СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мой добрый город под названием Бирск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мой добрый город под названием Бирск"»

Проект "Мой добрый город под названием Бирск"

ПРОЕКТ
«Мой добрый город под названием Бирск...»
Авторы: Накарякова Т.А., воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад №15 «Родничок» г.Бирска

Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату; с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Мы живем в красивом старинном городе с тихим названием Бирск. Город возник в 1574 г. Назывался он село Архангельское. Его предназначение было – опорный пункт на середине пути от реки Кама по реке Уфе. Село было сожжено во время восстания башкир. В 1663 г. оно было отстроено заново. В 1774 г. город Бирск был взят войсками Салавата Юлаева, который являлся сподвижником Емельяна Пугачёва. Позднее Бирск был опять отстроен. Он стал развиваться с этих пор как культурный и торговый центр северо-востока Башкирии. В 1781 г. Бирск получил статус уездного города. К концу XIX в. основными занятиями жителей Бирска являлись торговля, скотоводство, кустарные ремёсла, земледелие, охота. Бирск – грузовой порт. Название города происходит от реки, протекающей по соседству – Бирь, что в переводе с башкирского означает «волчья». Сегодня Бирск является административным центром республики Башкортостан.

Главным брендом-символом Бирска являются бирские яблоки. Яблочные традиции уходят в самые истоки города. Феномен бирских садов заключается в особом микроклимате. Садам нужны склоны, чтобы холодный воздух скатывался вниз. В склонах же в Бирске недостатка никогда не было, вот яблоки и росли. Выращивали их при монастыре и инородческой школе, выращивали в своих небольших садиках. К вопросу выращивания яблок в Бирске подходили всегда творчески и, конечно же, выводили свои местные сорта. Яблок было так много, что в советское время в городе работал овощесушильный завод. В наше время возрождаются яблочные традиции. Уже несколько лет в нашем городе проводится фестиваль «Бирское яблоко», на котором проводится выставка-продажа яблок разных сортов, саженцев, кулинарных изделий из яблок, предметов прикладного искусства.

В детском дендрологическом парке Берендей создан первый и единственный в мире музей яблока. Здесь все посвящено яблочной тематике.

А в этом году наш город отмечает свой 356-летний юбилей. Мы знакомим детей с достопримечательностями родного города, участвуем в фестивале «Бирское яблоко». Дети интересуются самобытной культурой разных народов, проживающих в нашем городе, с любопытством рассматривают открытки, фотографии, картины, иллюстрации, буклеты о родном городе; делятся впечатлениями. В процессе наблюдений, во время беседы был сделан вывод, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Этим объясняется выбор темы проекта. Своей работой по данной теме мы хотим поделиться со своими коллегами.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2018 года - сентябрь 2019 года.

ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный, семейно-групповой.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитывать любовь к родному городу, закрепить понятие - малая Родина. Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город. Расширять представления детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, бытом, достопримечательностями. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ:

• Воспитывать любовь к родному городу.

• Расширять представления об истории родного города.

• Формировать интерес к прошлому и настоящему города Бирска.

• Познакомить с различными источниками получения информации.

• Углублять краеведческие знания о родном городе.

• Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш город.

• Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.

• Бережно относиться к историческому наследию города Бирска.

• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

• Формировать чувства сопричастности к родному краю, семье.

• Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, формировать умение соблюдать в процессе игры правила культурного поведения.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. Физическая культура. Художественное творчество. Музыка. Труд.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО ГОРОДА И РЕСПУБЛИКИ:

- Имеет представление о родном крае, его достопримечательностях.

- Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения мир природы.

- Имеет представление о себе, собственные принадлежности и других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

- Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения; интересуется судьбами родных.

- Расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности; находит информацию в разных источниках.

- Составляет рассказы о городе, расширяет знания об истории родного города, умеет действовать по собственному замыслу; инициирует общение и совместную с взрослыми и сверстниками деятельность.

- Ответственно относится к общественно-значимым заданиям; развивает активность.

- Владеет информацией: все то, что сделано руками людей на бирской земле, представляет собой национальное достояние и гордость края; памятники и достопримечательности города рассказывают о его возникновении и развитии. Самореализация.

- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для педагога:

Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для родителей:

Повышение уровня личностного сознания; укрепление отношений между детьми и родителями, самореализация.

МЕТОДЫ:

• Поиск и сбор информации.

• Поиск и систематизирование иллюстративного материала.

• Подбор художественной литературы, художественного материала.

• Непосредственно образовательная деятельность.

• Совместная деятельность в режимных моментах.

• Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности.

• Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

• Подбор, разработка дидактического материала, пособий, наглядного демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

• Создание уголка в группе по проблеме проекта.

• Презентация проекта.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

• Объяснить задачи проекта детям и родителям.

• Вызвать у родителей и детей интерес к проекту «Мой добрый город под названием Бирск...»

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1.Непосредственно-образовательная деятельность:

Познание /формирование целостной картины мира/:

- «Наш любимый город».

- «Животные и растения моего края».

- Экскурсия в детский дендрарий «Берендей».

2. Познание /продуктивная деятельность-конструирование/:

- Проект детского городка «Бирские ранетки».

- Строительство нового микрорайона по плану-схеме.

3. Коммуникация:

- Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город!»

- Работа с сюжетной картиной бирского художника Алетдинова «Родные просторы» / «Река Белая»/.

- Творчество поэтов Татьяны Воробьевой и Александра Менькина «Воспеваю край родной».

4. Художественное творчество:

а) рисование

- «Город Бирск вечером».

- «Бирские просторы».

- «Что мы видели в музее?»

- «Любимое место отдыха».

б) аппликация

- «В саду созрели яблоки».

- «Родная улица моя».

- «Новый район города».

в) лепка

- «Памятник бирскому купцу».

- «Яблонька».

- «Бирские яблоки в корзине».

2. СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

• Наблюдение за красотой осеннего пейзажа.

• Наблюдение за яблоневым садом.

• Целевая прогулка по близлежащим улицам.

• Наблюдение на экологической тропе.

• Экскурсия в краеведческий музей.

• Посещение детской библиотеки: Выставка картин детского творчества - пластилинография.

• Познавательно-исследовательская деятельность: «Все о яблоке».

• Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций картин, фотоальбомов, книг по теме «Моя малая Родина-Бирск».

• Просмотр слайдов и видеоматериалов.

• Беседа «Город детства – он всегда любим».

• Беседа «Наши любимые места отдыха».

• Беседа «Известные люди моего города».

• Составление рассказов из личного опыта « Я твой житель».

• Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица».

• Ситуативный разговор «Таинственная золотая дверь».

• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу».

• Сюжетно-ролевая игра «ТСК Бирск».

• Сюжетно-ролевая игра «Встреча с прекрасным».

• Сюжетно-ролевая игра «Сюрприз на день рождения»

• Дидактические игры: «Знаешь ли ты свой город?», «Заколдованный город», «Слушаем и размышляем», «Ответь - не ошибись», «Придумай предложение», «Логическое лото», «Назови профессию», Лото «Наш город», «Где находится памятник?»

• Театрализованная деятельность «Придумай волшебство».

• Продуктивная деятельность «Юные художники-пейзажисты».

• Творческая мастерская «Будущий архитектор»: изготовление макетов «По дороге в детский сад», «Торговые ряды».

• Блиц -турнир «Бирские загадки».

• Игра-викторина «Знатоки родного города».

• Подвижные игры «Ловкие ребята», «Круговая лапта», «Ловишки», «Удочка», «Не попадись».

• Игры малой подвижности: «Вершки и корешки», «Все наоборот», «Слушай и выполняй», «Летает - не летает».

• Строительная игра «Строительство нового дома».

• Строительная игра «Построим улицу города».

• Игровая ситуация «Подарок к юбилею города».

• Пальчиковые игры «Репка». «Лимон», «Дождик».

• Физкультминутки «Мы по городу шагаем», «Мы строгали, мы строгали», «Мост дружбы».

• Упражнения для формирования правильной осанки: «Сорви фрукт», «Ласточка».

• Профилактика плоскостопия: «Донеси, не урони», « В лесу».

• Дыхательная гимнастика: «Колокол», «Узнай по запаху», «Дует ветер», «Шарик».

• Зрительная гимнастика.

• Воспитание культурно-гигиенических навыков: формирование привычки следить за своим внешним видом, воспитание опрятности, поддержание порядка и чистоты в шкафу для одежды.

• Труд в уголке природы. Уход за комнатными растениями.

• Труд в природе. Сбор урожая в огороде. Пересадка цветочных растений из грунта в горшки. Уборка участка, веранды, построек.

• Дежурства в уголке природы, по столовой.

• Коллективный хозяйственно-бытовой труд: мытье игрушек, стирка кукольной одежды.

• Чтение художественной литературы: К. Паустовский «Теплый хлеб», Сухомлинский «Яблоко и рассвет». Малый фольклор: пословицы и поговорки о родной земле. Легенды об Агидели, об озере Шамсутдин. Рассказы и стихи про Бирск. Работа в уголке книги с иллюстрациями родного города.

• Прослушивание аудиозаписей: «Времена года» П. Чайковский, «Гимн Башкортостана» Ф. Идрисов.

• Пение: «Хорошо у нас в саду»/муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца/, «Моя Россия»/муз.Г. Струве, сл.И.Соловьевой/, «Песня про Бирск»/автор И. Алексеев/.

• Музыкально-художественная деятельность «Бирские мотивы».

3/ Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

- Родительское собрание. «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».

- Консультация для родителей «Организация семейного досуга в выходные дни «Бирск - маленьким бирянам».

- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей об истории города.

- Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.

- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

- Участие родителей в проектной деятельности «Мой добрый город под названием Бирск».

Фотомонтаж «Наша прогулка-экскурсия по Бирску».

Выставки «Родная природа», «Воскресные зарисовки», «Городские достопримечательности».

Вечер стихов «Гордимся тобой, наш город родной!»

3 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

4 ЭТАП. Заключительный – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Знания, полученные во время осуществления проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формировать патриотические чувства у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили разнообразные проекты по теме «Мой добрый город под названием Бирск...». Красочно и оригинально презентовали свои проекты, сопровождая показом фотографий и слайдов. Все этапы проекта реализовывались через разные виды деятельности, использовался принцип развивающего дифференцированного подхода к каждому ребенку.

ИТОГИ РАБОТЫ.

Воспитательная ценность:

У детей появилось чувство гордости за свой город, за его неповторимую красоту, интерес к культуре и традициям разных национальностей, желание принимать активное участие в фестивале «Бирское яблоко».

Познавательная ценность:

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала.

Умственная ценность:

Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории возникновения родного города.