вирусов, которую пропускает маска, зависит от расстояния)
-Таким образом, медицинская маска защищает окружающих от чихов и мокроты того, кто носит эту маску.
Маски помогают уменьшить скорость распространения вируса. Они задерживают распространение вируса, если их носит человек с кашлем или чиханием. Также помогают задержать большую часть частиц, если вы здоровы и носите маску для своей защиты. Медицинскую маску необходимо менять каждые 2 часа.
10. После пандемии медицинские маски превратились в модный аксессуар и возник «Вирусный стиль».
Если нужно ходить в маске, почему бы не делать это со вкусом? Мы предлагаем создать необычные дизайнерские маски, которыми можно дополнить индивидуальный образ.
Выполнение
Фото
12. Все мы молодцы, у нас все получилось! Вот на такой хорошей ноте мы подошли к завершающему этапу, на котором хотим обратить внимание на эпиграф нашей лаборатории: «СИЛА В ЗНАНИЯХ! КТО ОСЕДОМЛЕН, ТОТ ВООРУЖЕН!». Теперь в ваших руках главное оружие против вирусов – это знания.
В самом начале вы составили слово, а сейчас его нужно дополнить своими эмоциями и ощущениями
Рефлексия
Научился …..
Понравилось ……
Удивило ……
Запомнилось …..
Разобрался …..
Всем спасибо
Задание для 1 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений
Задание для 2 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений
Задание для 3 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 15 предложений
Задание для 4 группы: С помощью ментальной карты составьте текст из 10 предложений