СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение_____________________________________________________ |
II. Основная часть. История возникновения игрушки__________________________________ Изготовление Матрешки_________________________________________ Современные материалы для изготовления игрушки_________________ Исследования данных опроса населения, с целью определения- кто популярнее Матрешка или кукла Барби? ________________________ III. Результаты творческой работы_____________________________________ |
IV. Заключение_________________________________________________ |
Список литературы_____________________________________________ |
Приложение_____________________________________________в электронном виде |
|
I. Введение
Матрешка-уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская Матрешка- добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Откуда и как появилось это чудо?
Актуальность: Уникальная русская игрушка «Матрешка-Душа России» мной выбран для расширения кругозора и изучения традиций, обрядов нашего народа.
Тема: Уникальная русская игрушка «Матрешка-Душа России»
Проблема: Сегодня мои сверстники располагают недостаточными знаниями и малой заинтересованностью об истории нашей страны, о корнях, хочется расширить свой и их кругозор.
Цель: Изучить историю возникновения Матрешки. Раскрыть историю возникновения русской игрушки, которой является символом России за рубежом. Познакомить детей с произведениями о Матрешке.
Задачи:
1. Изучить основные источники информации
2. Исследовать историю происхождения сведений о Матрешки
3. Провести анализ полученных материалов .
4. Обобщить данные и разработать проект исследования
Объект, предмет исследования: праздник- Русская игрушка Матрешка
Предмет: Русская игрушка Матрешка
Гипотеза:
Существует немало исторически достоверных фактов и примет, подтверждающих реальный факты происхождения игрушки, в котором заложен особенный смысл и история народа, человека, страны, его традиции и этнические особенности. При изучении основные источники информации, дошедшие до наших времен позволит больше узнать о происхождении народа и его корнях.
Методы:
- изучение специальной литературы;
- поиск и отбор необходимой информации из научно-популярной литературы, из Интернета;
- обмен информацией с членами своей семьи;
- выполнение проекта.
Этапы исследования:
1. Выбор темы исследования.
2. Сбор материала. Изучение литературы по теме проекта.
3. Обобщение материала.
4. Подготовка к защите, оформление реферата, презентации.
5. Представление работы слушателям, выступление с докладом на конференции (защита проекта).
Сроки выполнения: ____________________________________
II. Основная часть
История возникновения игрушки.
Матрешка-уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.
Русская Матрешка- добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Матрешка-токарно- разъемное красочно расписное деревянное изделие. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушек.
Откуда и как появилось это чудо?
Существует множество версий. Одна из них.
Легенда гласит. История это очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. Появились они, кто говорит в Индии, кто утверждает в Китае, но а кто указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он , сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден. Что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это , он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть Джарма убрал себе веки. Руки и ноги сами отвалились за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя труднопроизносимо для японцев, поэтому они назвали его — Даруму. Так фигурка монаха вот уже более 1500 лет является частью жизни японцев. Даруму символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Помогает ощутить момент радости жизни. Японские божки множились. Они отвечали за успех в дела, другие за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и значит к каждому телу должен быть свой покровитель. Учение ОШО считало, что тел семь, физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое, нарванное. И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоенных» божков стал Фукуруму. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло далекое путешествие в Россию.
Некоторые считают- название «Матрешка» связано с индийской богиней Матри. Образ женщины издавна был почитаем у каждого народа, а особенно в Индии.
Сами же японцы утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей русской красавицы Матрешки.
Изучая происхождение Матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к различным источникам. По книге Н.Н. Алексахина «Матрешка» и другим материалам я узнала о ее истории.
Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И.Мамонтову.
Мамонтов Савва Иванович-крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. В своем имении он объединил ряд крупнейших русских художников, музыкантов, артистов, в которую вошли В.М.Васнецов, Е.Д. Паленов, М.В. Нестеров, Ф.И.Шаляпин, И.И. Левитан. Они собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремились возродить народные художественные промыслы и ремесла.
В 1890 г. в усадьбу Арбрамцева супруга С.И.Мамонтова с острова Хонсю(Япония) привезла забавного божка. Игрушка была с секретом. Именно это фигурке предстояло стать прообразом и родственником нашей Матрешки. Как это произошло? Однажды в поместье попала японская игрушка, привезенная с острова Хонсю женой С.И. Мамонтова. Это была фигурка добродушного лысого старичка, мудреца Фукурумы, в которой находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Примерно в это же время русский художник Сергей Васильевич Малютин тоже привез из далекой Японии деревянную фигурку- добродушного лысого старичка Фукуруму, который был очень умный, таким умным что его голова вытянулась от его постоянных раздумий вверх. Игрушка- старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица Фукурумы было озабоченным, ведь всю семью надо было как-то прокормить. Малютин показал игрушку русским мастерам, умельцам. Заморский гость понравился и пришелся по душе.
Первую Матрешку изготовил токарь- игрушечник Василий Звездочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах Сергеево- Посадской учебной мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым.
В.П.Звездочкин уроженец Вороновской области Подольского уезда Московской губерни.
Эскиз для её росписи создал сам художник С.Малютин и сам расписал. Решением русского мастера стало-переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком.
Первая Матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.
Внутри большой девочки помещался мальчик, потом снова девочка, мальчики и девочки, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрешка в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок. Расписали русские художники на славу: губки бантиком, румянец на щеках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой игрушке русское имя дать. Только какое? Маняша? Дуняша? Матрена? И стали новые игрушки Матрешками. В разных городах и селах стали делать Матрешек. По названию города и села стали называть матрешек. Самая яркая красивая из села Семенова. Семеновские мастера придали матрешке немного необычную форму. Она стала более стройная вытянутая, на ее переднике всегда яркий букет цветов.
И пошла гулять матрешка по свету. Настоящая русская красавица. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее серп и хлебные колосья, уточка или петушок, то корзина с грибами и ягодами, то букет цветов.
Но главное -это кукла с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички мал- мала меньше.
На Руси существовало поверье, если внутрь Матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, чем больше туда вложено матрешек, т.е. чем больше в ней мест и чем качественнее роспись, тем быстрее желание исполнится.
В России стали возникать центры по её изготовлению и росписи. Музей Матрешки открылся в 2001 году в Москве.
Изготовление Матрешки.
Для изготовления Матрешки используют Липу. Она хорошо поддается обработке: чурочка -бочоночек- две равные части- обработка внутренней поверхности- художник натирает ее жидким крахмалом трижды, роспись-лакирует- печь.
Для изготовления куклы берут подходящих чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают деревянные заготовки «белье». Мастер начинает точить с малютки «первенькой». Затем следующая кукла уже складная, и так до самой большой. С начало вытачивают голову, затем туловище, подрезают в нужных местах резцом, и заготовка готова. После того как токарь закончил свою работу , к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле фигурки, делая ее поверхность гладкой и ровной для работы художника. Когда смотришь на неокрашенные «слепые» фигурки трудно представить , что это и есть будущие красавицы. Но поставьте заготовки рядом, и вы увидите какие они разные!
По- моему мнению, это еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекательна. И продолжается работа над ней.
Современные материалы для изготовления игрушки.
В настоящее время современные мастера используют множество материалов для изготовления русской красавицы: это и дерево , и полимерная глина, картон, гипс, фарфор, глина, бумага, бисер, папье маше, различные ткани начиная от фетра до изысканного шелка, меха и многое другое.
Кто популярнее Матрешка или кукла Барби?
А как представляют матрешек себе мои сверстники? Для ответа на этот вопрос я использовала иллюстрации матрешек своих друзей и подруг. Работы похожи на традиционные ( в платочках, украшенные узорами, Матрешка- Снегурочка- Принцесса — Барби!
К нетрадиционным можно отнести и матрешки пеналы, матрешки- сундуки, матрешки магниты, матрешки — прихватки, матрешки- неваляшки. Первая Матрешка-неваляшка из древесно-бумажной массы была придумана в 1958 г. В институте игрушек в г. Сергиев Посад. Я еще выделила к нетрадиционным матрешек - зверей, героев сказок. На мой взгляд было даже странно их назвать матрешками, так как они не похожи на эту куклу. Скорее всего мастера использовали к ним слово «матрешка, как понятие «деревянная игрушка», которая содержит в себе несколько меньших размеров игрушки. Причем ожидание чуда повторяется вновь и вновь, до самой маленькой фигурки.
С целью проведения исследования был проведен опрос 100 человек, проживающих на территории России, которым был задан один вопрос: Кто популярнее Матрешка или кукла Барби? Полученные данные были сведены в таблицу.
Кандидаты: | Матрешка | Барби | Не смогли определиться с ответом |
Количество голосов: | 67 | 18 | 15 |
В итоге с большим отрывом в 49 = (67-18) голосов победила русская красавица что говорит о большой популярности Матрешки и патриотичности русского народа.
Анализируя данные проведенного анкетирования я сделала вывод, что опрошенных людей когда- либо была или есть матрешка и многие знают о ней.
В создании современных игрушек — матрешек присутствует два главных направления- это игрушка -сувенир и развивающая детская игрушка.
Возродился и классический образ Матрешки, стало возрождении иконописи. Отдельные художники используют роспись «Под Хохлому», «Под Гжель», «Под Жостово» или «Палех».
III. Результаты творческой работы.
Я считаю, что исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Ведь знания , которыми ты владеешь, нельзя держать в закрытом сундуке, лучше ими поделиться.
И так мы видим, что Матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее. По словам Людмилы Соловьевой, директора музея Матрешки и автора книги «Матрешка» именно сейчас в жизни русского символа самый интересный период.
IV. Заключение
В заключении я загадаю вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?», «Чему она научила?»
Во-первых, я узнала много нового, интересного, полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе и близким вопросы, на которые получила ответы в результате работы над темой. Для ответы на вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с материалами. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации.
Я узнала не только откуда пришла матрешка в нашу страну, с какими событиями это связано, какие Матрешки первыми появились на Руси и как их изготавливали. Народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.
Русская Матрешка- настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук.
Чудо света- игрушечный образ и символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.
В этой молодице- прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые матрешки.
Я, Матрешка- сувенир,
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир Русская Матрешка!
Мастер выточил меня из кусочка липы,
До чего же румяна я -Русская Матрешка!
Русская Матрешка- добрая посланница дружбы, мира и любви. Она душа России. Для россиян Матрешка- означает «Мать»
Список литературы:
1. Н.Н. Алекcахин «Матрешка»-М:ООО Издательство «Народное образование»-1998 г.
2. Информации из научно-популярной литературы, представленной в сети Интернет.
3. Ольга Головина «История появления русской матрешки»,
«Появление матрешки на Руси»- М. Журнал «Ваш досуг» № 12, 2000 г.
4. Т.Ф.Ефремова «Толково-Словообразовательный»,-М. «Просвещение», 1998г.
5. Елена Козлова- «Матрешка-100»
6. Л.Л. Соловьева «Русская Матрешка», М.:Интербук, 2003г.
7. Т.М. Хохрякова « Матрешка в жизне ребенка», Томск, 1998г.