СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Лук - мой друг от ста недуг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для воспитателей при организации исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Лук - мой друг от ста недуг"»

Проект на тему: «Лук - мой друг от ста недуг»

Расшумелся народ.

Где весенний огород?

Говорят, что там растет

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Все, что для здоровья надо!

Аннотация

Исследовательская работа в детском саду сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

Но в последнее время, мы обратили внимание, дети перестают проявлять абсолютно естественное для них качество – любознательность. А именно в дошкольном возрасте в ребёнке формируется творец и исследователь. Наша задача, как педагогов, развить в нём эти качества.

Решение лежало на поверхности. Необходимо лишь поддержать естественное стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Так начался наш исследовательский проект «Лук – мой друг от ста недуг!», который построен на принципах развивающего обучения, его цель: расширить знания детей о полезных свойствах лука для здоровья, формировать основы исследовательской деятельности.

Тип проекта: творческо – исследовательский, познавательный

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (март, апрель)

Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фото.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Принципы реализации проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

•принцип интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

•принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Пути решения проекта:

• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

Актуальность:

Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют в салаты, в первые блюда и во вторые. Используются и зелёные «пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что у нас с вами в любое время года под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями.

На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье детей.

Проблема:

Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Цель проекта: расширить знания детей о полезных свойствах лука для здоровья, формировать основы исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и развития лука. Узнать о его пользе.

  • Формировать навыки посадки (поместить в землю, крепко нажать, присыпать землёй, полить).

  • Выявить благоприятные условия для его роста и развития.

  • Активизировать словарный запас детей, научить составлять рассказ о луке.

  • Фиксировать конечный результат исследовательской работы.

  • Воспитывать интерес к выращиванию растений.

  • Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

  • Развивать собственный познавательный опыт.

Методы исследования. Наглядные: показ, рассматривание. Словесные: рассказ, загадки, вопросы, пословицы. Практические: эксперименты, опыт.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в повседневной жизни людей для профилактики и сохранения их здоровья.

Предполагаемые результаты: В процессе работы над проектом дети получат новые знания об овощах, конкретно о луке. Выясним, что лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

  1. Подготовительный этап.

  • Подборка материала, пособий, литературы по теме.

  • Изготовление карт – наблюдения.

  • Подбор дидактического материала и иллюстраций для рассматривания.

  • Проведение беседы о пользе витаминов.

  • Чтение детям сказок, стихотворений, рассказов о луке: Д. Родари «Приключение Чиполлино», Т. Казырина «Баба Таня чистит лук».

  • Беседы по содержанию прочитанных текстов.

  • Отгадывание загадок об овощах.

  • Рассказывание сказки о луковой семье.

  • Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, «книжек-малышек» (сказки, стихи, загадки собственного сочинения, кулинарные рецепты, оформление плошек для посадки лука). (Приложение III) .

  1. Исследовательский этап.

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям как к живым существам, заботу о них, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.

Эксперимент: «Вырастим лук!».

Была поставлена проблемная задача «Как и где можно вырастить лук, если на улице лежит снег?». На что дети догадались и ответили: - «В земле и в воде. На подоконнике!». Уточнили представление о луковице (гладкая, круглая и т.д.). Выяснили, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.

Выяснили, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учили правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно, полить) (Приложение I).

Эксперимент: «Свет и темнота».

Для выявления благоприятных условий для его роста и развития, было предложено луковицы поставить: посаженные в землю и в стакан с водой на подоконник (на свет), и еще одна луковица в стакане с водой была поставлена на шкаф (в темное место).

Опыт: «Вкус и послевкусие». Определяли вкус лука (горький, сладкий, солёный).

  • Проведение поливов, рыхление по мере необходимости. Результаты опытов фиксировали в рисунках, на фотографиях.

  • Закрепление представления о внешнем виде луковицы в художественной деятельности: «Лук – наш верный друг!» (рисование); «Луковка» (аппликация);

  • «Луковичка» (объёмная лепка).

  • Чтение рассказов о пользе лука.

  • Сюжетно – ролевые игры: «Магазин овощей», «Накормим семью весенним салатом», «Поварята», «На прием к доктору Айболиту».

  • Разучивание пословиц, стихотворений о луке (И.Токмаковой «Купите лук»).

  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик Лук».

  1. Обобщающий этап.

Лук – растение удивительное. Наблюдая за развитием и ростом лука, мы пришли к выводу: лук растет достаточно быстро: за 16 дней перо лука выросло на 34 см, корень на 15 см. Для роста лука необходимы: свет, вода, тепло, воздух. Лук, выращенный в земле, вырос гораздо быстрее, чем в воде. В результате проведенной работы дошкольники поняли и осознали, насколько ценен лук.

  • Сбор урожая и его торжественная передача нашему повару.

  • Выставка детских рисунков и аппликаций по теме проекта (Приложение II).

  • Выставка изделий из пластилина по теме проекта (Приложение II).

  • Выпуск совместно с родителями стенгазеты «Лук – от семи недуг!» (Приложение III).

Результаты исследования:

Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры, работая с литературой, мы сделали для себя много открытий: познакомились с историей культуры лука, его ценностями и сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы. В луке содержатся полезные для человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека. Лук пригоден для употребления в пищу. Из него можно приготовить различные блюда.

Главным результатом исследования явилось то, что у детей появились новые знания о полезных свойствах лука для здоровья, сформированы основы исследовательской деятельности, а значит – достигнута главная цель проекта.














Список использованной литературы:

1. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы «Овощи и фрукты»: Учебное пособие для школьников младших и средних классов – М.:Эгмонт Россия, 2001.-64с.

2. Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я», Издательство Колос, 1992.-538с.

3. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи», М.: Малыш,1989.-16с.

4. Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия» - М.:Педагогика Пресс,1998.-207с.

5. Родари Д. «Приключения Чиполлино». Изд. «Астрель». 2002.

6. Смирнов А. «Зачем луку луковица», М.: Малыш, серия: Почемучкины книжки, 1990.-24с.

7. Смирнов А. «Мир растений». Энциклопедия. М.: Молодая гвардия, 1979

http://dobrieskazki.ru/luk.htm


























Приложение I








Посадка лука в землю


Замачивание лука перед посадкой










Посадка лука в воду









Наблюдение за ростом лука













Приложение II










А

ппликация «Луковка» Лепка«Луковичка»











Сюжетно – ролевые игры: «Магазин овощей»










Лепка«Луковичка» Лепка«Луковичка»