СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Липовская ООШ» структурное подразделение














Проект



«Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».









Подготовила и провела :

воспитатель высшей категории

Соловьева Татьяна Ивановна






Балахнинский МО пос.Совхозный 2024 г.

Пояснительная записка

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности.

Реализация проекта предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Название проекта: «Лето здравствуй, мы тебя так долго ждали».

Образовательная тема проекта: «Исследуем и познаем окружающий мир».

Проблемное поле проекта: Дети, в данном возрасте активно познают окружающий мир, имеют представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Средний возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан мною данный проект.

Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

В работе по воспитанию и образованию детей мы используем различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных.

1)метод наблюдения: - распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);


2)Метод демонстрации, включает различные приемы:

- показ предметов; - демонстрация картин, иллюстраций.

3) Словесные методы и приемы: - объяснение; - рассказ воспитателя или ребёнка.

4) Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы:

- исследование,

-постановка задания,

- оперативное стимулирование,

-анализ результатов,

- метод игры.

Цель: формировать у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы и создавать комфортные условия для оздоровления детей, укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для осознанно-правильного отношения детей к окружающей природе, способствовать укреплению здоровья детей;

  • Развивающие: развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности детей в разнообразных видах деятельности; Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы);

  • Воспитательные: создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: сохранение здоровья детей, снижение уровня заболеваемости; привитие детям экологической культуры; приобретение новых знаний об окружающем мире.

Вид проекта: познавательно–исследовательский, краткосрочный, информационный, игровой, практико-ориентированный.

Состав участников: воспитанники группы № 6 «Ромашки», воспитатели, родители воспитанников.

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время проведения проекта с 03.07.2024 – 17.07.2024г.


п/п

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Разработка и план реализации проекта

Подбор методической и художественной детской литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр.

Создание условий для реализации проекта

Подготовка консультаций для родителей: «Лето красное, безопасное!», «Летний отдых детей», «Лето и безопасность наших детей», «Ребёнок и природа», «Как развлечь детей летом».

4 дня

03.06.-06.06.

2

Аналитический


Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

2 дня

06.06-07.06.

3

Практический


Воспитатель организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.

На протяжении всего проекта.

4

Контрольный

Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Лето красное, пора прекрасная».

17.06.2024г.

Организационные формы работы над проектом


№ п/п

Деятельность по участникам

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Деятельность воспитателя

Подбор художественной литературы: просмотр энциклопедии «Я познаю мир», чтение русских народных сказок, стихи, загадки, рассказы.




Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.



Создание дидактических игр:





Подготовка атрибутов для проведения игр с песком и водой.

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Цыпленок и утенок»,

Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички»,

З. Александрова «Ромашки», Е. Серова «Ромашки», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос», А. Барто «Солнышко». Отгадывание загадок о явлениях природы.


Д/игры: «Созрело – не созрело», «Съедобное – не съедобное», «Что в корзинку мы берем?», «Узнай по описанию», «Определи на вкус», «Вершки-корешки», «Загадай – мы отгадаем».


«Вершки-корешки», «Что в корзинке?», «Чьи пятнышки?».

Дидактическая игра «Назови правильно овощи и фрукты»



Игры с песком: «Строители», «Солнце и песок», «Дом для жучка».

- Игры с водой: «Раскрасим воду в разный цвет», «Куда исчезла вода?», «Волшебные превращения»,

1-я неделя














В течение всего проекта




В течение всего проекта





1-я неделя

2

Совместная деятельность педагога и детей

Чтение

























Беседы










Опыты







Физкультминутки пальчиковые игры, подвижные игры д/и

Чтение художественной литературы «Дождик», «Ромашки»

(заучивание стихотворения З. Александрова) . А. Толстой

«Колокольчики мои…», Ф. Грубин «Белые ромашкисестрички», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки», Л.Воронкова «Бедовая курица», В.Сутеев «Цыпленок

и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д.Новиков «Пес

Барбос», В.Жуковский «Загадка», Ю.Тувим «Овощи»,

Е.Чарушин «Коза», «Корова», Ф.Саммбер «В кругу друзей»,

Я. Тайц «По грибы», Г. Билл «Новичок на прогулке»,

Чтение потешек: «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я

козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…».




Беседы: «Где используют песок?», «Песок и глина в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».




«Влияние солнечного света для жизни на Земле»,», «Дует, дует

ветерок», «Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на

песке».



Пальчиковые игры: - «Насекомые»; «Бабочка»;

«Колокольчики»; «Дождик»;

«Жук»; «Солнышко-ведрышко».

Подвижные игры: - «Солнышко и дождик»; «У медведя во бору»;

«Хоровод»; «Карусель»;

«Медведь и пчелки»; «На полянке»; «Бабочки и стрижи»;

«Полетели птички».

В течение всего проекта.
























В течение всего проекта.








1-неделя







1 неделя


3

Совместная деятельность детей друг с другом

Дидактические игры









Конструирование из кубиков

«Хорошо – плохо» (триз),

«Найди пару», «Назови правильно овощи и фрукты», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Поищи такой же цветок», Музыкально – дидактическая игра «Узнай, что звучит?» «Солнышко и дождик


«Домик-теремок».

1 неделя









2 -неделя

4

Самостоятельная деятельность детей

Организация мини-выставки



Лепка



Раскрашивание рисунков.




Рисование

Совместная работа родителей и детей: объемная аппликация «Бабочка».


«Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок».


«Цветы», «Насекомые», «Фрукты, овощи, ягоды», раскрашивание цветными карандашами, мелками, красками, фломастерами.


«Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» и др.

2-я неделя




1-я неделя



2-я неделя






2-я неделя

5

Совместная деятельность ребенка с родителями

Беседы










Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребенок на улице

города». Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, «Берегись насекомых», «Что растет на даче», «Кто в траве живет», «Домашние животные».


«Дождик», «Ромашки»

(заучивание стихотворения З. Александрова) . А. Толстой

«Колокольчики мои…», Ф. Грубин «Белые ромашкисестрички», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки», Л.Воронкова «Бедовая курица», В.Сутеев «Цыпленок

и утенок», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д.Новиков «Пес

Барбос», В.Жуковский «Загадка», Ю.Тувим «Овощи»,

Е.Чарушин «Коза», «Корова», Ф.Саммбер «В кругу друзей»,

Я. Тайц «По грибы», Г. Билл «Новичок на прогулке»,

Чтение потешек: «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я

козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…».

В течение всего проекта


6

Деятельность родителей

Продукт проектной деятельности: вместе с родителями был создан видеофильм из жизни детей «Лето - это маленькая жизнь»

Продукт проектной деятельности: вместе с родителями был создан видеофильм из жизни детей «Лето - это маленькая жизнь»

2-я неделя


Итоговое мероприятие:

Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему: «Лето здравствуй,мы тебя так долго ждали».

Продукты проекта:

- Творческие работы: совместная работа родителей и детей: объемная аппликация «Бабочка», «Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело».

- Лепка: «Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

п/п

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Ручной труд (конструирование из кубиков) «Домик - теремок»

Рисование «Ягоды в траве», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело».

Лепка «Ежик» (пластилин и семечки), «Солнышко», «Паучок».

- развивать творческие способности детей, фантазию,

- развивать мелкую моторику рук,

- развивать умение подбирать цветовую гамму при рисовании,

- воспитывать бережное отношение к природе.

2

Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)

В. Сутеев «Цыпленок и утенок»,

Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички»,

З. Александрова «Ромашки», Е. Серова «Ромашки», Л. Толстой «У Розки были щенки», Д. Новиков «Пес Барбос», А. Барто «Солнышко». Отгадывание загадок о явлениях природы.

Разучивание песенок: «Про меня и муравья», «Я на солнышке лежу».

Разучивание пословиц и поговорок о лете.

- прививать интерес

к художественной литературе,

- развивать логическое мышление,

- развивать речь.

3

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов: «Ягоды», «Грибы», Деревья, кусты», «Насекомые», «Птицы», «Звери».

- расширять знания об окружающем мире;

- воспитывать бережное отношение к природе

- формировать у детей представления, о том, какие ягоды растут в лесу, а какие на участке дома.


4

Социально-коммуникативное развитие

Рассказ воспитателя с рассматриванием иллюстраций о съедобных и несъедобных грибах: «Красивы, но опасный

мухомор», «Съедобные грибы».

Закрепление полученных знаний на тему: «Ребенок и другие

люди», «Чужие или уличные животные».

- формировать у детей представления, какие грибы съедобные, а какие нет;

- формировать у детей уважительное отношение в игре друг к другу.

5

Физическое развитие

Физкультминутки, пальчиковые и подвижные игры.

- развивать двигательную активность детей, моторику рук.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.

Для реализации проекта необходимо разнообразить знания детей на такие темы, как «Что растет на даче», «Дары лета», «Кто в траве живет», «Домашние животные», «Какое оно, лето?», «Безопасность детей летом» и др. с помощью наглядного материала разъяснить причины, по которым мы с детьми можем узнать данную информацию.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экспериментирования в группе (материал для опытов и экспериментов в рамках данного проекта).

2. Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты бесед, наглядный материал, энциклопедия).

3. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

4.Атрибуты и оборудование для рисования, лепки, конструирования.

5. Подборка опытов и экспериментов с водой, песком.














ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Краткосрочный проект

(2 недели)


Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Недели

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Совместная с взрослыми деятельность

1-ая

Беседы с рассматриванием фотографий о здоровье с детьми на

тему: «Мы выросли и стали крепкими».

Чтение художественной литературы «Дождик», «Ромашки»

(заучивание стихотворения З. Александрова) .

Опыт «Дует, дует ветерок».

Игры с водой: «Потрогаем водичку», «Рыбалка».

Сюжетно-ролевая игра: ««Прогулка в лес».

2-ая

Беседы на темы: «Что растет на даче», «Кто в траве живет», «Домашние животные».

Отгадывание загадок: о временах года, о явлениях природы (облака, тучи., гроза).

Разучивание пословиц и поговорок о лете.

Д/и «Какого цветка не стало», «Какое насекомое летает, ползает?», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное».

П/и

«Солнышко и дождик», «У медведя во бору».

2

Совместная с другими детьми деятельность

1-ая

Рассматривание альбомов: «Ягоды», «Грибы», Деревья, кусты», «Насекомые», «Птицы», «Звери».

Конструирование русской избы из кубиков «Домик-теремок».

Игры с песком: «Дорога», «Башня».

Ознакомление с правилами здоровье сбережения: нельзя ходить босиком по острым предметам, летом нужно закалять ноги, бегая по песку, мыть ноги.

Лепка «Солнышко», «Паучок».


2-ая

Д/и «Раз, два, три – ко мне беги» (триз)


Д/и «Сочиняем сказку»

Практическое упражнение «Моем руки»

Игры – забавы с водой «Дождик»

Разукрашивание рисунков: «Цветы», «Насекомые» раскрашивание цветными карандашами.

3

Самостоятельная деятельность

1-ая

Пальчиковая игра «Рыбка»

Д/и «С какого дерева листочек?

Д/и

«Назови дерево»

Д/и «Выложи узор по схеме»

Рисование «Солнышко лучистое, улыбнулось весело»

2-ая

Д/и «Какого цветка не стало?

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Лето».


Д/и «Съедобное-несъедобное»

Отгадывание загадок: о временах года, о явлениях природы (облака, тучи., гроза).

Раскрашивание рисунков

«Дары лета»


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение, 1991. и С. В. 2.«Развитие связной речи по теме «Лето», Москва 2006г.

3. Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. 4.«Под парусом лето плывёт по земле» -пресс» 2006 г.

5.Подвижные игры для детей –М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.«Беседы о здоровье», Москва «Творческий центр», 20125.

Интернет-ресурсы.:

7. Maaam. Ry

8. https://nsportal.ru/

9. https://infourok.ru/





Приложение № 1

Загадки про природные явления для детей среднего возраста.


Крыльев нет, но я летаю.

 Я незрим, неосязаем.

Но, как только осерчаю,

Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)

***

Очень добродушная,

 Я мягкая, послушная,

 Но когда я захочу,

Даже камень источу.(Вода)

***

Раскаленная стрела

 Дуб свалила у села. (Молния)

***

 Им мы дышим, газы в нем.

Как его мы назовем? (Воздух)

***

Пришла весна, мы ждем грачей,

А вдоль двора потек… (ручей)

 ***

С неба льет поток воды,

Мокнут люди и сады,

Мокнут все дома и двор,

 Мокнет пес цепной Дозор.

 Что такое? Что случилось?

 Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди,

 Просто третий день… (дожди)

 ***

Грохочет в небе голубом

 Раскатистый июньский… (гром)

***

Им мы дышим, газы в нем.

Как его мы назовем? (Воздух)

***

Каждый цвет друг перед другом встал

И ее одну разрисовали.

 Только-только дождик перестал,

 В небе мы красавицу узнали.

Разноцветная она дуга.

Называется дуга та… (радуга)



***

Дождь все утро моросил,

Только стих, я поспешил

На прогулку поскорей,

Чтоб увидеть всех друзей.

Ничего, что по дороге

 Сразу промочил я ноги.

Во дворе с друзьями дружно

 Вместе мерили мы… (лужи)

 ***

Белая крупа усыпала весь двор.

Может быть, ее всю собрать ведром?

 Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,

Сразу исчезает так, что не найдешь.

Той крупе волшебной я был очень рад.

Рассказал ребятам, что такое… (град)

***

 Серебристый занавес с неба вдруг спустился.

Серебристый занавес каплями пролился.

Уронила занавес тучка, представляешь?

 Что за чудный занавес?

Может, угадаешь? (Дождь)

***

 По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

 Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

 ***

 Как над речкой, над рекой

 Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.(Радуга)

***

 Что такое, не пойму?

 То во сне иль наяву?

Дом не виден, дуб в реке,

Все как будто в молоке.

Сказка это? Сон? Обман?

Это утренний… (туман)









Приложение № 2

Стихотворения о лете для детей 4-5 лет

Что такое лето?

Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты. ( В. Балашов)


Как мы проводили время

Мы гуляли, загорали,

 Возле озера играли.

На скамейку сели,

Две котлеты съели.

Лягушонка принесли

 И немного подросли. (Э. Успенский)


Хороший день

До чего хорош денек:

 Веет легкий ветерок,

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!

И не надо Ни рубахи,

Ни чулок, Ни тужурки,

 Ни калош…

До чего денек хорош! ( А. Шибаев)


Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!»

— В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится. ( С. Маршак)


Жаркая пора

Лето — жаркая пора,

Светит солнышко с утра,

 Даже если дождь пойдёт

 — Вокруг сияет всё, поёт.

Летом — синяя река

 И плывут в ней облака,

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят. ( Е. Эрато)


Приложение № 3

Опыты и эксперименты для детей 4-5 лет

Опыт №2

Тема. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Ход: Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому ч то у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: «Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).

Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».


Опыт №2

Тема. «Как окрасить воду?»

Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.

Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

Ход: Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?»
Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху.

Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».
Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду».
Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?»
Игровое задание: «Сделай оттенок светлее ( темнее)».

 Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе , в какие цвета мы окрасили воду».
Вывод: «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».



Опыт №3

Тема. «Как движется сухой песок?»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепить понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развивать общую и мелкую моторику руки. Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование. Сухой песок, лопатки, песочные часы, воронки большая и маленькая, пластиковые бутылки с красным и желтым кружками.

Ход. Домовой Кузя приносит в группу песочные часы и предлагает детям их рассмотреть. «Эти часы необычные, без стрелок и цифр. А песок в этих часах пересыпается и показывает определённое время».

Воспитатель: «Ребята, а давайте сделаем свои песочные часы. В воронки с разными отверстиями мы будем насыпать песок и смотреть, как он высыпается».
Вопросы: «Какой песок надо насыпать в воронки? Сухой или сырой? Почему сухой? (он рассыпчатый).
Игровые действия детей с песком.

Вопросы: «Одинаково ли сыпется песок в бутылках? (Нет). Как сыпется песок в бутылке с красным кружком? (Быстро). Как сыпется песок в бутылке с желтым кружком? (Медленно). Как вы думаете, почему в бутылках песок сыпется по - разному? (Потому что воронки имеют разные отверстия). С какой воронкой песок сыпется быстрее? (У которой большое отверстие). Какая бутылка быстрее заполнится песком? (С красным кружком). Какая медленнее? (С желтым кружком). Что сделать с бутылкой, чтобы она снова стала пустой? (Высыпать из неё песок).

Вывод. « Сухой песок сыпется быстро и медленно».

Игра с красками

Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цве там красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет;  синюю с желтой — зеленый,  красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой.

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Игра со светом и тенями

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.