Воспитатель: Страхова Екатерина Леонидовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад» 50
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: игровой
Продолжительность: долгосрочный
Тема проекта: «Макет, как, один из элементов предметно -пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Актуальность:
Обоснования выбора темы.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей к сюжетно – ролевым играм. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).
Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, конструктора, картона, и бросового материала). У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Они меняют макеты, дополняют предметами, могут соединять два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события.
Новизна:
Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствия ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов, в творческой режиссёрской игре.
Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи: 1. Создавать условия для проведения макетной деятельности. Побуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительное отношение;
2. Составить планирование игр с макетами в среднем дошкольном возрасте;
3. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, бесед, мастер - классов, игр) по теме самообразования;
4. Составить картотеку предварительной работы по заданной теме: иллюстраций, презентации, дидактических игр, наблюдений и др.;
5. Использовать в работе с детьми методы, формы и универсальные приёмы работы с макетом;
6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования
Работая с детьми, я решала следующие задачи:
1.формирование коммуникативных навыков (умения договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе)
2. развитие игровой и познавательной активности дошкольников
3.воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к
процессу макетирования
4. развития коллективного творчества старших дошкольников
5. обогащения субкультуры дошкольника
6. развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии
7.развитие общей и мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
1. Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.
2. Детей включаются в процесс обыгрывания макетов.
3. У детей группы сформированы умения сюжетосложения.
4. Дети включаются в процесс изготовления макетов.
Классификация макетов (краткая характеристика).
По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; («кукольный дом»).
Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природное» пространство). «Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные (например, фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).
Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
Территория дополняется объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост, эстакада).
«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Универсальные приёмы работы с макетом:
Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ.
Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы, она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
В своей работе я использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.
Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.
Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям наглядный материал, чтобы активизировать детей, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность. И тогда я задумалась…… Всѐ новое – это хорошо трансформируемое старое, и как все гениальное, оно просто! Я заинтересовалась технологией моделирования, одним из видов моделей являются макет. Предлагаю вашему вниманию настольные макеты на тему: «Скотный двор», «Сад и огород», «Аквариум», «Лес», «Дом», «Комнатный цветок» «Животные севера», «На ферме», «Деревенский дом», « Времена года», «Детская площадка», « Квартира», «Улица города», « Планета динозавров», «Мир насекомых», «Автомастерская». Я использую готовые макеты как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Макет выступает в роли источника знаний. Макеты соответствуют лексическим темам для детей среднего возраста. Разработала серию перфокарт для проверки качества усвоения материала детьми, полученного при работе с макетами. Перфокарты одним из видов макетирования. Использование перфокарт позволяет адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Процесс макетирования способствует развитию познавательной активности дошкольников.
I. Подготовительный этап. (2023г- 2024г.)
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
Работа с детьми.
Взаимодействие с родителями
Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
В ходе реализации поставленных задач мной были сделаны различные макеты, что обеспечило возможность саморазвития ребенка.
«Скотный двор», «Сад и огород», «Аквариум», «Лес», «Дом», «Комнатный цветок» «Животные севера», «На ферме», «Деревенский дом», «Времена года», «Детская площадка», «Квартира», «Улица города», «Планета динозавров», «Мир насекомых», «Автомастерская».
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.
Мастер – классы
Выставки
Консультации
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе
С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры м макетов, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
III . Заключительный этап. (2024г -2025 г)
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- Благодаря макетам обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность, проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.
Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию. Очень интересно наблюдать как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения. Хочется отметить, что дети, которые часто играют вместе на одном макете, в дальнейшем начинают дружить. С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей появилась возможность разнообразить игровую деятельность.
-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
-Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов.
Использованная литература:
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Система работы в средней группе детского сада – 2009г.
М. Н. Клевцова, Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001г.
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997г.
Н. В. Нищева Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. —
Возможное финансовое обеспечение проекта
Материал | Количество | Цена | Итого |
Самоклеющие обои | 5 рулонов | 280 р | 1400р |
Клей «Титан» | 1 флакон | 500р | 500р |
Искусственные цветы и листья | 6 наборов | 200р | 1200 |
Фотопечать | 20 фото | 600 р | 600р |
Коробки | | | |
Комплекты наборов игрушек | 10 комплектов | 300р | 3000р |
| | | 6700р |