Цель проекта педагогической деятельности: систематизация работы воспитателя по формированию представлений о лесе, как системе у детей 5-6 лет.
формирование представлений о лесе, как экосистеме у детей 5-6 лет посредством моделей.
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях, с помощью моделей. Подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения в природе.
2. Развивать у детей познавательный интерес и любознательность к жизни животных в лесу. Развивать творческое воображение, путем создания моделей, в совместной деятельности с воспитателем. Расширение и активизация словаря; развитие связной речи.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Условия реализации проектной деятельности.
Педагогическая деятельность разрабатывается на основе принципа наглядности, так как чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
1. Сформировавшиеся представления о лесе, как системе.
2. Осознанное отношение к природе.
3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
4. Активное участие родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
1. Подготовительный (сентябрь)
2. Практический (с 1 октября – по 15 мая)
3. Заключительный (15 мая-31 мая)
Для проведения занятий необходимы различные виды моделей: предметные (макет леса, игрушечные животные и растения, графические модели (животных, растений, птиц, предметно-схематические модели. Также для успешной реализации проекта необходимо и участие родителей в подготовке материалов.
Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и уровень речевого развития.
Сроки | Наименование мероприятия. Цель. | Модели используемые при реализации проекта. |
1- ый этап - подготовительный Выбор темы, составление плана работы по реализации проекта «Лес, как система» |
Сентябрь 1-я неделя | Консультация для родителей по проекту «Лес, как система» Цель: познакомить родителей с целями и задачами проекта. Привлечь родителей к совместной деятельности. | |
Сентябрь 2-я неделя | Обследование уровня экологических знаний. Определение уровня знаний о лесе, его обитателях и взаимосвязях. Определить представление детей о лесе на начало проекта. | |
Сентябрь 3-я неделя | Экскурсия в лес. Сбор природного материала для художественного творчества «Мастерская природы». Обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих изменений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды. Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, высказывание своих идей по созданию «Мастерская природы», учить видеть в обыденном и часто встречающемся, неповторимое. | |
Сентябрь 4-я неделя | Изготовление макета леса. Познакомить родителей с созданием ландшафтных композиций, имитирующих природу. | Макет леса. |
2-ой этап исследовательно - экспериментальный |
Октябрь 1-я неделя | «Мастерская природы» Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения. Развивать творческие способности детей. В «Мастерской природы» дети делятся на подгруппы для занятий различными видами деятельности; изготовление поделок, коллективных работ. | Создание совместно с детьми моделей по выбору детей. |
Октябрь 1-я неделя | Беседа «Кто живет в лесу» Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе; установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать. | Панно для модели лес и картинки для модели лес (предметные) |
Октябрь 2-я неделя | НОД «Птицы родного края» Рассказать детям о птицах, как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Развивать логическое мышление; формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | Мнемотаблица |
Октябрь 4-я неделя | НОД «Жизнь зверей осенью» Развитие интереса к объектам живой природы, расширение кругозора и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью. | Модель леса |
Ноябрь 1-ая неделя | НОД «Кто главный в лесу? Живые цепочки» Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Воспитывать бережное отношение к природе | Мнемотаблицы экологических цепочек |
Ноябрь 3-я неделя | НОД «Сбережем удивительный мир растений и животных леса» Воспитания бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора, развитие устной речи, внимания, мышления. | Модели растительного мира |
Декабрь 1-я неделя | НОД «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Рассказ об этажности леса. | Макет леса |
Декабрь 2-я неделя | НОД «Жизнь птиц зимой» Обобщить знания о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Уточнить представления об условиях их жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц. | Фигуры птиц |
Декабрь 3-я неделя | НОД «Лесная красавица» Расширять знания детей о хвойных деревьях, в частности – о ели; показать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями получаемыми из древесины. | Модель елочки |
Декабрь 4-я неделя | Акция «Елочка живи» Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения. Объяснить бессмысленность вырубки елей ради одного дня перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня.Взаимодействие с родителями: оформление вместе с детьми экологических знаков против вырубки елей. | Модель елочки |
Январь 3-я неделя | Познавательная беседа «Знакомство с Красной книгой» Сформировать правильное представление о окружающем нас мире, о беззащитности животных и растений перед человеком. Формирование знания о многообразии живых организмов, удивительном мире животных и растениях. Формирование у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края. | Модели животных и растений |
Февраль 2-я неделя | Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. п.) Развивать самостоятельную активную деятельность детей. Развитие мыслительных способностей. | Модель леса и модели животных |
Февраль 3 – я неделя | Наблюдения за срезанным ветками березы, тополя. Зарисовки. Закрепить знания детей о пробуждении живой природы весной. Сообщить детям, что с приходом весны у деревьев начинается сокодвижение и природа оживает. | Календарь наблюдений за срезанными веточками |
Март 1-я неделя | Беседа «Какую пользу приносят деревья» Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Изготовление схемы – пособия. | Схемы. |
Март 3-я неделя | НОД «Что мы сажаем, сажая леса»Продолжать формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярусность леса; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение. | Модели растительного мира |
Апрель 1-я неделя | НОД «Санитары леса» (муравьи) Познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьев в муравейнике; познакомить о пользе приносимой муравьями; формировать понятие о бережном отношении к насекомым. | Модель муравья |
Апрель 3-я неделя | НОД «Путешествие в весенний лес» Расширять представления детей о лесе и его обитателях, о приспособленности их к сезонам. Побуждать устанавливать причинно – следственные связи. | Макет весеннего леса |
3- ий этап - заключительный |
Май 1 – я неделя | Обследование уровня экологических знаний Определение уровня знаний о лесе, как системе. | |
Май 3- я неделя | Презентация проекта «Лес, как система» Подготовка презентации результатов проекта. | |