Проект «Лэпбук, как современное средство обучения детей с ТМНР»
Тип проекта:
По виду: педагогический.
По тематике: исследовательский, практико-ориентированный.
По составу участников: коллективный (классный руководитель и ученики 2 «и» класса, их родители).
По срокам реализации: средней продолжительности.
Тема проекта: «Лэпбук, как современное средство обучения детей с ТМНР»
Сроки проекта: ноябрь 2018 – апрель 2019.
Актуальность: Проблема формирования познавательной активности детей с отклонениями в развитии очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности у таких детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности,
они характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с ТМНР затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации.. Внимание у обучающихся с ТМНР отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости (нужен частый отдых). Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при недоразвитии мыслительной деятельности. Содержание и методы обучения младших школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с детьми. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса к любому виду деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно работать с представленной информацией.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды класса.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта «Лэпбук, как современное средство обучения детей с ТМНР».
Объект проекта: современные средства обучения детей младшего школьного возраста с ТМНР.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения детей младшего школьного возраста с ТМНР.
Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности и интереса к обучению у детей младшего школьного возраста с ТМНР возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования интереса младших школьников с ТМНР для создания и использования лэпбука.
Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей младшего школьного возраста с ТМНР.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Раскрыть понятие средства обучения у детей младшего школьного возраста с ТМНР.
3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей младшего школьного возраста с ТМНР на 2018-2019 учебный год.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных организациях.
2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
3. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться педагогом образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта: создание лэпбуков по запланированным темам («Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года»), выставка лэпбуков в образовательной организации "Лэпбук - это интересно!", презентация и выступление для педагогов "Лэпбук: от идеи до воплощения", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков "Создаем вместе".
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагога и воспитанников.
2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.
3. Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.
Теоретическая значимость выпускной работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей младшего школьного возраста с ТМНР.
Практическая значимость выпускной работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности для детей младшего школьного возраста с ТМНР.
Риски:
1) Нерегулярная посещаемость детей младшего школьного возраста с ТМНР по причине заболеваемости, соответственно пропуски совместной деятельности;
2) Низкая активность детей.
Предупреждение рисков: 1) Профилактика заболеваний в режимных моментах; 2) Использование здоровьесберегающих технологий;
3) Реализация принципа личностно-дифференцированного подхода в работе с младшего школьного возраста с ТМНР.
Этапы проекта:
1)Подготовительный этап (ноябрь 2018)
Выбор и формулирование темы проекта, теоретическое обоснование проблемы;
Определение объекта и предмета проекта, гипотезы;
Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования.
2)Проектировочный этап (первая половина декабря 2018)
3)Этап реализации проекта (декабрь 2018 – апрель 2019)
Изготовление в совместной деятельности лэпбука «Времена года»;
Изготовление в совместной деятельности лэпбука «Домашние животные»;
Мастер-класс для родителей на тему «Лэпбук, как форма взаимодействия детей и родителей»;
Изготовление в совместной деятельности лэпбука «Дикие животные»;
Организация выставки лэпбуков в образовательной организации «Лэпбук – это интересно»;
Презентация и выступление для педагогов "Лэпбук: от идеи до воплощения";
Рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков "Создаем вместе".
4)Контрольно – оценочный этап (апрель 2019)
Мониторинг уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с ТМНР после проведения проекта;
Разработка плана – графика мероприятий на дальнейшее развитие проекта на 2019 – 2020 год.
Дальнейшее развитие проекта. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих учебном году по другим лексическим темам. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком. Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем лексическим темам для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся.