Проект на тему: «Лук - мой друг от ста недуг»
Расшумелся народ.
Где весенний огород?
Говорят, что там растет
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Все, что для здоровья надо!
Аннотация
Исследовательская работа в детском саду сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Но в последнее время, мы обратили внимание, дети перестают проявлять абсолютно естественное для них качество – любознательность. А именно в дошкольном возрасте в ребёнке формируется творец и исследователь. Наша задача, как педагогов, развить в нём эти качества.
Решение лежало на поверхности. Необходимо лишь поддержать естественное стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Так начался наш исследовательский проект «Лук – мой друг от ста недуг!», который построен на принципах развивающего обучения, его цель: расширить знания детей о полезных свойствах лука для здоровья, формировать основы исследовательской деятельности.
Тип проекта: творческо – исследовательский, познавательный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (март, апрель)
Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фото.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Принципы реализации проекта:
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
•принцип интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
•принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта:
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Актуальность:
Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют в салаты, в первые блюда и во вторые. Используются и зелёные «пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что у нас с вами в любое время года под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями.
На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье детей.
Проблема:
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Цель проекта: расширить знания детей о полезных свойствах лука для здоровья, формировать основы исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с особенностями жизни и развития лука. Узнать о его пользе.
Формировать навыки посадки (поместить в землю, крепко нажать, присыпать землёй, полить).
Выявить благоприятные условия для его роста и развития.
Активизировать словарный запас детей, научить составлять рассказ о луке.
Фиксировать конечный результат исследовательской работы.
Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.
Методы исследования. Наглядные: показ, рассматривание. Словесные: рассказ, загадки, вопросы, пословицы. Практические: эксперименты, опыт.
Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в повседневной жизни людей для профилактики и сохранения их здоровья.
Предполагаемые результаты: В процессе работы над проектом дети получат новые знания об овощах, конкретно о луке. Выясним, что лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Подготовительный этап.
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
Изготовление карт – наблюдения.
Подбор дидактического материала и иллюстраций для рассматривания.
Проведение беседы о пользе витаминов.
Чтение детям сказок, стихотворений, рассказов о луке: Д. Родари «Приключение Чиполлино», Т. Казырина «Баба Таня чистит лук».
Беседы по содержанию прочитанных текстов.
Отгадывание загадок об овощах.
Рассказывание сказки о луковой семье.
Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, «книжек-малышек» (сказки, стихи, загадки собственного сочинения, кулинарные рецепты, оформление плошек для посадки лука). (Приложение III) .
Исследовательский этап.
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям как к живым существам, заботу о них, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Эксперимент: «Вырастим лук!».
Была поставлена проблемная задача «Как и где можно вырастить лук, если на улице лежит снег?». На что дети догадались и ответили: - «В земле и в воде. На подоконнике!». Уточнили представление о луковице (гладкая, круглая и т.д.). Выяснили, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.
Выяснили, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учили правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно, полить) (Приложение I).
Эксперимент: «Свет и темнота».
Для выявления благоприятных условий для его роста и развития, было предложено луковицы поставить: посаженные в землю и в стакан с водой на подоконник (на свет), и еще одна луковица в стакане с водой была поставлена на шкаф (в темное место).
Опыт: «Вкус и послевкусие». Определяли вкус лука (горький, сладкий, солёный).
Проведение поливов, рыхление по мере необходимости. Результаты опытов фиксировали в рисунках, на фотографиях.
Закрепление представления о внешнем виде луковицы в художественной деятельности: «Лук – наш верный друг!» (рисование); «Луковка» (аппликация);
«Луковичка» (объёмная лепка).
Чтение рассказов о пользе лука.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин овощей», «Накормим семью весенним салатом», «Поварята», «На прием к доктору Айболиту».
Разучивание пословиц, стихотворений о луке (И.Токмаковой «Купите лук»).
Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик Лук».
Обобщающий этап.
Лук – растение удивительное. Наблюдая за развитием и ростом лука, мы пришли к выводу: лук растет достаточно быстро: за 16 дней перо лука выросло на 34 см, корень на 15 см. Для роста лука необходимы: свет, вода, тепло, воздух. Лук, выращенный в земле, вырос гораздо быстрее, чем в воде. В результате проведенной работы дошкольники поняли и осознали, насколько ценен лук.
Сбор урожая и его торжественная передача нашему повару.
Выставка детских рисунков и аппликаций по теме проекта (Приложение II).
Выставка изделий из пластилина по теме проекта (Приложение II).
Выпуск совместно с родителями стенгазеты «Лук – от семи недуг!» (Приложение III).
Результаты исследования:
Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры, работая с литературой, мы сделали для себя много открытий: познакомились с историей культуры лука, его ценностями и сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы. В луке содержатся полезные для человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека. Лук пригоден для употребления в пищу. Из него можно приготовить различные блюда.
Главным результатом исследования явилось то, что у детей появились новые знания о полезных свойствах лука для здоровья, сформированы основы исследовательской деятельности, а значит – достигнута главная цель проекта.
Список использованной литературы:
1. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы «Овощи и фрукты»: Учебное пособие для школьников младших и средних классов – М.:Эгмонт Россия, 2001.-64с.
2. Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я», Издательство Колос, 1992.-538с.
3. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи», М.: Малыш,1989.-16с.
4. Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия» - М.:Педагогика Пресс,1998.-207с.
5. Родари Д. «Приключения Чиполлино». Изд. «Астрель». 2002.
6. Смирнов А. «Зачем луку луковица», М.: Малыш, серия: Почемучкины книжки, 1990.-24с.
7. Смирнов А. «Мир растений». Энциклопедия. М.: Молодая гвардия, 1979
http://dobrieskazki.ru/luk.htm


Приложение I
Посадка лука в землю
Замачивание лука перед посадкой

Посадка лука в воду


Наблюдение за ростом лука


Приложение II


А

ппликация «Луковка» Лепка«Луковичка»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин овощей»


Лепка«Луковичка» Лепка«Луковичка»