СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Масленица широкая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Масленица-один из ярких и весёлых народных праздников, проходящий в конце зимы, всегда отмечался шумно,с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Масленица широкая"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края










«Масленица широкая»

Проект совместной деятельности















Выполнила воспитатель старшей «А» группы Агаркова Р.Н.













2020 г.





Вид проекта:

 познавательно - творчески, краткосрочный .    

Продолжительность проекта: 1неделя     (25.02-28.02)   

 Участники проекта :

Воспитатели, дети старшей группы ( 5-6 лет ), родители .

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.

Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.                                                                                                

Цель:

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского  народа

Задачи:

• Развивать интерес к русским народным традициям;

• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

• Развивать художественно – творческую деятельность  дошкольников в рисовании городецкой росписи.

• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.                              

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы ,заучивание.

Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.

Художественно – эстетическое развитие:    

Изобразительная деятельность , прослушивание русской народной музыки ,

совместный праздник детей и их родителей.  

Физическое развитие: 

Подвижные игры, хороводные  игры , народные игры -забавы .  

 Предполагаемые результаты :  

-  Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

- Имеют представление о  различных  жанрах устного народного творчества,  народных праздниках, играх;

- Владеют знаниями масленичной кухни;

- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;

- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями и  сотрудниками детского сада.  

Продукт проектной деятельности:

- Оформление выставки рисунков «Масленица»;

- Составление сборника  семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

- Совместный праздник детей старших групп « Масленица широкая».


Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (информационно-накопительный) :

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информационного материала  для реализации проектных мероприятий  (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);

•Подготовка методического материала ( конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

•Анкетирование родителей «Народные праздники дома»

2.Основной этап (организационно-практический):

Понедельник - « Встреча гостей »      

  Беседа о значении названия « Встреча гостей »- ходили к друг другу в гости                                                                                              

- Просмотр мультимедийной презентации « Масленица »;      

- Совместная деятельность - рисование  «Тарелочка для блинов »    ( по городецкой росписи ) ;  

 - Отгадывание загадок о зиме и весне.

Вторник - «Заигрыш»

-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях  

-Заучивание закличек, загадок ,частушки, пословиц о Масленице ;

- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;          

 -Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;

 -Хороводная игра «Едет Масленица»;

- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;

Среда -  «Лакомка »

- Беседа о  значении названия «Лакомка »- пекли и вдоволь ели блины ;  

  Беседа «Значение и символика блинов»;

- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;

- Рисунки на снегу ;

- Родителям  предложить создать сборник рецептов      «Блинный пир на весь мир »;

Четверг - «Разгуляй», Суббота « Золовкины посиделки»

-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься , поиграть; « Золовкины посиделки» -  навещали сестер мужа;

- Оформление  выставки детских рисунков;

- Слушание  народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;

- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики » . « Масленица »;    

  - Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь »;      - Хороводная игра « Заинька , попляши ».

Пятница - «Тёщины вечёрки», Воскресенье «Прощёный день».

- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» -  ходили к тёще на блины  и «Прощёный день » - все просят друг у друга прощение;

- Народная игра-забава «Снежный тир»;

- Инсценирование стихотворения С.Михалкова  «Как мужик корову продавал » .    

3. Заключительный:

-  Презентация сборника  семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

- Совместный праздник детей старших групп « Масленица широкая».

(Приложение 1)

Обобщение:      Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время.  Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети  с удовольствием играли в народные игры - забавы ; водили хороводы . Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов , в организации и проведении праздника на участие детского сада . Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями , на расширение знаний о народном празднике Масленица .


Ожидаемый результат:

Дети

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• Владеют знаниями масленичной кухни;

• Интересуется изобразительной детской деятельностью;

• С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала;

• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Литература :        

   «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ;   «Знакомство дошкольников с народной культурой »

А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ;   «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина;   «Бабушкины забавушки »

Л.Н.Карпова ;     «Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепина.

































ПРИЛОЖЕНИЕ

Цикл бесед по теме  «Масленица широкая»

для детей старшего возраста

Масленица

 Один из наиболее долгожданных, веселых и шумных праздников в году. Празднуется она в течение семи дней, когда люди ходят по гостям, едят блины, катаются с гор на санях. В этом году начало Масленицы приходится на 4 марта , а завершится празднование 10 марта

На Руси издавна блинная неделя была посвящены проводам зимы и встрече весны. Это подготовка к Великому посту, который начинается следом за Масленицей и длится в течение семи недель.

Первые три масленичных дня, называемых малой Масленицей, люди готовились к празднику. Хозяйки выпекали блины, накрывали обильные столы, украшали дома. Дети строили снежные крепости и заливали горы.

Главные празднества разворачивались с четверга, когда начиналась широкая Масленица. Люди надевали лучшие наряды, ходили в гости, катались с гор, устраивали шумные мероприятия на городских площадях. Каждый день пекутся блины, которые подают с самыми разными начинками. Многие традиции дошли до наших дней.

На Руси издавна считалось, что у того, кто не веселится на Масленицу, весь год пройдет хмуро и безрадостно. Считается доброй приметой ходить на масленичной неделе в гости, много есть и радоваться наступающей весне.

На Масленицу запрещается употреблять мясную пищу. Не зря же второе название Масленицы мясопустая. Можно употреблять в пищу молочные и рыбные продукты, а также блины в неограниченных количествах с самыми разными начинками.

Масленичные обряды в России

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.

В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

«Масленица»

Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы, и после долгих морозных и снежных дней это не может не радовать. А уж, как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.

Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Вообще все атрибуты праздника имели свое конкретное значение. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица. Блинами в праздничные дни поминали умерших, и по древней традиции первый блин нужно было подарить бедному, чтобы тот поминал умерших родственников того, кто преподнес угощение.

Существует много легенд  про этот праздник, и сейчас я вам их расскажу.

1. По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но каково же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.

2. Согласно другой легенды лежит традиция- печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.


Масленичные традиции

Понедельник

В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали правила.

Вторник

Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.

Среда

В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. В старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.

Четверг

Разгул. С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подвергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.

Пятница

Тещины вечерки. В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери всю необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.

Суббота

Посиделки у золовки. В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.

Воскресенье

Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье

В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.

Символ Масленицы - Блины

Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Символ Масленицы - Медведь

Медведь - тоже является символом  Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода.  Особенно такая забава - игра нравится детям, года можно повизжать и побегать.

Символ Масленицы - Круг-колесо

На Масленицу  было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам, с гармонью и песнями объезжали несколько раз село на лошадях. Вдоль улиц или с пригорков катали зажженные колеса. Считалось, что у кого колесо докатится без единого падения будет весь год удачлив. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод  - это тоже колесо.

Символ Масленицы - Чучело из соломы

Ещё один символ масленицы - Чучело - Марена. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую  зиму и смерть.  Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили  чучело  из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках;  Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело  на костре, разводившимся на возвышенности.

В христианской традиции  смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.   





  Народные игры, игры забавы, хороводные игры.


Хороводная игра «Заря-заряница»      Дети встают в круг, держа руки за спиной. Первый игрок ходит по внешней стороне круга с лентой, приговаривая:

Заря – зарница,

Красна девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

На последнем слове игрок кладет ленту на плечо игроку из круга. Он должен схватить эту ленту, и оба начинают бежать в разные стороны, чтобы скорее занять свободное место. Неуспевший (без места) становится зарницей.                  

    Хороводная игра  ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!

Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал "блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Маша, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Дима, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Саша, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Вера, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!

 Русская народная игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

 Русская народная игра «Ручеёк»

 Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Подвижные игры

Снежный тир

Для этого нужно установить мишени для снежков. Лучше, если они будут побольше. Мишени можно установить на столбиках, закопанных в землю, повесить на забор или стену. Затем участники бросают в мишени снежками. Выигрывает тот, естественно, кто выбьет больше очков.

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

 Эстафета “Блины”.

Каждый участник кладёт “блин” на сковородку и бежит с ним до подноса, выкладывает его на поднос, возвращается к команде, передаёт сковородку следующему участнику.

Эстафета . «Воздушный блинчик»

(Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т. д.)

Эстафета . «Попрыгунчики»

(На полу раскладываются 5 «блинчиков» на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Первый ребёнок выполняет прыжки на двух ногах через «блинчики», обратно возвращается бегом, передаёт эстафету следующему.)

Эстафета . «Перенеси блины»

(Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» (желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку. Между «блинчиками», разложенными на полу, ребёнок бежит «змейкой» до ориентира и обратно, передаёт эстафету следующему участнику.)


Дидактические игры

«Какие бывают блины?»             

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня . Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

 Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно.

- На тарелке  он один – называем просто …(блин).

- Много испекли их мы – тогда назовём …(блины).

- Испекли для дочек – назовем … (блиночек).

- Будет кушать их сынок – назовём тогда …(блинок).

- Огромный, как домище назовём …(блинище).

«Попади снежком в ледяную крепость»

Нарисовать снежки и крепость, провести линии от снежков  к крепости.

Цели:

Приобщить детей к истокам русской народной культуры – фольклору, традициям, народно – прикладному искусству, народной музыке, театру.

Познакомить с особенностями русской культуры, с сокровищами устного народного творчества.

Формировать основы художественной культуры детей через народное декоративно – прикладное искусство.











Лепка «Солнышко»

















































Тематическая выставка































Лепка «Блины на тарелочке»

























«Праздник»