Проект "Мой добрый город под названием Бирск"
ПРОЕКТ
«Мой добрый город под названием Бирск...»
Авторы: Накарякова Т.А., воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад №15 «Родничок» г.Бирска
Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату; с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Мы живем в красивом старинном городе с тихим названием Бирск. Город возник в 1574 г. Назывался он село Архангельское. Его предназначение было – опорный пункт на середине пути от реки Кама по реке Уфе. Село было сожжено во время восстания башкир. В 1663 г. оно было отстроено заново. В 1774 г. город Бирск был взят войсками Салавата Юлаева, который являлся сподвижником Емельяна Пугачёва. Позднее Бирск был опять отстроен. Он стал развиваться с этих пор как культурный и торговый центр северо-востока Башкирии. В 1781 г. Бирск получил статус уездного города. К концу XIX в. основными занятиями жителей Бирска являлись торговля, скотоводство, кустарные ремёсла, земледелие, охота. Бирск – грузовой порт. Название города происходит от реки, протекающей по соседству – Бирь, что в переводе с башкирского означает «волчья». Сегодня Бирск является административным центром республики Башкортостан.
Главным брендом-символом Бирска являются бирские яблоки. Яблочные традиции уходят в самые истоки города. Феномен бирских садов заключается в особом микроклимате. Садам нужны склоны, чтобы холодный воздух скатывался вниз. В склонах же в Бирске недостатка никогда не было, вот яблоки и росли. Выращивали их при монастыре и инородческой школе, выращивали в своих небольших садиках. К вопросу выращивания яблок в Бирске подходили всегда творчески и, конечно же, выводили свои местные сорта. Яблок было так много, что в советское время в городе работал овощесушильный завод. В наше время возрождаются яблочные традиции. Уже несколько лет в нашем городе проводится фестиваль «Бирское яблоко», на котором проводится выставка-продажа яблок разных сортов, саженцев, кулинарных изделий из яблок, предметов прикладного искусства.
В детском дендрологическом парке Берендей создан первый и единственный в мире музей яблока. Здесь все посвящено яблочной тематике.
А в этом году наш город отмечает свой 356-летний юбилей. Мы знакомим детей с достопримечательностями родного города, участвуем в фестивале «Бирское яблоко». Дети интересуются самобытной культурой разных народов, проживающих в нашем городе, с любопытством рассматривают открытки, фотографии, картины, иллюстрации, буклеты о родном городе; делятся впечатлениями. В процессе наблюдений, во время беседы был сделан вывод, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Этим объясняется выбор темы проекта. Своей работой по данной теме мы хотим поделиться со своими коллегами.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2018 года - сентябрь 2019 года.
ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный, семейно-групповой.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитывать любовь к родному городу, закрепить понятие - малая Родина. Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город. Расширять представления детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, бытом, достопримечательностями. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ:
• Воспитывать любовь к родному городу.
• Расширять представления об истории родного города.
• Формировать интерес к прошлому и настоящему города Бирска.
• Познакомить с различными источниками получения информации.
• Углублять краеведческие знания о родном городе.
• Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш город.
• Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
• Бережно относиться к историческому наследию города Бирска.
• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
• Формировать чувства сопричастности к родному краю, семье.
• Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, формировать умение соблюдать в процессе игры правила культурного поведения.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. Физическая культура. Художественное творчество. Музыка. Труд.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО ГОРОДА И РЕСПУБЛИКИ:
- Имеет представление о родном крае, его достопримечательностях.
- Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения мир природы.
- Имеет представление о себе, собственные принадлежности и других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
- Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения; интересуется судьбами родных.
- Расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности; находит информацию в разных источниках.
- Составляет рассказы о городе, расширяет знания об истории родного города, умеет действовать по собственному замыслу; инициирует общение и совместную с взрослыми и сверстниками деятельность.
- Ответственно относится к общественно-значимым заданиям; развивает активность.
- Владеет информацией: все то, что сделано руками людей на бирской земле, представляет собой национальное достояние и гордость края; памятники и достопримечательности города рассказывают о его возникновении и развитии. Самореализация.
- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для педагога:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для родителей:
Повышение уровня личностного сознания; укрепление отношений между детьми и родителями, самореализация.
МЕТОДЫ:
• Поиск и сбор информации.
• Поиск и систематизирование иллюстративного материала.
• Подбор художественной литературы, художественного материала.
• Непосредственно образовательная деятельность.
• Совместная деятельность в режимных моментах.
• Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности.
• Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
• Подбор, разработка дидактического материала, пособий, наглядного демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
• Создание уголка в группе по проблеме проекта.
• Презентация проекта.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Объяснить задачи проекта детям и родителям.
• Вызвать у родителей и детей интерес к проекту «Мой добрый город под названием Бирск...»
• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1.Непосредственно-образовательная деятельность:
Познание /формирование целостной картины мира/:
- «Наш любимый город».
- «Животные и растения моего края».
- Экскурсия в детский дендрарий «Берендей».
2. Познание /продуктивная деятельность-конструирование/:
- Проект детского городка «Бирские ранетки».
- Строительство нового микрорайона по плану-схеме.
3. Коммуникация:
- Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город!»
- Работа с сюжетной картиной бирского художника Алетдинова «Родные просторы» / «Река Белая»/.
- Творчество поэтов Татьяны Воробьевой и Александра Менькина «Воспеваю край родной».
4. Художественное творчество:
а) рисование
- «Город Бирск вечером».
- «Бирские просторы».
- «Что мы видели в музее?»
- «Любимое место отдыха».
б) аппликация
- «В саду созрели яблоки».
- «Родная улица моя».
- «Новый район города».
в) лепка
- «Памятник бирскому купцу».
- «Яблонька».
- «Бирские яблоки в корзине».
2. СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Наблюдение за красотой осеннего пейзажа.
• Наблюдение за яблоневым садом.
• Целевая прогулка по близлежащим улицам.
• Наблюдение на экологической тропе.
• Экскурсия в краеведческий музей.
• Посещение детской библиотеки: Выставка картин детского творчества - пластилинография.
• Познавательно-исследовательская деятельность: «Все о яблоке».
• Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций картин, фотоальбомов, книг по теме «Моя малая Родина-Бирск».
• Просмотр слайдов и видеоматериалов.
• Беседа «Город детства – он всегда любим».
• Беседа «Наши любимые места отдыха».
• Беседа «Известные люди моего города».
• Составление рассказов из личного опыта « Я твой житель».
• Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица».
• Ситуативный разговор «Таинственная золотая дверь».
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу».
• Сюжетно-ролевая игра «ТСК Бирск».
• Сюжетно-ролевая игра «Встреча с прекрасным».
• Сюжетно-ролевая игра «Сюрприз на день рождения»
• Дидактические игры: «Знаешь ли ты свой город?», «Заколдованный город», «Слушаем и размышляем», «Ответь - не ошибись», «Придумай предложение», «Логическое лото», «Назови профессию», Лото «Наш город», «Где находится памятник?»
• Театрализованная деятельность «Придумай волшебство».
• Продуктивная деятельность «Юные художники-пейзажисты».
• Творческая мастерская «Будущий архитектор»: изготовление макетов «По дороге в детский сад», «Торговые ряды».
• Блиц -турнир «Бирские загадки».
• Игра-викторина «Знатоки родного города».
• Подвижные игры «Ловкие ребята», «Круговая лапта», «Ловишки», «Удочка», «Не попадись».
• Игры малой подвижности: «Вершки и корешки», «Все наоборот», «Слушай и выполняй», «Летает - не летает».
• Строительная игра «Строительство нового дома».
• Строительная игра «Построим улицу города».
• Игровая ситуация «Подарок к юбилею города».
• Пальчиковые игры «Репка». «Лимон», «Дождик».
• Физкультминутки «Мы по городу шагаем», «Мы строгали, мы строгали», «Мост дружбы».
• Упражнения для формирования правильной осанки: «Сорви фрукт», «Ласточка».
• Профилактика плоскостопия: «Донеси, не урони», « В лесу».
• Дыхательная гимнастика: «Колокол», «Узнай по запаху», «Дует ветер», «Шарик».
• Зрительная гимнастика.
• Воспитание культурно-гигиенических навыков: формирование привычки следить за своим внешним видом, воспитание опрятности, поддержание порядка и чистоты в шкафу для одежды.
• Труд в уголке природы. Уход за комнатными растениями.
• Труд в природе. Сбор урожая в огороде. Пересадка цветочных растений из грунта в горшки. Уборка участка, веранды, построек.
• Дежурства в уголке природы, по столовой.
• Коллективный хозяйственно-бытовой труд: мытье игрушек, стирка кукольной одежды.
• Чтение художественной литературы: К. Паустовский «Теплый хлеб», Сухомлинский «Яблоко и рассвет». Малый фольклор: пословицы и поговорки о родной земле. Легенды об Агидели, об озере Шамсутдин. Рассказы и стихи про Бирск. Работа в уголке книги с иллюстрациями родного города.
• Прослушивание аудиозаписей: «Времена года» П. Чайковский, «Гимн Башкортостана» Ф. Идрисов.
• Пение: «Хорошо у нас в саду»/муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца/, «Моя Россия»/муз.Г. Струве, сл.И.Соловьевой/, «Песня про Бирск»/автор И. Алексеев/.
• Музыкально-художественная деятельность «Бирские мотивы».
3/ Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
- Родительское собрание. «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».
- Консультация для родителей «Организация семейного досуга в выходные дни «Бирск - маленьким бирянам».
- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей об истории города.
- Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- Участие родителей в проектной деятельности «Мой добрый город под названием Бирск».
Фотомонтаж «Наша прогулка-экскурсия по Бирску».
Выставки «Родная природа», «Воскресные зарисовки», «Городские достопримечательности».
Вечер стихов «Гордимся тобой, наш город родной!»
3 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
4 ЭТАП. Заключительный – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Знания, полученные во время осуществления проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формировать патриотические чувства у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили разнообразные проекты по теме «Мой добрый город под названием Бирск...». Красочно и оригинально презентовали свои проекты, сопровождая показом фотографий и слайдов. Все этапы проекта реализовывались через разные виды деятельности, использовался принцип развивающего дифференцированного подхода к каждому ребенку.
ИТОГИ РАБОТЫ.
Воспитательная ценность:
У детей появилось чувство гордости за свой город, за его неповторимую красоту, интерес к культуре и традициям разных национальностей, желание принимать активное участие в фестивале «Бирское яблоко».
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории возникновения родного города.