Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Липовская ООШ» структурное подразделение
Проект
«Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».
Подготовила и провела :
воспитатель высшей категории
Соловьева Татьяна Ивановна
Балахнинский МО пос.Совхозный 2024 г.
Пояснительная записка
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности.
Реализация проекта предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Название проекта: «Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».
Образовательная тема проекта: «Исследуем и познаем окружающий мир».
Проблемное поле проекта: Дети, в данном возрасте активно познают окружающий мир, имеют представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Средний возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан мною данный проект.
Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
В работе по воспитанию и образованию детей мы используем различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных.
1)метод наблюдения: - распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2)Метод демонстрации, включает различные приемы:
- показ предметов; - демонстрация картин, иллюстраций.
3) Словесные методы и приемы: - объяснение; - рассказ воспитателя или ребёнка.
4) Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы:
- исследование,
-постановка задания,
- оперативное стимулирование,
-анализ результатов,
- метод игры.
Цель: формировать у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы и создавать комфортные условия для оздоровления детей, укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Задачи:
Образовательные: создать условия для осознанно-правильного отношения детей к окружающей природе, способствовать укреплению здоровья детей;
Развивающие: развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности детей в разнообразных видах деятельности; Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы);
Воспитательные: создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты: сохранение здоровья детей, снижение уровня заболеваемости; привитие детям экологической культуры; приобретение новых знаний об окружающем мире.
Вид проекта: познавательно–исследовательский, краткосрочный, информационный, игровой, практико-ориентированный.
Состав участников: воспитанники группы № 6 «Ромашки», воспитатели, родители воспитанников.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время проведения проекта с 03.07.2024 – 17.07.2024г.
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Разработка и план реализации проекта Подбор методической и художественной детской литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр. Создание условий для реализации проекта Подготовка консультаций для родителей: «Лето красное, безопасное!», «Летний отдых детей», «Лето и безопасность наших детей», «Ребёнок и природа», «Как развлечь детей летом». | 4 дня 03.06.-06.06. |
2 | Аналитический | Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами. | 2 дня 06.06-07.06. |
3 | Практический | Воспитатель организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки. | На протяжении всего проекта. |
4 | Контрольный | Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Лето красное, пора прекрасная». | 17.06.2024г. |
Организационные формы работы над проектом
№ п/п | Деятельность по участникам | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Деятельность воспитателя | Подбор художественной литературы: просмотр энциклопедии «Я познаю мир», чтение русских народных сказок, стихи, загадки, рассказы. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта. Создание дидактических игр: Подготовка атрибутов для проведения игр с песком и водой. | Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», З. Александрова «Ромашки», Е. Серова «Ромашки», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос», А. Барто «Солнышко». Отгадывание загадок о явлениях природы. Д/игры: «Созрело – не созрело», «Съедобное – не съедобное», «Что в корзинку мы берем?», «Узнай по описанию», «Определи на вкус», «Вершки-корешки», «Загадай – мы отгадаем». «Вершки-корешки», «Что в корзинке?», «Чьи пятнышки?». Дидактическая игра «Назови правильно овощи и фрукты» Игры с песком: «Строители», «Солнце и песок», «Дом для жучка». - Игры с водой: «Раскрасим воду в разный цвет», «Куда исчезла вода?», «Волшебные превращения», | 1-я неделя В течение всего проекта В течение всего проекта 1-я неделя |
2 | Совместная деятельность педагога и детей | Чтение Беседы Опыты Физкультминутки пальчиковые игры, подвижные игры д/и | Чтение художественной литературы «Дождик», «Ромашки» (заучивание стихотворения З. Александрова) . А. Толстой «Колокольчики мои…», Ф. Грубин «Белые ромашкисестрички», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки», Л.Воронкова «Бедовая курица», В.Сутеев «Цыпленок и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д.Новиков «Пес Барбос», В.Жуковский «Загадка», Ю.Тувим «Овощи», Е.Чарушин «Коза», «Корова», Ф.Саммбер «В кругу друзей», Я. Тайц «По грибы», Г. Билл «Новичок на прогулке», Чтение потешек: «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…». Беседы: «Где используют песок?», «Песок и глина в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». «Влияние солнечного света для жизни на Земле»,», «Дует, дует ветерок», «Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на песке». Пальчиковые игры: - «Насекомые»; «Бабочка»; «Колокольчики»; «Дождик»; «Жук»; «Солнышко-ведрышко». Подвижные игры: - «Солнышко и дождик»; «У медведя во бору»; «Хоровод»; «Карусель»; «Медведь и пчелки»; «На полянке»; «Бабочки и стрижи»; «Полетели птички». | В течение всего проекта. В течение всего проекта. 1-неделя 1 неделя |
3 | Совместная деятельность детей друг с другом | Дидактические игры Конструирование из кубиков | «Хорошо – плохо» (триз), «Найди пару», «Назови правильно овощи и фрукты», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Поищи такой же цветок», Музыкально – дидактическая игра «Узнай, что звучит?» «Солнышко и дождик «Домик-теремок». | 1 неделя 2 -неделя |
4 | Самостоятельная деятельность детей | Организация мини-выставки Лепка Раскрашивание рисунков. Рисование | Совместная работа родителей и детей: объемная аппликация «Бабочка». «Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок». «Цветы», «Насекомые», «Фрукты, овощи, ягоды», раскрашивание цветными карандашами, мелками, красками, фломастерами. «Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» и др. | 2-я неделя 1-я неделя 2-я неделя 2-я неделя |
5 | Совместная деятельность ребенка с родителями | Беседы Чтение художественной литературы | Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребенок на улице города». Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, «Берегись насекомых», «Что растет на даче», «Кто в траве живет», «Домашние животные». «Дождик», «Ромашки» (заучивание стихотворения З. Александрова) . А. Толстой «Колокольчики мои…», Ф. Грубин «Белые ромашкисестрички», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки», Л.Воронкова «Бедовая курица», В.Сутеев «Цыпленок и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д.Новиков «Пес Барбос», В.Жуковский «Загадка», Ю.Тувим «Овощи», Е.Чарушин «Коза», «Корова», Ф.Саммбер «В кругу друзей», Я. Тайц «По грибы», Г. Билл «Новичок на прогулке», Чтение потешек: «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…». | В течение всего проекта |
6 | Деятельность родителей | Продукт проектной деятельности: вместе с родителями был создан видеофильм из жизни детей «Лето - это маленькая жизнь» | Продукт проектной деятельности: вместе с родителями был создан видеофильм из жизни детей «Лето - это маленькая жизнь» | 2-я неделя |
Итоговое мероприятие:
Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Лето здравствуй,мы тебя так долго ждали».
Продукты проекта:
- Творческие работы: совместная работа родителей и детей: объемная аппликация «Бабочка», «Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело».
- Лепка: «Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
№п/п | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) | Ручной труд (конструирование из кубиков) «Домик - теремок» Рисование «Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело». Лепка «Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок». | - развивать творческие способности детей, фантазию, - развивать мелкую моторику рук, - развивать умение подбирать цветовую гамму при рисовании, - воспитывать бережное отношение к природе. |
2 | Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) | В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», З. Александрова «Ромашки», Е. Серова «Ромашки», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос», А. Барто «Солнышко». Отгадывание загадок о явлениях природы. Разучивание песенок: «Про меня и муравья», «Я на солнышке лежу». Разучивание пословиц и поговорок о лете. | - прививать интерес к художественной литературе, - развивать логическое мышление, - развивать речь. |
3 | Познавательное развитие | Рассматривание альбомов: «Ягоды», «Грибы», Деревья, кусты», «Насекомые», «Птицы», «Звери». | - расширять знания об окружающем мире; - воспитывать бережное отношение к природе - формировать у детей представления, о том, какие ягоды растут в лесу, а какие на участке дома. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Рассказ воспитателя с рассматриванием иллюстраций о съедобных и несъедобных грибах: «Красивы, но опасный мухомор», «Съедобные грибы». Закрепление полученных знаний на тему: «Ребенок и другие люди», «Чужие или уличные животные». | - формировать у детей представления, какие грибы съедобные, а какие нет; - формировать у детей уважительное отношение в игре друг к другу. |
5 | Физическое развитие | Физкультминутки, пальчиковые и подвижные игры. | - развивать двигательную активность детей, моторику рук. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
Для реализации проекта необходимо разнообразить знания детей на такие темы, как «Что растет на даче», «Дары лета», «Кто в траве живет», «Домашние животные», «Какое оно, лето?», «Безопасность детей летом» и др. с помощью наглядного материала разъяснить причины, по которым мы с детьми можем узнать данную информацию.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экспериментирования в группе (материал для опытов и экспериментов в рамках данного проекта).
2. Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты бесед, наглядный материал, энциклопедия).
3. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
4.Атрибуты и оборудование для рисования, лепки, конструирования.
5. Подборка опытов и экспериментов с водой, песком.
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Краткосрочный проект
(2 недели)
Проектная карта |
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Недели | Дни недели |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Совместная с взрослыми деятельность | 1-ая | Беседы с рассматриванием фотографий о здоровье с детьми на тему: «Мы выросли и стали крепкими». | Чтение художественной литературы «Дождик», «Ромашки» (заучивание стихотворения З. Александрова) . | Опыт «Дует, дует ветерок». | Игры с водой: «Потрогаем водичку», «Рыбалка». | Сюжетно-ролевая игра: ««Прогулка в лес». |
2-ая | Беседы на темы: «Что растет на даче», «Кто в траве живет», «Домашние животные». | Отгадывание загадок: о временах года, о явлениях природы (облака, тучи., гроза). | Разучивание пословиц и поговорок о лете. | Д/и «Какого цветка не стало», «Какое насекомое летает, ползает?», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное». | П/и «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». |
2 | Совместная с другими детьми деятельность | 1-ая | Рассматривание альбомов: «Ягоды», «Грибы», Деревья, кусты», «Насекомые», «Птицы», «Звери». | Конструирование русской избы из кубиков «Домик-теремок». | Игры с песком: «Дорога», «Башня». | Ознакомление с правилами здоровье сбережения: нельзя ходить босиком по острым предметам, летом нужно закалять ноги, бегая по песку, мыть ноги. | Лепка «Солнышко», «Паучок». |
2-ая | Д/и «Раз, два, три – ко мне беги» (триз) | Д/и «Сочиняем сказку» | Практическое упражнение «Моем руки» | Игры – забавы с водой «Дождик» | Разукрашивание рисунков: «Цветы», «Насекомые» раскрашивание цветными карандашами. |
3 | Самостоятельная деятельность | 1-ая | Пальчиковая игра «Рыбка» | Д/и «С какого дерева листочек? | Д/и «Назови дерево» | Д/и «Выложи узор по схеме» | Рисование «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» |
2-ая | Д/и «Какого цветка не стало? | Рассматривание сюжетных картинок на тему «Лето». | Д/и «Съедобное-несъедобное» | Отгадывание загадок: о временах года, о явлениях природы (облака, тучи., гроза). | Раскрашивание рисунков «Дары лета» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение, 1991. и С. В. 2.«Развитие связной речи по теме «Лето», Москва 2006г.
3. Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. 4.«Под парусом лето плывёт по земле» -пресс» 2006 г.
5.Подвижные игры для детей –М.: Мозаика-Синтез, 2009
6.«Беседы о здоровье», Москва «Творческий центр», 20125.
Интернет-ресурсы.:
7. Maaam. Ry
8. https://nsportal.ru/
9. https://infourok.ru/
Приложение № 1
Загадки про природные явления для детей среднего возраста.
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)
***
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
***
Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)
***
Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек… (ручей)
***
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день… (дожди)
***
Грохочет в небе голубом
Раскатистый июньский… (гром)
***
Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)
***
Каждый цвет друг перед другом встал
И ее одну разрисовали.
Только-только дождик перестал,
В небе мы красавицу узнали.
Разноцветная она дуга.
Называется дуга та… (радуга)
***
Дождь все утро моросил,
Только стих, я поспешил
На прогулку поскорей,
Чтоб увидеть всех друзей.
Ничего, что по дороге
Сразу промочил я ноги.
Во дворе с друзьями дружно
Вместе мерили мы… (лужи)
***
Белая крупа усыпала весь двор.
Может быть, ее всю собрать ведром?
Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,
Сразу исчезает так, что не найдешь.
Той крупе волшебной я был очень рад.
Рассказал ребятам, что такое… (град)
***
Серебристый занавес с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес каплями пролился.
Уронила занавес тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
***
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.(Радуга)
***
Что такое, не пойму?
То во сне иль наяву?
Дом не виден, дуб в реке,
Все как будто в молоке.
Сказка это? Сон? Обман?
Это утренний… (туман)
Приложение № 2
Стихотворения о лете для детей 4-5 лет
Что такое лето?
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты. ( В. Балашов)
Как мы проводили время
Мы гуляли, загорали,
Возле озера играли.
На скамейку сели,
Две котлеты съели.
Лягушонка принесли
И немного подросли. (Э. Успенский)
Хороший день
До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
И не надо Ни рубахи,
Ни чулок, Ни тужурки,
Ни калош…
До чего денек хорош! ( А. Шибаев)
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
— В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится. ( С. Маршак)
Жаркая пора
Лето — жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт
— Вокруг сияет всё, поёт.
Летом — синяя река
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят. ( Е. Эрато)
Приложение № 3
Опыты и эксперименты для детей 4-5 лет
Опыт №2
Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Ход: Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому ч то у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: «Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).
Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).
Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.
Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт №2
Тема. «Как окрасить воду?»
Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.
Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.
Ход: Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?»
Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху.
Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».
Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду».
Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?»
Игровое задание: «Сделай оттенок светлее ( темнее)».
Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе , в какие цвета мы окрасили воду».
Вывод: «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».
Опыт №3
Тема. «Как движется сухой песок?»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепить понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развивать общую и мелкую моторику руки. Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование. Сухой песок, лопатки, песочные часы, воронки большая и маленькая, пластиковые бутылки с красным и желтым кружками.
Ход. Домовой Кузя приносит в группу песочные часы и предлагает детям их рассмотреть. «Эти часы необычные, без стрелок и цифр. А песок в этих часах пересыпается и показывает определённое время».
Воспитатель: «Ребята, а давайте сделаем свои песочные часы. В воронки с разными отверстиями мы будем насыпать песок и смотреть, как он высыпается».
Вопросы: «Какой песок надо насыпать в воронки? Сухой или сырой? Почему сухой? (он рассыпчатый).
Игровые действия детей с песком.
Вопросы: «Одинаково ли сыпется песок в бутылках? (Нет). Как сыпется песок в бутылке с красным кружком? (Быстро). Как сыпется песок в бутылке с желтым кружком? (Медленно). Как вы думаете, почему в бутылках песок сыпется по - разному? (Потому что воронки имеют разные отверстия). С какой воронкой песок сыпется быстрее? (У которой большое отверстие). Какая бутылка быстрее заполнится песком? (С красным кружком). Какая медленнее? (С желтым кружком). Что сделать с бутылкой, чтобы она снова стала пустой? (Высыпать из неё песок).
Вывод. « Сухой песок сыпется быстро и медленно».
Игра с красками
Разноцветные шарики
Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цве там красок), рабочие листы.
Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой.
Игры со звуком
Почему все звучит?
Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание.
Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Игра со светом и тенями
Солнечный зайчик
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.