МАДОУ «Детский сад «Сказка» Оренбургской области Первомайского района п. Первомайский
Проект мини-музей «Чудо-пуговка»
( в средней группе).
Подготовила: воспитатель
Высшей категории
Юрьева Е. С.
Паспорт Проекта
Название проекта | Мини-музей «Чудо-пуговка». |
Вид проекта | Творческий, исследовательский, практико-ориентировочный,долгосрочный. |
Продолжительность проекта | 01.09.2021 – 30.06.2023 |
Цель проекта | Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей посредством создания мини-музея. |
Задачи проекта | - Изучение методической, познавательной и художественной литературы по данной теме. - Знакомство с историей пуговицы, ее видами и классификацией, расширение знаний детей об окружающем мире. - Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей. - Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии, коммуникативных навыков. - Воспитание усидчивости, умение работать в коллективе, привитие бережного отношения к чужому труду. |
Проблемные вопросы | Когда и зачем появилась первая пуговица? Как раньше люди обходились без пуговиц? Как можно использовать пуговицы кроме застежки? |
Руководитель проекта | Юрьева Е.С., воспитатель. |
Творческая группа | Юрьева Е.С., воспитатель; родители: Жанабаева Э.Е., Зимина О.А. |
Участники проекта | Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников средней, старшей группы. |
Оборудование, средства и материалы | Иллюстрации пуговиц, коллекции пуговиц, экспонаты из пуговиц, ноутбук. |
Пояснительная записка.
Задача педагога – воспитать детей так, чтобы расширять их знания об окружающем мире, развивать мышление, познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки, активировать речь, заинтересовать и увлечь идеей коллекционирования. Существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими, нами был использован метод музейной педагогики в виде мини-музея пуговиц. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых музей предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов – участие детей, педагогов и родителей в создании музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Так появилась на свет идея проекта «Мини-музей «Чудо-пуговка».
Актуальность:создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем,что мы живем в районе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. Мы решили организовать мини-музей в условиях группы с целью создания условий для укрепления связи с семьями воспитанников группы, обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Постановка проблемы. Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для исследовательски-творческой работы с детьми; пополнение РППС группы.
Цель:расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей посредством создания мини-музея.
Задачи:изучение методической, познавательной и художественной литературы по данной теме. Знакомство с историей пуговицы, ее видами и классификацией, фактурой, расширение знаний детей об окружающем мире. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей. Развитие познавательной активности, воображения, фантазии, коммуникативных навыков. Воспитание усидчивости, умение работать в коллективе, привитие бережного отношения к чужому труду.
Предполагаемый результат: создание мини-музея «Чудо-пуговка». Формирование у детей бережного отношения к собственному труду и труду других людей. Пополнение РППС группы (дидактические игры, пособия, настольно-печатные игры). Пополнение знаний о такой необходимой в жизни человека вещи, как пуговица. Развитие мелкой моторики рук детей. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.
Этапы работы над проектом
I Этап Информационно – подготовительный |
Сроки | Содержание | Цель | Ответственные |
01.09.2020-01.10.2020. | 1.Совместная разработка воспитателем, родителями и воспитанниками средней группы проекта мини-музея «Чудо-пуговка». 2.Изучение методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта. 3.Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для оформления экспонатов мини-музея. 4.Заготовка материала для мини-музея. 5.Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия. 6.Подбор иллюстративного, художественного материала. | Вызвать у педагогов, родителей и детей интерес к проекту; познакомить с целями, задачами; Подвести к видению своего места в проекте; Расширить представления дошкольников об окружающем мире, в частности, о пуговицах. | Творческая группа |
II Этап Организационно-практический
Сроки | Содержание | Цель | Ответственные |
01.10.2020-01.05.2021 | Совместная работа с родителями. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея экспонатами. | Повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов; заинтересованность родителей проблемой ознакомления с окружающим миром через разные виды деятельности; создание условий для творческой деятельности воспитанников. | Творческая группа. |
III Этап Итоговый
Сроки | Содержание | Цель | Ответственные |
01.10.2020-01.05.2021 | Подведение итогов по мини-музею «Чудо-пуговка». Выставка поделок, выполненных совместно с родителями «Чудо-пуговка». | Систематизация накопленного педагогического опыта; привлечение к сотрудничеству родителей; расширить представления дошкольников о пуговицах, развитие познавательных интересов воспитанников. | Творческая группа. |
Перспективный план по мини-музею детей 4-5 лет.
Месяц | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
сентябрь | Экскурсия в мини-музей «Чудо-пуговка». Беседа о пуговицах. Тема: «Первые пуговицы». Цель: познакомить детей с историей изобретения пуговиц. | Пополнение экспонатами сделанными родителями и детьми совместно. Пуговицами. | Консультация по |
октябрь | Рассматривание пуговиц. Цель: знакомить с пуговицами, ее классификацией, видами, фактурой, знакомить с окружающим миром. | Оформление папки-передвижки по теме: «История возникновения пуговицы». | |
ноябрь | Дидактическая игра «Посмотри и укрась». Цель: Формировать умение у детей подбирать к вещам пуговицы нужного цвета. Дидактическая игра «Подбери пуговицы разного цвета и размера. Цель: найди пуговицы одинакового цвета и размера. Выложи в одну линию пуговицы одинакового цвета от самой маленькой до самой большой и наоборот. | Консультация для родителей «Какие бывают пуговицы?» | |
декабрь | Чтение сказки о потерянной пуговице. Цель: расширять знания детей познавательными сказками. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы. | Беседа с родителями «Из чего делали пуговицы?» | Консультация для воспитателей «Игры с пуговицами». |
январь | Настольно-печатная игра «Дорожки». Цель: развивать внимательность в игре, интерес. Дидактическая игра «Сосчитай». Цель: учить детей порядковому счету от1 до 10. Берем карточку с цифрой и выкладываем нужное количество пуговиц в клетки на карточке. | Пополнение пуговицами мини-музея. | |
февраль | Рисование сование пуговиц. Цель: продолжать учить рисовать детей «пуговицы» круглой, квадратной, треугольной формы. Закрепить знания детей о форме пуговиц. | Выставка рисунков по теме: «Пуговицы разной формы». | |
март | Загадывание загадок о пуговицах. Цель: воспитывать умение у детей отгадывать загадки о пуговицах. Формировать у детей представление о предметах окружающего мира. Развивать мыслительную активность и любознательность. | | |
апрель | Дидактическая игра «Собери пуговицу». Цель: учить из частей собирать целое, закрепить знания детей о пуговицах, их применении. Развивать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим, развивать мелкую моторику рук, внимание. Закрепить знания цветов. | Совместное творчество ребенка и родителей. | |
май | Конструирование «Пуговицы будущего». Цель: совершенствовать умение творчески, изменять предметы, используя пластилин, бисер, и другие предметы для изготовления пуговицы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. | Выставка поделок. | Отчет по теме мини-музея»Чудо-пуговка». |
Ожидаемые результаты: реализация проекта позволяет решить проблемы в формировании у детей исследовательской активности, расширить кругозор ребенка. Исследовательская деятельность позволяет развить познавательные процессы в интересной для детей форме. В проектной деятельности дети учатся применять полученные знания на практике. Проект в полной мере способствует формированию целевых ориентиров дошкольника.
Проект будет интересным для всех его участников. Создание мини-музея в группе, надеемся, что подтолкнет родителей на семейное коллекционирование совместно с детьми.
Главное, чему научит проект детей и взрослых- это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!
Список использованной литературы:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников.-М., 2010.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н., от рождения до школы. //Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- М., Просвещение, 2016.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
Перспективный план мини-музея «Чудо-пуговка», для детей 5 – 6 лет.
Месяц | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с другими группами |
Сентябрь | 1 Обновление экспонатов для мини-музея. 2 Разработка перспективного плана работы мини-музея. | 1 Участие родителей в подборе экспонатов. | |
Октябрь | 1Экскурсия в мини-музей. Интересные факты о пуговицах. Цель: знакомство с новыми экспонатами в мини-музее. | 1Онлайн родительское собрание на тему: «Такие разные пуговицы». Подбор литературы, книг о пуговицах. | |
Ноябрь | 1 Беседа: «Из чего сделаны пуговицы». Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира; расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности. 2 П/игра «Собери пуговицы». Цель: развивать быстроту реакции в игре, ориентировку в пространстве. | 1 Привлечь родителей к сбору пуговиц самодельных из разных видов тканей. | |
Декабрь | 1Рисование по теме: «Волшебная пуговица». Цель: развивать творческие способности детей – умение самостоятельно выбирать содержание рисунка. | | |
Январь | 1 Пальчиковая игра «Пуговки». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить детей соотносить слова текста с точностью движений рук, память. 2 Чтение сказки «Как иголка подружилась с ниточкой и пуговкой». Цель: продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. | Консультация для родителей « Немного об истории пуговиц». | |
Февраль | 1 Знакомство с приметами связанные с пуговицами. Цель: дать детям представления о приметах связанными с пуговицами, развивать речь воспитывать интерес к окружающему. | 1Совместная работа родителей с детьми, в написании книжек-малышек, придумывании сказок, рассказов. | |
Март | 1 Экспериментирование: рассматривание пуговиц под лупой; опыт с пуговицами «тонет- не тонет». Цель: знакомить с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы. | 1 Консультация «Игры с пуговицами». | |
Апрель | 1 Рассматривание одежды, иллюстраций с изображением пуговиц, коллекции пуговиц. Цель: продолжать знакомить с разной фактурой, формой, цветом пуговиц. Продолжать формировать знания о разной фактуре, размеров пуговиц. 2 Ручной труд «Творческая мастерская». Пришиваем пуговицу. | | |
Май | 1 Лепка по теме: «Разноцветные пуговицы». Цель: формировать навыки работы с пластилином, воспитывать интерес к лепке. | 1 Оформление выставки «Умелые руки не знают скуки», с участием родителей и воспитанников. | |