Проект «Зеленый лучок на подоконнике».
Лук зеленый.
Стройный ряд
Как солдатики стоят,
Дни и ночи напролет
Охраняют огород.
Тип проекта. Среднесрочный, исследовательский, познавательный.
Автор Харченко В.Г. Участники проекта. Ученики 1 класса
Срок реализации проекта. Февраль 2016г.
Игровая мотивация. «Удивительные превращения луковички».
Актуальность. Показать детям на примере лука важность всех факторов, способствующих нормальному росту и развитию растений, а также необходимость ежедневного ухода за посадками лука. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Сформировать понятие «Человек-часть природы» .
Гипотеза. Я предполагаю, что в процессе реализации проекта дети пополнят знания о способах и условиях выращивания зеленого лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску листьев. Познакомятся с новыми понятиями, научатся фиксировать свои наблюдения посредством рисунков.
Цель: Расширение знаний детей о способах и условиях выращивания зеленого лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску зелени лука.
ЗАДАЧИ:
формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц;
фиксировать представления детей об изменениях роста и развития растения в разных условиях;
активизировать инициативу, внимание, память, обогащать словарный запас;
учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить видеть результат своего труда;
воспитывать правильное, бережное отношение к природе.
1 этап. Подготовительный.
С ребятами проводится беседа о важности выращивания лука, о его полезных свойствах.
В группе детского сада готовится место для выращивания лука.
Составляется таблица по выращиванию зеленого лука.
Подбирается художественная литература, стихи, загадки, сказки о луке и других овощах.
Производится посадка лука в 3 емкости: 1-стакан с водой;2- ящик с землей ;3-стакан , помещенный в пакет из светонепроницаемой бумаги.
2 этап. Исследовательский. Рассматривание семян лука, лука севка, лука репки.
Строение луковицы.
Дети наблюдают за ростом и развитием лука в разных условиях, проводят опыты, эксперименты, устанавливают связи: растение- человек, растение- вода, растение- свет.
Результаты экспериментов фиксируют в рисунках, таблицах, поделках.
Знакомятся с новым понятием хлорофилл, клетка. Рассматривают образцы под лупой..
Знакомятся с художественной литературой, отгадывают загадки, учат пословицы и поговорки, стихи.
Играют в дидактические игры («Где растет», «Что лишне», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть»., участвуют в беседах( «Первая зелень», «Витамины для детей», »Полезная пища») .
3 этап. Заключительный.
Обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности .
Оформление выставки рисунков «Как мы растили лучок» .
Проведение игры «Чудесный мешочек» (определение названия овоща на ощупь) .
Придумывание сказок, стихов, загадок о волшебном луке.
Предполагаемый результат.
Дети научатся сажать и ухаживать за луком, смогут поддерживать условия его выращивания, научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой. У них сформируются знания и представления о росте и развитии растения в разных условиях. Ребята познакомятся с художественными произведениями, стихами, поговорками, загадками.
Реализация проекта.
Проект возник по инициативе самих детей группы. Занимаясь весенней посадкой огорода на окне, как правило, первым высаживаем лук. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его можно применять еще? На этот вопрос дети не смогли дать ответа.
Они искали информацию о луке вместе с родителями в книгах, Интернете, через телепередачи; наблюдали за ростом и развитием луковицы, ухаживали за ним, проводили опыт по выяснению условий, необходимых для роста и развития растений, а так же конкурс на лучшее оформление огорода.
Результаты проекта.
Познавательная активность детей, которая нашла отражение в книге «Все о луке» с рассказами детей и родителей, фотографиями;
Развитие изобразительного творчества, проявившегося в детских рисунках к книге «Все о луке»;
Разнообразие дизайнерских решений оформления огорода на окне;
Дети проявили желание высадить на огороде и другие полезные растения и создать о них книгу «Витамины на грядке».
Работа над проектом способствует улучшению микроклимата в группе. В детях появилась уверенность в себе и своих возможностях, в их глазах можно было увидеть радость и удовлетворение от возможности проявить самостоятельность и инициативность в проводимой исследовательской познавательной деятельности. Проектная деятельность помогает накоплению социального опыта: умение общаться со сверстниками в совместной деятельности, намечать план совместных действий, оценивать поступки и действия сверстников. Это, в свою очередь, станет фундаментом для дальнейшего успешного обучения в школе.
Готовая продукция
Сделали мы грядки в нашем огороде
Все на них в порядке, лук зеленый всходит,
Все на них в порядке, лук растет прекрасно,
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос, лучше не видали.
В огороде по утру,
Погляди на грядку,
Лук зеленый на ветру
Делает зарядку.
Как чудесно в огороде
Поработать ясным днем.
Теплый лук по грядке бродит,
Луком пахнет чернозем.
Уродился нынче лук –
Кругл на радость и упруг.
Пойдем с тобою в огород.
Немало там у нас забот!
Польем лучок из лейки
И сядем на скамейке.
Слезы градом, режу лук
Круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольце,
Будет дождик на лице.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил лук.
Витамины круглый год
Ох, как необходимы,
Чтобы нам не болеть
Гриппом и ангиной.
Я приправа в каждом блюде,
Я всегда полезен людям.
Да, я не против витамин,
Но в супе их не видно,
Там плавает лишь лук один.
Вот от чего обидно.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Пришла Таня в сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
Ответ: Луковица.
Вывод.
Врачи считают, что зеленый лук надо есть каждый день. Во-первых, он вызывает выделение большого количества желудочного сока и соляной кислоты, способствующей процессу пищеварения и лучшему усвоению пищи. Во-вторых, в 100 г зеленого лука содержится около 50 мг витамина С. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить дневную потребность взрослого человека. Стоит особо отметить, что в зеленом луке, в отличие от репчатого, содержится хлорофилл, необходимый для кроветворения. Поэтому он особенно необходим людям, страдающим различными видами малокровия.
Следует помнить, что в зеленом луке самое ценное – белая мясистая ножка, полезны перья до 10 см от белой части. Остальная часть зеленого лука может вызвать некоторые нежелательные явления – такие, как брожение в желудке, головную боль, раздражительность или сонливость. Итак, выбросим все лишнее и приступим к лечению!
Литература:
Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
Смирнов А. «Зачем луку луковица».
Журнал «Дом солнца».