Проект
на тему:
«Масленица – блиноедка».
по ознакомлению дошкольников с традициями и культурой русского народа
Паспорт
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей и старшей группы, воспитатели,
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Масленица- блиноедка».
Педагогические задачи проекта:
1.Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
2. Формировать рациональное отношение ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.
3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.
Методы и приёмы проекта:
1.Словесный;
2.Наглядности;
3.Практический;
4.Мотивационный;
5.Сотворчество;
6.Игровой.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
1.Художественная литература;
2.Репродукции картин художников;
3.Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
4.Тексты народных игр;
5. Аудиозаписи русских народных песен;
Предварительная работа:
1.Рассматривание альбомов и репродукций картин.
2.Беседа о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси;
3.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;
4.Рузучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;
Предполагаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности: праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Работа с родителями |
1 этап подготовительный | Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. | Рассматривание альбомов и репродукции картин. | Чтение художественной литературы по заданной теме. |
2 этап выполнения | Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Посещение музея народной куклы: «Хорошеня». Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения своей группы. | Беседа с детьми о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу, блины. Изготовление соломенной масленицы. На прогулке- постройка снежного городка, спортивные игры, забавы | Родители вместе с детьми выпекают дома блины. «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье.» |
3 этап результаты | Проведение праздника, посвящённого проводам зимы и встрече весны « Широкая Масленица!» | Активное участие детей. | Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику. |
4 этап результаты | Участие в открытом городском конкурсе масленичных кукол: «Краса Масленица -2019» | Дети совместно с воспитателями изготавливали куклу-масленицу: «Бабулечка-Ягулечка» на городской конкурс. | Помощь родителей в изготовлении основы и атрибутов для куклы-масленицы. |
План реализации проекта.
Дни недели | Цели и задачи | Содержание |
Понедельник «Встреча» | Познакомить детей с народными традициями, организация досуга детей. | Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси. Просмотр презентации «Масленица. Игра-путешествие». Рассматривание картинки «Масленичные гуляния». |
Вторник «Заигрыш» Посещение музея народной куклы: «Хорошеня» | Расширять и закреплять знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас народными терминами, развивать ловкость, быстроту. | Рассказ воспитателя о кукле «Масленица». Изготовление детьми соломенной масленицы. |
Среда. «Лакомка» Рисование: «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» | Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес и уважение к культуре русского народа. | Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Катание на санях, зимние забавы. Подвижная игра «Гори, солнце, ярче». Рисование блинов. Знакомство с традицией выпекания блинов. Загадки о блинах. Подвижная игра «Карусель». Катание на санках. Игра в снежки. |
Четверг. «Разгул» | Продолжать развивать познавательную активность, память, активизировать речь. | Заучивать масленичные заклички. Пословиц и поговорок про масленицу. |
Пятница «Масленица широкая» | Закрепить представление о «Масленице», знать, уметь играть в народные игры, воспитывать любовь к культуре. | Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны. Спортивные развлечения. Изготовление «Солнышка». |
Фотоотчет о проделанной работе:
Папка-передвижка для родителей.
Посещение музея народной куклы: «Хорошеня»
Праздник «Масленица широкая»
Участие в открытом городском конкурсе масленичных кукол: «КРАСА МАСЛЕНИЦА 2019»: