СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Макет, как, один из элементов предметно -пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Макет, как, один из элементов предметно -пространственной среды в условиях ФГОС ДО»»


Воспитатель: Страхова Екатерина Леонидовна

Место работы: МБДОУ «Детский сад» 50

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: игровой

Продолжительность: долгосрочный

Тема проекта: «Макет, как, один из элементов предметно -пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Актуальность:

Обоснования выбора темы.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей к сюжетно – ролевым играм. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, конструктора, картона, и бросового материала). У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

Они меняют макеты, дополняют предметами, могут соединять два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события.

Новизна:

Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствия ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов, в творческой режиссёрской игре.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи: 1. Создавать условия для проведения макетной деятельности. Побуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительное отношение;

2. Составить планирование игр с макетами в среднем дошкольном возрасте;

3. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, бесед, мастер - классов, игр) по теме самообразования;

4. Составить картотеку предварительной работы по заданной теме: иллюстраций, презентации, дидактических игр, наблюдений и др.;

5. Использовать в работе с детьми методы, формы и универсальные приёмы работы с макетом;

6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования

Работая с детьми, я решала следующие задачи:

1.формирование коммуникативных навыков (умения договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе)

2. развитие игровой и познавательной активности дошкольников

3.воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к

процессу макетирования

4. развития коллективного творчества старших дошкольников

5. обогащения субкультуры дошкольника

6. развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии

7.развитие общей и мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

1. Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2. Детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3. У детей группы сформированы умения сюжетосложения.

4. Дети включаются в процесс изготовления макетов.

Классификация макетов (краткая характеристика).

По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:

Макеты-модели, представляют со­бой уменьшенные целостные объек­ты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объек­тов; («кукольный дом»).

Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на разверты­вание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природ­ное» пространство). «Универсальные» макеты служат осно­вой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сю­жета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определен­ные (например, фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и плат­форма на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные пред­меты (обычно обозначаемые как поли­функциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).

Макеты-модели представляют собой не­большую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее поме­щение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

Территория дополняется объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост, эстакада).
«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуа­цию, объединяющий участников со­вместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» иг­ровых замыслов в общем сюжетном движении.

Универсальные приёмы работы с макетом:

  • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций,   проведение экскурсий, использование ИКТ.

  • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)

  • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).

  • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).


Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы, она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

В своей работе я использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.

  Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

 Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.  

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям наглядный материал, чтобы активизировать детей, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность. И тогда я задумалась…… Всѐ новое – это хорошо трансформируемое старое, и как все гениальное, оно просто! Я заинтересовалась технологией моделирования, одним из видов моделей являются макет. Предлагаю вашему вниманию настольные макеты на тему: «Скотный двор», «Сад и огород», «Аквариум», «Лес», «Дом», «Комнатный цветок» «Животные севера», «На ферме», «Деревенский дом», « Времена года», «Детская площадка», « Квартира», «Улица города», « Планета динозавров», «Мир насекомых», «Автомастерская». Я использую готовые макеты как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Макет выступает в роли источника знаний. Макеты соответствуют лексическим темам для детей среднего возраста. Разработала серию перфокарт для проверки качества усвоения материала детьми, полученного при работе с макетами. Перфокарты одним из видов макетирования. Использование перфокарт позволяет адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.

Процесс макетирования способствует развитию познавательной активности дошкольников.

I. Подготовительный этап. (2023г- 2024г.)

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение

содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта

Работа с детьми.

  • Взаимодействие с родителями

  • Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,

самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)

В ходе реализации поставленных задач мной были сделаны различные макеты, что обеспечило возможность саморазвития ребенка.

«Скотный двор», «Сад и огород», «Аквариум», «Лес», «Дом», «Комнатный цветок» «Животные севера», «На ферме», «Деревенский дом», «Времена года», «Детская площадка», «Квартира», «Улица города», «Планета динозавров», «Мир насекомых», «Автомастерская».

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.

  • Мастер – классы

  • Выставки

  • Консультации

 Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе

С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры м макетов, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

III . Заключительный этап. (2024г -2025 г)

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

- Благодаря макетам обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность, проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.

Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию. Очень интересно наблюдать как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения. Хочется отметить, что дети, которые часто играют вместе на одном макете, в дальнейшем начинают дружить. С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей появилась возможность разнообразить игровую деятельность.

-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

-Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов.

Использованная литература:


  1. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в средней группе детского сада – 2009г.

  2. М. Н. Клевцова, Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.

  3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001г.

  4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997г.

  5. Н. В. Нищева Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. —

Возможное финансовое обеспечение проекта

Материал

Количество

Цена

Итого

Самоклеющие обои

5 рулонов

280 р

1400р

Клей «Титан»

1 флакон

500р

500р

Искусственные цветы и листья

6 наборов

200р

1200

Фотопечать

20 фото

600 р

600р

Коробки




Комплекты наборов игрушек

10 комплектов

300р

3000р




6700р