СЕКЦИЯ «Иностранный язык»
Тема: «Мнемотехники в английском языке»
Автор:
Срывкова М.А.
обучающаяся 7 класса
МБОУ «СОШ №11» ИМОСК
Научный руководитель:
Стрельникова О.П.
учитель иностранного языка.
.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Теоретическая часть.
Как работает память человека? .............................................................5
Виды памяти……………………………………………………............6
Мнемотехника………………………………………………………….7
Описание приемов мнемотехники для запоминания английских слов……………………………………………………………...............9
Практическая часть.
2.1 Определение способов и приёмов запоминания слов, которые
используют мои одноклассники при изучении английского языка................16
2.2 Проведение словарного диктанта……………………………...........18
2.3 Проведение повторного словарного диктанта………………...........20
3. Вывод…………………………………………………………………........21
Заключение…………………………………………………………….....22
Библиографический список……………………………………………23
Приложение №1………………………………………………………………….24
Приложение №2………………………………………………………………….25
Приложение №3………………………………………………………………….26
Введение
Знание иностранных языков в последнее время стало неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности многих специали- стов. Нет необходимости объяснять актуальность изучения иностран- ных языков в нашу эпоху информатизации, глобализации и междуна- родной интеграции. Изучению иностранных языков уделяется большое внимание, как в средней школе, так и на этапе высшего образования. Помимо этого существует большое разнообразие дополнительных воз- можностей: языковые школы, онлайн-курсы, разговорные клубы, заня- тия с репетиторами.
дика обучения и воспитания
Две главные составляющие любого языка – грамматика и лексика, они же являются двумя большими задачами и проблемами для изуча- ющих иностранный язык. Грамматику, как правило, можно усвоить с помощью определенных алгоритмов построения фраз и предложений, хотя многие педагоги подвергают сомнениям данное утверждение. Изучению лексики уделяется особое внимание в методике преподавания иностранных языков, поскольку большинство обучающихся сталкиваются с проблемой запоминания и воспроизведения иноязычных слов. Изучающие языки прилагают большие усилия, тратят много времени, но часто результаты, тем не менее, оставляют желать лучшего. Выходом из данной ситуации может служить применение активных образовательных технологий и различных эффективных приемов запоминания, хранения и воспроизведения информации.
«В последние годы все большую значимость приобретают техноло- гии активного обучения, которые опираются… на творческое, продук- тивное мышление и коммуникацию. Их появление связано со стрем- лением преподавателей активизировать познавательную деятельностьучащихся, побуждать их к самостоятельному получению знаний,создавать оптимальные условия для овладения профессионально значимыми компетенциями, практическими умениями и навыками» [2, с. 152]. Одним из методов активизации познавательной деятельности обучающихся, на наш взгляд, является мнемотехника.[7]
Мнемоническая система описывается еще в трудах Цицерона. Затем она воспроизводилась средневековыми исследователями. В средние века и в эпоху Возрождения ученые, а среди них и Джордано Бруно, обучали искусству памяти, ведь приходилось запоминать много информации, например, большие отрывки из Священного Писания. В XIX в. интерес к мнемонике возродился. Библиотекарь из Мюнхена, барон Аретин, упоминал в своих книгах о приемах запоминания букв. Эме Пари изучал в Париже методы памяти, помимо этого он известен тем, что изобрел стенографию. Александр Язвинский прославился примене- нием мнемонического метода преподавания. Метод Язвинского исполь- зовался в изучении хронологии, истории и французского языка. Датча- нин Ревентлов (псевдоним Карла Отто) проводил много экспериментов и доказал эффективность использования мнемотехники для педагогов. В отечественной науке конца XIX – начала XX вв. можно выделить такие имена психологов и педагогов, как С.Д. Файнштейн, Г.И. Челпанов, Х.М. Шиллер-Школьник. [7].
Выбранная нами тема, безусловно, актуальна. Усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети Интернет, развитие мирового экономического рынка, международного туризма, культурных связей требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Но ни для кого не секрет, что изучение иностранного языка вызывает у большинства учащихся много трудностей. Множество грамматических правил, значительное число лексических единиц, большая доля речевых конструкций, многие из которых не поддаются обобщению – все эти факты оказывают негативное влияние при изучении предмета, иногда внушая страх, результатом чего является низкая коммуникативная способность школьников. Но нельзя знать иностранный язык, не зная слов, так же, как нельзя научиться читать, не зная букв. Но изучая английский язык, мы сталкиваемся с проблемой, возникающей при изучении английского языка – это трудности запоминания иностранных слов. Освоение новой лексики – это самый трудоемкий процесс в изучении иностранного языка. Для этого нужна хорошая память. Хорошая память - основа успеха в школе, потому что ученикам все время приходиться прибегать к ее услугам. Все люди делятся на три большие группы: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы . Например, кто-то может штудировать учебники и не запомнить ни слова из прочитанного, а один раз услышав объяснения учителя, запомнить все сказанное, не сделав при этом не одной записи. А некоторые люди являются кинестетиками, они ничего не могут понять и запомнить, пока не запишут это. Для них важнее всего чувства и ощущения.
Цель: определить, какими способами запоминают учащиеся английские слова и предложить свой способ.
Задачи:
1. Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память».
Определить, какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка.
Разработать памятку с подробным описанием существующих способов и приемов запоминания английских слов.
Гипотеза: изучение английского языка будет более эффективным, если умело использовать приемы мнемотехники.
Предмет исследования: эффективные способы запоминания английских слов.
Объект исследования: английская лексика.
Использовались следующие методы исследования:
Сбор информации по теме исследования;
Описательный и аналитический метод;
Метод статистической обработки результатов;
Обобщающий метод;
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что, используя приёмы мнемотехники, можно будет тренировать свою память, облегчить процесс запоминания английских слов, экономить время и улучшить качество знаний по предмету.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка
Теоретическая часть.
Как работает память человека?
Память – это неотъемлемая часть человека, это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, память связывает прошлое человека с настоящим и будущим.
Существует такой анекдот: «Помнить-то я помню, но когда хочу вспомнить, то забываю…». Действительно, все, что происходит с человеком в течение жизни, знания, опыт, все это позволяет человеку развиваться. Память формирует привычки и поведение человека. Благодаря памяти мы можем общаться между собой. Другими словами, память формирует человека как личность.
В своем выступлении мы остановимся на рассмотрении некоторых отделов памяти и феноменах, связанных с ней.
Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга, благодаря пластичности нервной системы, а именно любой вызванный внешним раздражением нервный процесс (возбуждение или торможение), не проходит для нервной ткани бесследно, он оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений. Эти изменения облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя [3].
Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспоминании, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Разница в том, что при восприятии идет постоянное возбуждение рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов. Восприятие внешних предметов имеет в своей физиологической основе сложную деятельность многих нервных клеток в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми устанавливаются определенные связи. Эти временные связи отличаются известной системностью, поскольку они вызываются воздействием внешних явлений, которые сами представляют собой систему, а не
хаотическую сумму раздражений. Благодаря этому при повторном воспроизведении образуются более или менее прочные и постоянные системы связей.
Наличие этих временных связей и делает возможным процесс памяти: возбуждение, возникшее под влиянием какого-нибудь внешнего раздражителя в том или другом участке коры больших полушарий головного мозга, переходит по проторенным путям на другие участки коры, с которыми данный участок был связан в прошлой деятельности, в результате чего в нашем сознании всплывает образ виденного когда-то предмета.
Нервные процессы, лежащие в основе памяти, могут быть вызваны не только раздражителями первой сигнальной системы (звуки, прикосновения, зрительные раздражения и т. д.), но и раздражителями второй сигнальной системы, т. е. словами, сигнализирующими о многообразных и сложных связях, образовавшихся в процессе предшествовавших восприятий.
В своей деятельности человек чаще имеет воспоминания, вызванные именно словами в виде напоминания, приказания, объяснения, а не непосредственными воздействиями внешних предметов. Установившиеся в результате восприятия временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе многообразной человеческой деятельности они изменяются и усложняются, вступая в новые связи с другими остаточными возбуждениями и реконструируясь, т. е. перестраиваясь под влиянием все время расширяющегося опыта. При этом сохраняющиеся в качестве «следов» нервные процессы не являются точным повторением тех процессов, которые были при непосредственном восприятии, но имеют по преимуществу обобщенный характер [3].
При воспоминании каждый раз имеется новый физиологический процесс, не являющийся точной копией того, который имел место при восприятии; поэтому воспроизведенное в памяти представление не есть точная копия ранее бывшего восприятия, а оказывается всегда несколько видоизмененным.
1.2 Виды памяти Принцип действия нашего мозга можно сравнить с компьютером, для хранения текущей информации используется оперативная память, а для длительного сохранения жесткий диск. Применительно к человеческому мозгу память можно разделить на несколько видов, которые различаются собой по продолжительности хранения в них информации.
Непосредственная память. Самый кратковременный вид памяти, его ещё называют сенсорным, информация запоминается буквально на несколько секунд, а потом забывается.
Кратковременная память. В кратковременной памяти, удерживаемая информация представляет собой неполное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.
Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из видов памяти. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.
Таким образов, память – важная вещь в нашей жизни, без нее невозможно жить и ее изучение позволяет нам более четко подходить к способам обучения и, конечно, лечения болезней, связанных с памятью. В психологии памяти есть много неизведанного. Изучение памяти, ее исследование помогает чётко
понимать структуру и механизмы работы памяти. Представляется, интересным изучать влияние личностных факторов на феномен памяти.
1.3 Мнемотехника
Мнемотехника ("мнемо" - в переводе с греческого - "помню") — это комплекс приёмов, улучшающих процесс запоминания, в основном путём использования зрительных образов и ассоциаций. Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления. Применение мнемотехники при обучении английскому языку рассматривается как вспомогательное средство. Ее использование мнемотехники развивает способность мыслить, креативность и желание кропотливо изучать материал. Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Образ – это реакция мозга на слова, которые нужно понимать. Например, «puddle», что означает лужа. Созвучно русскому глаголу «падал». Следует знать, что мнемотехника облегчает процесс изучения языка.
Таким образом:мнемотехника является перспективным направлением в обучении, позволяющем не только изучать иностранные языки, но и активизировать резервы памяти и мышления. Суть ее заключается в том, что обычно сложно запоминать разрозненные, не связанные друг с другом факты, явле- ния. Когда существует связь между новой информацией и уже имею- щейся, то запоминание происходит гораздо легче и быстрее благодаря этим логическим ассоциативным связям между объектами и образами. Эти связи могут существовать сами по себе, например «холодильник – холодный – холодит», «international – интернациональный, международный», а иногда их необходимо искусственно создать, присвоить объекту ассоциативный образ, т.е. закодировать данные в удобную для запоминания форму.
Использование мнемотехники расширяет кругозор обучаемых, активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию внимания и мышления, позволяет получить как можно больше информации за меньшее время, формирует умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знаний.
Авторы учебников иностранных языков вообще не рассматривают тему запоминания новой лексики, фраз. Предполагается, что новая лексика и грамматика будет усвоена учеником естественным образом, в процессе выполнения большого количества упражнений. Изучение иностранного языка часто превращается в механическое зазубривание, сложную, кропотливую и утомляемую работу. Возникает непонимание, трудности, и совсем скоро у ученика заканчивается терпение и пропадает интерес к предмету. А при изучении иностранного языка наличие заинтересованности - один из главных факторов успеха, так как объем запоминаемого материала большой и, следовательно, процесс обучения носит продолжительный характер. Употребляя мнемотехнику, мы видим положительный результат своих действий, когда все хорошо запоминается, это вызывает желание заниматься дальше и изучать предмет глубже.
То, что прочно ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. И хотя мы не подозреваем об этом процессе, он продолжается без участия нашего сознания или желания. Многочисленные исследования показали, что возможности запоминания слов с помощью методов мнемотехники в десятки (!) раз превышают возможности обычной памяти. Мнемонические приемы подойдут любому типу. Визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям (sleep-слипаться, глаза слипаются), а кинестетики смогут прочувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение. Существует большое количество методов мнемотехники: метод Марка Твена, метод Линкольна, метод Наполеона и прочие.
Я хочу поделиться самыми эффективными и мной опробованными методами:
1.4 Описание приемов мнемотехники для запоминания английской слов.
Метод опорных пунктов (визуализация)
Данный метод позволяет визуализировать слово. Человек воображает мысленно картинку или сценку, которая ассоциируется с нужным словом. Использование наглядных образов увеличивает продуктивность запоминания, если отразить смысл учебного материала с помощью зрительных образов в виде рисунков, схем и т.д.
Представляйте себе образ, который ассоциируется со словом, и запоминание превращается в очень увлекательный и, самое главное, в продуктивный процесс. Человек должен сопоставлять слова с образами, которые вызывают сильные эмоции. Чем безумнее будут образы, тем больше вероятность того, что слово прочно укореняется в вашей памяти.
Метод ментальных карт или майндмэппинг.
Ментальная карта – это схема, в центре которой находится ключевое слово, от него в разные стороны растут ветви, разветвляющиеся на веточки.
В итоге получается что- то вроде паутины, корневой системы.
Использование ментальных карт при изучении лексики иностранного языка
дает положительные результаты в силу того, что структурированную, упорядоченную и ассоциированную с известными образами информацию легче воспринимать и запоминать, чем информацию, представленную в виде текста или таблицы. При изучении лексики на английском языке в центре карты размещается ключевое понятие (тема), от которого ответвляются остальные элементы (лексические единицы). Термины, несущие основную
лексическую нагрузку изучаемой темы, дополняются цветным графическим материалом фотографиями и схемами. При использовании ментальных карт изучаемый материал воспринимается как единое целое, что очень важно. Кроме того, интеллект-карты можно в любой момент преобразовать, усовершенствовать, обновить.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в изучении английской лексики может дать огромные положительные результаты.
Преимущество ментальных карт:
показывают связи между явлениями.
собирают воедино большое количество данных
развивает креативность мышления
Метод тематичности (или метод группировки)
Слова группируются по темам. Когда слова сгруппированы по темам, их изучать легче. Например, знакомство, еда и напитки, дни недели, внешность, времена года, семья, погода и природа, путешествие и отдых.
Слова можно объединять в группы по смыслу, по грамматическим признакам.
Вариантом группировки слов по грамматическим признакам может быть очень много.
При составлении групп можно опираться на однокоренные слова, на существительные одного рода, на глаголы с определенным окончанием и.т.д.
Метод фонетических ассоциаций (МФА)
Метод фонетических ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющие разное значение. Одним из первых научных исследований, посвященных этому методу было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях, поэтому этот метод по-другому называется еще методом Аткинсона.
Метод построен на словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. В разных языках встречаются слова, имеющие одинаковое звучание. Например, слово eye (глаз) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «ай» когда нам что-то попадает в глаз мы кричим «Ай». Не следует навязывать человеку свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа. Главное в методе связать образ с исконным значением слова, т.е. ученики должны создать эффективную картину, которая в любом случае всплывает в памяти, если они услышат это слово то ли в английском, то ли в русском варианте.
При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и фонетическая форма иностранного слова ассоциируется в памяти с фонетической формой слова.
Приведу в пример некоторые лексические единицы и звуковые ассоциации
к ним, использованные мною для изучения английских слов:
happy - будь счастлив хапни денег;
eye [aɪ] - глазки закрывай;
chest [tʃest] Посмотри на грудь солдата -ордена, медали. Это честь его! Ребята славно воевали;
creak [kri:k] — скрип Я всКРИКнула от скрипа двери;
рromote (промотать) – поддерживать. Поддерживая решения партии, мы промотали всё состояние государства. Это ассоциация построена не по правилам. Но тем не менее, она запоминается не только вам, но и всем последующим поколениям.
Интересный пример создал мой ученик на употребление глагола с предлогом
laugh at-лафет.
list — список. Листаю список;
share- делиться, шея делится с телом и головой.
Lips- губы, накрасили губы помадой, а они Cлипаются
Roll- раскатать, вертеть, когда делают роллы их крутят.
Chair- стул, когда заходим в кабинет, стул кричит – «Чей я?»
Provide-снабжать, компания которая снабжает и предоставляет услуги сети интернет –Провайдер.
Dog-собака, вспоминаем породу собаки дог.
Метод полного физического реагирования (TPR)
Этот метод нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудилов и визуалов. Концептуальные основы данной методики обучения были разработаны в 70-е годы XX века известным психологом Джеймсом Ашером.
Психолог Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде чем, сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова и фразы лучше запоминаются, когда на них реагируют действиями. Метод TPR –это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд учителя.
Можно включать песни, под которые можно двигаться и танцевать, выполнять определенные движения под музыку, соотносят звучащий текст со значением.
Например: I wake up (тянемся)
I wash my face (моем лицо)
I comb my hair (расчесываем волосы)
I brush my teeth (чистим зубы)
I eat breakfast (кушаем завтрак)
I go to school (идем в школу)
TRP можно применять для обучения и отработки множества вещей:
Лексику, связанную с движениями: (jump, run, swim)
Времена и аспекты глаголов: (I am jumping, I am running)
Выражения классного обихода.
Команды: (Open! Stand up!)
Рассказы и истории.
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Не нужно запоминать слово, повторяя много раз, например, rain – (рейн) – дождь, идет дождь. Это происходит механическое заучивание слово, которая быстро забывается. Вместо этого надо визуально представить образ (картинку) самого дождя, как идет дождь. Таким образом «rain» становится понятием, а не просто переводом, который, кстати, при обычном механическом заучивании может легко подмениться другим – ведь для него в этом случаи не существует, так называемой, чувственной, материальной основы, а не только набор букв. Другими словами, перевод нужен, только для того, чтобы знать, что представлять.
Еще лучше, если не только визуализируется образ запоминаемого слова, но и подключаются к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и.т.д.) Можно так же включить звук шума дождя. На самом деле визуализация, применение метода ощущений и автобиографических воспоминаний занимает совсем немного времени, как это может показаться, не больше 1,5 – 2 минут, а эффект дает ощутимый.
Метод тренировки зрительной памяти или метод Айвазовского.
Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого художника мариниста Ивана Константиновича Айвозовского. Он мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся ее на полотно так, чтобы она не казалось застывшей. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти.
Посмотреть на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях. Задать себе вопросы по подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополнить образ, закрыть глаза и постараться добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз.
Посмотреть на экран с картиной животного..
Дать 2-3 минуты для запоминания.
Записать на диктофон то, что смогла запомнить
Метод рифмы и ритма.
Стихотворение – это замечательный тренажер для понимания ритмики языка и отработки произношения слов, для его запоминания. Разучивая английские стихи и рифмовки, человек неосознанно будет запоминать иностранные слова и грамматические конструкции.
Например:
Bird
Fly, little bird, fly!
Fly into the blue sky!
One, two, three,
You are free!
My cat
My cat is black,
My cat is fat,
I like my cat,
It is my pet.
Для изучения английского языка можно выучить стихи с опорой на знакомый язык. В таких стихах всего несколько слов или выражений на английском языке.
Например:
В доме тихо и темно,
Moon глядит в окно.
Mother,погаси луну,
Я при свете не усну.
. В книге А. А. Пыльцына «Английский в семейном кругу» можно найти большое количество рифмовок для детей и взрослых, которые направлены на заучивание без усилий в стихотворной форме основных грамматических понятий, будь то вопросительные слова или три формы глагола:
What? Вот – что? Who? Ху – кто?
When? Вэн – когда? – сковорода. Where? Вэа – где? — в Караганде. How? Хау – как? – да просто так. Why? Вай, вай, вай – почему?
Ничего я не пойму [3 с. 4].
Клад искал один чудак Целый месяц dig-dug-du Find-found-found наконец
Металлический ларец [3 с. 12].
Любой материал, представляемый в стихах или в песнях, запоминается легче и быстрее. Грамматика и лексика, изучаемая таким методом, прочнее откладывается в долговременной памяти, а произношение совершенствуются.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют мои одноклассники при изучении английского языка
В начале учебного года мною было проведено анкетирование среди 7 –х классов. В анкетировании участвовало 68 обучающихся.
«Нравится ли тебе изучать английский язык?»
«Что для тебя является трудным при изучении английского языка?»
«Какими способами Вы запоминаете слова?»
«Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»
Я зафиксировала и проанализировала ответы 68-и учащихся, которые можно отразить в следующей таблице. (Приложение №1)
Основной возраст опрашиваемых подростки – 15 лет (65%) и 16 лет(35%)
Вопрос №1. «Нравится ли тебе изучать английский язык?» Проанализировав ответы своих одноклассников на первый вопрос, я выяснила, что только 30 участникам анкеты нравится изучать английский язык- 45%, 38 обучающимся не нравится изучать английский язык- 55%.
Вопрос №2«Что для тебя является трудным при изучении английского языка?»
Анкетирование обучающихся показало, что учащиеся испытывали трудности в запоминании английских слов (62%), при составлении предложений (23%), чтении (15%). Это связано с тем, что обучающиеся не умеют запоминать и применять новые знания.
Запоминание английских слов | Составление предложений | Чтение |
62% | 23% | 3 % |
Вопрос № 3. «Какими способами Вы запоминаете слова?»
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – «повторяю». Второй – «записываю». Третий – «придумываю ассоциации».
Повторяю | Записываю | Придумываю ассоциации |
80% | 15% | 5% |
Вопрос №4 «Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»
«2» | «3» | «4» | «5» |
20% | 55% | 10% | 15% |
2.2 Проведение словарного диктанта
Я решила провести среди моих одноклассников словарные диктанты по теме «Music» 9 (Приложение №2). В 7 классе я решила воспользоваться простым способом запоминания. Перед словарным диктантом, мы проговорили по 10 словарных слов по теме «Музыка» и предложили ребятам написать их по памяти.
Результаты диктантов "по памяти" оказались следующие:
- запомнили 10 слов – 1 учеников;
- запомнили от 8-9 слов – 3 ученика;
- запомнили от 6-7 слов – 5 учеников;
- запомнили от 4-5 слов –2 ученика;
- запомнили от 2-3 слов – 2 ученика.
В 6 классе я раздала каждому ученику памятку с подробным описанием приемов заучивания лексики. После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, я предложила своим одноклассникам выбрать самые подходящие для них способы, предложила запомнить слова используя памятку (Приложение №3), где я описала приемы мнемотехники. На следующий день ребята написали диктант, и вот что получилось:
- запомнили 10 слов – 3 ученика;
- запомнили от 8-9 слов – 5 учеников;
- запомнили от 6-7 слов – 2 учеников;
- запомнили от 4-5 слов – 1 ученик;
- запомнили от 2-3 слов – 1 ученик;
Учащимся 6-7 классов в рамках обучения английскому языку необходимо овладеть большим количеством лексических единиц, а также знать обширный перечень грамматического материала и уметь им пользоваться, т.е. должны быть сформированы лексический и грамматический навыки. Для решения подобной задачи может быть использована мнемотехника.
Данный метод показал себя как отличное средство для изучения лексики в небольшие сроки, более эффективное, чем обучение без его применения. Мнемотехника повысила мотивацию учащихся к овладению иностранным языком, раскрыла их творческий потенциал и позволила взглянуть на английский как на логичную систему.
В отношении грамматического материала мнемотехника не смогла проявить себя как более эффективный метод обучения, однако не уступила «традиционным» методам в плане овладения необходимой информации. Требуется дальнейшее изучение данной тематики.
2.3 Проведение повторного словарного диктанта.
Спустя неделю, я предложила одноклассникам по памяти написать контрольный диктант из слов предыдущего диктанта.
Результаты диктанта оказались следующие: словарные слова, которые запоминали, используя приемы мнемотехники, превзошёл результаты. Двенадцать учащихся (из двенадцати) написали от 8 до 10 слов без ошибок
Выводы.
В ходе учебно-исследовательской работы был проанализирован теоретический материал.
Разработана памятка способов и приемов запоминания иноязычной лексики.
Результативность применения методов подтверждают результаты повторного словарного диктанта.
Исходя из своего опыта использования различных мнемотехнических приемов, могу отметить, что мнемотехника значительно облегчает процесс изучения языка, она позволяет думать на английском языке, мысленно проговаривая слова, фразы, предложения и диалог, обеспечивает долговременное запоминание, развивает навык говорения и понимание английской речи без внутреннего перевода на английский язык.
Можно сделать вывод, что применение мнемотехники на уроках английского языка 6-7 классов при изучении лексики приносит более эффективный результат, чем при обучении без неё, т.к. ученикам удалось запомнить большее количество лексического материала. Помимо этого, данный метод нацелен на использование воображения, на стимулирование интереса к изучению языка.
В отношении грамматического материала мнемотехника не смогла проявить себя как более эффективный метод обучения, однако не уступила «традиционным» методам в плане овладения необходимой информации. Требуется дальнейшее изучение данной тематики.
Заключение
Практика использования методов мнемотехники доказала его эффективность. После проведения исследования моя гипотеза подтвердилась полностью. В любом случае, помните, что новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы закрепить их в памяти. Какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи выполнены, так как я узнала, как происходит процесс запоминания слов, дала определение термину «память», определила какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка, разработала памятку с подробным описанием существующих способов и приемов запоминания английских слов, провела словарные диктанты и доказала эффективность использования приемы мнемотехники.
Использование методов мнемотехники способствуют развитию мышления и творческого воображения обучающихся. Мои наблюдения показали, что умения оперировать образами помогает решить проблемы, связанные с запоминанием.
Использование различных методов мнемотехники для совершенствования памяти повышает эффективность изучения не только английского языка, но и других наук, а также помогает в повседневной жизни. Эти приемы позволяют развить языковую и речевую компетенции, улучшить качество знаний, повысить мотивацию к изучению английского языка и развить познавательные интересы.
Список использованной летературы
Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Г ез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н. Техника запоминания иностранных слов. М., «Образование», 2002.
Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н./Д., «Феникс», 2005. 5. Майкл Курланд, Ричард Лупоф Как улучшить память (практическое пособие). М., «АСТ», «Астрель», 2003.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев -М.: Красанд, 2010. - 216 с
Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.
http://ru.wikipedia.org
7.https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mnemotehniki-dlya-obucheniya-inoyazychnoy-leksike/viewer
Приложение №1
Анкета.
«Нравится ли тебе изучать английский язык?
А) Да Б) Нет
«Что для тебя является трудным при изучении английского языка?»
Запоминание английских слов | Составление предложений | Чтение |
| | |
«Какими способами Вы запоминаете слова?»
Повторяю | Записываю | Придумываю ассоциации |
| | |
«Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»
Приложение №2
Словарный диктант
Tune
to record
to release
tuneless
conductor
ballet
chart
first night
album
encourage
Приложение №3
Памятка
Приемы мнемотехники
Метод опорных пунктов (визуализация).
Вам необходимо вообразить мысленно картинку или сценку, которая ассоциируется с нужным словом, которые вызывают сильные эмоции. Чем безумнее будут образы, тем больше вероятность того, что слово прочно укоренится в вашей памяти.
Метод ментальных карт или майндмэппинг.
Ментальная карта – это схема, в центре которой находится ключевое слово, от которого в разные стороны растут ветви, разветвляющиеся на веточки.
В итоге получается что- то вроде паутины, корневой системы.
Метод фонетических ассоциаций (МФА).
Главное в методе связать образ с исконным значением слова, т.е. Вам нужно создать эффективную картину, которая в любом случае всплывает в памяти, если Вы услышите это слово в английском, то ли в русском варианте. При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и фонетическая форма иностранного слова ассоциируется в памяти с фонетической формой слова.
Пример:
list — список. Листаю список;
share- делиться, шея делится с телом и головой.
Lips- губы, накрасили губы помадой, а они Cлипаются
Baptized –крещенный, когда крестят, стоит Таз с водой.
Метод полного физического реагирования (TPR)
Этот метод нацелен на восприятие языка через органы чувств. Слова и фразы лучше запоминаются, когда на них реагируют действиями.
Метод TPR –это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд.
Можете включить песню, под которые можно двигаться и танцевать, выполнять определенные движения под музыку, соотносящую звучащий текст со значением.
Например:
I wake up (тянемся)
I wash my face (моем лицо)
I comb my hair (расчесываем волосы)
I brush my teeth (чистим зубы)
I eat breakfast (кушаем завтрак)
I go to school (идем в школу)
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Не нужно запоминать слово, повторяя много раз, например, rain – (рейн) – дождь, идет дождь. Происходит механическое заучивание слово, которая быстро забывается. Вместо этого надо визуально представить образ (картинку) самого дождя, как идет дождь.
Еще лучше, если не только визуализируется образ запоминаемого слова, но и подключаются к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и.т.д.) Можно так же включить запись шума дождя. На самом деле визуализация, применение метода ощущений и автобиографических воспоминаний занимает совсем немного времени, как это может показаться, не больше 1,5 – 2 минут, а эффект дает ощутимый.
Метод тренировки зрительной памяти или метод Айвазовского.
Посмотреть на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях. Задать себе вопросы по подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополнить образ, закрыть глаза и постараться добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз.
Посмотреть на экран с картиной животного.
Дать 2-3 минуты для запоминания.
Записать на диктофон то, что смогла запомнить
Метод рифмы и ритма.
Стихотворение – это замечательный тренажер для понимания ритмика языка и отработки произношения слов и для его запоминания. Разучивая английские стихи и рифмовки, человек неосознанно будет запоминать иностранные слова и грамматические конструкции.
Например: Bird
Fly, little bird, fly!
Fly into the blue sky!
One, two, three,
You are free!